ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проектная деятельность как способ познания и преобразования действительности.РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ А.В. Гапоненко
Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия (модуль «Проектирование»)
Курс лекций для студентов 1 курса
направления подготовки: 05.03.06 – ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 20.03.01 – ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 20.03.02 – ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Москва 2016 г. Оглавление Введение. 4 1. Проектная деятельность как способ познания и преобразования действительности. 5 1.1 Типы проектов. 5 1.2 Структура знаний (функций) управления проектами. 8 1.2.1 Управление содержанием проекта. 8 1.2.2 Управление временем.. 9 1.2.3 Управление стоимостью.. 10 1.2.4 Управление качеством.. 11 1.2.5 Управление персоналом.. 12 1.2.6 Управление коммуникациями. 14 1.2.7 Управление рисками. 15 1.2.8 Управление поставками и контрактами. 16 1.2.9 Управление интеграцией. 17 1.3 Системы автоматизации проектирования. 20 1.4 Разработка концепции инновационного проекта. 21 1.4.1 Формирование замысла проекта. 21 1.4.2 Предварительная проработка целей и задач проекта. 22 1.4.3 Декларация о намерениях. 22 1.5 Планирование проекта. 22 1.5.1 Общие вопросы планирования. 23 1.5.2 Создание структуры разбиения работ. 23 1.5.3 Планирование времени. 25 1.5.4 Документирование плана проекта. 26 1.6 Реализация проекта. 26 1.6.1 Мониторинг и контроль хода осуществления проекта. 27 1.6.2 Осуществление корректирующих воздействий. 28 1.6.3 Ведение переговоров. 29 1.6.4 Разрешение конфликтов. 30 1.6.5 Книга проекта. 32 1.6.6. Завершение проекта. 32 1.6.7. Выход из проекта. 34 2. Методы проектирования. 34 2.1 Мозговой штурм (мозговая атака). 34 2.2 Фундаментальный метод Мэтчетта. 35 2.3 Исследование потребителей. 35 2.4 Поиск границ. 36 2.5 Кумулятивная стратегия Пейджэ. 36 2.6 Функционально-стоимостный анализ. 37 2.7 Инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. 38 2.8 Метод эвристических приемов. 39 2.9 Методы исследования структуры проблемы.. 39 1.10 Метод переключения стратегии. 40 1.11 Системотехнический подход к проектированию.. 40 1.12 Системная технология вмешательства. 41 3. Проектная деятельность в процессе обучения в вузе. 42 Литература. 51
Введение Лекции разработаны на основе материалов «Управление проектами» http://in-projects.ru/ Проектирование является одним из аспектов творчества человека, основанном на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке и активном включении в практическую исследовательскую работу. Существует много определений понятия «проект» (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд). Достаточно четко прослеживаются два подхода к определению понятия «проектирование» — инженерный подход и бизнес подход. Инженерный подход связывает проектирование с процессом создания новых объектов. Бизнес-подход рассматривает процесс проектирования более широко и включает в него инженерный подход как составную часть. Существует много определений понятия «проектирование», Остановимся лишь на некоторых из них. В современном экономическом словаре (Б. Райзберг, Л. Лозовский, Е. Стародубцева) проект – это замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации [1]. Бизнес-словарь определяет проект как замысел, идея, образ, включающие описание, обоснование, расчеты и чертежи [1]. Г. Архангельский в Глоссарии терминов тайм-менеджмента (Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы, 2003 г.) говорит, что проект –это совокупность действий, ограниченная во времени и имеющая целью создание некоторого уникального продукта. В личной работе проекту он противопоставляет регулярно повторяющуюся задачу, результат решения которой не уникален [1]. Кроме того, проектирование, по определению различных авторов, это это: - отыскание физических компонентов какой-либо физической структуры [Александер]; - целенаправленная деятельность по решению задач [Арчер]; - принятие решений в случае неопределенности и с тяжелыми последствиями е случае ошибки [Азимов]; - моделирование предполагаемых действий до их осуществления, повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в конечном результате | Буккер]; - определяющий фактор для тех частей изделия, которые вступают в контакт с людьми [Фарр]; - создание изделия в соответствии с обстановкой при максимальном учете всех требований [ Грегори ]; - осуществление очень сложного акта интуиции [Джонс]; - оптимальное удовлетворение суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий [Мэтчетт]; - выявление и разрешение конфликтов в многомерных ситуациях [Мэтчетт]; - вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего [Пейдж]; - творческая деятельность, которая вызывает к жизни нечто новое и полезное, чего ранее не существовало [Ризуик]; - процесс создания модели оптимального качества для несуществующего изделия или явления [Коновалов]. Из приведенных определений видно, что некоторые исповедуют инженерный подход при определении процесса проектирования. Другие придают термину «проектирование» более широкую смысловую нагрузку. Обобщив ряд определений данного понятия, будем считать, что проект – это система планируемых и реализуемых последовательных познавательных и преобразовательных действий, направленных на достижение определенного результата, создания конечного продукта с заданными признаками и свойствами в рамках утвержденного графика работы. Проектная деятельность как способ познания и преобразования действительности. Типы проектов Для начала следует разобраться в многообразии проектов и способов проектной деятельности. Следует различать понятия «учебный проект», «научный проект», «социальный проект». Целью учебного проекта является приобретение обучающимся исследовательских навыков как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Проектирование исследовательской деятельности студентов базируется на методологии и методах исследования, разработанных и принятых в науке. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается, базируется на научных традициях традициями с учетом специфики учебного исследования. Цель научного проекта заключается в постижении истины, приобретении нового знания. Цель социального проекта определяется социальной потребностью общества. По планируемым результатам и характеру деятельности проекты могут подразделяться на: - исследовательские, - конструктивные, - прикладные, - информационные, - творческие. Главным результатом исследовательского проекта является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процесса исследования. Результатом конструктивного проекта является конкретное изделие (модель), программа, некий практический результат. Прикладные проекты нацелены на решение конкретной практико ориентированной задачи, результат обычно нацелен на социальные интересы исполнителей работы или внешнего заказчика. Информационный проект направлен на сбор и анализ информации о конкретном объекте или явлении и предусматривает выбор процедуры сбора и обработки данных, анализ и обобщение конкретных фактов, обсуждение применения полученных результатов, их сопоставление с официальными статистическими данными. В этом проекте может применяться интервьюирование десятков самых разных респондентов с широким охватом разнообразнейших сфер социальной политики, истории, культуры, быта. Результат творческого проекта заключается в создании продукта творчества (например, сборника стихов, концертной программы, произведения искусства, путеводителя, видеофильма, сценария театральных постановок и др.). По срокам реализации проекты могут быть: - краткосрочные, разрабатываемые на протяжении нескольких дней; - средней продолжительности (до одного – двух месяцев); - долгосрочные (до нескольких лет). Проекты по форме могут быть: - индивидуальными; - групповыми. По характеру проектируемых изменений: - инновационные; - поддерживающие. По особенностям финансирования: - инвестиционные; - спонсорские; - кредитные; - бюджетные; - благотворительные. По масштабам: - мегапроекты; - малые проекты; - микропроекты. Проектная деятельность – метод активизации познавательной активности, приобретения практических навыков исследовательской, творческой, самостоятельной работы, элементов профессиональной деятельности и формирование образа «Я». Цель проектирования в учебной деятельности – формирование активной жизненной позиции, саморазвитие в предстоящей профессиональной деятельности путем осознания себя субъектом этой деятельности; развитие логического мышления, потребности в самопознании, самообразовании и самопреобразовании в соответствии с намеченными целями; приобретение практического опыта работы с информацией (поиск, обработка, использование), планирования и выполнения действий, направленных на разрешение проблемы, создания конечного продукта деятельности; формирование коммуникативных навыков, сотрудничества, умений самопрезентации; стимулирование инициативы. Задачи проектной деятельности соответствуют типу проекта и его направленности. Содержание проекта составляет совокупность взаимосвязанных между собой блоков по выбору темы, формулировке цели, задач, определению объекта и предмета проектной деятельности, выдвижению гипотезы, определению возможности и целесообразности выполнения проекта, выбор методов, технологий, способов его реализации и представления (защиты). Этапы жизненного цикла проекта - разработка концепции проекта; - оценка жизнеспособности проекта; - планирование проекта; - составление бюджета; - этапы реализации проекта; - предварительный контроль; - коррекция по итогам мониторинга; - защита проекта; - завершение и ликвидация проекта. Схема описания проекта - название; - описание проблемы; - цель проекта; - задачи проекта; - содержание деятельности; - срок реализации проекта; - ожидаемые результаты проекта; - ресурсы проекта; - смета расходов; - возможные риски проекта [1]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|