Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И развитие Китая и России на рубеже XX–XXI вв.




Ранняя политическая мысль, собственно, политика, ее главный инструмент – государство – возникли в процессе разложения родовой общины на группы людей с разными интересами. Таким образом, изначально политика выступает как способ нахождения компромисса между интересами различных групп, дабы люди не уничтожили себя во взаимной борьбе.

Недостаток учебного времени не дает нам возможности рассмотреть политическую мысль Востока. Сделаем исключение для Конфуция, чьи политические идеи обусловили успешное развитие самой многочисленной страны в мире. Не случайно Китай именуют конфуцианской цивилизацией.

Для китайского общественного сознания Конфуций неоспоримый авторитет, что в значительной мере обеспечивает преемственность и целостность развития Китая. Государство – стержень общества, главная его цель – обеспечить порядок. Государство должно быть устроено по образцу патриархальной семьи, во главе которой патриарх-отец, каждый член семьи знает свое место и четко исполняет соответствующие функции. Политика должна опираться на мораль. Принципиальное различие между китайскими политиками конца XX в. и российскими в том, что китайцы сохранили государство, ведущую роль партии, идеологию; российские политики разрушили государство, всю систему управления советского общества, способного к реформированию, как показал китайский опыт. В России в период «перестройки – катастройки» не оказалось столь авторитетной политической теории и ее проводников. Ныне Китай – одна из самых успешных стран в мире, через 2–3 десятилетия станет мировым лидером, Россия – страна регионального уровня, сырьевой придаток развитых стран. Кстати, влияние патриархальной теории государства было весьма заметно в политической истории России в дореволюционный и советский периоды («царь-батюшка», «вождь – отец всех народов»).

Не следует думать, что в Китае существовало примитивное единомыслие. И у Конфуция были оппоненты, отрывавшие политику от морали. «Мудрый правитель наполняет желудки и опустошает души», – утверждали они. Однако линия Конфуция, как правило, побеждала.

 

 

Развитие политической мысли в Европе и России
(основные этапы)

Ранняя политическая мысль развивается в рамках философии; и первый ее этап в Европе – греческая античность, где особое значение имеют идеи великого триумвирата: Сократа, Платона и Аристотеля. Их объединяет неприятие демократии, представляющей собой «господство худшего большинства над лучшим меньшинством». И наилучшим образом правления они считали аристократию: доминирование «лучшего меньшинства». Убедительным аргументом против демократии явилась смерть «умнейшего из греков» Сократа, приговоренного самым демократичным афинским судом.

Платон называет свой философский труд «Государство» – это важнейшая тема политологии. Государство должно соответствовать структуре человеческой души. Ее низшая часть – вожделеющая – представлена в государстве людьми физического труда; средняя – аффективная, чувствующая – воинами, важнейший из аффектов – любовь к Родине; третья – разумная – философами, призванными управлять государством. Платон считал, что мощь «полиса» (города-государства) ослаблена тем, что в нем существует постоянная борьба двух классов – богатых и бедных.

И в этом пункте с ним полемизирует самый энциклопедичный из древних мыслителей Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже». Философ утверждает, что в полисе три класса граждан: «Богатые, из которых получаются наглецы и крупные мерзавцы. Бедные, из которых получаются подлецы и мелкие мерзавцы. Настоящие граждане полиса – средний слой, ибо средний достаток порождает в людях умеренность». Высказанная две с лишним тысячи лет назад мысль греческого философа вполне актуальна. Подумайте над вопросом: «Есть ли в современной России средний класс? Если нет, то, что помешало ему сформироваться?» Размышляя, опирайтесь на понятие «социальная структура общества». Существует 2 основных типа социальных структур (рис. 1)

 

Δ ◊

а б

Рис. 1. Типы социальных структур: а – пирамидальная; б – ромбовидная

 

Нетрудно понять, какая из них соответствует среднему классу.

Наконец, Аристотель определял саму сущность человека через политику: человек – животное политическое.

Средневековая политическая мысль (IV–XIV вв.) находилась под безраздельным влиянием религии, истиной в последней инстанции для нее было Священное Писание – Библия. Особое значение имели две кардинальные идеи: «Нет власти, которая не от Бога» и «Богу – Богово, кесарю – кесарево». Подумайте, как можно прокомментировать первую мысль, если иметь в виду отвратительную власть тирана, деспота, власть криминального авторитета, «дедовщину» в армии; какой принцип устройства власти в демократическом обществе предвосхищает Библия во втором высказывании?

Политическая мысль в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) характеризуется духовной революцией в сознании образованной части европейского общества: вертикальная иерархия устройства жизни, на вершине которой находился Бог, сменилась горизонтальной, где в центре встал человек; религия Богочеловека сменилась религией человекобога.

В европейском сознании были отменены запреты (табу), налагаемые религией; человек мог развиваться без ограничений, «во все стороны» добра и зла, исчезло понятие греха. Новое умонастроение – гуманизм («все в человеке, все для человека! Человек – это звучит гордо!») было тесно сопряжено со смертным грехом в христианстве – гордыней, породившей самые острые глобальные проблемы развития человечества, угрожающие самому его существованию (сравните credo Ф.М. Достоевского: «Смирись, о, гордый человек. Поработай на ниве народной!»). Глобальные проблемы не привнесены извне, они порождение человека, поставившего себя в центр мироздания.

Центральное место в политическом сознании эпохи Возрождения занимает итальянский мыслитель Н. Макиавелли В своем трактате «Государь» мыслитель утверждает, что цель правителя завоевать, удержать, использовать власть, опираясь на силу и выгоду, пользуясь правилом «цель оправдывает средства».

В Новое время (XVII–XVIII вв.) центральное место занимает договóрная теория происхождения государства (Т. Гоббс, Д. Локк,
Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье). Возникновение государства спасло человечество от взаимного уничтожения.

Французский мыслитель Ш. Монтескье, крупнейший представитель географического детерминизма, является одним из основоположников геополитики – науки о взаимодействии политических и природных факторов. Значение этой политической науки все более возрастает в связи с обострением борьбы за природные ресурсы. Геополитический прогноз на XXI в.: «Политика будет определяться борьбой за природные ресурсы, и в центре этой борьбы оказалась Россия».

Таким образом, развитие европейской политической мысли подготовило к середине XIX в. появление политологии. В 1857 г. в Колумбийском колледже в США открывается первая кафедра истории политических учений и начинается подготовка профессиональных политологов. Подумайте, почему политология возникла именно в США? Вспомните, как возникла эта очень успешная страна и кто такие «янки»?

В 1948 г. по рекомендации ООН политология была включена в учебные программы вузов во всех развитых странах мира, кроме стран социализма.

Почему политология не преподавалась в СССР?

В российской политической мысли процесс возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси – попыталась осмыслить так называемая норманнская теория. Она опиралась на древнерусскую летопись «Повесть временных лет. Откуда есть и пошла русская земля, и кто в Киеве стал княжети». В качестве главного аргумента использовался известный фрагмент летописи о призвании варягов – норманнов Рюриковичей: «… земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите и будете нами княжити». Теория разрабатывалась немецкими учеными, по контракту работавшими в Российской академии наук, и выполняла определенный политический заказ. Она пыталась доказать, что славяне не в состоянии управлять собой, им в этом отношении надо помогать. Подумайте, есть ли в норманизме рациональное зерно?

Норманнская теория не выдерживает исторической критики. Во-первых, призванные на Русь норманны находились на гораздо более низкой ступени экономического, социального, культурного развития. Единственно, в чем они превосходили древних русичей, в воинском искусстве. Процесс возникновения государства исключительно сложен, охватывает все стороны жизни и не может осуществляться без активного участия народа. Во-вторых, в древние времена, когда внутриплеменные конфликты были типичны, приглашение представителей других этносов для выхода из междоусобицы было частым явлением. Например, коренной этнос Англии, бриты, призвали представителей немецких племен – англосаксов.

В период феодальной раздробленности (XII–XIII вв.) в русской политической мысли борются две идеи: разъединительная, санкционирующая раздробленность («каждый да держит отчину свою» – съезд князей в Любече в 1097 г.), и объединительная, проходящая через всю древнерусскую литературу («Слово о полку Игореве», «Слово о погибели земли русской», «Задонщина»).

В период складывания централизованного государства вокруг Москвы объединительная идея в форме неограниченной княжеско-царской власти начинает побеждать. Особенно талантливо она представлена в переписке Ивана Грозного с его политическим оппонентом князем Андреем Курбским: «Царство без грозы, как конь без узды. Аз есмь зверь, но над зверьми и царствую», – пишет грозный царь.

В Новое время (XIX в.) русская интеллигенция раскололась на два лагеря: «западников» и «славянофилов», споривших о путях развития России. Спор продолжается по сей день. Кстати, как Вы думаете, кто преобладает в современной политической власти в России?

В царствование Александра II осуществлялись глубокие демократические реформы, активно развивалась политическая мысль. В России начала действовать самая прогрессивная форма судопроизводства – суды присяжных заседателей. Процесс демократизации был прерван убийством царя-освободителя революционерами.

В начале XX в., в предреволюционный период, последним царем российскому обществу были предоставлены значительные политические свободы, возник парламент (Государственная дума), сформировалась система политических партий. Тогда же в России появилась группа выдающихся политических мыслителей (И. Ильин, Н. Бердяев,
Г. Федотов; евразийцы: Н. Трубецкой, П. Савицкий, позже – Л. Гумилев). Однако очередная политическая «оттепель» была прервана приходом к власти большевиков, направивших страну на путь тоталитарного развития.

Современный период демократизации – «перестройка» – характеризуется крайне противоречивыми, болезненными реформами, появлением политологии как науки и учебной дисциплины, формированием кадров российских политологов.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных