Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Совершенная конкуренция. Для рынка совершенной конкуренциихарактерно:




Для рынка совершенной конкуренции характерно:

Модель совершенной конкуренции базируется на четырех условиях:

1. Наличие на рынке большого числа предприятий-продавцов и покупателей товаров и услуг, из чего следует, что рыночная цена для фирм является заданным параметром, на которую каждый продавец в отдельности не может повлиять своим решением;

2. Фирмы продают идентичные продукты. В условиях совершенной конкуренции продукция каждой из фирм-продавцов относится к категории совершенных заменителей; покупателю при этом безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает продукцию. Покупатели принимают решения о покупке только на базе сравнения цен;

3. Свободный доступ на рынок и уход с него. Это означает, что не существует никаких препятствий ни для организации новых фирм-производителей данной продукции, ни для прекращения производства уже имеющихся на рынке предприятий-производителей;

4. Полная информация: любой участник рынка совершенной конкуренции располагает достаточной информацией для принятия решения о покупке или продаже товаров и услуг.

Перечисленные признаки подразумевают, что кривая спроса для каждой фирмы является горизонтальной линией на уровне рыночной цены, т. е. спрос на ее товары абсолютно эластичен.

Условия модели совершенной конкуренции предполагают: во-первых, что каждая фирма может продавать любое количество продукции по рыночной цене; во-вторых, каждая фирма стремится к максимизации прибыли.

Из первого условия вытекает, что фирмы не будут стремиться повысить цену своей продукции для увеличения общей выручки, так как покупатель откажется приобретать продукцию данного предприятия по повышенной цене и обратится к идентичной продукции конкурентов. Но предприятие не будет стремиться и уменьшить цену своей продукции по сравнению с текущей ценой рынка, поскольку предполагается, что для фирмы нет ограничений в продаже любого количества продукции по цене рынка. Снизив цену, фирма фактически снизит получаемую ею общую выручку.

Из второго условия следует, что при существующей рыночной цене фирма будет стремиться продавать столько продукции, сколько ей экономически выгодно произвести с точки зрения правила максимизации прибыли.

Рынка, отвечающего всем этим требованиям, в чистом виде нет нигде (и никогда не было). Ближе всего к этому типу рынка подходят рынки сельскохозяйственной продукции: зерна, хлеба, картофеля, молока, сахара и т.п.

По-другому обстоят дела на рынках несовершенной конкуренции, т.к. продавцам для привлечения покупателей и увеличения объема продаж необходимо снижать цену на свою продукцию. Кривая спроса принимает отрицательный наклон.

 

Рынок монополии

Перейдем к изучению ситуации противоположной совершенной конкуренции – монополии. Исходя из заданной в начале параграфа системы критериев монополия характеризуется:

Монополия – единственный производитель товара или услуги, не имеющей хороших заменителей. Монополист производит весь товар данного вида, поэтому кривая спроса на продукцию отрасли является кривой спроса на продукцию монополиста.

Монополист может выбирать такое сочетание цены и объема выпуска, которое он считает оптимальным

Выделяются несколько видов монополий исходя из причин их появления.

Статусная или закрытая (искусственная) монополия - монополия создаётся сознательно государством и защищается юридическими запретами: патентами, авторскими правами, торговыми знаками.

Естественная монополия.

Открытая монополия – это крупные предприятия, фирмы, на некоторое время становящиеся единственными производителями (поставщиками) определенного товара. Монополии такого рода обычно не защищены от конкуренции и потому по природе своей нестойки, их существование носит временный характер. В положении открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Однако, через некоторое время высокая монопольная прибыль привлекает на рынок данного товара конкурентов. Такую судьбу в разное время испытали рынки алюминия, синтетического каучука, телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров и др.

Одно из заблуждений относительно монополий состоит в том, что монополия, являясь производителем уникального товара, может назначать любую высокую цену на свой продукт. Несмотря на то, что монополист контролирует все предложение товара в отрасли или регионе, он не может безгранично расширять выпуск с сохранением цены, или безгранично повышать цену с сохранением объема спроса. Кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический отрицательный наклон. Монополист, в отличие от конкурентной фирмы, не получает цену как заданную рынком извне, а подбирает такую комбинацию «цена-выпуск», которая способна обеспечить ему максимальную прибыль (т.е. монополист - это «искатель цены» ).

Ценовая дискриминация. Чтобы выйти за ограничение кривой спроса, монополия начинает предлагать товары с разными ценами для готовых купить по разным ценам. Деление рынков на сегменты, предъявляющие различный спрос и установление цен отдельно для каждого сегмента позволяет собрать больше прибыли, забирая себе потребительский излишек в премиум сегменте. Бывшее ОАО РЖД – студенческие скидки вне сезона; Бывшее РАО ЕЭС – тариф дифференцированный по объему потребления. Цены на услуги адвокатов.

Недостатки монополии. Монополист сокращает выпуск, снижает качество обслуживания. Поддерживает завышенную цену.

 

Рынок олигополии

В случае олигополии на рынке действуют несколько крупных продавцов, обычно до 10 и множество покупателей.

Примером таких рынков могут служить: производители автомобилей, самолетов, электроники, зубной пасты.

Только на рынке олигополии фирма, принимая решение об изменении цены, инвестиционном или рекламном проектах, должна ориентироваться на возможную ответную реакцию конкурентов, так как последствия действий одного участника олигополистического рынка непосредственно сказываются на положении всех фирм в отрасли.

Компании на олигополистическом рынке стараются избегать ценовой конкуренции и реагируют на изменения спроса, сезонные или циклические изменения – изменением объема выпуска, а не цены. Ценовые войны на таком рынке обычно не приводят к росту спроса на продукцию из-за наличия ответной реакции конкурентов, что снижает равновесную рыночную цену, все участники рынка теряют часть прибыли.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных