ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Событийный туризм: современные подходы к понятию и типологииСобытийный туризм сегодня во многих странах признан одной из важнейших отраслей экономики. Событийный туризм оказывает наибольшее влияние на развитие туризма в регионе, обеспечивая экономическую стабильность за счет получения денежных средств, создания дополнительных рабочих мест и увеличение товарооборота. Он также позволяет максимально эффективно использовать туристские возможности, объединяя в единый турпоток постоянные (музеи, памятники, культовые сооружения, природные достопримечательности, исторические места) и временные (события культурной, спортивной, музыкальной жизни) объекты и явления. Кроме того, следует отметить, что событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. Ряд экспертов полагает, что в недалеком будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных туров. Для обозначения термина «событийный туризм» во всем мире используют термин «event tourism». В переводе с английского языка слово «event» - это событие или специализированное мероприятие. В русском языке возможно использование таких вариантов как событийный туризм, так и ивент-туризм. Несмотря на то, что само явление событийного туризма имеет глубокие корни, а основой для многих современных событий являются исторические события, традиции, верования, праздники, до 1980-х годов термин «событийный туризм» использовался нешироко. Впервые термин начал активно использовать департамент туризма и общественности Новой Зеландии в 1987 году. В зарубежной литературе термин «событийный туризм» трактуют как важную альтернативу для дестинаций и местных предпринимателей, а также как основную деятельность организаторов событий, которые желают увеличить свою аудиторию [49]. В то время событийный туризм считали частью таких направлений, как экологический, культурно-познавательный, приключенческий, гастрономический туризм и некоторых других, ориентированных на посещение дестинации в конкретное время, с целью смотра какого-либо события из жизни общества или редкого явления природы. Проблемам развития событийного туризма посвятили свои работы следующие зарубежные исследователи: У. Хальцбаур [47], Д. Гетц [51], М. Бонн [48], Б. Ритчи [54], Л. Хойл [52], Т. Маррис [53], М. Сондер [23] и другие. Во многом, благодаря их исследованиям событийный туризм выделился в самостоятельную отрасль науки со своим терминологическим аппаратом и стал рассматриваться как отдельное направление [22]. Так, к примеру, Дональд Гетц, один из основоположников исследований в сфере событийного менеджмента, разграничивает три основные категории событийного туризма: «специальное событие - одноразовое или нечасто происходящее событие», «отличительное событие - крупное разовое или повторяющееся событие с ограниченным сроком действия, разработанное, в первую очередь, для повышения осведомленности, привлекательности и извлечения прибыли туристического направления в краткосрочной и/или долгосрочной перспективе» и «мега-событие» (Олимпийские игры, международные выставки) [51]. В работе У. Хальцбаура под event понимается не просто мероприятие, а исключительное событие. Автор указывает, что event означает превращение мероприятия посредством внешних эффектов в нечто совершенно исключительное с точки зрения посетителей. В сферу event-менеджмента или управления событиями включаются вопросы, касающиеся того, что именно отличает подлинное событие и как таким событием управлять, как его планировать и последовательно осуществлять [47]. Также следует отметить, что в отечественной литературе развитие событийного туризма рассматривается как направление в рамках других видов туризма, но не как отдельный, стремительно развивающийся туристический рынок, требующий научной и методологической трактовки. Среди множества существующих в настоящее время трактовок понятия «событийный туризм», которые во многом схожи и дополняют друг друга, рассмотрим наиболее актуальные и конкретные из предложенных российскими исследователями (Таблица 1.1).
Таблица 1.1 Научные подходы к понятию «событийный туризм»
Также по мнению М.Б. Биржакова: «событийный туризм - участие туристов в качестве зрителей крупных спортивных соревнований, фестивалей, Олимпийских игр, чемпионатах и иных первенства регионального и мирового значения» [5]. Кроме того, каждый из исследователей в области событийного туризма, предлагает свою классификацию. Наиболее используемая и актуальная классификация видов событий в современном туризме была представлена А.В. Бабкиным, автором книги «Специальные виды туризма». По его мнению, событийный туризм можно условно разделить на девять основных видов: - национальные фестивали и праздники; - театрализованные шоу; - фестивали кино и театра; - гастрономические фестивали; - фестивали и выставки цветов; - модные показы; - аукционы; - фестивали музыки и музыкальные конкурсы; - спортивные события [2]. А.В. Бабкин считает событийный туризм специальным видом туризма. Однако, данное определение, по нашему мнению, не является актуальным, так как с течением времени многие события из ряда особенных и неординарных становятся привычными и регулярно повторяющимися. По мнению Е.А. Лакомова, существует несколько различных классификаций видов событийного туризма. По масштабу мероприятий автор выделяет региональный, национальный и международный виды. А по функциональной направленности: конгрессный, фестивальный, спортивный, международный выставочный и ярмарочный, развлекательный и познавательный виды [10]. А.Н. Глушко дифференцирует понятие событийный туризм по масштабу мероприятий и по функциональной направленности и выделяет: международные выставки и ярмарки, спортивный событийный туризм, фестивальный туризм и конгрессный туризм [11]. О.В. Алексеева разделяет событийные туры на общественные, корпоративные и смешанные [1]. В.В. Шолохова, К. Динни, И.Е. Полякова, С.А. Глобова и К.А. Сидельникова рассматривают событийный туризм, как фактор развития территорий, его положительное влияние, а также ошибки определённых государств в организации событий. С учетом современных реалий к событийному туризму следует отнести: • Карнавалы - яркие, красочные и праздничные шествия, фейерверки, выступления звезд эстрады, танцевальных коллективов. • Кинофестивали - премьеры самых новых кинофильмов, возможность увидеть знаменитых актеров и режиссеров. • Показы мод. • Музыкальные фестивали - концептуальные подборки лучших музыкальных коллективов, гуляния, концерты, представления, игры и конкурсы. • Соревнования. Олимпиады и Международные игры, автогонки, конкурсы ледовых скульптур, танцев, живописи. • Фестивали национальных культур. Дегустация уникальных местных блюд и напитков. • Фестивали и выставки цветов. • Ярмарки народных промыслов. • Аукционы - шедевры мирового искусства, предметы антиквариата, уникальные ювелирные украшения и просто весьма редкие и оригинальные вещи – всё это предмет торгов. Анализируя данные подходы, можно сделать вывод, что единое определение событийного туризма отсутствует, что связано с непродолжительным периодом его изучения среди российских исследователей, а также многогранностью его состава. Обобщив вышеприведенные классификации, можно представить таблицу мероприятий, являющихся основой для событийного туризма (рис. 1.1.): Рис. 1.1. Мероприятия, являющиеся основой для развития событийного туризма. Cоставлено автором по [11].
Следует отметить, что авторы рассматривают событийный туризм как вид туристской деятельности, так и как разновидность туризма. В целом, обобщив разные точки зрения по данному вопросу, можно предложить следующее определение: событийный туризм - это вид туризма, который предполагает посещение туристами и экскурсантами определенного места проведения мероприятия, отличного от их постоянного места жительства в конкретные сроки. Проанализировав различные мнения, можно сделать вывод, что событийный туризм не всегда является частью культурного и познавательного туризма, так как в настоящее время события создаются на разнообразную тематику и могут стать частью любого из видов туризма - экологического, делового и других.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|