ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философские концепции происхождения человека
Это далеко не весь перечень теорий, объясняющих происхождение человека – названы лишь те, которые наиболее известны давно и некоторые, ставшие популярными совсем недавно. Например, не рассмотрена теория возникновения человека в результате случайной, непредсказуемой мутации, теория о том, что «наш мир, наша действительность – это виртуальный мир», которую поддерживает американский профессор философии Ник Бостром, и другие. В современных взглядах на природу человека получает все большее распространение теория генно-культурной коэволюции (совместимое, взаимосогласованное развитие человека и природы). Ее суть в том, что гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Концепция антропосоциогенеза была обоснована в рамках марксистского учения о человеке. Человек в марксизме понимается, как уже говорилось в пособии, как существо с двойственной природой. С одной стороны, он существо общественное, социальное, с другой – он является частью природы, животного мира. Антропосоциогенез – это процесс вытеснения из жизни человека биологических законов и замена их социальными. Биологические законы не отменяются совсем, они лишь облекаются в социальные нормы. Он представляет собой процесс, длящийся тысячелетиями. Это процесс становления человека. В соответствии с биологическими законами развитие индивида (отдельного человека) повторяет развитие вида. Так, развитие одного человека повторяет основные этапы развития человеческого рода. На уровне отдельного человека процесс антропосоциогенеза называется «социализация». Социальное и природное в обществе – области неразрывной единой общественной жизни, взаимосвязанные человеческой деятельностью. В литературе выделяется генетический, структурный и функциональный аспекты взаимосвязи природы и общества. Рассмотрим генетический аспект. Генезис развития социальной формы движения материи имел две большие исторические фазы – взгляните на схему. Схема
В узком смысле социогенез (возникновение человеческого общества) связан с первой фазой. Он представляет собой процесс нормирования общественных отношений. Начальную форму организации общества называют первобытным стадом. Этот термин передает переходное состояние между предчеловеческим стадом и «готовым», сформировавшимся обществом. Начало эпохи первобытного человеческого стада совпадает с появлением искусственных орудий труда. Конечным рубежом ее было появление родового строя. Это произошло около 40 тыс. лет назад. Первобытное человеческое стадо представляло собой небольшую группу людей из 20-30 взрослых членов. Формой трудовой деятельности, которая больше всего стимулировала организованность первобытного стада, была охота, и прежде всего охота на крупных животных. Поведение предков человека определялось не только стадными, то так же, как поведение всех животных, чисто эгоистическими рефлексами. Это положение сохранилось и в раннем человеческом стаде. Здесь шла острая борьба между эгоистическими и стадно-коллективистскими формами поведения. Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Можно сказать поэтому, что уже на самых ранних этапах антропогенеза (напомню, становления человека) и социогенеза имело место подавления животного эгоизма в добывании и распределении пищи, в половой жизни и т.д. С возникновением первобытного стада зависимость особи от совместной жизнедеятельности всех членов стада оказалась абсолютной и непосредственной. Чтобы обеспечить обмен веществ и воспроизводство тканей своего собственного организма, чтобы выжить, первобытный человек был вынужден вести не индивидуальный, биологический, а совместный, социально-трудовой, деятельный образ жизни. Развитие загонной охоты, совместная защита от хищных животных, поддержание огня – все это способствовало консолидации первобытного человеческого стада, развитию сначала инстинктивных, а затем осознанных форм взаимопомощи. Таим образом, стадный образ жизни помог человеку преодолеть его физиологический индивидуализм. С завершением процесса формирования общества – появлением первобытнообщинной формации – прекращается антропогенез. Таким образом, социогенез одновременно обусловливал антропогенез. И неверно считать, отмечают исследователи, что антропогенез предшествовал социогенезу. Ведущим в антропогенезе является социализация антропоидов. Через предметно-деятельное общение формировался социальный опыт. Таким образом, социализация – это процесс формирования у гоминид (древнейших людей) социальной сущности. Социализация – это процесс очеловечения, включающий в себя как биологические предпосылки, так и само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности. Активная формообразующая роль труда и связанного с ним образа жизни в изменении и становлении человека были рассмотрены Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Трудовая деятельность в зачаточном, инстинктивном и неустойчивом виде имеется и у некоторых животных. Главное же отличие человеческого труда от обрабатывающей деятельности животных состоит в усложнении изготовления орудий. В непрерывном производстве орудий изменились различные органы тела и мозг гоминид. С развитием труда развиваются речь и мозг древнейших людей. Именно труд, абстрактность мысли и вторая сигнальная система выделяют человека из мира животных. Употребление первых орудий труда содействовало вызреванию социальных связей. Специфику образа жизни начинают определять не биологические, а социальные отношения. У человека формируются социально обусловленные потребности. При переходе к искусственным орудиям труда появилось то, чего нет в мире животных, - материальное производство. Частью общественной жизни является также географическая среда. Подводя итоги, повторим, - сущность человека в его общественном бытии, социальность проявляется в ходе развития человечества в следующих сторонах жизни: - управление инстинктами (социальные запреты – табу, например «не убий», возникновение семьи и частной собственности) - целенаправленный труд (в марксизме считается, что именно труд, целенаправленная деятельность сделали человека человеком, а использование орудий труда и их усовершенствование является главной отличительной чертой человека от мира животных) - антропоморфные изменения (прямохождение, изменение пропорций тела, развитие кисти руки и главное – головного мозга) - развитие сознания (человеческое сознание – это структура, благодаря которой возможно идеальное воспроизведение действительности, целеполагание и нахождение способов достижения поставленных целей и задач). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|