Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проектная деятельность в процессе обучения в вузе




Образовательная технология проектного обучения не является новой в педагогике. Метод проектов получил широкое распространение в США в начале ХХ века. В России он стал известен в 20-х годах прошлого века и широко использовался в ранней советской педагогике.

В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов Д. Дьюи, Лая, Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. По мнению Д. Дьюи опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов. Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности школьники самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи. Первые десятилетия советской школы были связаны с использованием в обучении исследовательского подхода, заимствованного из американской педагогики. Были обращения к студийной системе, одним из вариантов которой был «Метод проектов».

Интерес к включению проектной деятельности в образовательный процесс повторно возник в конце ХХ века. Метод проектов исследовали ряд отечественных и зарубежных педагогов, в частности, Гузеев В.В. [1], Пахомова Н. Ю. [1], Чечель И.Д. [1] и др. Однако, большинство исследований посвящено проектной деятельности школьников.

Применение метода проектов связано с рядом существенных преимуществ по сравнению с традиционным обучением.

1. Метод проектов способствует успешной социализации обучающихся, что приводит к формированию личности, понимающей и принимающей социальные ценности в целом.

2. На всех этапах выполнения проекта есть возможность развития творческих способностей обучающихся.

3. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, обучающиеся исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому индивидуальную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.

4. Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.

Существуют различные методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся школ [1]. Однако, проектирование в системе высшего образования имеет свою специфику, заключающуюся в том, что происходит стирание границы между учебным и научным проектом. Промежуточными итоговыми обязательными студенческими проектами являются курсовые и выпускные квалификационные работы (бакалаврская работа, магистерская диссертация, кандидатская диссертация).

При включении проектной деятельности в процесс обучения в вузе следует исходить из следующих принципов:

- личностной направленности – работа над проектом основывается на личных мотивах участников, стимулирует развитие их личностных качеств и позволяет приобрести практический опыт;

- системности – проектная деятельность организуется на основе межпредметных связей в соответствии с её целями и задачами;

- последовательности – работа над проектом осуществляется в соответствии с планом действий и графиком работы; выполнение проектов осуществляется поэтапно; этапы взаимосвязаны друг с другом;

- преемственности – некоторые проекты могут реализовываться модульно на протяжении двух и более лет, иногда разными группами участников проекта, углубляющих или развивающих отдельные направления.

- непрерывности – проектная деятельность является средством приобретения общепрофессиональных и профессиональных компетенций с первого курса и на протяжении всего обучения в вузе.

 

Требования к применению метода проектов в практике обучения:

наличие значимой исследовательской или творческой проблемы

практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;

ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность учащихся;

структурирование содержательной части проекта;

использование исследовательских методов [1].

 

Включение студентов в проектную деятельность во время обучения может осуществляться в разных формах.

1. При выполнения профессиональных проб в рамках учебных курсов.

Выполнение профессиональных проб в рамках учебных дисциплин предоставляет широкую возможность освоения элементов исследовательской, практической деятельности с использованием метода проектов. Целью профессиональных проб является формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Задачи: ознакомление участников со спецификой профессиональной деятельности; формирование и развитие профессионально важных качеств в избранном виде деятельности; обучение способам самоподготовки к выбору профессии и самореализации в ней.

Наиболее полные исследования влияния использования профессиональных проб на профессиональное самоопределение и становление личности осуществлялось коллективом учёных под руководством Чистяковой С.Н. [1].

2. Посредством индивидуальной подготовки к предметным олимпиадам, конференциям, семинарам, круглым столам, конкурсам.

Студенческие олимпиады, особенно по предметам естественно-научного профиля, всегда включают практические туры, подготовку к которым целесообразно осуществлять с использованием метода проектов, что стимулирует развитие исследовательской и творческой направленности личности. Конференции, конкурсы, круглые столы, семинары позволяют представить результаты проектной деятельности, обсудить и провести научную оценку представленных проектов, скорректировать направления исследований.

3. В рамках грантовой деятельности.

4. Через организацию групповой деятельности на занятиях в кружках, студенческом научном обществе (СНО).

5. При выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.

Проектная деятельность может быть организована с помощью и под руководством педагога вуза или руководителя практики на производстве во время учебной, производственной, преддипломной или научной-исследовательской практики.

 

Первое и одно из наиболее важных условий успешной реализации любого проекта – выбор темы. Удачный выбор темы, соответствующий познавательным потребностям студента, формирует интерес к проектной деятельности в начале работы. Тема может определяться студентом самостоятельно или выбираться из предложенных педагогом. Целесообразно останавливаться на темах, в разработке которых используется краеведческий материал. Этот прием способствует формированию осознанного, личностно-ориентированного отношения обучающегося к проекту, осознания им себя субъектом исследовательской и преобразующей деятельности.

Проектные задания могут быть распределены по сферам деятельности (по Климову Е.А.) [1]. Например, при изучении экологии можно предложить студентам следующие варианты проектных заданий.

- Человек – человек:

Актуальное интервью.

Исследование экологической грамотности учащихся.

Стрессовые факторы мегаполиса.

Оценка экологического благополучия района … жителями.

- Человек – природа:

Экологические аспекты озеленения.

Мониторинг экологического состояния экосистемы участка N.

Оценка воздействия на окружающую среду….

Экологическое значение зеленых насаждений.

Экогенный характер респираторных заболеваний.

- Человек – техника:

Использование технических средств при изучении миграции копытных.

Экологические риски технологической схемы … производства (предприятия).

«Умный» дом.

Влияние электро-магнитных полей, возникающих в квартире, на здоровье человека.

- Человек – знаковая система:

Моделирование динамики численности популяции …

Моделирование трофических связей в экосистеме луга, расположенного на территории Московского региона.

Оценка динамики численности популяции… в зависимости от объёма и качества пищевых ресурсов.

Оценка продуктивности экосистемы…

- Человек – художественный образ:

Ландшафтный дизайн сквозь призму времени.

Использование вертикального озеленения в дизайне городов.

Город-сад как явление культуры (исторический аспект).

Разработка проекта ландшафтного дизайна территории…

Направления и ориентировочные темы проектов по каждой учебной дисциплине могут быть представлены в «Банке тем проектных работ». Вариативность тем проектов позволяет студентам выбрать тему, наилучшим образом отражающую их профессиональные интересы. Часто проекты затрагивают несколько сфер деятельности. В этом случае целесообразно декомпозировать проект на отдельные направления деятельности и предложить студентам выполнить узкое задание в рамках большого проекта.

Для определения темы проектной деятельности, выходящей за рамки предложенных в «Банке тем проектных работ» можно использовать метод «мозгового штурма». Это помогает педагогу выявить направления познавательной активности студентов, а обучающимся озвучить свои идеи, оценить их правильность и своевременность, попытаться найти единомышленников и сформировать группу исполнителей проекта.

Определение познавательных интересов и темы исследований идёт одновременно с формированием коллектива студентов, планирующих участвовать в реализации проекта. Проектная группа возникает на основании совместных интересов и склонностей студентов. Большое внимание следует уделять установлению хороших рабочих отношений между всеми членами группы, оказанию ими поддержки друг другу, веры в общую цель, стремлению к ее достижению и использованию для этого всех факторов успеха реализации проекта. Группа четко определяет условия принятия решений, члены группы распределяют обязанности и ответственность, выявляют, какие ресурсы могут быть использованы. Роль педагога заключалась в создании соответствующих условий работы группы, способствующих продуктивному творчеству.

После определения темы проекта студенты делают его обоснование, где указывают мотивы выбора направления исследований, цель проекта и его социальную значимость, задачи, объект и предмет исследования, область применения результатов проекта. Затем участники проектной группы, исходя из обоснования проекта, наличия знаний, умений, возможностей материально-технического обеспечения определяют последовательность этапов проектирования и методы, предполагаемые использовать в ходе проектной деятельности. Все эти сведения носят описательный характер и отражаются в техническом задании к проекту.

Следующим этапом является планирование технологии изучения или изготовления объектов: разработка технологического процесса и соответствующей документации (схем, бланков, эскизов, моделей, и т.д.).

Содержание проекта определяется избранной темой, поставленными целями и задачами.

Защита проекта, как правило, включает:

- стендовое представление проекта;

- представление проекта докладчиком или группой докладчиков;

- вопросы слушателей и ответы участников проекта на вопросы;

- анализ и оценка педагогом результатов работы группы в целом и отдельных участников проектной деятельности.

 

Разнообразные студенческие образовательные проекты и методика их выполнения были представлены в наших работах ранее [1]. Рассмотрим проектную деятельность студентов и работу по педагогическому сопровождению педагога в процессе выполнения профессиональной пробы более подробно на примере проекта «Мониторинг экологического состояния экосистемы участка N». Работа может выполняться на трех уровней сложности.

Первоначально студентам предлагается выполнить работу по определению характеристик экосистемы, которые необходимо исследовать в дальнейшем. Для этого они должны ознакомиться с составом изучаемого объекта, его строением, процессами, происходящими в нем, влиянии на данную экосистему различных внешних факторов.

Подготовленность членов группы определяет возможность осуществления проекта на трёх уровнях сложности.

Студенты, выбравшие задания первого уровня сложности, выполняют их вместе с преподавателем, пользуясь его наводящими вопросами, рекомендациями.

Второй уровень сложности предполагает самостоятельное выполнение задания участниками проектной группы. Они работают со справочной литературой, учебниками, анализируют литературные источники, находят аналогии, самостоятельно формулируют задания. При этом преподаватель ориентирует студентов в источниках информации, многообразии литературы по теме исследования, помогает правильно пользоваться терминологией и грамотно формулировать выводы.

Третий уровень сложности предусматривает самостоятельную разработку студентами плана работы по исследованию экосистемы участка с использованием справочной литературы. Студенты, выполняющие пробу, изучают аналоги данной исследовательской работы, анализируют недостатки и преимущества предыдущих работ. При необходимости преподаватель консультирует их относительно возникших затруднений.

На защиту представляются проекты, содержащие различные аспекты исследования экосистемы участка. Они включают:

1. Составление плана-схемы участка: границы участка, расположение строений, строений и сооружений, деревьев, кустарников, клумб, рабаток, газонов на территории участка, расположение дорог и тропинок, проходящих по территории участка.

2. Определение типа экосистемы: естественная (природная) или искусственная (антропогенная); автотрофная или гетеротрофная.

3. Определение биоморфологического (виды растений, животных, грибов, микроорганизмов) и экологического состава экосистемы (автотрофы (продуценты): фотоавтотрофы, хемоавтотрофы; гетеротрофы: консументы: фитофаги, зоофаги, паразиты; симбиотрофы; детритофаги (сапротофаги); редуценты).

4. Составление пищевых цепей, и пищевых сетей.

5. Анализ почвы экосистемы.

6. Анализ вод и водного баланса экосистемы.

7. Определение объектов, загрязняющих экосистему (составление перечня предприятий, фирм и организаций, расположенных рядом со исследуемым объектом по собственным наблюдениям и материалам печати, выявление специфики их производственной деятельности и ее влияния на экосистему участка.

8. Определение типов загрязнений экосистемы, мест наибольшего замусоривания ТБО.

9. Оценка экологического равновесия экосистемы.

10. Составление предложений об улучшении состояния экосистемы.

Каждый проект представляется аудитории с использованием наглядного материала: планов-схем, гербариев, коллекций, фотографий и т.д., оформляется демонстрационный стенд. После представления проекта студенты отвечают на вопросы, рассматривают некоторые аспекты, способствующие или препятствующие поддержанию экологического равновесия экосистемы, уточняют планы дальнейших исследований, поскольку результаты проекта возможно использовать в дальнейшем.

Защита проекта способствует формированию и развитию творческого мышления студентов, осознанию ими своей роли в решении локальных экологических проблем.

Таким образом, работа над проектом включает несколько этапов, каждый из которых можно подразделить на подэтапы.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных