ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Примеры вокальных произведений, используемых при проведении развлечений, праздников, режимных моментов и др. в разных возрастных группах.Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка оказывает положительное влияние на психическое развитие ребёнка в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность, ведёт к преобразованию окружающего, к активному мышлению, обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями. Находясь под воздействием музыки, ребёнок окружён любовью, нежностью, поэтому он растёт жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования. И даже если ребёнок не станет музыкантом, он обязательно будет грамотным, разборчивым слушателем, ценителем хорошей музыки, добрым и отзывчивым человеком. Вокальное п ение - основной вид музыкальной деятельности детей.Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. Вокальное пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Обучать детей пению может не только специалист - музыкальный руководитель, но и каждый воспитатель при наличии у него музыкальной подготовки, полученной в педагогическом ВУЗе. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях, например на занятиях рисованием, лепкой, во время чтения сказок, в процессе беседы, на физкультурном занятии и т.д. В часы игр желательно, чтобы дети водили хороводы, сопровождали игры пением. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в теплое время года. Во время трудовых процессов дети могут напевать вполголоса свои любимые песни. Нельзя использовать вокальные произведения только для музыкальных занятий. Необходимо исходить из воспитательных и общеобразовательных задач, требующих осуществления в данной возрастной группе. Одновременно учитываются вокальные навыки, развитие которых происходит посредством той или иной песни (например, легкое звучание или развитие напевности и т.д.). Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, соответствие ее особенностям данной группы детей, их вокальным возможностям, общему уровню музыкального развития. Так, если к началу учебного года в подготовительной к школе группе окажется много детей, ранее не посещавших детский сад и не умеющих петь, то нельзя начинать работу, например, с песни М. Красева "Падают листья", которая рекомендована для разучивания в первом квартале. В таком случае надо взять более легкую песню из репертуара старшей, а иногда и средней группы и постепенно переходить к песням для детей 6-7 лет. В старшей группе в таких случаях приходится начинать с песен для средней группы. В смешанной по возрасту группе песни даются выборочно из репертуара разных возрастных групп. Иногда песня выбирается для индивидуального исполнения или для небольшой группы детей. Такая песня может звучать на праздничном утреннике. Воспитатели, заинтересованные в том, чтобы песня вошла в жизнь ребенка, всегда находят моменты, когда можно и нужно петь с детьми. Например, пролетает самолет, и воспитатель запевает песню "Самолет" Е. Тиличеевой. В следующий раз при появлении самолета дети сами просят педагога спеть им эту песню. Постепенно она запоминается и входит в репертуар детей. Или в средней, и в старшей группе играя в кукольный театр, дети показывают фигурки кошки, лошадки, собаки, загадывают соответствующие загадки и при этом с особым интересом поют песни: "Кошечка" В. Витлина, "Лошадка" Т. Ломовой, "Жучка" Н. Кукловской. Некоторые воспитатели делают для детей игрушки, изображающие музыкальный инструмент (пианино, балалайку, гармонику, проигрыватель). Такие игрушки побуждают детей к пению: они поют свои любимые песни, имитируя игру на инструменте. Иногда играя, дети исполняют песенку в виде загадки: одни поют песню на слоги "ля-ля", другие отгадывают. Воспитатели могут составить альбомы из детских рисунков на темы любимых песен. Перелистывая страницы альбома, дети поют эти песни. Игры с пением (без фортепианного сопровождения), которые проводятся с детьми в утренние или вечерние часы, также помогают утвердиться песне в быту. В младших группах воспитатель сам организует игры с пением и принимает в них активное участие. В старшей и подготовительной к школе группах он помогает детям провести игру, поддерживает и направляет их пение, постепенно предоставляя им возможность самостоятельно играть и использовать песни. Во второй половине дня можно устроить концерт. Программа намечается вместе с детьми заранее. Некоторые песни исполняются хором, другие - небольшими группами и индивидуально. В программу воспитатель может включить свое исполнение песни, знакомой детям или новой. В течение года с детьми старшей группы разучивается около 20 (и больше) песен, разнообразных и по форме, и по содержанию. Это песни описательного, повествовательного, танцевального, игрового характера, песни протяжные, лирические, торжественные, героические, грустные и веселые. Главное их качество - художественность в изложении и в исполнении педагогом. Пение является наиболее доступным видом музыкальной деятельности как для детей, так и для взрослых людей. Подтверждая эту мысль венгерский композитор и педагог 3. Кодай, называет человеческий голос самым прекрасным и доступным каждому музыкальным инструментом. В соответствии с требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду" одной из задач музыкального воспитания является обучение детей выразительному, искреннему исполнению интересных им и несложных песен. Педагог должен помочь детям понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. Воспитательно-образовательная работа должна включать организацию различных видов певческой деятельности детей, таких как исполнение и слушание вокальных произведений, пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков, анализ песен, импровизацию, сочинение мелодий к заданным текстам, сочинение хороводов. Эффективность развития этих видов певческой деятельности достигается подбором песенного репертуара. Выбор репертуара обусловлен возрастными особенностями певческих диапазонов дошкольников. Творческий подход музыкального руководителя заключается в том, чтобы правильно подобрать вокальные упражнения и в целом песенный репертуар с учетом возрастных изменений в детских голосах. Прочно вошла в работу по музыкальному воспитанию русская народная песня. Поэтичность, богатство мелодии, разнообразие ритма, яркость образов, юмор сделали народное песенное творчество незаменимым источником музыкального развития дошкольников. Эти особенности русской народной песни способны вызвать желание петь даже у самых застенчивых детей. Для упражнений важно использовать народные попевки, песни с плавным голосоведением, например, "Как под горкой, под горой", "Аист", "Василек". Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа развития детей О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Количество музыки увеличивается постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. Классические произведения в оригинальном исполнении лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдёт стилизованная музыка, т.е музыка, где аранжировка сделана специально для детей. Перечень музыкальных произведений фоновой музыки может варьироваться воспитателем с учётом его музыкального вкуса. Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например музыкальные циклы П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П. Чайковского «Щелкунчик»,фортепианный цикл «Детский альбом», «Карнавал животных» К. Сен- Санса, сказочная музыка Римского –Корсакова, пьесы Д. Кабалевского. Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада. Мы учитываем, что маленькие дети воспринимают информацию непосредственно. Подбираемый материал основан на том, что ребенку знакомо, но является новым в изложении педагога. Важно только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества. И здесь все зависит от педагога, от того, насколько он сам сможет ощутить с помощью музыки "что-то" и восхититься им. "Мысли похожи на дождь", – сказала одна девочка. Они льются и одиноко капают, светятся и наводят грусть, раздражают и приносят успокоение. В дожде вся палитра эмоций… Так в музыке рождаются тонкие, никому не знакомые образы и переживания, при помощи которых ребенок сможет по-своему воспринять новое. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|