Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философские концепции происхождения человека




Религиозно-идеалистическая Человек – творение Бога. Человек не имеет никакого отношения к животным – люди сотворены Богом отдельно от животных. Человек сотворен по образу и подобию Бога из праха земного на шестой день сотворения мира. Женщина создана из ребра мужчины
Научная Идея происхождения человека от животных в ходе биологической эволюции (3 млн.-2,5 млн. лет назад) обоснована в труде английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Он наметил также подход к пониманию человека как биосоциального существа. Этапы эволюции: · австралопитеки (южные обезьяны) – объем мозга 550 см/куб. передвигались на задних конечностях, вели наземный образ жизни, всеядное питание, использовали предметы природы; · питекантропы (обезьяна-человек) – объем мозга 900 см/куб., прямоходящие существа, походка неустойчивая, постоянные места обитания в пещерах, изготовление простейших орудий труда (рубила), охотились на крупных животных, использовали природный огонь; · неандертальцы (по названию места находки в Германии) – объем мозга 1200-1600 см/куб., изготовление более сложных орудий труда (скребло, остроконечник) из кости, добывали огонь искусственным путем, жили в пещерах и искусственно возведенных жилищах, использовали шкуры животных в качестве одежды, появляется речь, зачатки религии (погребальный ритуал), примитивное искусство (наскальная живопись), возникает праобщина; · кроманьонец – это совершенный человек, человек разумный. Появился около 40 тыс. лет назад. Качества, отличающие человека от животных: - сознание - труд - речь - общение.
Трудовая теория происхождения человека Получила распространение в XIX в. Сторонники теории (например, марксисты) считают, что именно труд создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, люди жили совместно, возникала потребность сказать что-то друг другу. Таким образом, решающими факторами превращения обезьяны в человека стали: - изготовление орудий труда - сплочение в общество - речь и мышление - регулирование брачных отношений (позднее). Фактически, мы проследили ход антропосоциогенеза,особенностью которого является то, что человек действует в ходе эволюции и создает общество не на генетически передаваемой информации, а на формировании опыта, т.е. человек создает новые, культурные, а не биологические способы приспособления к миру – начинается социальная история.
Теория символизации Американский философ и культуролог Л. Уайт критически переосмыслил трудовую теорию становления человека, предложил теорию символизации, суть которой сводится к тому, что человек приспосабливается к окружающей среде с помощью символических средств. Способность создавать символы, наделять ими предметы, оперировать ими отмечал немецкий философ Э. Кассирер, по его мнению, человек – существо символизирующее,это главное отличие человека от животного.
Учение о космической эволюции человека и человечества – Живая Этика Создателями этой теории стали ученики Махатм (Духовных Учителей) – Е. П. Блаватская, Е. А. Рерих, Н. К. Рерих и др. Это пример эзотерической философии (тайной, скрытой). Последователи этой философии отвергают как теологическую, так и эволюционно-дарвинистское представление о происхождении человека. Человек произошел от энергетических (астральных) форм жизни, появившихся на Земле из космоса десятки (сотни?) миллионов лет назад. В результате биологической эволюции из небиологической появились белково-нуклеиновые формы, которые дали начало живому – с этого момента начинается история биологического разумного человека – это произошло 18 млн. лет назад. Появление разума у человека объясняется влиянием Разума Космического. Человек – сложная система биологического и энергетических («тонких») тел: физического, астрального, эфирного и др. После биологической смерти физическое тело разлагается и рассеивается, но сущность человека не умирает – она переходит в Тонкие миры, т.е. в другие формы бытия. Духовное ядро человека опять воплощается в новом теле.
Теория инопланетного происхождения человека Автор теории К. Ворильен, руководитель всемирной секты раэлитов: человек не является продуктом естественной эволюции природы. Люди – потомки клонов, созданных 25 тыс. лет назад лабораторным путем инопланетной цивилизацией, использовавшей Землю в качестве научной лаборатории. Достигнув должного уровня прогресса, земляне будут клонировать другие миры – так происходит размножение разумной жизни во Вселенной. Небесные отцы – элохимы наблюдают за нами уже которое тысячелетие, все наши помыслы и деяния каждого заносят в компьютерный банк данных – могут любого из нас воссоздать, взяв клетку умершего тела. Большинство серьезных исследователей считают эту теорию не заслуживающей достойного внимания.
Радиационная (аномальная, неестественная) гипотеза Согласно этой гипотезе 15-5 млн. лет назад в результате высокой тектонической и вулканической активности произошло вскрытие урановых залежей, что привело к скачку радиации, оказавшей влияние на генетическую структуру обезьян: человек – потомок этих обезьян, ему понадобилось 2 млн. лет, чтобы перейти к трудовой деятельности, которая принесла ему спасение.

 

Это далеко не весь перечень теорий, объясняющих происхождение человека – названы лишь те, которые наиболее известны давно и некоторые, ставшие популярными совсем недавно. Например, не рассмотрена теория возникновения человека в результате случайной, непредсказуемой мутации, теория о том, что «наш мир, наша действительность – это виртуальный мир», которую поддерживает американский профессор философии Ник Бостром, и другие.

В современных взглядах на природу человека получает все большее распространение теория генно-культурной коэволюции (совместимое, взаимосогласованное развитие человека и природы). Ее суть в том, что гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой.

Концепция антропосоциогенезабыла обоснована в рамках марксистского учения о человеке. Человек в марксизме понимается, как уже говорилось в пособии, как существо с двойственной природой. С одной стороны, он существо общественное, социальное, с другой – он является частью природы, животного мира.

Антропосоциогенез – это процесс вытеснения из жизни человека биологических законов и замена их социальными. Биологические законы не отменяются совсем, они лишь облекаются в социальные нормы. Он представляет собой процесс, длящийся тысячелетиями. Это процесс становления человека.

В соответствии с биологическими законами развитие индивида (отдельного человека) повторяет развитие вида. Так, развитие одного человека повторяет основные этапы развития человеческого рода. На уровне отдельного человека процесс антропосоциогенеза называется «социализация».

Социальное и природное в обществе – области неразрывной единой общественной жизни, взаимосвязанные человеческой деятельностью. В литературе выделяется генетический, структурный и функциональный аспекты взаимосвязи природы и общества.

Рассмотрим генетическийаспект. Генезис развития социальной формы движения материи имел две большие исторические фазы – взгляните на схему.

Схема

В узком смысле социогенез(возникновение человеческого общества) связан с первой фазой. Он представляет собой процесс нормирования общественных отношений.

Начальную форму организации общества называют первобытным стадом.Этот термин передает переходное состояние между предчеловеческим стадом и «готовым», сформировавшимся обществом. Начало эпохи первобытного человеческого стада совпадает с появлением искусственных орудий труда. Конечным рубежом ее было появление родового строя.Это произошло около 40 тыс. лет назад.

Первобытное человеческое стадопредставляло собой небольшую группу людей из 20-30 взрослых членов. Формой трудовой деятельности, которая больше всего стимулировала организованность первобытного стада, была охота, и прежде всего охота на крупных животных. Поведение предков человека определялось не только стадными, то так же, как поведение всех животных, чисто эгоистическими рефлексами. Это положение сохранилось и в раннем человеческом стаде. Здесь шла острая борьба между эгоистическими и стадно-коллективистскими формами поведения.

Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Можно сказать поэтому, что уже на самых ранних этапах антропогенеза (напомню, становления человека) и социогенеза имело место подавления животного эгоизма в добывании и распределении пищи, в половой жизни и т.д. С возникновением первобытного стада зависимость особи от совместной жизнедеятельности всех членов стада оказалась абсолютной и непосредственной. Чтобы обеспечить обмен веществ и воспроизводство тканей своего собственного организма, чтобы выжить, первобытный человек был вынужден вести не индивидуальный, биологический, а совместный, социально-трудовой, деятельный образ жизни.

Развитие загонной охоты, совместная защита от хищных животных, поддержание огня – все это способствовало консолидации первобытного человеческого стада, развитию сначала инстинктивных, а затем осознанных форм взаимопомощи. Таим образом, стадный образ жизни помог человеку преодолеть его физиологический индивидуализм.

С завершением процесса формирования общества – появлением первобытнообщинной формации – прекращается антропогенез. Таким образом, социогенез одновременно обусловливал антропогенез. И неверно считать, отмечают исследователи, что антропогенез предшествовал социогенезу. Ведущим в антропогенезе является социализация антропоидов.Через предметно-деятельное общение формировался социальный опыт. Таким образом, социализация – это процесс формирования у гоминид(древнейших людей)социальной сущности.Социализация – это процесс очеловечения, включающий в себя как биологические предпосылки, так и само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности.

Активная формообразующая роль труда и связанного с ним образа жизни в изменении и становлении человека были рассмотрены Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Трудовая деятельность в зачаточном, инстинктивном и неустойчивом виде имеется и у некоторых животных. Главное же отличие человеческого труда от обрабатывающей деятельности животных состоит в усложнении изготовления орудий.

В непрерывном производстве орудий изменились различные органы тела и мозг гоминид. С развитием труда развиваются речь и мозг древнейших людей. Именно труд, абстрактность мысли и вторая сигнальная система выделяют человека из мира животных.

Употребление первых орудий труда содействовало вызреванию социальных связей. Специфику образа жизни начинают определять не биологические, а социальные отношения. У человека формируются социально обусловленные потребности. При переходе к искусственным орудиям труда появилось то, чего нет в мире животных, - материальное производство.

Частью общественной жизни является также географическая среда.

Подводя итоги, повторим, - сущность человека в его общественном бытии, социальность проявляется в ходе развития человечества в следующих сторонах жизни:

- управление инстинктами (социальные запреты – табу, например «не убий», возникновение семьи и частной собственности)

- целенаправленный труд (в марксизме считается, что именно труд, целенаправленная деятельность сделали человека человеком, а использование орудий труда и их усовершенствование является главной отличительной чертой человека от мира животных)

- антропоморфные изменения (прямохождение, изменение пропорций тела, развитие кисти руки и главное – головного мозга)

- развитие сознания (человеческое сознание – это структура, благодаря которой возможно идеальное воспроизведение действительности, целеполагание и нахождение способов достижения поставленных целей и задач).




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных