ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Человек в системе мира. Человек и КосмосВ переводе с греческого, понятия «микрокосмос» и «макрокосмос» означают «малый мир» и «большой мир». В этих сопоставлениях выражено отношение человека к Вселенной. Уже в древнейших натурфилософских концепциях родилась догадка о том, что человек и космос находятся в неразрывной связи, что строение самого человека воспроизводит строение Вселенной. Идея о том, что человек – это микрокосмос, который отражает в себе Универсум, оказалась укорененной в философии. Человек есть отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира. Человек – природное существо, но философы подчеркивают, что ссылка на природность не исчерпывает сущности человека. Философия показывает, как в естественной особи природного обнаруживается духовное содержание, а затем раскрывает, как в органическом проступает нечто надприродное. Человек в равной степени и микрокосмос, и макрокосмос. Он – один из феноменов природного круговорота вещей, часть природы. Он зависит от циклов природы, ее динамики. Жизнь человека издавна подчинена объективным законам природы. Человек как микрокосмос есть природное создание. Положение о том, что человек есть микрокосмос, т.е. малый мир, связанный с большим миром выдвинул и развивал Демокрит. Он считал: во Вселенной всем управляет божественное начало, но сам человек тоже управляет неразумными животными. Так устроен и человек: одни его части, например разум, только управляют; другие, как сердце, и повинуются, и управляют; третьи, как вожделение, повинуются. В человеке же следует искать и разгадку тайны бытия – микрокосмоса. Этой истине учили многие философы: в человеке есть все – от камня до Божества. Лишь микрокосмос в состоянии постичь макрокосмос. «Человек потому постигает тайну Вселенной, что он одного с ней состава, что в нем живут те же стихии, действует тот же разум», - писал Н. А. Бердяев. Но человек не соткан только из природного вещества, в нем есть психическое и духовное. Значит, человек – высокоразвитое живое существо, живая система. Космос представляет собой также очень сложное образование. Человек и Космос, считает П. С. Гуревич (автор учебного пособия по основам философии для студентов средних учебных заведений), меряются своими силами как равные. У человека присутствует дар постижения Универсума, значит, можно сделать предположение, что человек космичен по самой своей природе, он обладает макрокосмичностью. Поэтому в современной философии человек трактуется не только как природное создание – «микрокосмос», а как существо, обладающее особой ролью в созидании мира. Человек понимается как специфическое космическое звено в грандиозном процессе развития мира. Известный французский философ и ученый Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) выстроил универсальную модель вселенской эволюции. Развитие Универсума он описывает как грандиозное приключение материи. Органический мир вырастает из неорганической природы, что дает основание Шардену представить как процесс развития Универсума как сложнейший и в значительной степени предопределенный процесс. Эволюция, по Шардену, мыслилась во вселенском масштабе как последовательные стадии: преджизнь (литосфера), жизнь (биосфера), мысль (ноосфера) и сверхжизнь. Макрокосмичность человека подтверждается тем, что он создал ноосферу – сферу духа, духовных богатств. Новейшие достижения современных наук позволяют радикально изменить представление о картине мира – открыты новые космические объекты, складываются новые представления об эволюционных процессах во Вселенной. Рождается принципиально новый образ природы, подтверждается космическая природа человека. Все больше человек убеждается, что у него нет другого дома, кроме природы, к которой он должен относиться как к вечной, священной ценности. Глоссарий
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|