Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ 4 страница




На голове расположены детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяют, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обиду, огорчение), не изменяя своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прори­совки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно за­черченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случа­ев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на осуждение, • порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки.

Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресни­цы — истероидно-демонстративные манеры поведения; заинтересован­ность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одевать­ся, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Определяют по сочетанию с дру­гими признаками (когтями, щетиной, иглами) характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, демон-стративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — поста­мент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия ре­шения, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосно­вательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (осо­бенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратите внимание на характер соединения ног с корпусом: соеди­нение точно, тщательно или небрежно, ноги слабо соединены или не соединены вовсе. Это — характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разно­образие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и не банальность; иногда — творческое начало или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры: крылья, допол­нительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики, вроде завитушек-кудрей; цветково-функциональные детали. Могут быть функциональными или служить украшением. Они свидетельству­ют об энергии охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, «самораспространении» с притеснением окру­жающих, либо любознательности, желании участвовать как мож­но в большем числе дел окружающих, завоевать место под солн­цем, увлеченности своей деятельностью, смелости предприятий (со­ответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обра­щать на себя внимание окружающих, манерность (например, ло-

шадь или ее несуществующее подобие в сутане из павлиньих перьев).

Хвосты выражают отношение к собственным действиям, решени­ям, выводам, своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты впра­во — отношение к своим действиям и поведению, влево — отношение к своим мыслям, решениям, упущенным возможностям, собственной нерешительности. Положительная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро), отрица­тельная — падающим движении вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Обратите внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные, иногда разветвленные.

Контуры фигуры анализируются по наличию или отсутствию вы­ступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Защита от окружающих: агрессивная, если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой, если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью, если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность та­кой защиты соответствует пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих лиц, имеющих возможность наложить запрет, осуществить принуждение; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — не­дифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпу­се животного (справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов).

Общая энергия оценивается по количеству изображенных деталей. Чем больше составных частей и элементов (помимо самых необхо­димых), тем выше энергия. Обратный случай — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматические заболевание (это подтверждается характером линии — слабая паутинообразная, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Жирная с нажимом линия — это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревож­ность. Обратите также внимание на то, какая деталь, какой символ выполнены таким образом (к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачерне-ние частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипность линий и т. д.). Осуществляется так же, как при анализе пиктограммы: фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, ней­тральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки) — отношение к собственной персоне, своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы иден­тификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с его поста­новки на две лапы вместо четырех или более и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, ног и лап — на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональ­ной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечива­ния» животного.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков: вымени, сосков груди при человекообразной фигуре и др. Это — отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Круг (особенно ничем не заполненный) символизирует тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергать­ся тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество материала для анализа.

Обратите внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного»: постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропел­лера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечнос­ти — рукояток, клавиш и антенн. Это чаще наблюдается у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочета­ющихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала проявляются в форме «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ла­стами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей («летающий заяц», «бегемот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетус» и т.п.). Первое — ра-циональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на де­монстрацию собственной эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие»), знаменую­щие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) говорят о снисходительном отношении к окружающим. Инфан­тильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («абе-росинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).

Молодоженам предлагается еще один тест для получения первичного представления о личностях супругов, о тех качествах, которые нравятся, о тех, которые не очень или не всегда нравятся, и качествах, которые, по их мнению, должны присутствовать у идеальных супругов.

После того, как задание выполнено, психолог просит каждо-! го из молодоженов предположить или угадать, что написано в; листочке партнера. Часто обнаруживается, что будущие супру­ги совершенно не знают друг друга. Например, пара Наташа и Сергей встречались год, прежде чем приняли решение подать заявление. В результате анализа рисунков несуществующего животного обнаружилось, что у Наташи — крайне занижена са­мооценка, велик интерес к мнению окружающих и зависимость от этого мнения, высоки эмоциональность и тревожность. Сергей же обнаружил тенденцию к вербальной агрессии, особенно в случае давления на него. Методика оценки качеств дополнила эту кар­тину. Наташа отметила, что ей не нравится, что Сережа «иногда: кричит на нее» и всегда принимает решения в одиночку. Сергей был очень удивлен, узнав об этом. Ему казалось, что он «все делает для любимой», исходя из ее желаний. А свою особенность решать конфликты криком он даже не фиксировал. Наташа воз­разила, робко настаивая на своей правоте. И вот тут-то конфликт разыгрался прямо в кабинете психолога. Сергей почувствовал, что на него давят, что с ним пытаются спорить, начал разговари­вать на повышенных тонах, демонстрируя все то, от чего только что отказывался. Психологу оставалось только акцентировать внимание пары на происходящем и предложить проанализировать ситуацию, сделав соответствующие выводы. После разбора ситуа­ции консультант предложил Сергею побеседовать индивидуально, чтобы показать ему личностные особенности Наташи, с которыми нужно считаться, в частности, сочетание тревожности с низкой самооценкой. Каждый «энергетический выброс» на такого чело­века способствует усугублению этих качеств, что может привести к образованию комплексов неполноценности, нервным срывам и конфликтам. Наташе же была рекомендована дальнейшая индиви­дуальная работа с психологом по коррекции «образа Я».

Другая пара, Олег и Нина, изначально были очень зажатыми, на контакт идти не желали до тех пор, пока не выяснилось, что Нина весьма ревнива, а Олег очень любит посещать компании и общаться с противоположным полом (конечно, «без всякой дур­ной мысли»). Причем еще до свадьбы они успели подраться на почве ревности. Нина все время чувствует себя обманутой и обиженной, причем эти чувства она принесла в новую семью из родительской, где отец гулял, а мать постоянно находилась в расстроенном состоянии. Нина понимает, что те отношения, которые сложились с Олегом на данный момент, — не нормаль­ные, но надеется, как очень многие конфликтующие молодожены, что после свадьбы все нормализуется. А это — самое большое заблуждение, потому что в добрачный период многое прощается и игнорируется благодаря обоюдной влюбленности, а позже все несоответствия, «зоны риска», конфликтные моменты превраща­ются в непреодолимую стену, так как никто не хочет идти на компромиссы.

Поэтому главная задача пары, собирающейся оформить брак, — решить все вопросы психологической совместимости, все споры и проблемы в сфере отношений именно на добрачной стадии или в первые месяцы супружеской жизни, пока есть же­лание и силы что-то изменить. Что касается Олега и Нины, им уже сейчас необходимо кардинально менять подход друг к другу и к ситуации. Нине рекомендовано поработать над проблемой принятия жизни такой, как она есть (это длительный процесс работы над собой, желательно с помощью психолога), а Олегу — хотя бы учитывать повышенную ревнивость Нины и стараться не давать повода для активизации этих чувств.

Хотелось бы отметить еще методику «РОП» (ролевые ожида­ния и притязания в браке), которая хорошо зарекомендовала себя в консультировании молодоженов.

 

Методика «РОП»

Изучение установок в области семейных отношений позволяет определить мнение субъекта о перечисленных в методике функциях, а также о желаемом распределении ролей между супругами при реализа­ции этих функций.

Инструкция. Представлены различные мнения о браке, семье, отношениях между мужем и женой. Постарайтесь выразить

ваше личное мнение. Важно то, что вы об этом думаете, а не то, что принято в вашей среде общения. Время 20-25 минут.

Варианты ответов: а) полностью согласен; б) в общем это верно; в) это не совсем так; г) это неверно.

Вопросник

Мужской вариант Женский вариант
   

1. Самочувствие и настроение человека сильно зависят от половой жизни

2. Счастье в браке целиком зависит от сексуальной гармонии супругов

3. Сексуальные отношения — главное в отношениях мужа и жены

4. Главное в браке, чтобы у мужа и жены было много общих интересов

5. Супруг — это друг, который разделяет мои мнения, интересы, увлечения

6. Супруг — это человек, с которым можно поговорить о своих

делах

7. Самая главная забота жены, 7. Самая главная забота мужа — чтобы в семье все были накор- обеспечить семье достаток и млены и ухожены комфорт

8. Женщина многое теряет в 8. Муж должен заниматься моих глазах, если она плохая домашним хозяйством наравне хозяйка с женой

9. Женщина может гордиться со- 9. Муж должен обслуживать се-бой, если она хорошо готовит бя, а не ждать, что жена возьмет

на себя все заботы о нем

10. Я хотел бы, чтобы моя же- 10. Муж должен заниматься деть-на любила детей и была хорошей ми не меньше, чем жена матерью

11. Женщина, которая тяготится 11. Я хотела бы, чтобы мой муж быть матерью, — неполноценная любил детей

женщина

12. Для меня главное в женщине, 12. О мужчине я сужу по тому, 1чтобы она была хорошей матерью хороший ли он отец своим детям

.моим детям

13. Мне нравятся деловые и энер- 13. Мне нравятся деловые и энер­гичные женщины гичные мужчины

14. Я очень ценю женщин, все- 14. Я люблю мужчин, страстно рьез увлеченных своим делом и увлеченных своим делом знающих его досконально

15. Я восхищаюсь женщинами, 15. Для меня очень важно, как которых ценят и уважают на ра- оценивают моего мужа на работе боте за их знания

16. Меня очень тянет к людям, которые могут создать теплую атмосферу

17. Для меня главное, чтобы меня понимали и принимали таким, какой я есть

18. Я очень ценю в людях уме- 18. Мне трудно ладить с людь-ние выслушать сомнения и чув- ми, которым мало дела до моих ства другого человека переживаний и сомнений

19. Мне нравятся яркие, краен- 19. Мне нравятся щеголеватые, вые женщины красиво одетые мужчины

20. Я ценю женщин, умеющих 20. Мне нравятся красивые, ро-красиво одеваться слые мужчины

21. Женщина должна выглядеть 21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на нее с восхищени- так, чтобы на него было прият-ем оглядывались прохожие но посмотреть

22. Я всегда знаю, что надо ку- 22. Самая главная забота женщи-пить для нашего дома ны, чтобы в семье все были на­кормлены и ухожены

23. Я люблю заниматься благо- 23. Я всегда знаю, что купить для устройством нашего быта нашей семьи

24. Я могу починить обувь, ме- 24. Я собираю полезные советы бель, домашнюю технику хозяйке: как чистить, стирать, со­лить и мариновать овощи, гото­вить пищу и т. д.

25. Чужие дети не боятся меня, 25. Главную роль в воспитании

идут ко мне на руки

ребенка всегда играет мать

26. Я люблю детей и умею с ними 26. Я не боюсь трудностей, свя-обращаться занных с рождением ребенка

27. Я не оставил бы своего ре- 27. Я люблю детей и с удоволь-бенка жене, если бы мы решили ствием занимаюсь ими расстаться

28. Я стремлюсь занять свое место в жизни

29. Я хочу стать хорошим специалистом

30. Я горжусь, когда мне поручают трудную или ответственную работу

31. Люди часто обращаются ко мне за помощью или поддержкой

32. Окружающие часто рассказывают мне о своих бедах и заботах

33. Мне нравится утешать и опекать страдающих людей

34. Мое настроение сильно зависит от того, как я выгляжу

35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне подходит

35. Я ношу украшения, употребляю косметику, люблю красивую

и оригинальную одежду

36. Я придирчиво отношусь к фа- 36. Я придаю большое значение сону рубашки, костюма, цвету своему внешнему виду галстука

 

Карта и «ключ» ответов

Шкала семейных ценностей Номер Ролевые ожидания «О», баллы Номер Ролевые притязания «И», баллы
1. Сексуальная сфера        
         
         
2. Общность интересов        
         
         
3. Хозяйственно-бытовые        
ценности        
         
4. Родительское        
воспитание        
         
5. Внешняя социальная        
активность        
         
6. Эмоционально-тера        
певтическая функция        
брака        
7. Значение внешней        
привлекательности        
         

 

Варианты ответов (в баллах): полностью согласен — 3; в общем это верно — 2, это не совсем так — 1; это неверно — 0.

Интерпретация факторов

I шкала. Позволяет судить о том, какое значение придает субъ­ект сексуальной гармонии супружеских отношений. Высокие оценки (7-9 баллов) означают, что субъект считает гармонию сексуальных отношений важным условием супружеских отношений. Низкие оценки (0-3. балла) — недооценка сексуальных отношений в браке.

II шкала. Установка на личностную идентификацию с супру­гом. Высокие оценки (7-9 баллов) — ожидание совпадения мнений, интересов, ценностей, способов досуга. Низкие оценки (0-3 балла) предполагают установку на независимость, свободу интересов и время­препровождения.

III шкала. Установка на хозяйственно-бытовые ценности. Ролевое ожидание — рассматривается как мера ожидания того, что супруг возь­мет на себя инициативу в реализации хозяйственно-бытовых функций семьи. Чем выше оценка по этой шкале, чем больше требований предъ­являет субъект к участию супруга в организации быта, тем большее значение для него имеют хозяйственно-бытовые способности и навыки партнера.

Ролевые притязания — оценки рассматриваются как выражение установки на личное доминирование в хозяйственно-бытовом обслужи­вании.

Средняя оценка по фактору с учетом ожидания и притязания: М = (Х0 -+• (Хп)/2. Чем выше М, тем большее значение придается функции.

IV шкала. Отношение субъекта к родительско-воспитательской функции. Оценка по шкале ролевых ожиданий является мерой того, что основные функции по воспитанию и уходу за детьми возьмет на себя супруг. Оценка по шкале ролевых притязаний — мера установки на выполнение роли родителя самим субъектом. Высокая оценка позволяет рассматривать фактор в качестве основной семейной ценности.

V шкала. Значение внешней социальной активности, профессио­нальной деятельности, общественной, любой другой вне семьи. Шкала ожиданий измеряет установку субъекта на то, что связи с окружением семьи поддерживает партнер. Поощрение профессиональной, обще­ственной, деловой активности. Шкала притязаний говорит о личной установке на активность.

VI шкала. Установка на эмоционально-терапевтические формы брака. Оценка по шкале ожиданий является мерой ожидания того, что супруг возьмет на себя функции эмоционального лидера семьи (будет корректировать психологический климат в семье, создавать моральную и материальную поддержку, т. е. выступать в роли психотерапевта). Оценка по шкале притязаний выражает эмоциональную установку субъекта на собственную роль эмоционального лидера се­мьи. Чем выше средняя оценка, тем большее значение субъект придает взаимной моральной и эмоциональной поддержке, тем больше скло­нен рассматривать семью как сферу эмоциональной разрядки и рела­ксации.

VII шкала. Значение для субъекта внешней привлекательности су­пруга, его соответствие внешним общепризнанным стандартам. Шкала ожиданий выявляет желание иметь внешне привлекательного супруга. Шкала притязаний — установка на собственную привлекательность. Средняя оценка — ориентация на внешнее благополучие, социальное мнение.

Этот тест применяется, когда будущие супруги не ориенти­руются в сфере семейных ценностей друг друга. В частности, Лена и Кирилл, молодые люди (по 18 лет), хотят пожениться, но с трудом представляют себе, что их ждет в браке. Тестиро­вание по методике «РОП» показало, что наиболее значимым для Лены является родительско-воспитательская функция, причем она ожидает, что Кирилл возьмет на себя львиную долю забот по воспитанию детей. Для Кирилла же эта функция на данном этапе не значима вообще, он более ориентирован на брак как сексуаль­ный и психотерапевтический союз. Причем ни Лена, ни Кирилл не собираются брать на себя хозяйственно-бытовые обязанности, каждый ожидает, что это сделает другой.

В результате ознакомления с этой информацией пара прояви­ла интерес к обсуждению спорных вопросов и пришла к компро­миссному решению по многим из них.

Есть и другие проблемы, которые обсуждаются в процессе психологической консультации молодоженов. Например, Эмма и Павел, встречающиеся уже 5 лет, решили пожениться, несмотря на яростное сопротивление родителей жениха. Эмма весьма напугана тем, что будущие родственники постоянно звонят ей и угрожают расправой в случае, если брак с Павлом состоится. Павел же находится в состоянии растерянности, так как, с одной стороны, он любит Эмму, как ему кажется, а с другой — боится войти в конфликт с родителями. Задачей психолога в этой ситуации была индивидуальная работа с каждым партнером и, по возможности, контакт с агрессивно настроенными родителями. Причем Эмме была необходима психотерапия, так как ситуация невротизировала ее и привела в состояние стресса. Для Павла же действенным оказалась работа по аналитическому разбору его ощущений и переживаний, что дало возможность, наконец, сознательно принять окончательное решение на основе истинных чувств. Такой аргументированный выбор дал ему силы еще раз попытаться преодолеть предубеждение родителей и защитить свою невесту от незаслуженных нападок с их стороны.

В заключение хотелось бы упомянуть еще один случай. К психологу обратилась Оксана В., от которой ушел муж че­рез три месяца после свадьбы. Она очень переживала ситуацию, но при этом посетовала: «Вот если бы три месяца назад мы не от­казались от предложенной консультации с психологом, наверное, сейчас жили бы вместе».

 

 

Глава 4. Как решать психологические проблемы в семье

А теперь поговорим о супругах, имеющих проблемы или кон­фликты, связанные с супружеской жизнью. Причин этому может быть очень много: и отсутствие взаимопонимания, и сложности в интимных отношениях, и столкновения характеров, и непримири­мость к родителям супруга, и т. п. Во всех случаях роль психоло­га — помочь партнерам разобраться в себе и другом, а затем на основе этого знания — построить новые отношения, способ­ствующие минимизации конфликтности и росту взаимопонимания. Работа с парой начинается обычно с анамнестической беседы, где проясняются все обстоятельства, сопутствующие данной семей­ной ситуации. Параллельно возможно исследование личности с помощью различных методик. В частности, хорошие результаты дает методика миннесотского многомерного личностного перечня ММР1, даже сокращенный ее вариант («Мини-мульт»).

ММР1 был предложен американскими психологами в 40-50-х гг. Адаптация ММР1 была проведена в СССР в 60-х гг. в Институте им. В. Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым.

Опросник «Мини-мульт» содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 — оценочные, которые измеряют искренность испытуемого, степень досто­верности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряет свойство лично­сти с астеноневротическим типом. Вторая шкала говорит о склонности испытуемого к социопатическим вариантам развития личности. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы следует шестая, характеризующая обидчивость испытуемого, его склонность к аффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчу­жденности, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость.

Время проведения опросника не ограничивается.

Инструкция. Сейчас вы ознакомитесь с утверждениями, ка­сающимися состояния вашего здоровья и вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к вам. Не тратьте время на обдумывание ответов. Наиболее естественно то решение, которое первым приходит в голову.

Опросник

1. У вас хороший аппетит.

2. По утрам вы обычно чувствуете, что выспались и отдохнули.

3. В вашей повседневной жизни масса интересного.

4. Вы работаете с большим напряжением.

5. Временами вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.

6. У вас очень редко бывает запор.

7. Иногда вам очень хотелось навсегда уйти из дома.

8. Временами у вас бывают приступы безудержного смеха или плача.

9. Временами вас беспокоит тошнота и позывы на рвоту.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных