ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Просветительство и педагогическая мысль на белорусских землях во время вкл и речи посполитойСимеон Полоцкий сделал много для белорусских земель и для России. учил детей Алексея Михайловича, создал греко- латинскую школу в Заиконоспасском монастыре. Петр Мстиславец помогал Фёдорову печатать «Азбуку 1574 год В период РП в Полоцке действовала католическая академия Три раздела РП присоединили к России бел.земли. Впервые появился термин белорус, белорусский. Интерес к бел. Языку и культуре приобретает этнографический характер. 10-13 ст. Е.Полоцкая первопечатница Кирила Туровский создает нормы литературного языка древней руси Белорус. Просветители транслируют на восток достижения западно-европейск. Культуры. Скорина-первая книга печатная «Библия», ренесансные идеи и просвещения. Идеи протестантизма не устояли в Беларуси. В.Тяпинский продолжил традицию Скарины.Катехисиз-сборник ответов и вопросов. Жилибер создал ботанический сад., мед академию. Бел. Земли- мост по котрым достижения Европы шли дальше и адаптировыалисьт. Во время РП усилилось окатоличивание. В XIII веке письменность стала распространяться среди горожан, купцов и ремесленников. В XIV и особенно в XV веке в крупных имениях создавались школы. Расширилось обучение детей странствующими учителями-самоучками («мастерами грамоты», «даректорами»). Курс обучения ограничивался элементарной грамотой. С проникновением католиков в Литву они также учреждали свои училища. Одной из первых была коллегия, учрежденная королевой Ядвигой для 12 литовцев при Пражской академии; затем была учреждена краковская академия, где окончило курс немало литовских бояр. Однако и католические училища преподавали первоначально на западнорусском языке. Так, в 1454 году было учреждено при виленском св. Станислава кафедральном соборе училище для подготовки духовенства. В этом училище учились и представители светских профессий, однако значительная часть его выпускников предназначалась для духовной службы в костеле. В училище этом от основания и до начала XVII века науки преподавались на латыни и на западнорусском языке. Преподавание в костельных школах не только Литвы, но и Жемайтии вплоть до конца XVII века велось на западнорусском языке В XVI веке в городах и местечках Великого княжества Литовского возникли кальвинистские школы, позже школы различных католических орденов: иезуитов, базилиан,ариан. В XVI—XVII вв. важную роль в организации образования сыграли братские школы. Братские школы Православные братства обычно создавались при церквах и монастырях. Школы братств были открыты в Бресте (1591), Могилёве (1590—1592), Минске (1612) и других городах Великого княжества Литовского. Во главе школы стоял ректор, учителя избирались на собраниях братства. Школы были общесословными, имели 3-5 классов. В них изучались различные языки, риторика, труды античных мыслителей, музыка. Давались и некоторые познания в арифметике, географии, астрономии. Высшее образование 26 июля 1400 года король польский Ягайло возобновил деятельность Краковского университета, что имело особое значение не только для Польши но и для Великого княжества Литовского — пока не были основаны ни Кёнигсбергский (1544), ни Виленский университеты (1579), Краковский университет был главной высшей школой для литовской молодёжи. Ягайло оказывал поддержку литовцам, обучавшимся в университете: в 1409 году он поручил выделить дом для размещения бедных студентов, особенно тех, которые «прибыли из Литвы и Руси». До середины XV века в Краковском университете обучалось около 70 юношей из Литвы из мещанского сословия, а также представители шляхты (князья Гедройцы, Сапеги, Свирские, Гольшанские) Речь Посполитая.В конце XVI - XVII вв. происходят заметные изменения в политической и культурной жизни Руси: сильнее ощущаются западные влияния, повышается образовательный уровень боярской верхушки общества; в царской семье в обиход входят западноевропейские обычаи. Еще в царствование Ивана Грозного в Москве начинается деятельность русского первопечатника И.Федорова. В 1574 г. напечатана первая российская «Азбука». Созданный в начале XVII в. Печатный двор в Москве постепенно расширяет свою деятельность: с 1634 года издается и многократно переиздается «Букварь» Вас.Бурцева (стоил 1 копейку), его тиражи достигают 2400 экз. В Москве появляется Немецкая слобода, создается Придворный театр. Боярин Артамон Матвеев, женившийся на голландке, учился латыни и греческому вместе со своим сыном. Дети царя Алексея Михайловича под руководством С.Полоцкого учили латынь и польский. Появление первых форм повышенного образования. На территории Речи Посполитой, киевская братская школа под руководством Петра Могилы в 1632 г. преобразовывается в первое восточнославянское высшее учебное заведение – Киевскую академию. Польские короли отказались ее признать; права и титул академия получила лишь при Петре I. Киево-Могилянская академия (названная так в честь основателя) дала ряд известных просветителей: Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий. В середине XVII в. Епифаний открыл греческую школу в Чудовом монастыре в Москве. Симеон Полоцкий (1629 – 1680) создал в московском Заиконоспасском монастыре греко-латинскую школу, которая затем по его проекту (в 1687 г.) была преобразована в Славяно-греко-латинскую академию. Ее воспитанники и преподаватели – Феофан Прокопович, Стефан Яворский – были опорой Петра в его реформаторской деятельности. В академии преподавались семь свободных искусств, богословие, правосудие. В ней в XVIII в. обучались поэт А.Кантемир, архитектор М.Баженов. Это учебное заведение стало первым вузом М.В.Ломоновова. Важнейшие явления духовной жизни России XVIII в. – «обмирщение» искусства и резкая переориентация духовной жизни общества на западные образцы. Появляются новые виды и жанры искусства. В новом жанре парадного портрета появляется детский портрет. В своем стремлении обрести как можно больше и быстрее образованных людей самых различных профессий Петр использует три пути: – отправляет молодежь учиться за границу; – приглашает специалистов из-за рубежа; – создает множество разнообразных учебных заведений, призванных ускоренными темпами готовить узких профессионалов. Дворянскую молодежь обязывают служить на государственной службе, а для этого обязательно (под страхом лишения права на венчание) учиться и сдавать государственным чиновникам экзамен. Открываются первые в европейской истории государственные светские школы: Школа математических наук, Школа навигацких наук. В них училось от 200 до 500 учащихся. Вначале преподавали профессора, приглашенные из Англии. Первый русский профессор – Леонтий Филиппович Магницкий (1669 – 1739) – издает в 1703 г. «Арифметику, сиречь науку числительную»: учебник, действовавший на протяжении всего XVIII в. В армии открывались специальные школы: артиллерийские, навигацкие, хирургические, «разноязычные». На Урале – горнозаводская. Для солдат создавались Цифирные училища – первые общеобразовательные начальные школы. В 1718 г. таких школ было 42. Реформа алфавита (введение гражданского алфавита, созданного по образцу европейских) упростила и ускорила развитие книгопечатания: «При Петре Великом не одни бояре, и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды» - писал М.В.Ломоносов. Одно из последних великих деяний Петра – подписание указа об открытии в Петербурге Российской академии наук.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|