Сущность, закономерность и принципы воспитания
Например, по В.И.Далю ОБРАЗОВАННЫЙ – обогащенный сведениями (противоположность – невежда); ВОСПИТАННЫЙ человек – выросший в обычных правилах светского приличия (противоположность – невежа).
Следовательно, воспитанный человек подчиняется неким правилам (нормам, моделям поведения), существующим в современном ему обществе. Поэтому процесс воспитания может отчасти рассматриваться как процесс формирования динамических стереотипов, которые проявляются в виде. (Вспомним построенные на несоответствии сформированных в разных обществах привычек кинокомедий «Иван Васильевич меняет профессию» или «Человек ниоткуда»).
Современная педагогика определяет воспитание как целенаправленный, сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования активной деятельности личности воспитанника по овладению социальным опытом.
Между тем, философы эпохи Просвещения придерживались несколько иного мнения. Англичанин Джон Локк писал: «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно создает большие различия между людьми».
А теперь обратимся к важнейшим отличительным особенностям процесса воспитания. Для этого вслед за Далем сравним процессы образования и воспитания. Мы обнаружим в них ряд различий:
В содержании понятий:
Образование
Воспитание
В последовательности этапов этих процессов:
Обучение как основная часть образовательного процесса строится линейно: восприятие, получение, осмысление, обобщение, применение, закрепление.
В воспитании схема часто теряет ряд звеньев, иногда их традиционный порядок нарушается: следом за восприятием нередко сразу идет применение (подражание), которое закрепляется в качестве динамического стереотипа. И лишь позднее (иногда гораздо позже) воспитанник проходит стадию осмысления и обобщения. Так мы усваиваем, к примеру, большинство бытовых норм поведения.
Раскрытие механизма овладения нормами поведения в обществе может иметь не только научный интерес, но и создавать интересный эстетический эффект.
ПРИМЕР:
В применимости к этим процессам понятий «целостность» и «дискретность».
Воспитание –в котором можно выделить своего рода «доминанты»: сензитивные периоды, зоны актуального развития и т.д.
В возможностях проверки результатов педагогической деятельности.
Проверить результаты процесса обучения возможно с высокой степенью достоверности:и т.д.
Результаты процесса воспитания проявляются неявно, отсроченно. Трудно доказать, что полученный результат является результатом усилий именно этого педагога.
В характере мотивов, а, следовательно, в возможности использования стимулов.
У процесса обучения, как мы выяснили, только два мотива.Это облегчает выбор педагогических стимулов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|