Особенности освоения худлжественных знаний , умений, навыков на разных возрастных этапах. Понятие сензитивного периода индивидуального развития личности
Период детства является сензитивным для освоения музыкальной грамоты и навыков музыкального исполнительства. Сензитивность – чувствительность к освоению комплексов действий (в том числе навыков художественно-творческой деятельности)
У одаренных детей в этот период удается диагностировать музыкальные способности.
Развитие речи обогащается за счет освоения чтения. Правильную орфоэпию и интонационное богатство помогут сформировать аудио и видеозаписи исполнения мастеров художественного слова. Знакомство с театральным искусством обычно начинается с кукольного театра
Для маленьких зрителей характерны:
* восприятие цвета, света, музыкально-ритмического и пластического рисунка спектакля (но не его вербального содержания);
* легкость восприятия условности;
* потребность в соучастии;
* боязнь фрустраций;
* потребность в физической подвижности;
* объем внимания от 30 до 40 минут.
Художественно-творческая деятельность детей характеризуется рудиментами синкретизма, т.е. недифференцированностью, совмещенностью разных видов деятельности Например:
Сам по себе процесс творчества доставляет ребенку наслаждение. Независимо от результата.
В самостоятельную педагогическую проблему в этом возрастном периоде превращается освоение этикетных требований при посещении театров, выставок, музеев, концертов.
Очень активно воспринимаются в этот период явления художественной культуры, предъявленные при помощи домашних мультимедийных средств. Важно, чтобы это были действительно явления культуры, а не их суррогаты.
^ Подростковый период распадается на два этапа: младший подростковый (10-13лет) и старший подростковый (14-16 лет). Объем внимания в этот и последующий период отчетливо связан с продолжительностью школьного урока – 45 минут.
Для младших подростков характерны
* чувство взрослости;
* наивный реализм;
* интерес к сюжету (его «физической» динамике);
* альтернативная («черно-белая») палитра этических и эстетических оценок;
* снижение эмпатии (особенно у мальчиков);
* интерес к «страшилкам» и «ужастикам»;
* частая смена интересов и видов творческой деятельности;
Это период начала формирования профессиональных и досуговых интересов. Поэтому особенно важно, чтобы хотя бы в одной из этих сфер искусство утвердилось в качестве обязательного компонента.
В старшем подростковом периоде девочки нередко обгоняют мальчиков в темпах физиологического, а следовательно – эмоционального, а следовательно – эстетического развития. Это создает ряд проблем в организации художественного образования и эстетического воспитания. Кроме того, для этого «проблемного» периода характерны
* Формирование осознанных критериев качества творческой деятельности (мастерства). Неудовлетворенность низким уровнем своего мастерства нередко приводит к отказу от творческих занятий.
* Влияние педагога помогает значительной части подростков перейти от наивного реализма к полноценному эстетическому восприятию искусства. Юношеский возраст выводит учащихся к порогу самостоятельной жизни, по этой причине юность ищет в искусстве «зеркало», которое отражало бы ее интересы, манеры, слэнг. В юности принимаются решения о профессиональном выборе и месте искусства в жизни.
3. Актёрский тренинг как ведущий компонент учебного процесса творческого коллектива
21 билет
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|