ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ 10 страницаВ основе обсуждаемой стратегии построения беседы лежит еще одна экспериментально установленная психологическая закономерность — закономерность формирования целостного образа. Психический образ как целое в процессе своего становления проходит последовательно три стадии: от первичного, нерасчлененного, аморфного целого через анализ и детализацию к интегральному, подлинно целостному образованию. В контексте нашего разговора это означает, что вначале мы крупными штрихами намечаем, набрасываем контур беседы, затем переходим непосредственно к самой беседе — анализируем проблему, выявляем ее болевые точки, обсуждаем наиболее важные детали — и лишь после этого, подводя итоги, вновь собираем, объединяем все сказанное, но уже на новом уровне знания проблемы. Только так можно составить целостное представление о предмете разговора, и о партнере, и о самой беседе, способствующее достижению поставленных целей. Отсюда — совет: «Сначала скажи, о чем будешь говорить, потом расскажи то, что собирался рассказать, а затем напомни, о чем все же ты рассказывал». Такой совет давал мне в свое время мой научный руководитель профессор Ленинградского университета В. А. Ганзен, напутствуя на первую в моей жизни лекцию. По сей день, пользуясь им, я всякий раз с благодарностью вспоминаю своего учителя. Итак, закончить беседу ничуть не легче, чем ее начать. Поэтому выходу из контакта следует уделить не меньше внимания, чем вступлению в контакт. Прежде всего нужно верно определить момент завершения, или «закругления» беседы. Выбирая этот момент, не забудьте принять в расчет как свои интересы, так и желания партнера. Не всегда мы достигаем намеченной цели, не всегда нам удается добиться всего, что было задумано. Иногда, сделав ряд уступок друг другу, партнеры довольствуются компромиссом, достижение которого может служить показани-.ем к окончанию беседы. Внимательно наблюдайте при этом за •партнером, который обычно посылает «красноречивые» сигналы о своем желании завершить разговор: убегающий, рассеянный взгляд, интенсивные кивки головой («Да-да-да, только давай поскорей...»), движения, имитирующие уход — переминание с ноги на ногу (если стоит), разворот корпуса тела к выходу (если сидит). Приняв эти сигналы — закругляйтесь! Иначе предупреждение: «Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя стоящего», — придется адресовать вашему партнеру. Кстати, подумайте, нет ли у вас и вправду привычки долго толкаться в прихожей, уже попрощавшись с хозяевами, или продолжать телефонный разговор, когда все уже сказано? Если есть, то не исключено, что кое-кто из ваших знакомых считает вас человеком... назойливым, и тогда следующее упражнение для вас. Упражнение Беседуя с кем-то на тему, не очень важную для вас обоих, попробуйте, взглянув на часы, приветливо сказать: «О, извини, я очень тороплюсь. Давай поговорим в следующий раз», — и с этими словами немедленно удалитесь. Если осталось впечатление, что собеседник обижен, загладьте обиду потом: разыщите, позвоните, еще раз принесите свои извинения. Так вы научитесь не «прилипать» к людям, у которых свои заботы, и избежите репутации «надоеды». Заключительную фазу общения рекомендуется отделить, отграничить от предыдущей с помощью вводных фраз: «А теперь давайте подведем итоги...», «Вот мы и подошли к концу...», «Итак, мы договорились...» и др. А далее — закрепляйте достигнутое, подводите итоги, делайте короткое резюме, связывайте конец и начало, а главное «наводите мосты» для следующей встречи. Общение должно завершаться перспективой его продолжения (конечно, при условии, что вы намеренно не приняли решение прервать его). Добившись своих целей ценой разрыва отношений с партнером, вы не можете считать, что достигли успеха в общении. Успешными вы станете, лишь убедившись, что ваш партнер не будет избегать вас в будущем. Поэтому, помимо логики и риторики, так важна на этой фазе психология! Особенно важен самый последний момент: последние слова, взгляды, жесты. Ведь от того, насколько удачна концовка, во многом зависит общее впечатление от общения. Недаром же говорят, что конец — делу венец. Поэтому не пожалейте времени и душевной теплоты на расставание, сделайте из него событие. Конечно же, поблагодарите собеседника, сопровождая свою благодарность приятными, теплыми словами (а может быть, комплиментами?) в его адрес; вербально и невербально проявите.свое удовлетворение встречей (знакомством) с ним, независимо от ее исхода; выразите желание встретиться вновь. Прощаясь, обменяйтесь рукопожатиями или просто коснитесь партнера, не забудьте и про прощальный визуальный контакт. И тогда ваша разлука с партнером по общению скорее всего будет недолгой. Мы же в надежде, что не очень утомили своего собеседника, «закругляем» разговор об общении — его структуре и динамике, стратегии и тактике, методах и средствах. Напомним, что в процессе общения все начинается с желания с нами общаться (фаза установления контакта) и завершается желанием с нами сотрудничать (фаза завершения беседы). Промежуточными целями этого процесса являются понимание (фаза ориентировки) и убеждение (фаза аргументации). Итак: мы с вами прикоснулись к чуду человеческого общения, проделав непростой путь «по спирали»: от желания — к пониманию, от него — к убеждению, и далее, опять — к желанию, но уже на новом уровне взаимопонимания. Рекомендуемая литература 1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995. 2. Атватер И. Я вас слушаю. М, 1988. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992. 4. БодалевА.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. ' 5. Добрович А.Б. Общение. Наука и искусство. М., 1978. 6. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987. 7. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1989. 8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989. 9. Крижанская Ю. С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990. 10. Макшанов С. И., Хрящева Н.Ю., Сидоренко Е.В. Психогимнастика в тренинге: Ч. 2. СПб., 1993. 11. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1983. 12. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1990. 13. Цзэн Н. В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985. Кто не знает, в какую гавань он поплывет, для того нет попутного ветра. Американская пословица
Часть 6. ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Глава 1. Кто может быть профессиональным консультантом? Конечная цель профессионального психологического консультирования — профессиональное самоопределение каждого человека, соответствующее его индивидуальным особенностям, интересам, наклонностям, состоянию здоровья, способностям, а также потребностям общества в кадрах. Профессиональное консультирование выполняет много функций: просветительную, социализирующую, компенсационную, суггестивную и развития личности человека. Все функции достаточно важны как в материальном плане (сокращается время обучения профессии, уменьшается текучесть кадров, повышается производительность труда, снижается количество профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве), так и в моральном (удовлетворенность профессией, возможность проявления своего «Я», полное развитие своих способностей в профессиональной деятельности). Множество функций предполагает разное содержание профессионального психологического консультирования — от информирования субъекта консультации, углубления его понимания какой-то проблемы до изменения стереотипов реагирования и развития субъекта как личности. В первом случае профессиональный консультант закреплен в жесткой позиции информатора, знающего недостающие сведения. Он принимает на себя ответственность за решение проблемы консультируемого и навязывает ему свое решение, не интересуясь его мнением и оценкой. Такая профессиональная консультация важна при плохой информированности клиента, неумении выполнить всесторонний анализ ситуации, ориентации не на содержание профессиональной деятельности, а на ее внешние привлекательные черты. Так, например, по данным, опубликованным в методических рекомендациях по первичной профессиональной консультации, 2000 опрошенных восьмиклассников показали очень низкую ориентацию в мире профессий. Естественно, в такой ситуации не приходится говорить о правильном выборе профессии и тем более о профессиональном самоопределении. Профессиональный консультант в таком случае дает всю полноту информации с соответствующими рекомендациями. В отечественной психологии наибольшей популярностью пользуется классификация профессий, по признаку «предмет труда»: 1. «Человек — человек» (предмет труда — люди, группы людей). 2. «Человек — техника» (предмет труда — машины, технические устройства). 3. «Человек — природа» (предмет труда — животные, растения). 4. «Человек — знаковая система» (предмет труда — тексты, цифры, чертежи, карты, условные знаки, шифры, коды). 5. «Человек — художественный образ» (предмет труда — литература, живопись, искусствоведение). В отечественной и зарубежной профконсультационной литературе разработано много методов составления профориентаци-онных карт, профессиональных планов, карт интересов, классификационных матриц профессий, в которых представлены сведения экономического, социологического плана на данный момент времени и требования к работникам. Информационная часть профессиональной консультации все чаще обеспечивается с помощью компьютерной техники, что высвобождает время консультанта для решения более творческих задач и более глубокого осмысливания результатов. Задачи информирования субъекта, обеспечения его полной и разнообразной информацией по профессиям на рынке труда часто представляются в виде ситуации «спасителя и жертвы», когда активность субъекта минимальна, и он принимает решение, навязанное консультантом. Чаще всего, однако, профконсультант должен менять стратегию и тактику работы, вести диалог с консультируемым, выслушивать его мнение и приспосабливаться к его желаниям. В таких случаях решение проблемы становится общим делом диады «консультант — консультируемый», и от их удовлетворенности взаимодействием зависит возможность изменения и регулирования консультируемым своего поведения, развития не только его личности, но и личности консультанта. Любой ли человек может быть профессиональным консультантом? Казалось бы, учителя, достаточно долго наблюдающие за учениками, могли бы выполнять функции консультанта. Однако, по данным методических рекомендаций по первичной профессиональной консультации, «учителя дают верные советы примерно в 25% случаев, в 60% случаев направленность интересов диагностируется ими ошибочно, а в 15% случаев учащиеся правильно диагностируют область своей профессиональной направленности, а учителя — ошибочно». Профессиональный консультант прежде всего должен быть профессионально компетентным: владеть методами профессиональной психодиагностики, групповой и индивидуальной работы с оптантами; уметь анализировать рынок труда и профессий, прогнозировать изменения на нем. Профессиональный консультант объективен и доброжелателен, общителен, контактен, гибко меняет стратегию диалога, деликатно и тактично относится ко всем интимным сторонам жизни консультируемого, терпим к возможным невротическим срывам и их оценкам. В то же время консультант должен уметь построить и выдержать свою линию поведения, особенно когда консультируемый неправильно понимает свои затруднения и, вовлекая консультанта в поток своих переживаний, может завести его в тупик неразрешимых проблем. Профессиональный консультант должен обладать авторитетом в глазах консультируемого. В таком случае усиливается доверие к нему и, соответственно, степень доверительности в общении. Степень доверия к консультанту во многом зависит от отношения консультируемого к психологии как науке, а также к тому арсеналу средств, которым располагает психолог-консультант. Как пациент больше доверяет результатам анализов в поликлинике, чем разговору с врачом, так и консультируемый испытывает доверие к техническим, аппаратурным методам обследования, особенно компьютерным. Важное значение для установления оптимального контакта имеет пол психолога-консультанта. Мужчины предпочитают эмоционально нейтральный, рабочий тип общения, свойственный обычно консультантам-мужчинам. В таких случаях высокое значение имеют внимательность, серьезность, чувство долга. Женщины более важными качествами считают сочувствие, эмоциональный контакт и чаще всего предпочитают консультанта-женщину. Очень важным качеством психолога-консультанта является его уверенность в себе, хотя бы в момент проведения консультации. Он не должен сомневаться в результатах психодиагностического обследования, так как любые его сомнения будут чутко уловлены консультируемым. Наконец, очень важны имиджевые характеристики профессионального консультанта: его внешний вид, мимика, жестикуляция, речь, отношения с другими сотрудниками консультации, манера поведения, этикет. Для оценки свойств профессионального консультанта можно воспользоваться соотношением показателей самооценки и экс-пертной оценки, например, по методу семантического дифференциала. При незначительном расхождении оценок и их достаточно позитивной выраженности они будут более объективными, устойчивыми в процессе консультирования. При диссонансе «оценочного-самооценочного комплекса» консультанту надо задуматься над наиболее несовпадающими шкалами и вырабатывать у себя элементы рефлексии.
Глава 2. Индивидуальное и групповое профессиональное консультирование Профессиональное консультирование предполагает две формы: индивидуальную и групповую. Групповая форма носит предварительный характер, ее цель, в основном, информационная, чаще всего это лекции и беседы, с помощью которых оптанты могут сориентироваться в мире профессий, придать выбору профессии личностный смысл, сформировать у себя адекватную мотивацию, осознать общественную значимость труда. Программа индивидуальной психологической консультации организуется на двух уровнях: первичная профконсультация и индивидуальная. Они различаются между собой по целям и сложности. Первичная профконсулътация проводится с очень небольшой группой — 3-7 человек. В доброжелательной свободной обстановке оптантам даются сведения о мире профессий, если это не было сделано во время группового консультирования. Главное назначение первичной профконсультации состоит в определении мотивов выбора профессии, познавательных интересов, профессиональной направленности личности. Информационно-справочная часть первичной профконсультации проводится в виде беседы с вопросами-ответами типа: «Знаете ли вы, какие требования предъявляет та или иная профессия к человеку?» или «В каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию?» Беседа продолжается около 30 минут, после чего консультант в карточке первичной профконсультации отмечает степень информированности оптанта: хорошо, средне и плохо информирован, если оптант называет не больше 3-5 профессий и не ориентируется в учебных заведениях. Проф-консультант может порекомендовать литературу и другие источники для получения информации и углубления знаний. Основную часть первичной профконсультации занимают методы сбора информации о самом оптанте, его склонностях, интересах, направленности. Прямые вопросы и побуждения типа: «Какие профессии тебе нравятся и почему?» или «Кем бы ты хотел 286 работать?» приносят очень небольшую пользу, как если бы больного спрашивали, что могло бы помочь ему в лечении, и каким, по его мнению, может быть диагноз. Лучше всего так ставить вопросы и задачи, чтобы оптант высказывался не столько о себе, сколько о внешних предметах и своих действиях с ними. С этой целью можно использовать дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е. А. Климова, «Карту интересов», разработанную А. Е. Голомштоком, опросник профессиональной готовности (ОПТ), разработанный Л. Кабардовой, опросник «МОПС» — многофакторный определитель профессиональных склонностей. Оптант в своих ответах должен сам оценить свои склонности, выбирая из пары утверждений, например, «Ремонтировать вещи, изделия» и «Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках», наиболее предпочтительное. Можно также отмечать знаками ++, +, — —,— свое эмоциональное отношение к утверждениям типа: «Нравится ли вам узнавать о новых достижениях в области строительства?» или «Хотели бы вы активно участвовать в общественной жизни?». Кстати, на этапе первичной профконсультации для экономии времени целесообразно использование компьютерной техники, в результате чего консультант по готовым распечаткам дает комплексную интерпретацию полученных результатов. Прежде всего профконсультант определяет, в какой степени выражены у оптанта интересы и склонности к данной профессии: ярко, на среднем уровне или не выражены вообще. В первых двух случаях консультант уточняет путь профессионализации и выбирает запасные варианты для какого-либо непредвиденного случая, а в последнем — оптантам предлагают поработать с картотекой профессий, используют метод профориентационных игр, и вообще, основные усилия сосредоточивают на формировании профессиональных интересов и склонностей. Эффективность работы повышается при использовании учебных фильмов, художественных произведений, проведении экскурсий на различные производственные участки, организации встреч со специалистами разного профиля, коллективном обсуждении и т. п. Кроме склонностей и интереса к какой-либо профессии, существенным компонентом является наличие общих и специальных способностей оптанта, которые помогут овладеть данной специальностью. Кроме того, учитывают показатели физического и психического здоровья. На этапе первичной профконсультации сведения о способностях получают на основании результатов успеваемости в школе или на курсах, иногда — с помощью экспертной оценки учителя или наставника. Безусловно, проф-консультант должен идти в ногу со временем и знать ситуацию на рынке труда. Первичная профессиональная консультация дает ответы на три общих вопроса: чего хочет оптант, что он может и что в данный момент времени надо делать. На их основе формируется профессиональный план оптанта на более или менее определенный отрезок времени. Кстати, сейчас в рамках организационной психологии рекомендуется даже в профессиональные планы включать представления об определенных этапах карьеры, т. е. вместе с профессиональным планом конструируются собственные карьерограммы, во многом отражающие уровень притязаний оптанта и его самооценку. Собственно индивидуальная профконсулътация проводится с одним человеком и включает сбор сведений об основных уровнях психологический структуры человека. В этом случае опираются на исследование особенностей моторного развития, внимания, памяти, нейродинамики, мышления, личности, характера, социометрической структуры и референтных для оптанта групп. Как указывается в некоторых исследованиях, в такой форме индивидуальной профконсультации нуждаются 80-90% обследованных. Но поскольку это нереально, обычно после проведения первичной профессиональной консультации для индивидуальной, более глубокой формы отбирают только наиболее нуждающихся в ней оптантов.
Глава 3. Как проводить консультации с разными категориями людей? К профессиональному консультанту, как и к врачу, обращаются разные люди с самыми разнообразными проблемами, и каждый из них ждет помощи: один — в виде прямого совета, другой хочет подтверждения правильности своего решения, третьему необходимо снять напряжение, а четвертому важно, чтобы на него кто-то обратил внимание (это, в частности, относится к одиноким людям без друзей и родственников). Самая распространенная категория — это неуверенные в себе люди, находящиеся в конфликтной или кризисной ситуации. При успехах в трудовой деятельности, улучшении самочувствия, подъеме активности и настроения потребность в консультации психолога отпадает. Следует отметить, что рекомендации психолога, в том числе при проведении профконсультации, рассчитаны в основном на самореализацию личности как субъекта деятельности, включаюшей профессиональную составляющую, режим труда и отдыха, социально-психологические контакты с другими людьми и пр. Поэтому представления о психологе-консультанте как о фокуснике, который может в мгновение ока повернуть ситуацию в вашу пользу, беспочвенны. Неуверенные в себе, тревожные, часто эмоционально неустойчивые люди, обращаясь к психологу, пытаются с его помощью снять с себя ответственность или хотя бы разделить ее с компетентным человеком. С такими людьми психолог-консультант должен быть уверенным, четким, даже категоричным в своих выводах. Его задача — прояснить причины и следствия кризисной ситуации и убедительно, простым понятным языком привести консультируемого к необходимости самому принять решение. При взаимодействиях с такими консультируемыми желательно выдерживать дистанцию, позволяющую лучше осознать внешне наблюдаемые проблемы. Недопустимы примеры из своей жизни, ссылки на собственные трудности, так как они снижают авторитет консультанта. Второй тип консультируемых отличается высокой уверенностью в себе и своих решениях. Они приходят к профконсультанту лишь для того, чтобы подтвердить правильность принимаемого решения и убедиться в достаточно высоком собственном профессионализме. Если это действительно так, то консультанту остается только подтвердить выводы и тактично снять некоторые второстепенные трудности. Профконсультант становится ведомым, и его позиция мягкого доброго человека очень импонирует уверенным в себе консультируемым. Есть, однако, тип консультируемых, не столько уверенных в себе, сколько самоуверенных, вдобавок еще и нигилистов, считающих посещение профконсультанта пустой тратой времени. В таких ситуациях консультант должен найти конструктивный выход путем выяснения причин нигилизма и выбора тем для совместного обсуждения. Можно ненавязчиво предложить пройти психодиагностическое обследование по некоторым методикам, например, по 16-факторному опроснику Р. Кеттелла, тесту Розенцвейга, тесту Лири, что заставит обследуемого задуматься над некоторыми особенностями своего поведения, например, излишней категоричностью и резкостью своих суждений. Некоторые консультируемые не могут сформулировать свои затруднения, они только ощущают резкое снижение комфортности, настроения, активности, самочувствия, когда буквально все валится из рук и трудно сосредоточиться на анализе проблемной ситуации. Профконсультант должен помочь таким растерявшимся, используя биографическую методику, определяя сложности в прошлом и на этой основе прогнозируя сложности в настоящем и будущем. Уместно использовать аналогии, сравнительные примеры, с тем чтобы консультируемый мог сравнивать, задумываться и, вообще, более активно управлять течением собственной жизни. Некоторые люди приходят на профконсультацию с целью выговорить наболевшее. Им нужен хороший слушатель, терпеливый, сочувствующий, внимательный. Каждый человек нуждается во внимании, и если у него дефицит дружеского или родственного общения, усугубляющийся неважным психологическим климатом на производстве, то часто профконсультант должен выполнять функции психотерапевта, особенно если консультируемый эмоционально неустойчив или физически и психически ущербный (инвалиды, люди с профессиональными заболеваниями, одинокие пенсионеры). Для людей такой категории больше всего подходит модель рефлексивного слушания, когда консультант не прерывает монолог консультируемого, давая ему возможность услышать себя со стороны. Чтобы консультируемый сам пришел к осознанию собственных проблем, консультант время от времени задает ему эхолалические вопросы типа: «Так вы говорите, что...», создавая тем самым модель конструктивного диалога. Достаточно большую роль при этом играют поза, мимика, жесты — все, что работает на эмоциональный контакт. Консультируемые могут быть людьми чрезвычайно скрытными, интровертированными, неохотно дающими сведения о себе. В таких случаях профконсультант должен уметь свободно переключаться с одной темы на другую, чтобы вызвать консультируемого на откровенный разговор. При межличностном общении чаще всего консультант называет свое имя и отчество и обращается к консультируемому также по имени-отчеству, но при общении с «неконтактными» возможно анонимное консультирование, аналогичное разговору в пути, когда полная анонимность подкрепляется уверенностью в том, что больше со своим попутчиком мы никогда не встретимся. Типы консультируемых чрезвычайно разнообразны, в зависимости от возраста, пола, социального и семейного положения, материальной обеспеченности, структуры ценностей, темперамента, уровня притязаний, самооценки. Собственно, каждый консультируемый неповторим. Но позиция профконсультанта при всем разнообразии методов и типов, в сущности, сводится к основному принципу: помочь человеку профессионально самоопределиться, так соотнести свои желания («хочу»), возможности («могу», «сумею»), потенциал рынка труда («надо»), чтобы почувствовать себя ответственным за свою профессиональную жизнь, профессиональную судьбу. Формы проведения консультаций По форме проведения консультации могут быть групповыми и индивидуальными, очными и анонимными. Для всех вариантов консультаций основным методом является консультационная беседа. На основании эмпирических исследований выявлена 5-шаговая композиция беседы. 1-й шаг — «знакомство». Продолжительность его — от нескольких секунд до 10-15 минут, основная цель — установление контакта с обратившимся за консультацией или с группой, собравшейся для беседы. Для более успешного прохождения стадии знакомства рекомендуется проведение консультаций в удобном, изолированном помещении. Консультанту поможет выражение радости от общения, использование фраз единомыслия, местоимений «мы», неявное повторение элементов поведения косультируемого (например, темпа и громкости речи, преимущественного использования слов, жестов, позы). 2-й шаг — «суть проблемы». Состоит в сборе информации о самой проблеме, условиях ее возникновения и развития. Консультант должен всячески избегать интерпретации проблемы со стороны консультируемого и стараться сосредоточиться на фактических сведениях, например, времени существования проблемы, ее влиянии на поведение консультируемого, ее связи с прошлым опытом. На этом уровне можно использовать некоторые психодиагностические методы, особенно при наличии компьютерной техники. Стоит запомнить некоторые особенности поведения консультируемых, понять, в чем они видят причины неудач и затруднений: во внешней сфере жизнедеятельности (родственники, жена, начальник, сотрудники, соседи, подруги) или в собственном недостаточном анализе ситуации и собственных промахах (экстернальный-интернальный типы поведения). 3-й шаг — «желаемый результат» от взаимодействия с профконсультантом. Существуют определенные требования к желаемому результату. Прежде всего он должен быть позитивным (типа «Я хотел бы иметь такую работу...» вместо «Я не хотел бы работать:...»). Результат должен быть конкретен и сопоставим с текущим временем, в противном случае его целесообразно разбить на ряд промежуточных результатов. Естественно, желаемый результат должен находиться в гармонических отношениях с другими целями консультируемого, дополнять их. 4-й шаг — «альтернатива». На этой стадии обсуждаются различные способы решения задачи, причем за консультируемым остается право выбрать или самому придумать способ достижения желаемого результата. 5-й шаг — обобщение всех предыдущих стадий под девизом «За работу!» Основные ошибки профконсультанта связаны с нарушением последовательности перечисленных шагов. Так, при плохом психологическом контакте вообще невозможно прийти к конструктивному решению. Грубой ошибкой является дискредитация мнения консультируемого, навязывание ему своей точки зрения. Нецелесообразно задавать консультируемому вопросы «в лоб», особенно при обсуждении щекотливых тем, неприятных для него. В последнее время очень популярны анонимные формы консультирования, в том числе профессионального. Чаще всего — это аудиальный канал (телефон доверия, например), но могут быть и зрительные (письма с вопросами в редакцию, самому профконсультанту). Анонимная форма профконсультаций имеет преимущества перед очной. Прежде всего она удобна для консультируемого: он может позвонить в любое время и из любого места, написать письмо любому из интересующих его людей, прервать контакт по собственному желанию, что очень трудно при очной консультации, и, самое главное, при анонимной консультации он не будет чувствовать себя пациентом, со страхом ожидающим диагноза врача. Кроме того, анонимная форма позволяет многим неуверенным людям больше открываться во время беседы. Однако при анонимной форме профконсультаций многие способы получения информации оказываются недоступными, например, зрительное наблюдение за консультируемым, оценка его эмоционального состояния, возможность психодиагностического обследования. Поэтому предпочтительны очные формы профконсультаций как более универсальные и мобильные.
Глава 4. Профориентация с применением комплексного психодиагностического метода Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|