Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Факторный анализ прибыли от продаж и рентабельности предприятия




Прибыль от продаж является важнейшей составной частью прибыли до налогообложения.

Прибыль от продаж зависит от трех основных факторов:

· от количества реализованной продукции по каждой позиции номенклатуры;

· от уровня себестоимости единицы продукции по каждой позиции номенклатуры. В условиях инфляции себестоимость в течение отчетного периода неоднократно меняется, поэтому при планировании и экономическом анализе необходимо использовать средние показатели себестоимости единицы продукции;

· от уровня цен, по которым реализуются конкретные виды продукции. При планировании и экономическом анализе необходимо использовать средние цены на единицу продукции.

В экономической литературе предложены многочисленные варианты методик факторного анализа от прибыли, авторами которых являются В. В. Ковалев, Е. В. Негашев, Г. В. Савицкая, изучение которых позволило выделить два основных подхода к факторному анализу прибыли от продаж:

· анализ предполагает прямые расчеты влияния факторов — объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции — по отдельным позициям номенклатуры;

· анализ основывается на информации, содержащейся в форме №2 «Отчет о финансовых результатах», так называемый экспресс-анализ. [2.2]

Для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход, поскольку он позволяет принимать обоснованные управленческие решения относительно объемов продаж, себестоимости и цены изделий по позициям номенклатуры. (Таблица 2.9)


Таблица 2.9 — Расчет выручки и прибыли от продаж по конкретным позициям номенклатуры продукции

Виды продукции Категория Средняя цена единицы продукции, руб. Средняя полная себестоимость единицы продукции, руб. Количество реализованной продукции, шт. Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб. Полная себестоимость продаж, тыс. руб. Прибыль от продаж, тыс. руб.
    2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015г. 2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г. 2014 г 2015 г.
         
Винты A 121,17 129,5     350 950 413 619 42 523 53 570 38 955 62 043 3 568 8 473
Инструмент B 735,78 3 784,4   3 805 4 871 4 141 3 584 15 671 2 922 15 757   86
Моторные системы C 9 326,67 7 559,4 9 200 7 692   1 641 7 937 12 405 7 829 12 623   218
Пластины D 890,07 970,6     38 960 39 549 34 677 38 388 32 337 39 509 2 340 1 121
Спицы G 34,68 35,3     97 732 113 382 3 389 3 999 2 248 6 916 1 141 2 913
Стержни I 2792,4 831,7 2 599   10 077 44 459 28 139 36 975 26 190 38 236 1 949 1 261
Прочее J 39 342,11 3 777,8 39 002 3 770     1 495 1 666 1 483 1 664   2
Итого 503 479 617 232 121 744 162 674 111 964 176 744 9 780 14 070

 


По данным Таблицы 2.14 за весь анализируемый период предприятие получило убыток от продаж в размере 14 070 тыс. руб. В отличие от анализируемого, в предыдущем периоде имела место прибыль от продаж в размере 9 780 тыс. руб. Разница между отчетным и предыдущем периодом составила 23 850 тыс. руб.

Для анализа необходимо использовать способ абсолютных отклонений — модифицированный вариант цепных подстановок.

Необходимо рассчитать влияние трех факторов.

1. Влияние на прибыль изменения количества реализованной продукции.

 

(2.5)

 

где — продукция в натуральном выражении в отчетном периоде;

— продукция в натуральном выражении в базисном периоде;

— цена реализации в базисном периоде;

— себестоимость в базисном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где L — различные категории продукции от A до J.

Следовательно, изменение количества реализованной продукции привело к изменению прибыли от продаж на 7 641 тыс. руб.

2. Влияние на прибыль изменения полной себестоимости единицы продукции.

 

(2.6)

 

где — себестоимость продукции в отчетном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение полной себестоимости изделий в 2015 году привело к увеличению прибыли от продаж в размере 54 935 тыс. руб.

3. Влияние на прибыль изменения цены единицы продукции.

 

(2.7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение цен в 2015 году привело к снижению прибыли от продаж на 86 426 тыс. руб.

 

Таблица 2.10 — Обобщение результатов факторного анализа прибыли от продаж, в тыс. руб.

Вид продукции Категория Влияние на прибыль от продаж (+, )
Изменение количества Изменение полной себестоимости Изменение цены единицы Итого
Винты A +637 16 131 +3 447 12 047
Инструмент B 99 13 271 +12 625 745
Моторные системы C +100 +2 475 2 900 325
Пластины D +35 6 683 +3 185 3 463
Спицы G +182 4 308 + 70 4 056
Стержни I +6649 +77 315 87 170 3 206
Прочее J +137 +15 538 15 683 8
ИТОГО   +7641 +54 935 86 426 23 850

Изменение за счет всех факторов составило 23 850 тыс. руб.

На данное изменение повлияли следующие факторы:

· за счет изменения количества реализованной продукции прибыль от продаж увеличилась на 7 641 тыс. руб.;

· за счет изменения полной себестоимости прибыль от продаж увеличилась на 54 935 тыс. руб.;

· за счет изменения цены на изделия прибыль от продаж уменьшилась на 86 426 тыс. руб.

Для того чтобы выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия необходимо провести анализ показателей рентабельности.

В системе показателей рентабельности можно выделить четыре группы:

· показатели рентабельности активов, которые отражают эффективность использования имущества коммерческого предприятия;

· показатели рентабельности капитала, которые отражают эффективность использования капитала;

· показатели рентабельности продаж, которые отражают результативность производства и продаж продукции, работ и услуг;

· показатели рентабельности затрат, отражающие эффективность затрат.

Согласно данным бухгалтерского баланса за 2014 и 2015 года, необходимо провести анализ уровня и динамики ряда показателей рентабельности.

Таблица 2.11 — Анализ уровня и динамики рентабельности предприятия, в %

Показатели 2014 г. 2015 г. Изменение, (+, -) Темп роста, %
1. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 11 908 14 192 26 100 119,18
2. Чистая прибыль, тыс. руб. 9 352 14 207 23 559 151,91
3. Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб. 121 744 162 674 40 930 133,62
4. Полная себестоимость продаж, тыс. руб. 111 964 176 744 64 780 157,86  
5. Рентабельность затрат по обычным видам деятельности
5.1 По прибыли до налогообложения , % 10,63 8,03 18,66
5.2 По чистой прибыли , % 8,35 8,04 16,39
6. Рентабельность продаж коммерческого предприятия
6.1 По прибыли до налогообложения , % 9,78 8,72 18,5
6.2 По чистой прибыли , % 7,68 8,73 16,41
7. Средняя стоимость активов (имущества), тыс. руб. 131 744 130 327,5 1 416,5 98,92
8. Рентабельность активов (имущества) коммерческого предприятия
8.1 По прибыли до налогообложения , % 9,04 10,89 19,93
8.2 По чистой прибыли , % 7,1 10,9 18
9. Уставный капитал, тыс. руб.   40 161,5 39 661,5 8 032,3
10. Рентабельность уставного капитала
10.1 По прибыли до налогообложения , % 2 381,6 35,34 2 416,95
10.2По чистой прибыли , % 1 870,4 35,37 1 905,77
11. Средняя сумма собственного капитала, тыс. руб. 25 172 62 406 37 234 247,92  
12. Рентабельность собственного капитала
12.1 По прибыли до налогообложения , % 47,31 22,74 70,05
12.2 По чистой прибыли , % 37,15 22,77 59,91    
Продолжение Таблицы 2.11
13. Средняя стоимость основных фондов, тыс. руб. 4 106 5 022   122,31
14. Рентабельность основных фондов
14.1 По прибыли до налогообложения , % 290,01 282,6 572,61
14. 2По чистой прибыли , % 227,76 282,9 510,66

Снижение прибыли до налогообложения и чистой прибыли при условии роста себестоимости продаж привели к снижению рентабельности продаж предприятия.

Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до процентов к уплате и налогообложения к выручке предприятия, за 2015 год, составил ( 8,72%). Это означает, что в каждом рубле выручки предприятия содержалось 8,72 копейки убытка до налогообложения и процентов к уплате.

Рисунок 2.10 — Диаграмма изменения показателей рентабельности по прибыли до налогообложения, в %

За исследуемый период произошло резкое снижение рентабельности собственного капитала по чистой прибыли на 59,91 и составило ( 22,77%). На каждый рубль собственного капитала предприятие обеспечило 22,77 копеек убытка. Для данной отрасли показатель рентабельности собственного капитала должен быть равен 18% и более.

За 2015 год значение рентабельности активов, равное ( 10,9%), можно охарактеризовать как явно несоответствующее норме. Для данной отрасли показатель должен быть равен 7% и более.

Рисунок 2.11 — Диаграмма изменения показателей рентабельности по чистой прибыли, в %

Выводы

ООО «ДиСи» — российское производственное предприятие, которое специализируется на разработке и производстве имплантатов, хирургических инструментов и медицинской техники для травматологии и ортопедии, комбустиологии и кожно-пластической хирургии.

Фонд начисления заработной платы работников в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 15 750 тыс. руб. или на 42,45%, также за исследуемый период, в сравнении с 2013 годом, выросли выплаты социального характера на 107,95%.

В настоящее время, согласно данным среднесписочной численности, на предприятии работает 105 человек. Аппарат управления состоит из 35 человек. Рабочий персонал составляет 70 человек, непосредственно рабочие, занятые выпуском продукции —55 человек.

По данным бухгалтерского баланса проанализирована структура активов и пассивов. В 2015 году было принято решение об увеличении капитала на 79 323 тыс. руб.

Дебиторская задолженность в 2015 году значительно увеличилась на 11 823 тыс. руб., так как была реализована готовая продукция. Так как продукция была реализована, на счете у предприятия увеличились денежные средства на 20 491 тыс. руб. Денежные средства появились позже, чем взятый займ, а займ можно погасить по договору только через 1 год после получения.

За исследуемый период предприятие снизило объем кредиторской задолженности на 88,7%.

На конец 2015 года коэффициент текущей ликвидности полностью укладывается в норму (3,61 при нормативном значении 2). За весь период коэффициент вырос на 2,54.

Для коэффициента быстрой ликвидности нормативным значением является 1. В данном случае его значение составило 1,23. Это говорит о наличии у организации ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства.

При норме 0,2 значение коэффициента абсолютной ликвидности составило 0,73. При этом за весь рассматриваемый период коэффициент абсолютной ликвидности вырос на 0,72.

За исследуемый период произошло резкое снижение рентабельности собственного капитала по чистой прибыли на 59,91% и составило ( 22,77%). На каждый рубль собственного капитала предприятия обеспечило 22,77 копеек убытка. За 2015 год значение рентабельности активов по чистой прибыли, равное ( 10,9%), можно охарактеризовать как явно несоответствующее норме. Изменение за счет всех факторов составило 23 850 тыс. руб.

На данное изменение повлияли следующие факторы:

· за счет изменения количества реализованной продукции прибыль от продаж увеличилась на 7 641 тыс. руб.;

· за счет изменения полной себестоимости прибыль от продаж увеличилась на 54 935 тыс. руб.;

· за счет изменения цены на изделия прибыль от продаж уменьшилась на 86 426 тыс. руб.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных