Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современные особенности организации фестивального туризма




Для того, чтобы выявить современные особенности организации фестивального туризма, необходимо проанализировать историческое развитие фестивального движения.

Сегодня под словом фестиваль понимается периодически повторяемое или ежегодное событие, которое организовывается определенной группой лиц, с целью привлечения внимания к праздникам или традициям различных народов. Многие из существующих в наше время фестивалей зародились еще в давние времена и имеют длительную историю, но есть и такие, которые были придуманы специально в развлекательных целях.

В истории всех народов мира существовали праздники, связанные с их повседневной жизнью, верованиями, обычаями и трудовой деятельностью, например, со сбором урожая. Поездки к местам, где отмечали праздники и события зародились еще задолго до появления самого понятия туризм.

Можно предположить, что современное фестивальное движение берет свое начало еще в Древней Греции, когда одной из целей путешествий людей того времени стали развлечения. В Греции стали проводить фестивали, соревнования атлетов и другие виды развлекательных мероприятий. Именно здесь зародились Олимпийские игры - древнейшие и наиболее популярные общегреческие празднества, и состязания, которые устраивались в честь Зевса в Олимпии один раз в четыре года (согласно традиции, с 776 года до нашей эры). Олимпийские игры привлекали большое число участников и зрителей [9].

В VI веке до нашей эры стали проводиться вторые по значению игры после Олимпийских - Пифийские игры в честь бога Аполлона. Это были музыкальные и спортивные состязания, а также состязания философов, на которые съезжались участники и зрители со всех греческих территорий.

У древних греков было много различных праздников. В Афинах наиболее крупные праздники были традиционными, строго организованными и длились по нескольку дней. Праздники включали заранее продуманные культовые церемонии, и торжественные шествия, и хоровые, музыкальные, гимнастические и прочие состязания с присуждением наград победителям, а также народное гулянье. Популярными в Древней Греции были и театральные представления, которые устраивались в честь бога виноделия Диониса. Ежегодно к этому празднику сочинялись песни, которые исполнял хор в сопровождении танцоров. За лучшее выступление присуждались призы. Первоначально хоры выступали на рыночных площадях, а позднее для зрелищ был построен открытый театр на склоне Акрополя, неподалеку от храма Диониса. Затем театры на большое количество зрителей стали строиться по всей Греции [7]. Таким образом, многие традиции современных фестивалей уходят своими корнями в историю Древней Греции.

Изначально понятие «фестиваль» употреблялось для определения религиозных праздников и крупных пиров, в Америке так называли передвигающиеся ярмарки. Также фестивали активно проводились в крестьянских поселениях, чтобы отпраздновать сбор урожая, плодородие или начало нового времени года.

Родоначальниками современных фестивалей также принято считать ярмарки и народные праздничные гулянья во времена Средневековья, в рамках которых часто устраивались карнавальные шествия. Так во всех странах Западной Европы они обязательно проходили хотя бы один раз в год - накануне Великого поста.

Фестивальный туризм начал особенно привлекать путешественников со второй половины ХХ века. Именно в это время активно развивался туризм и стали популярными международные фестивали [43].

Также фестивалями называли общественные музыкальные состязания. Первые музыкальные фестивали проводились в Англии, далее они получили распространение по всей Европе, а также за ее пределами. Кроме классического музыкального направления в середине ХХ века стали популярны джазовые и блюзовые, поп- и рок-фестивали. Британский «Фестиваль трёх хоров», который проводится с 1719 года принято считать одним из старейших музыкальных фестивалей. В СССР первые музыкальные фестивали проводились в 1930-е годы, а большое распространение получили с конца 50-х годов. В 1957 были организованы фестивали советской музыки в Латвии, Литве, Эстонии.

Крупнейшие кинофестивали начали возникать с 1930-х годов, а широкую популярность приобрели во второй половине 40-х годов, но более активно развивались в послевоенное время. Первым официально утвержденным кинофестивалем стал Венецианский кинофестиваль, организованный в Италии. В 1935 году впервые состоялся кинофестиваль в Москве. С 1947 года проводятся важнейшие современные театральные фестивали - Авиньонский и Эдинбургский.

Большинство из ныне известных и популярных фестивалей появилось в 1950-е годы. Их развитие, совершенствование, видоизменение и постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением зрелищных форм общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями. В это время, по мнению Т. Г. Киселевой, формируется общеевропейское культурное пространство, в котором сеть крупнейших международных фестивалей играет важную интегрирующую роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур.

В 60-70-х годах XX века стали популярными фестивали эстрадного искусства и песни, особенно в Европе, где их насчитывается более 150. Также в этот период времени начали проводиться поэтические фестивали. Среди самых значительных поэтических фестивалей стоит выделить Лондонский и Роттердамский, существующие с 1967 и 1970 года, Международный фестиваль в Осло, возникший в 1985 году. Сейчас крупные поэтические фестивали действуют по всему миру – в Австралии, Южной Африканской Республике, Аргентине, Индии.

В настоящее время проведение фестивалей прочно вошло в культурную жизнь мирового сообщества. Практически в каждом крупном городе мира проводится от 1 и более фестивальных мероприятий, а событиями для проведения самих фестивалей становятся национальные, культурные, городские и религиозные праздники. Основными предпосылками для развития фестивального туризма являются, прежде всего, существующие объекты наследия культуры и истории, что делает данный вид схожим с культурно-познавательным туризмом.

Несмотря на то, что главной целью участников фестивального туризма является развлечение, немаловажное значение имеет организация досуга и дополнительные познавательные экскурсии. Помимо посещения события, фестивальный туризм должен включать в себя транспортировку, размещение, оформление документов, а также экскурсионное обслуживание. То есть, при организации фестивального туризма требуется создание комплексного туристского продукта, основой которого будет событие. Важной особенностью фестивального туризма является его независимость от погодных условий, особенностей климата или сезона, а только от времени проведения мероприятия, события или явления.

Фестиваль объединяет в себе гостей фестиваля, участников и организаторов.

Основная целевая аудитория фестивального туризма - это обеспеченные туристы с доходами выше среднего [56], компании, состоящие из нескольких пар, а также слушатели с высокой степенью избирательности. Кроме того, в зависимости от выбранной тематики фестиваля изменяется целевая аудитория. Стоимость фестивальных туров достаточно высока, следствием чего является доступность данных туров людям примерно одного круга со схожими требованиями и высоким достатком. Такие туристы готовы заплатить весьма солидные суммы за возможность посетить за границей желаемое спортивное соревнование или побывать на интересующем его фестивале. По статистике на посещение всемирно известного фестиваля среднестатистический турист тратит от 2000 до 5000 долларов за поездку.

По данным исследователей, большую часть участников фестивалей в мире представляют молодые люди, в возрасте от 25 до 35 лет. Они активно интересуются музыкальными фестивалями, кинопоказами, событиями в мире искусства. Участники фестивальных туров предъявляют повышенные требования к средствам размещения, особенно к их классическому типу - гостиницам, транспорту (удобство доставки к месту события), предприятиям общественного питания и к услугам гидов-переводчиков.

Но возникает проблема неудовлетворенности других людей, не имеющих возможности оплатить большую сумму за такие услуги. Как и в любом бизнесе для таких потребителей существуют альтернативные варианты. Для оставшейся категории туристов, со средним достатком, существует возможность поучаствовать в событийном туре «с отсутствием входного билета», это туры с участием в карнавалах, народных гуляниях, городских крупномасштабных празднованиях и так далее, не требующих платы за их посещение.

Туристы, посещающие регион с целью стать участником события, являются потенциальными потребителями и других видов туризма в регионе. Обычно, срок их пребывания соответствует срокам проведения мероприятия.

При организации фестивальных туров следует учитывать целый ряд требований туристов:

- месторасположение отеля - рядом с местом, где проводится фестиваль;

- наличие качественного питания;

- возможность посетить основные достопримечательности местности;

- наличие точек продажи сувенирной продукции и магазинов.

Мероприятия фестивального туризма имеют большое экономическое значение. В период их проведения активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии. Потребительский спрос значительно превышает предложения.

Организаторами этих массовых мероприятий могут быть государственные структуры, бизнес-структуры, религиозные структуры, благотворительные фонды, политические партии, общественные движения, коммерческие и международные организации, частные лица, а также туроператоры.

На основе вышеизложенного авторами разработана модель фестивального туризма (см. Приложение Б).

Фестивали, в отличии от праздников, не так сильно привязаны к конкретным датам, традициям, тематике и другим ограничениям по форме проведения. Но организаторы фестивалей, как правило, стараются ограничить проведение мероприятия четкими временными рамками и сохранить эту тенденцию на протяжении долгих лет. Это позволяет сделать фестиваль более узнаваемым, сохранить существующую аудиторию и привлечь новых посетителей за счет возможности заранее планировать свой отдых. Точные временные рамки фестиваля также положительно влияют на его посещаемость. Ограничение возможности посетить фестиваль из-за его кратковременности заставляет посетителей не откладывать с покупкой билетов.

Абсолютное большинство фестивалей проводится систематически в одно и тоже время. Почти все они организуются ежегодно, некоторые даже два раза в год, весной и осенью. Этот факт оказывает положительное влияние на развитие туризма в дестинации.

Проведение фестиваля становится экономически выгодной акцией не только для самих организаторов, но также и для спонсоров, которые могут рекламировать свои бренды и услуги, конкретные товары и популяризировать свою фирму. Сотрудничество туристической фирмы с организаторами фестивальных событий, позволяет сделать рекламу туристической фирме и продукту, который они предлагают, расширить ассортимент предлагаемых туров, а также получить дополнительный заработок.

При хорошо налаженной системе взаимоотношении с туристическими фирмами, организаторы фестивалей получают возможности использования дополнительных выгод:

- с помощью привлечения посетителей из других стран и регионов увеличивается общее количество потенциальных зрителей фестиваля;

- за счет продажи групповых туров замечается рост прибыли;

- туристические фирмы наиболее предпочтительный способ рекламирования фестиваля и продвижения его на рынке услуг и спонсоров;

- продажа сопутствующих услуг во время проведения фестиваля (сувенирная продукция, организация питания) - экономически выгодное предприятия для организаторов.

Основные функции фестивального туризма:

- обогащение социально-экономической инфраструктуры и межрегионального сотрудничества;

- увеличение занятости населения, и, как следствие, улучшение жизненного уровня населения;

- организация досуга населения, возможность более рационального использования свободного времени;

- помощь человеку в восстановлении сил и трудоспособности;

- повышение культурного, спортивного и образовательного уровня населения;

- распространение культурных ценностей.

Организация фестивалей имеет огромное значение для сохранения единого культурного пространства страны. Для коллективов художественной самодеятельности клубных учреждений, учреждений дополнительного образования, в том числе и для музыкальных школ это в настоящее время лучшая возможность выступить за пределами своего города, района, села.

Функциями фестивального туризма так же является: привлечение молодежи к новым видам творчества; развитие творческой личности, воспитание гражданского самосознания; выявление малоизвестных мастеров и повышение их профессионального уровня; пропаганда и развитие конкретного вида искусства; повышение профессионального мастерства как участников, так и организаторов, обмен опытом и укрепление творческих контактов среди специалистов данной области.

Проведение фестивалей любых видов и статусов способствует укреплению дружеских и профессиональных контактов, объединению людей разных социальных групп, а самое главное - развитию и поддержанию культуры, как в целом, так и в частности.

В зависимости от выбранной тематики фестиваля, меняется не только его потенциальная аудитория посетителей, но и цели проведения мероприятия. Фестивали могут проводиться с политическими, социальными, экономическими и образовательными целями.

Так, например, целью этнических фестивалей является сохранение и популяризация традиций и культуры определенной народности, а основной целью спортивных фестивалей - пропаганда здорового образа жизни и демонстрация спортивных достижений участников.

Проведение фестивалей помогает обеспечить равномерную и постоянную загрузку отелей и туристских объектов и сохранить на хорошем уровне качество обслуживания, а также привлечь туристов в место проведения фестиваля в будущем. Можно отметить, что особенностью фестивалей является привлечение массы людей в период затухания сезона внутреннего туризма.

Фестивали могут иметь свои обязательные атрибуты. Это может быть гимн, эмблема или герб, другая символика. В обязательном порядке предвидятся различные награды и дипломы или грамоты, возможны ценные призы.

Фестивали, в отличии от праздников, не так сильно привязаны к конкретным датам, традициям, тематике и другим ограничениям по форме проведения.

Программа фестиваля может включать в себя один или несколько праздников. Примером является известный карнавал в Кельне, крупнейший уличный фестиваль Европы. Его празднование длится семь дней и каждый день является праздником и имеет свое название, например, «бабий четверг», «розовый понедельник», «фиалковый вторник», «пепельная среда». Также существует ряд фестивалей, которые проводятся в рамках определенного праздника (Фестиваль фейерверков и фестиваль «Спасская башня» в День города Москвы).

Важным моментом в организации фестиваля является выбор места его проведения. Фестивали проводятся как в крупных закрытых помещениях, так и в современном мировом формате на открытом воздухе (от англ. «open air»): на полях, площадях, парках, в естественных архитектурно-исторических интерьерах замков и других достопримечательных мест.

Так, например, один из самых популярных в мире джазовых фестивалей в Монтре (Швейцария) проводится ежегодно в июле на берегу Женевского озера на специально оборудованной летней сценической площадке в пятнадцати километрах от города. В основе концепции фестиваля - сочетание музыки и отдыха в условиях прекрасного природного ландшафта [12].

На территории мероприятия могут также располагаться бары, туалеты, медпункт, кухня и многое другое, что особенно актуально для больших фестивалей и опен-эйров, проводимых вдали от цивилизации. Во время проведения некоторых фестивалей на их территории организуются площадки для кемпинга и установки палаток, парковочные места для автомобилей. Иногда фестивали проводятся на территории каких-либо организаций или учреждений с необходимой инфраструктурой, например, на базах отдыха на берегу водоемов. На некоторых фестивалях нет таких условий и участники вынуждены арендовать либо частное жилье, либо останавливаться в местах временного размещения, например, в гостиницах или мотелях поблизости.

Важное отличие фестивальных мероприятий от стационарной деятельности учреждений культуры - это юридическая, административная и творческая свобода. Поскольку фестивали контролируются меньше, чем другие концертные организации, их организаторы могут более свободно определять программу.

Фестивальный туризм сегодня - это четко сформированный вид туризма.

Суммировав все мнения, можно выделить главные характеристики современного фестивального туризма (рис. 1.3.).

Рис. 1.3. Характеристики фестивального туризма. Составлено автором на основе [22].

 

В силу вышеуказанных характеристик фестивальный туризм имеет определенные преимущества для развития в регионе по сравнению с другими видами туризма:

1. Фестивальный туризм способен привлечь в регион большой поток туристов.

2. Развитие данного направления помогает редуцировать влияние сезонности.

3. Если мероприятие имеет продолжительные сроки, время пребывания туристов увеличивается, а получение экономического эффекта растет.

4. Фестивальный туризм отражает интересы разных целевых аудиторий.

5. Наличие на территории каких-либо особенных и уникальных природных ресурсов необязательно для развития фестивального туризма.

Правильная организация развития фестивального туризма оказывает значительное положительное влияние на экономики государств и отдельных дестинаций. Экономический эффект от фестивального туризма выражается в получении финансовых средств государственными и местными бюджетами за счет налоговых поступления от проведения фестивалей, которые в дальнейшем можно потратить на улучшение туристской инфраструктуры в регионе; возможность получения прибыли отраслями по предоставлению услуг (предприятия питания, коммунального обслуживания, транспортного сообщения и так далее).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных