ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ 7 страницаГлавная цель этой фазы — понимание, а точнее, взаимопонимание. Достичь его можно, лишь создав необходимую информационную базу: собрав информацию по проблеме собеседника, выяснив его цели и интересы, поняв движущие им мотивы, проанализировав занимаемую им позицию. Но если фазу контакта, как показывает опыт, многие пытаются «свернуть» до предела, то фазу ориентации мы стремимся просто «проскочить», торопясь перейти к делу, «взять быка за рога». И тогда убеждение превращается в... принуждение. Будучи искренне уверены в том, что знаем, как осчастливить партнера, мы принимаемся настойчиво, от всей души, сообразно с собственной логикой, предлагать ему свою «рубашку». Он же в ответ, приводя нас в изумление и отчаяние, столь же настойчиво упирается, так как хочет носить свою (и только свою!) «рубашку». Он не слышит ваших аргументов, а все происходящее со стороны напоминает разговор людей, говорящих на разных языках, каждый из которых, чтобы быть понятым, говорит все громче и громче вместо того, чтобы искать другие, более эффективные пути понимания. И даже если нам удается убедить партнера, такое убеждение-принуждение недолговечно и поверхностно. И мы не раз на занятиях в группах СПТ наблюдали, как такой «убежденный» участник, выходя за дверь, провозглашал: «А все-таки она вертится!». Основным коммуникативным умением, обеспечивающим решение задач этой фазы, является умение слушать собеседника. Слушание — процесс сквозной, пронизывающий все фазы общения, но особая нагрузка падает на него именно здесь, при сборе информации. Легко ли слушать собеседника? Всегда ли это нам удается? Надо ли учиться слушанию? Ответим вопросом на вопрос: «А вы хотите стать хорошим собеседником?» Яркой иллюстрацией к этому, на наш взгляд, служит эпизод, произошедший с Д. Карнеги на званом обеде и описанный им в популярной книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Там, на обеде, он познакомился с известным ботаником и после продолжительной беседы был признан им «самым интересным собеседником». Это поразило Д. Карнеги, который, по его словам, не промолвил почти ни слова, хотя бы потому, что в ботанике разбирался не больше, чем в анатомии пингвинов. Все, что он делал — это напряженно слушал. «На самом деле, — пишет автор, — я был лишь хорошим слушателем и поощрял говорить его самого». Видно, не случайно нас поучали древние: «У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили». Однако слушать — не значит просто «не говорить». Слушание — это процесс, протекающий по своим законам и требующий от нас внимания, терпения, такта, а следовательно, это процесс энергоемкий. «Слушание — тяжелый труд, — замечает автор одной из лучших работ, посвященных слушанию, И. Атватер, — вот почему мы не можем слушать долго». Так что же мешает нам слушать, в чем причины плохого слушания? Во-первых, мы с вами так устроены, что наши мысли «бегут» значительно быстрее, чем слова. Пока мы слушаем, наш мозг то подключается к тому, что говорится, то отключается, т. е. работает в режиме реле. В итоге имеют место большие информационные пробелы, и порой мы даже не можем понять смысла сказанного. Во-вторых, часто мы слушаем «вполуха», особенно это касается близких людей, относительно которых создается иллюзия, что «мы уже все слышали». Любой из нас без труда припомнит ситуацию, когда кто-то из членов семьи общался с нами, уткнувшись носом в газету, а мы, в свою очередь, отвечали ему, не отрываясь от телевизионного экрана. В-третьих, в системе наших органов чувств доминирует зрение: большую часть информации об окружающем мире мы получаем с его помощью. Поэтому сначала мы смотрим, а лишь затем слушаем. Именно потому мы и не улавливаем имени нового знакомого, что заняты его разглядыванием: во что одет, как причесан, каковы его манеры и т. д. В-четвертых, обычно мы настолько заинтересованы в том, чтобы высказаться самим, что заняты не столько слушанием партнера, сколько нетерпеливым ожиданием подходящего для этого момента. А в процессе ожидания мы обдумываем собственную реплику и формулируем ее. Заметим, что собеседники одного пола перебивают друг друга одинаково часто. Когда же общаются мужчина и женщина, то вопреки расхожему мнению мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Более того. Оказывается, что мужчины слушают внимательно лишь первые 15 секунд, после чего пускаются в поиск: «Чего бы добавить к предмету беседы?» И, наконец, в-пятых, на эффективности слушания сказываются и те стереотипы, в плену которых мы находимся. Слышим мы, как правило, то, что уже имело место в нашем опыте и согласуется с ним. Все прочее мы пропускаем мимо ушей. Не услышим мы и того, что несет угрозу нашей самооценке, грозит разрушить сложившееся представление о себе. Мощный буфер на этом пути — личностные защиты, с помощью которых «ненужная», опасная информация будет либо вытеснена из сознания, либо тщательно отредактирована. Несложная групповая игра «Испорченный телефон» демонстрирует наши «слушательские» возможности и позволяет проследить динамику процесса слушания. Упражнение 1 В игре участвуют пять человек: четверо из них выходят за дверь, а пятый выступает в роли главного слушателя. Ведущий дает ему инструкцию: «Сейчас я сообщу вам очень важную информацию, которую нужно будет передать следующему участнику. Слушайте внимательно». Далее зачитывается текст, объем и сложность которого требуют внимания и сосредоточенности слушающего (приблизительно 10 строк, содержащих 7 смысловых оперативных единиц). Далее информация от главного слушателя по цепи, последовательно передается остальным четверым участникам. Последний из них воспроизводит дошедшее до него сообщение. Видеокамера фиксирует весь процесс передачи информации. Не задействованные в игре участники группы выступают в роли наблюдателей и экспертов. Анализ их отчетов и видеозаписи позволяют обнаружить ряд особенностей этого процесса: при прохождении «по цепи» происходит значительное усечение информации (выпадают целые информационные блоки) и ее серьезная деформация (часто за счет стереотипизации и привнесения собственного опыта, заполняющего информационные «пустоты»). Попытки объяснить это ограничениями вашей памяти психологически несостоятельны, так как составляющие текст 7 оперативных единиц без труда размещаются в нашей кратковременной памяти. Причины низкой эффективности работы этой приемопередающей цепи кроются в отсутствии умения слушать собеседника. Все это необходимо принимать в расчет при общении, так как мы помним, что «хороший собеседник» в первую очередь означает «хороший слушатель». Зная некоторые особенности нашей общей психической организации и общепринятые установки по отношению к слушанию, полезно контролировать себя как слушателя. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник, приложив волевое усилие; подготовить собственное высказывание вы можете, взяв паузу в разговоре. Не перебивайте партнера без необходимости, а уж если перебили — помогите затем восстановить прерванный ход его мыслей. Сведите к минимуму внешние помехи: телефон, телевизор, посторонние шумы. Слушая, наблюдайте за выражением лица собеседника, его позой и жестами. Прислушивайтесь к тону его голоса. Старайтесь понять не только смысл сказанного, но и чувства собеседника. Помните, что общение по своей природе диалогично, а диалог предполагает периодическую смену ролей его участников, чередование говорения и слушания. И если вдруг вы пренебрегли этим принципом, злоупотребив ролью говорящего, то отблагодарите своего партнера: длительность слушания может быть скомпенсирована увеличением времени говорения. Предоставьте теперь своему партнеру столько же времени для высказывания, сколько было затрачено вами. Предлагаем два упражнения для развития способности слушать партнера. Упражнение 2 Участники группы сидят по кругу. Ведущий дает инструкцию: «Пожалуйста, закройте глаза. Сосредоточьтесь на том, что вы сейчас слышите, «обратитесь в слух». Постарайтесь услышать и запомнить как можно больше звуков». Через 1-2 минуты тренер просит участников открыть глаза и перечислить все, что удалось услышать (указав, по возможности, источники звуков). При групповом обсуждении обнаруживается, что «палитра» звуков у одних участников может быть значительно богаче, чем у других. Упражнение 3 В приятной компании, где вы обычно говорите все, что взбредет на ум, измените как-нибудь своей привычке перебивать и молча выслушайте другого. Слушая, думайте: «Почему он это говорит? Весел или прикидывается? Грустен или интересничает? А если изображает из себя что-то зачем?» Вообразите, что он — это вы; посмотрите на себя его глазами. Постарайтесь, не осуждая и не испытывая чувства превосходства, понять душевное состояние человека. Если вы будете практиковаться в этом, то вскоре окружающие начнут тянуться к вам, все более радуясь встрече с вами. По ходу нашего разговора о слушании вы, возможно, анализируете себя, «примеряете» полученную информацию к себе, и у вас постепенно складывается образ: «Я-слушатель». Уточнить его вам поможет тест, оценивающий ваше умение слушать собеседника. Тест Инструкция. Отвечая на вопросы, выберите один из трех предлагаемых ответов, тот, который в наибольшей степени соответствует вашему поведению в данной ситуации. Не тратьте много времени на обдумывание. Будьте искренни. 1. Приятельница рассказывает забавный случай из своей жизни. О чем вы при этом думаете? а) вам приходит на ум нечто аналогичное; ' б) слушаете с интересом, но скоро начинаете скучать; в) радуетесь за рассказчика, если события, о которых идет речь, приятные; если же рассказанный случай нерадостен, вам становится неловко за собеседника («и зачем он об этом говорит?»). 2. Мама жалуется на плохое здоровье. Вы, однако, знаете, что причин для беспокойства нет: она только что прошла полное медицинское обследование. Поэтому, слушая ее...: а) вы лишний раз убеждаетесь, что пожилые люди склонны приписывать себе болезни, которых у них нет; б) все-таки вызываете врача, чтобы мама видела, как вы о ней заботитесь; в) стараетесь проводить с мамой больше времени. 3. В компании друзей вы обычно...: а) берете на себя роль лидера; б) вставляете отдельные реплики, «подливая масла в огонь»; в) разговариваете только с теми, кто вам интересен. 4. Приятельница обращается к вам за советом. Но едва вы начинаете говорить, она перебивает и приводит свои аргументы. Что вы делаете при этом? а) молча слушаете ее; б) испытываете раздражение («зачем же спрашивала совета?»); в) настойчиво пытаетесь высказать свою точку зрения. 5. Дочь хочет что-то рассказать, но вы спешите: через полчаса придут гости. Как вы себя ведете? а) бросаете все дела и слушаете девочку; б) слушаете невнимательно, продолжая делать салат; в) просите девочку найти другой момент для откровений. 6. Вы с приятельницей сидите в кафе и невольно слышите разговор за соседним столиком. При этом вы...: а) прислушиваетесь к разговору, не перебивая свою спутницу; б) прерываете беседу и начинаете слушать вместе; в) каким бы интересным ни казался тот разговор, вы забываете о нем, внимательно слушая только свою приятельницу. 7. Близкий вам человек выглядит очень подавленно. При этом вы. а) ждете, пока он сам расскажет в чем дело; б) пытаетесь узнать от общих знакомых, что случилось; в) спрашиваете: «Ты чем-то расстроен?» 8. Супруг жалуется, что вы уделяете ему мало внимания. Вы отвечаете...: а) «не говори глупостей, ты же знаешь, как я к тебе отношусь»; б) «ничего не могу сделать, сам виноват!» в) «давай-ка выясним наши отношения!»
Обработка результатов Подсчитайте количество очков по каждому вопросу и их сумму:
Интерпретация результатов 1) от 8 до 28 очков: вы не любите интересоваться чужими делами. Легко поддаетесь эмоциям. Верите всему, что вам говорят и только потом понимаете, что вас обвели вокруг пальца. Словом, вам надо быть более внимательным к другим людям. 2) от 29 до 49 очков: вы очень отзывчивы к близким людям, стараетесь быть им полезным, не скупитесь на советы. Остальные же окружающие вас вообще не интересуют. Задумайтесь об этом! 3) от 50 до 80 очков: вы не эгоистичны, не навязчивы, не агрессивны. Умеете внимательно слушать собеседника, в меру разговорчивы, даете собеседнику возможность высказаться. Все это заслуживает похвалы. Дальнейший разговор о слушании в основном для тех, кто не попал в категорию людей, «заслуживающих похвалы». Не отчаивайтесь! Даже те психологи, которые рассматривают умение слушать как коммуникативную способность, данную лишь некоторым из нас «от бога», вынуждены признать, что она является не столько врожденной, сколько приобретенной. Доказательством тому служат прекрасные слушатели, для которых общение является составной частью их профессии: психологи, воспитатели, социальные работники и др. И нет никакого сомнения в том, что умение слушать собеседника поддается тренировке как в процессе приобретения коммуникативного опыта, так и с помощью овладения специально разработанными «техниками» слушания. Для начала разделим слушание на пассивное и активное. Пассивное слушание, как можно предположить, сводится к умению молчать. Оказывается, молчать тоже нужно уметь. Само по себе молчание обычно истолковывается собеседником как незаинтересованность или даже несогласие (вопреки расхожему мнению, что молчание — знак согласия). Молчание партнера вызывает у нас беспокойство. Вместе с тем простейшая его короткая реплика или утвердительный наклон головы ободряют нас и вызывают желание говорить. Это и составляет суть пассивного слушания. Оно полезно, когда человек ищет в собеседнике не советчика, а резонатора. В таких случаях мы чаще всего используем нейтральные реплики: «Да-да», «Угу-ага», «Так-так», «Да?». Если это делается искренне, то партнер чувствует поддержку и понимание. Если же такое «поддакивание» формально, например, собеседник машинально повторяет: «Так-так, говори-говори», листая при этом иллюстрированный журнал или озираясь по сторонам, то эффект будет явно негативный. Реплики могут быть и более развернутыми: «Понимаю», «Приятно это слышать», «Продолжайте, это интересно», «Можно ли поподробнее?» и т. п. Это стимулирующие реплики, способствующие развитию беседы. Кроме того, вы можете обращаться к говорящему за уточнениями с целью помочь ему высказаться более полно и точно: «Не повторите ли еще раз?», «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли это?» Такие реплики-вопросы называют уточняющими, и здесь важно не перестараться. Если же вы начнете «бомбардировать» своего собеседника с неясными для него намерениями, то возникшая у него в ответ тревога вряд ли пойдет на пользу взаимопониманию. Известны также реплики, которые мешают говорящему, нарушают ход его мыслей, заставляют занимать оборонительную позицию. Это барьеры слушания. К их числу относятся: а) указание, команда: «Говорите медленнее!», «Повторите еще раз!»; б) различного рода оценки, обвинения, нравоучения: «Это неправильно», «Вам не следовало так поступать», «Это ваша проблема», «То, что вы сделали, глупо», «Я предупреждал вас о последствиях»; в) увод от проблемы: «Давайте-ка лучше поговорим о чем-нибудь другом», «Почему бы вам не выбросить это из головы» и др. Понятно, что таких высказываний следует избегать. Если приемы пассивного слушания к тому же окрашены одобрительной и эмпатической установкой по отношению к партнеру, то они будут способствовать углублению контакта с ним, пробуждению доверия и, в итоге, взаимопониманию. Потренируйтесь в овладении этими приемами с помощью следующего упражнения. Упражнение 4 Ваш приятель сообщает вам, что был вчера на концерте. Постарайтесь отреагировать на это так, чтобы ему захотелось рассказать об этом событии побольше. Пожалуй, здесь недостаточно будет нейтральных реплик. Больше подойдут стимулирующие, а на каком-то этапе — и уточняющие реплики. Следите за тем, чтобы они не обрывали коммуникацию. Так, вопрос: «Тебе понравился концерт?» — не годится, так как в ответ вы можете услышать односложное «да» или «нет». А ваша задача — разговорить собеседника, выступая при этом в роли доброжелательного и заинтересованного слушателя. Поэтому больше подойдет вопрос: «Каковы впечатления от концерта?» По ходу его рассказа помогайте ему, используя те знания, которые вы почерпнули из нашего разговора о слушании. Используйте алгоритм этого упражнения в различных жизненных ситуациях, накапливая опыт хорошего слушателя.. Однако не всегда мы можем ограничиваться пассивным слу- 1; шанием. Его возможностей недостаточно, например, в тех слу- |) чаях, когда говорящий хочет узнать наше мнение, получить совет. Или когда у нашего собеседника нет желания говорить; или, наоборот, словоохотливый собеседник злоупотребляет нашим терпением (вот уж, поистине, одному не хватает слов, чтобы быть понятым, а другому — пауз между ними). Не поможет нам пассивное слушание и избежать ошибок непонимания, связанных с многозначностью слов в русском языке (к примеру, слово «клетка» — коробка из прутьев для птиц, квадрат разграфленного пространства, единица строения организма), а также с индивидуальными предпочтениями в формулировке мыслей и интерпретации сказанного и т. д. Преодолеть такого рода барьеры помогут приемы или техники активного слушания, позволяющие партнерам во время разговора многократно проверять и уточнять свое понимание. Наиболее распространенные из них: проговаривание, резюмирование, развитие идеи и отражение чувств. Проговаривание. Цель — проверить точность понимания партнера. Эта техника существует в двух вариантах: а) дословный повтор реплики партнера («эхо-техника»); б) воспроизведение мысли говорящего своими словами («перефразирование»), например, «как я понимаю...», «по вашему мнению...», «другими словами...». Резюмирование. Цель — подытожить основные идеи партнера, соединить основные фрагменты разговора в единое целое. Резюмируя, собеседник воспроизводит высказывания своего партнера в сокращенном, обобщенном виде, выделяя в них самое существенное: «итак, вы полагаете, что...», «ваша основная идея, как я понял...» Развитие идеи. Цель — продвинуться дальше по пути решения обсуждаемой проблемы. Здесь собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположения относительно причин высказывания (интерпретирует), например, «если исходить из того, что вы сказали...», или «вы так решили, видимо, потому...» Отражение чувств. Цель — понять чувства партнера, разделить его переживания и помочь ему в осознании своего состояния. В этой технике акцент делается не на содержании высказывания, а на его эмоциональной окраске: «я вижу, вас это волнует», «это большая радость для вас...» и т. п. Как видим, перечисленные техники позволяют партнерам вовремя обнаружить возникшее непонимание, направить разговор в нужное русло, почувствовать состояние друг друга, разрядить возникшее напряжение, т. е. налицо позитивная роль этих техник в процессе общения. Для их «отработки» в групповых занятиях используется следующее упражнение. Упражнение 5 Всем участникам раздаются листочки с указанием задания, суть которого сводится к проведению беседы на ту или иную тему в одной из техник активного слушания. Тема беседы и рекомендуемая техника указаны в задании. Участники сами выбирают себе собеседников из числа членов группы. Не занятые в этот момент в беседе наблюдают за ее развитием, пытаясь выявить используемую (преимущественно) технику. При групповом обсуждении анализируются ошибки участников, предлагаются способы их устранения, проводится сравнительный анализ эффективности различных техник в конкретных коммуникативных ситуациях. Итак, мы приходим к заключению, что овладение специальными техническими приемами пассивного и активного слушания способствует формированию умения слушать собеседника, а оно, в свою очередь, помогает как слушающему, так и говорящему продвинуться вперед по пути взаимопонимания. Однако порой вместо того, чтобы укорять себя за неумение слушать, стоит призадуматься о наличии желания слушать. Быть может, равнодушие к ближнему — главная причина, препятствующая пониманию и перекрывающая все остальные причины наших неудач? Не последнее место в понимании людьми друг друга занимает умение подавать и принимать («считывать») в процессе общения так называемую «обратную связь». В данном контексте понятие «обратная связь», возникшее первоначально в кибернетике, а затем перекочевавшее в физиологию и психологию, используется для обозначения информации, поступающей от партнера по общению относительно вашего коммуникативного воздействия на него, а также посылаемой вами по тому же поводу своему собеседнику. Опираясь на обратную связь, мы можем своевременно вносить коррективы в свое поведение, избегая многочисленных «проб и ошибок», постепенно приближаясь к цели нашего взаимодействия. Помимо этого, именно обратная связь позволяет нам составить представление о себе, сформировать «Я-образ», то зеркало, которое дает нам ответ на вопрос: «Какой я?» Идя по жизни, мы «нащупываем» путь с помощью обратной связи, которую с большим или меньшим успехом «вылавливаем» из своего окружения, чтобы «не споткнуться». Но всегда ли окружающие нас люди готовы поделиться с нами правдивой, а следовательно, не всегда приятной информацией о нашем поведении и о нас самих? Ведь даже близкие друзья испытывают при этом вполне понятное затруднение. Работу с обратной связью предполагают занятия в группах СПТ, в которых предусмотрен ряд специальных процедур и психогимнастических игр. Прежде всего, замечательный эффект дает видеотехника. В нашей практике бывали случаи, когда кто-либо из участников группы, увидев себя на экране, возмущенно восклицал: «Не может быть! Это не я, я так себя не веду!», настолько велико было несоответствие между поведением, продемонстрированным им в той или иной (чаще острой, конфликтной) ситуации общения, и сложившимся представлением о себе. «Живая» обратная связь, которой обмениваются участники группы, дается в щадящей, иногда завуалированной форме и, конечно же, предельно доброжелательно, дабы не нарушить личностной целостности другого человека. Она должна быть конкретной, т. е. касаться отдельных аспектов поведения партнера, и безоценочной. Она должна быть неотсроченной, а значит, своевременной: даваться по ходу событий или тотчас же после них, пока они еще живы в памяти человека. Обратную связь лучше давать в ответ на запрос партнера, который возникает лишь в атмосфере взаимного доверия. Облекать ее нужно в доступную для собеседника форму. Реакцией партнера на ваши старания не обязательно должны быть согласие и благодарность. Сами же, получив обратную связь, поблагодарите, не оправдываясь. Среди групповых упражнений, направленных на тренировку описанного умения, известен прием, который можно назвать ассоциативно-метафорическим. Его можно использовать также в кругу ваших друзей и знакомых. Упражнение 6 Каждый из участников выбирает категорию, в которой будет «работать». Это могут быть: растения, животные, цвета, месяцы года, породы собак, марки автомобилей и др. «Работа» состоит в том, чтобы в рамках выбранной категории «проассоциировать» всех членов группы (к примеру, Дмитрий — ротвейлер, Алексей — пудель, Юля — колли, Маша — такса и т. д.). В итоге каждый участник игры получает перечень таких ассоциаций (число их равно числу участников группы без него самого), над которым можно будет долго и не без пользы размышлять. Несмотря на игровой характер ситуации, полученная в ней информация о себе представляется весьма ценной. Следующее упражнение также позволяет дать обратную связь партнеру и, кроме того, осознать некоторые коммуникативные проблемы. Р. Ассаджиоли, автор концепции психосинтеза, призывал благодарить судьбу за то, что она сталкивает нас с неудобными, неприятными, сложными людьми. Если какой-то человек испытывает наше терпение, то это прекрасная возможность развивать терпение; если другой человек слишком импульсивен и постоянно прерывает нас, мы можем использовать эти ситуации для тренировки своей выдержки и т. д. Другими словами, мы можем развить в себе что-то полезное благодаря тому, что другой человек создает нам проблемы. Упражнение 7 Тренер приглашает членов группы сосредоточиться на тех трудностях, которые возникают у них в процессе общения с другими участниками. Сначала следует выявить эту трудность или проблему, затем осознать, какое ценное качество она позволяет нам в себе развивать, и только после этого сказать, обращаясь к конкретному человеку: «Елена! Общаясь с тобой, я развиваю свою психологическую проницательность». Тот, к кому обращено высказывание, может уточнить причину. Эту просьбу можно удовлетворить, но делать это нужно в специфической форме «Я-послания». Форма «Ты-послания» здесь недопустима. Это значит, что в приведенном примере вместо того, чтобы ответить Елене: «Потому что ты все время сидишь с непроницаемым видом, и трудно понять, какая ты на самом деле», надо сказать следующее: «Это потому, что мне трудно улавливать тонкие и незаметные коммуникативные сигналы». В первом случае мы возлагаем ответственность за возникшую проблему на партнера, во втором — на себя. В первом случае общение сведется к обмену взаимными упреками и претензиями, во втором — партнер будет нам благодарен и за полученную обратную связь, и за нашу деликатность. Умение воспринимать и интерпретировать сигналы обратной связи психологи связывают с сенситивностью личности, которую определяют как способность наблюдать другого человека, понимать его чувства и мысли. Г. Олпорт выделил ряд личностных качеств, лежащих в основе этой способности. Прежде всего, это опыт взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях (понятно, что напрямую это не связано с возрастом). Далее — интуиция, которую следует рассматривать не только как дар божий, но и как производную от приобретенного опыта. И здесь, кстати, надо отдать должное женщинам: обращая больше внимания на отдельные детали, они лучше «читают» партнера. Поэтому, видимо, и существует устойчивое словосочетание «женская интуиция». Экспериментально обнаружено наличие связи между уровнем интеллектуального развития человека и его способностью понимать другого. Следовательно, можно считать, что сенситивность опирается на развитый интеллект. В качестве опоры для сенситивности рассматривается и душевная сложность человека. Считается, что люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих. Способствует сенситивности и глубокое понимание себя. Ошибочность или поверхностность в понимании собственных потребностей, мотивов, тенденций искажает суждения о других людях. Это означает, что «прежде чем развязывать узлы других людей, следует распутать свой собственный». Лучшему пониманию другого человека способствует также некоторая отстраненность, невключенность в ситуацию, позволяющая непредвзято оценить ее. Сенситивные люди, как правило, не очень общительны, сдержанны, загадочны и с трудом поддаются какой-либо оценке. С учетом перечисленных свойств мы может считать одних людей более сенситивными, а других менее. Но не будем грустить, обнаружив себя среди последних. Мы уже знаем, что любая способность, в том числе и сенситивность, поддается тренировке. На это нацелены практически все психогимнастические игры, приводимые в данном разделе книги. Помимо рассмотренной нами вербальной формы подачи обратной связи, существует и другая — невербальная. Именно невербальная информация позволяет почувствовать партнера, а также выявить истинные мотивы его поведения, что является основной задачей этой фазы общения. Общаясь, мы нередко сталкиваемся с ситуацией «скрытого мотива», когда партнеры либо утаивают правдивую информацию относительно своих мотивов, либо фальсифицируют ее, либо не осознают ее сами. Что же такое невербальная обратная связь и невербальная коммуникация вообще? Если мы вслед за А. Пизом назовем Чарли Чаплина пионером такой коммуникации, то тем самым ответим на поставленный вопрос. Поскольку в те далекие времена это был единственный способ «сказать» что-нибудь с экрана, то каждый актер квалифицировался как плохой или хороший по тому, насколько он умел использовать для этого мимику, позы, жесты, походку. Эти выразительные средства и составляют «начинку» невербального общения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|