Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ 5 страница




10. У вас такое впечатление, что вас никто не понимает.

11. Иногда вам хочется выругаться.

12. Каждую неделю вам снятся кошмары.

13. Вам труднее сосредоточиться, чем большинству людей.

14. С вами происходили (или происходят) странные вещи.

15. Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против вас.

16. В детстве вы одно время совершали кражи.

17. Бывало, что по нескольку дней, недель или месяцев вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу.

18. У вас прерывистый и беспокойный сон.

19. Когда вы находитесь среди людей, вам слышатся странные вещи.

20. Большинство знающих вас людей не считают вас неприятным человеком.

21. Вам часто приходилось подчиняться людям, которые знали меньше вас.

22. Большинство людей довольны своей жизнью больше, чем вы.

23. Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.

24. Иногда вы сердитесь.

25. Вам определенно не хватает уверенности в себе.

26. У вас часто бывает чувство, будто вы сделали что-то непра­вильное или нехорошее.

27.

28. Обычно вы удовлетворены своей судьбой.

29. Некоторые так любят командовать, что вам хочется все сделать наперекор, хотя вы знаете, что они правы.

30. Вы считаете, что против вас что-то замышляют.

31. Большинство людей способно добиваться выгоды не совсем честным путем.

32. Вас часто беспокоит желудок.

33. Часто вы не можете понять, почему накануне были в плохом настроении и раздражены.

34. Временами ваши мысли текли так быстро, что вы не успевали их высказывать.

35. Вы считаете, что ваша семейная жизнь не хуже, чем у боль­шинства знакомых.

36. Временами вы уверены в собственной бесполезности.

37. В последние годы ваше самочувствие было в основном хоро­шим.

38. У вас бывали периоды, во время которых вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно.

39. Вы считаете, что вас незаслуженно наказывали.

40. Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь.

41. Вам безразлично, что думают о вас другие.

42. С памятью у вас все благополучно.

43. Вам трудно поддержать разговор с человеком, с которым вы только что познакомились.

44. Большую часть времени вы чувствуете общую слабость.

45. У вас редко болит голова.

46. Иногда вам бывало трудно сохранить равновесие при ходьбе.

47. Не все ваши знакомые вам нравятся.

48. Есть люди, которые пытаются украсть ваши идеи и мысли.

49. Вы считаете, что совершали поступки, которые нельзя про­стить.

50. Вы считаете, что слишком застенчивы.

51. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь.

52. Ваши родители часто не одобряли ваших знакомств.

53. Иногда вы немного сплетничаете.

54. Временами вы чувствуете, что вам необыкновенно легко при­нимать решения.

55. У вас бывает сильноочсердцебиение и вы часто задыхаетесь.

56. Вы вспыльчивы, но отходчивы.

57. У вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте.

58. Ваши родители и другие члены семьи часто придираются

к вам.

59. Ваша судьба никого особенно не интересует.

60. Вы не осуждаете человека, который не прочь воспользоваться в своих интересах ошибками другого.

61. Иногда вы полны энергии.

62. За последнее время у вас ухудшилось зрение.

63. Часто у вас звенит или шумит в ушах.

64. В вашей жизни были случаи (может быть, только один), когда вы чувствовали, что на вас действуют гипнозом.

65. У вас бывают периоды, когда вы необычайно веселы без особой причины.

66. Даже находясь в обществе, вы обычно чувствуете себя одиноко.

67. Вы считаете, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.

68. Вы чувствуете острее, чем большинство других людей.

69. Временами ваша голова работает как бы медленнее, чем обычно.

70. Вы часто разочаровываетесь в людях.

71. Вы злоупотребляли спиртными напитками.

К опроснику прилагается специальный бланк, на одной стороне ко­торого фиксируются ответы испытуемого. Если испытуемый согласен с утверждением, то в клетке с номером вопроса он ставит знак «+», если не согласен — знак «—•». На обратной стороне бланка экспериментатор строит профиль личности испытуемого, добавляя к указанным в бланке \ шкалам соответствующее значение шкалы коррекции. Таблица этих значений приведена на бланке.

Значение шкалы К добавляется к базисным шкалам № 1, 4, 7, 8, 9. Например, если по шкале К получено 9 баллов, то к значению шкалы № 1, исходя из таблицы, добавляют 5 баллов, к значению шкалы номер 4 — 4 балла, к значению шкал № 7 и 8 — по 9 баллов, к значению шкалы № 9 — 2 балла.

Описание шкал

1. Шкала лжи (Ъ) оценивает искренность испытуемого.

2. Шкала достоверности (Р) выявляет недостоверные ответы: чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты.

3. Шкала коррекции (К) сглаживает искажения, вносимые чрезмер­ной осторожностью и контролем испытуемого во время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения.

Базисные шкалы:

1. Ипохондрии (Нк) — При высоких оценках испытуемые близ­ки к астеноневротическому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны, принимают все на веру, покорны власти, медленно при­спосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.

2. Депрессии (О). Высокие оценки имеют чувствительные, сен­ситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. Они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, не уверены в себе, при малейших трудностях и неудачах впадают в отчаяние.

3. Истерии (Ну). Выявляет лиц, склонных к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главными особенностями таких людей являются: стремление казаться больше, значительнее, чем они есть на самом деле, обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства таких людей поверхностны, интересы неглубоки.

4. Психопатии (Р<1). Высокие оценки по этой шкале свидетель­ствуют о социальной дезадаптации, такие люди агрессивны, конфликт­ны, пренебрегают социальными нормами и ценностями. Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Воз­можен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.

6. Паранойялъпости (Ра). Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале — склонность к формированию сверх­ценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому часто кон­фликтуют с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.

7. Психастении (Р1). Диагностирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которым свойственны тревожность, боязливость, не­решительность, постоянные сомнения.

8. Шизоидности (Зе). Лица с высокими показателями по этой шкале отличаются шизоидным типом поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные ра­дости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа является сочетание повышен­ной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях..

9. Гипомании (Ма). Для лиц с высокими оценками по этой шка­ле характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны, любят рабо­ту с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако, интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.

Высокими оценками по всем шкалам после построения профиля личности, являются оценки, превышающие 70; низкими — оценки ниже 40.

Опрос рекомендуется проводить индивидуально или в группе (при наличии у каждого испытуемого текста опросника и бланка для ответов), в присутствии экспериментатора, которому испытуемые могут задавать вопросы.

 

«Ключ»

Шкалы Ответы Номер вопроса
Ь Неверно (Н) 5, И, 24, 47, 53
Р Н 22, 24, 61
К Верно (В) Н 9,12,15, 19,30,38,48,49,58,59,64,71 11,23,31,33,34,36,40,41,43,51,56,61, 65,67,69,70
1 (Не) Н В 1,2,6,37,45 9,18,26,32,44,46,55,62,63
2(0) Н В 1,3,6,11,28,37,40,42,60,65,61 9,13,11,18,22,25,36,44
3(Ну) Н В 1,2,3,11,23,28,29,31,33,35,37,40,41,43,45,50,56 9,13,18,26,44,46,55,57,62
4(РЙ) Н В 3,28,34,35,41,43,50,65 7,10,13,14,15,16,22,27,52,58,71
6 (Ра) Н В 28,29,31,67 5,8,10,15,30,39,63,64,66,68
7(РГ) Н В 2,3,42 5,8,13,17,22,25,27,36,44,51,57,66,68
8 (Зе) Н в 3,42 5,7,8,10,13,14,15,16,17,26,30,38,39, 46,57,63,64,66
9 (Ма) Н в 43. 4,7,8,21,29,34,38,39,54,57,60

 

После диагностики начинается длительная психокоррекционная ра­бота со всеми участниками конфликта. Возможны различные варианты такой работы. Например, пара Николай и Ирина. К психологу обра­тился Николай с жалобами на отсутствие взаимопонимания с женой, конфликты, при этом он отмечал свою апатию и депрессивное со­стояние с суицидными мыслями. В результате применения методики ММР1 обнаружилось, что Николай — человек с высокой аутичностью, испытывающий трудности в выражении своих эмоций и мыслей, от­личающихся своеобразием и энергетической насыщенностью. Именно поэтому он ощущал постоянное напряжение, что привело его к высокой степени невротизации.

Первым шагом работы с Николаем было задание по самоанализу. Он должен был составить перечень тех качеств, которые принимает в себе, и тех, которые отвергает. Ему предлагалось также вести своеобразный дневник, отмечая в нем свои чувства и состояния в различные периоды жизни. При исследовании списка качеств выясни­лось, что Николай отвергает в себе практически все, а нравится ему только то, что он пришел к психологу и хочет измениться. То есть самооценка Николая оказалась заниженной, но наличие высокой моти­вации на изменение давало шанс на успех в работе с ним. Подробно разобрав качества, перечисленные в списке, мы обнаружили, что все их можно сгруппировать в 3 класса, каждый из которых имеет свою психологическую основу. В частности, одним из главных источников заниженной самооценки оказался страх наказания, т. е. доминирование синдрома избегания неуспеха над стремлением к достижениям. При подробном исследовании этого страха выяснилось, что корни его — в детских и юношеских переживаниях, связанных с отцом Николая — очень доминантным и жестоким человеком. Отец постоянно унижал и бил сына, способствуя укоренению страха и снижению способности нормально выражать свои эмоции.

В результате на данном этапе Николай оказался как бы «загнан­ным в капсулу», внутри которой он «сам себя сжигает» своими же собственными негативными эмоциями. Он привел ассоциацию с чайни­ком, который кипит внутри с закрытой крышкой и в результате должен расплавиться, когда выкипит вся вода. Такая ситуация, естественно, очень тягостна для любого человека и вполне логично приводит к де­прессии и неврозу. Поэтому следующим шагом было задание Николаю попытаться выражать свои чувства и эмоции, точнее, говорить о них окружающим: сначала — на консультации психологу, потом — жене, а потом — остальным. Дело в том, что до сих пор Николай говорил жене только о своих мыслях и оценках ситуаций, а так как его мысли отличаются своеобразием, то Ирина почти никогда не понимала, о чем идет речь, а это раздражало и расстраивало обоих. Язык же чувств универсален и понятен людям любого типа, поэтому не удивительно, что через некоторое время Николай отметил улучшение отношений с женой. При этом ему также стало несколько легче.

Следующим шагом работы с этой парой была коррекция поведения Ирины, которая весьма удивилась, узнав, что Николай считает их семью неблагополучной. Ей нелегко было понять, что происходит в душе мужа, так как она объясняла его поведение «дурными привычками» и ленью. В конечном итоге Ирина согласилась помочь психологу, поддерживая начинания мужа в естественном самовыражении.

Безусловно, процесс личностного изменения очень сложен и длите­лен, но при наличии собственного желания, поддержки семьи и помощи психолога результат практически всегда бывает положительным.

Особую категорию семейных проблем составляют ревность и из­мена. Как правило, стратегия поведения психолога здесь состоит преимущественно в работе с тем супругом, которому изменили, тем более что именно он, как пострадавшая сторона, обычно обращается в психологическую консультацию.

Ярким примером такой ситуации является случай Ольги, которая обратилась по поводу того, что ее муж уже два года имеет постоянную любовницу. При этом, как отмечает Ольга, отношение ее мужа, Леони­да, к ней изменилось в лучшую сторону с того момента, как появилась «она». Леонид стал больше помогать по хозяйству, чаще общаться с детьми, стал лучше удовлетворять жену в интимной жизни. Но Ольгу беспокоит отчуждение, возникшее между супругами в общении, и обида в связи с тем, что ее променяли на другую. Ольга готова даже пойти на разрыв с мужем, если ничего не изменится.

Психолог предложил Ольге проанализировать ситуацию и разо­брать все «за» и «против» развода. Оказалось, что в результате развода Ольга не выиграет ничего, а проиграет все — останется одна с двумя детьми и алиментами. Ольге было предложено вступить как бы в соревнование с конкуренткой, т. е. попытаться вновь завоевать мужа, используя весь арсенал средств: от изменения внешнего вида до изменения своего бытового и социального поведения. Она не должна была больше следить за мужем, допекать его расспросами и упреками. Вместо этого ей предлагалось открыться перед ним, говорить о своих чувствах, а не о подозрениях, чтобы снять психологические защиты, которые в данный момент в изобилии сформировались у Леонида. Это должно было помочь супругам обрести доверительное общение. Че­рез некоторое время Ольга отметила, что встречи Леонида с «ней» стали реже. Кроме того, супруг впервые за долгие месяцы «просто подошел и обнял ее», выражая свои теплые чувства к ней. Конечно,.Ольге было очень нелегко осуществлять задуманную программу, так как обида постоянно давала о себе знать. Тем не менее, делая два шага вперед, один — назад, Ольга неуклонно продвигалась к намеченной цели.

Безусловно, не всегда можно добиться того, чтобы супруг расстал­ся с любовницей или любовником, тем более если это — стиль его жизни. В таком случае выбор остается за вторым супругом. Рассмо­трев все аспекты ситуации, он решает вопрос о сохранении семьи. В случае положительного решения психолог поможет пострадавшему су­пругу адаптироваться к сложившемуся положению, принять ситуацию такой, какая она есть, найдя и здесь свои положительные стороны. Например, во многих случаях, как и в Ольгиной семье, изменивший супруг становится более внимательным, как бы пытаясь «загладить» свою вину, что снижает уровень конфликтности и дает возможность супругам поддерживать нормальные отношения.

Существует еще один тип конфликтов, в достаточном количестве случаев приводящий к разводу, — это противостояние супругов и кх родителей. Наиболее остра эта ситуация, когда пара проживает со­вместно с родителями мужа. Обычно все участники конфликта считают себя жертвами. Свекровь жалуется, что «эта нахалка совсем не хочет прислушиваться к мнению старших и делает все по-своему», невестка плачет: «Она не дает мне и шагу ступить, перекладывает мои вещи и настраивает мужа против меня». А муж, он же сын, при этом вздыхает: «Они ругаются, а я между ними мечусь и не знаю, как их помирить». Обычно такая картина наблюдается, когда мать, всю жизнь опекавшая сына, всячески ограничивая его свободу, чувствуя себя собственницей по отношению к нему, сталкивается с невесткой, проявляющей свою личность и не желающей безоговорочно признавать авторитет свекрови. В этом случае невестка автоматически становится конкуренткой со все­ми вытекающими последствиями. А мужу приходится выбирать между матерью и женой, что само по себе для него невыносимо. Что же делать в такой ситуации? Прежде всего, необходимо показать свекрови, что женщина, пришедшая в ее дом, не конкурентка, а полноправный член семьи, такой же ребенок для нее, как и сын. Если свекровь или свекр поймут, что не потеряли сына, а, наоборот, приобрели еще и дочь, ситуация в корне изменится. Желательно разделить и сферы домашнего хозяйства, чтобы уменьшить количество возможных очагов конфликтности. Например, можно предложить свекрови готовить еду, а невестке — убирать квартиру; или же каждому делать и то, и другое, но поочередно. Если к тому же каждый член семьи научится уважать мнение другого и принимать этого другого со всеми его достоинства­ми и недостатками, невзирая на возраст и положение в семье, есть надежда, что ситуация стабилизируется.

В заключение хотелось бы отметить, что в основном все семейные проблемы решаются с помощью психологии, потому что, даже если супруги сталкиваются с материальными трудностями, с воздействием внешних объективных неблагоприятных факторов, или с проблемами в интимных отношениях, достаточно изменить структуру восприятия этих ситуаций в их сознании и уже возможно появление различных вариантов выходов. А дальше с помощью психолога можно выбрать оптимальное решение и двигаться вперед к нормализации своей семейной, да и не только семейной, жизни.

При наличии у человека высокой мотивации к самоанализу и изменению ср,бя возможна существенная коррекция собственной жизни и семейных отношений. Эффективным при этом является помощь специалиста-психолога, который в своей деятельности опирается в наибольшей степени на индивидуальные особенности личности и ее активность.

Рекомендуемая литература

1. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж,

2. Кочарян Г. С, Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных рас­стройств и супружеских конфликтов. М., 1994.

3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека М., 1994.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.,

Один ищет акушера для своих мы­слей, другой — человека, которому он может помочь разрешиться ими: так возникает добрая беседа. Ф. Ницше (По ту сторону добра и зла)

 

Часть 5. ГРУППОВАЯ ПОМОЩЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕНИЯ

 

Глава 1. Общение сегодня. Что может дать нам группа?

Известно, что общаемся мы всегда. Даже когда грустим в одиночестве, мы ведем диалог с воображаемым собеседником; да­же когда отворачиваемся от случайного попутчика, мы «говорим» ему: «Ты мне неинтересен».

Общение — одно из необходимых условий существования человеческого сообщества. Его виды и формы чрезвычайно раз­нообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким другом.

В наш век значительно увеличивается удельный вес аноним­ного общения. Это объясняется скоплением огромного числа людей в больших городах, избыточностью и принудительностью их ежедневных контактов. В этих условиях анонимность вы­ступает в роли щита, предохраняющего психику человека от эмоциональных перегрузок. Однако такая ситуация порождает и прямо противоположную тенденцию. Роль безымянного горожа­нина перестает удовлетворять человека, и все настойчивее заявля­ет о себе потребность в неформальных, «сердечных» контактах. И тогда вдруг оказывается, что, стремясь к контакту, мы не в состоянии его установить и поддержать, т. е. обнаруживается то, что А. Б. Добрович обозначил как «коммуникативная беспомощ­ность».

Такого рода беспомощность может проявляться и в сфере делового общения. Если во время переговоров вам не уда­ется убедить своих партнеров, если рвутся деловые связи, если осложнились отношения с начальством или возникли конфликты с подчиненными это говорит о наличии коммуникативных проблем. Их разрешение представляет особый интерес для представителей так называемых «коммуникативных» профессий: политических деятелей, руководителей разного ранга, менеджеров, педагогов, врачам, социальных работников, юристов, журналистов и многих других.

В определенной степени общение между людьми регулирует­ся нормами морали и права, т. е. тем, что мы называем культурой общения, или этикетом. Но никакой, даже самый совершенный, свод правил не обеспечит вам успеха в «пестрых», часто непред­сказуемых жизненных ситуациях. Общение — это по большей мере импровизация. Но импровизировать на пустом месте не­возможно. И как всякая импровизация, общение предполагает прочный фундамент знаний и умений, т. е. высокий уровень ком­муникативного мастерства. Недаром говорят, что общение — это одновременно и наука, и искусство. С одной стороны, это устано­вленные психологической наукой факты и закономерности, специ­альные приемы и методы; с другой — это способность свободно оперировать ими, требующая внутренней, душевной развитости личности.

Таким образом, коммуникативной беспомощности может про­тивостоять только коммуникативная компетентность. Источника­ми коммуникативной компетентности являются: врожденные осо­бенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения. Наилучший обучающий эффект на сегодняшний день дают групповые методы, так называемые группы тренинга или «Т-группы», возникновение которых дати­руется серединой нашего столетия и связано с именем К. Левина. Они явились предшественниками большинства видов психологи­ческой работы с группами, объединенных у нас понятием СПТ (социально-психологический тренинг). Именно в группах реали­зуется потребность человека в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Именно здесь, по К. Рудестаму, «человек чув­ствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получаю­щим помощь и помогающим.» Особую ценность представляет помощь и поддержка людей, имеющих аналогичные проблемы и переживания. В таких поддерживающих и контролируемых усло­виях облегчаются самораскрытие и самоисследование личности, на фоне которых только и возможно успешное обучение.

Современные формы групповой работы чрезвычайно много­образны. Их анализ и классификация не входят в нашу задачу. Этому посвящена обширная отечественная и зарубежная литера­тура. Предметом нашего интереса является СПТ, общая цель I которого — повышение компетентности в сфере общения. Част-I ные же цели, предусматриваемые различными программами СПТ, | могут варьировать. В качестве таких целей выступают, например, ] повышение эффективности деятельности управленческого персо-шала, формирование коммуникативных умений педагогов, обуче-| ние межличностному общению и т. п. Реализации поставленных целей способствует решение следующих задач: а) усвоение знаний из области психологии общения; б) приобретение коммуникатив­ных умений и навыков; в) коррекция и формирование установок, необходимых для успешного общения; г) развитие способности адекватно оценивать себя, других и ситуацию взаимодействия в целом. Решение этих задач достигается в группах численностью 8-12 человек через самостоятельную активность участников при минимальном структурировании их деятельности тренером. Тре­нер — психолог, прошедший специальную подготовку для ведения групп. Он является ключевой фигурой в организации группового процесса и может выступать в роли эксперта, катализатора, ди­рижера. Его индивидуальность накладывает отпечаток на стиль ведения группы. Помимо высокого уровня профессионализма, он должен обладать целым рядом личностных качеств: объек­тивностью и беспристрастностью, самообладанием и чуткостью, гибкостью и тактичностью. Ему нужна хорошая память и не нужна многословность.

Успех СПТ в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия — игры, дискуссии, упражне­ния, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

принцип исследовательской позиции участников: участни­ки сами решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;

принцип объективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективирован­ный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью видеотехники, а также других участ­ников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;

принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания цен­ности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяет­ся наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т. п.);

принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апел­лируют к прошлому опыту;

принцип конфиденциальности: «психологическая закры­тость» группы уменьшает риск психических травм участников.

Средством решения задач СПТ служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнасгика. Их удельный вес меняется

в зависимости от специфики целей группы. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы СПТ, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.

Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются уме­нию управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: комму­никатора, генератора идей, эрудита и т. д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуника­тивных навыков.

В ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимо­действие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических послед­ствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообраз­ные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, на­правленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на трениров­ку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга, который в этом случае называется «сенситивным». И тогда его методической «начинкой» становят­ся исключительно психогимнастические игры. Ряд таких груп­повых игр и индивидуальных тренировочных упражнений будет предложен в этом разделе книги1. Многие из них могут быть использованы индивидуально, а также в кругу семьи или друзей для развития способности более точного и полного понимания себя и других людей.

Логика построения этого раздела воспроизводит логику про­цесса общения, повторяет его фазовую динамику: от установления

предлагаемые игры и упражнения частично заимствованы у А. Б.Добровича, Г. С. Абрамовой, Н. Ю. Хрящевой, Е. В. Сидоренко, С. И. Мак-шанова, Н. В. Цзена, Ю. В. Пахомова, а также взяты из опыта нашей практиче­ской работы с группами СПТ контакта с собеседником через фазу ориентировки в его проблеме и фазу аргументации к завершению беседы и выходу из контакта. Это, на наш взгляд, поможет читателю «погрузиться» в нелег­кий, но все же для большинства из нас «милый сердцу» процесс, почувствовать себя его соучастником.

Глава 2. Стоит ли жалеть время на установление контакта с собеседником?

Установление контакта — главная задача первой, начальной, фазы общения. Установить контакт с собеседником — значит создать благоприятную, располагающую к беседе атмосферу, при­влечь внимание партнера и пробудить его интерес, другими сло­вами, расположить собеседника к себе, вызвать у него желание общаться с нами.

Какие же факторы способствуют контакту, какие приемы облегчают его достижение, какие упражнения тренируют это уме­ние?

Начнем со свойств нашего характера. Отчасти они врожден­ные, а отчасти — приобретены в процессе воспитания и накопле­ния жизненного опыта. Очевидно, что то или иное их сочетание не может не влиять на характер наших взаимоотношений с дру­гими людьми. Среди свойств, способствующих успеху общения, специалисты обычно выделяют: доброжелательность, открытость, искренность, инициативность, аутентичность (умение быть самим собой, не скрываться за «масками» и «ролями»), эмпатичность (умение поставить себя на место другого, увидеть мир его гла­зами), жизнерадостность и, наконец, вежливость и тактичность. Про такого человека обычно говорят, что у него легкий характер, называют его приятным человеком, к нему тянутся люди, и он не испытывает недостатка в друзьях. А вот обладателем «тяжелого» характера мы назовем человека бесцеремонного, прямолинейного, негибкого, тщеславного, демонстративного (любителя порисовать­ся) и, конечно же, грубого и вспыльчивого. Такие люди обычно выступают провокаторами конфликтов, и не удивительно, что их избегают окружающие. Впереди у них — либо трудная работа над собой, либо неизбежное одиночество.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных