ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ 15 страницаИнтересный практический вопрос: что в вашем облике и поведении действительно действует на окружающих и как действует? В различных руководствах бытуют некие универсальные формулы: каким надо быть, чтобы быть эффективным. Мы предлагаем вашему вниманию комплекс стандартов эффективного поведения и моральных установок. Прочтите и поразмышляйте. Начнем с верхних уровней. Надо демонстрировать благородство целей — это выше денег, ибо смысл жизни — нравственные цели и азарт самоутверждения. Такой комплекс хорошо воспринимается. Если подчеркивать главенство выгоды, то это выгодно только один раз. Заметим, что сегодня, в противовес прежним гуманистическим ценностям, многие усердно подчеркивают свою приверженность чистой выгоде. Принципы деловой этики: честность и порядочность, уважение к партнеру и конкуренту, прежде всего к его свободе. Не ущемляйте его интересов даже в мелочах. Уважение должно быть обоюдным: уважайте себя и уважайте других. Как это ни трудно, но доверяйте и себе, и другим. Профессионализм ценится всегда, но недостаточен без человеческих достоинств. Дорожите репутацией — она трудно зарабатывается, но легко теряется. Умейте смело и разумно рисковать. Хотя в некоторых культурах ценится и риск без смысла, но деловой, репутации он может повредить. Рисковать и брать на себя ответственность за риск, вообще брать на себя ответственность за принимаемые решения — это достойно уважения. Назначив срок, выполняйте. Не выполнив, не оправдывайтесь, назначайте другой срок и выполняйте. Уверенность ценится высоко, самоуверенность — напротив, низко. Помните, ваше мнение совсем не обязательно самое правильное. Очевидно, что знание побудительных мотивов исключительно важно и выгодно в деле, умейте проявить интерес к ним. Будьте терпимы к чужим недостаткам, если они не мешают делу. Не занимайтесь делами, которые не требуют вашего обязательного участия. Уважайте достоинство других людей: хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз, умейте слушать, терпение, терпение, терпение. Если надо отклонить предложение — делайте это недвусмысленно, но деликатно, тактично и вежливо. В случае неудачи самое худшее для предпринимателя — растерянность. Анализируйте каждый случай неудачи. Следите за служебной субординацией, дисциплиной и разграничением полномочий. Не занимайте без надобности чужую территорию. Обольщение властью всегда является большой опасностью, не злоупотребляйте ею. Вызывать или не вызывать подчиненного к себе на деловой разговор? — Вызывать, но только при необходимости. Редко разрешайте приходить по своей инициативе. Когда входит вызываемый, нельзя упирать взгляд в бумаги, демонстрируя занятость. Слушайте внимательно, стараясь понять суть. Не судите категорично, безапелляционно, авторитарно, не перебивайте, не разносите. При оценке подчиненных важно соотношение положительных и отрицательных характеристик. Отделяйте поведение от личности подчиненного. Не ругайте человека при третьих лицах и в его отсутствие. Контролируйте тон, выражение лица. Подчиненный должен ощущать заботу, а не власть. Другая сторона — имидж руководителя как подчиненного. Здесь важны: индивидуальная ответственность за порученное, исполнительность, умение вовремя предупредить руководителя об отрицательных последствиях его решения. Недопустимы язвительность и вызывающее поведение: достоинство подчиненного утверждается действительно деловыми качествами. Нельзя действовать через голову начальника! Формальные обязанности подчиненного: не передавайте дела в рамках своей компетенции; обязательно советуйтесь с руководством, если дело выходит за ее границы; консультируйтесь, высказывайтесь, критикуйте невзирая на лица; совершенствуйтесь, вносите предложения, постоянно информируйте о своей деятельности; координируйте дела на своем уровне с другими подчиненными. Неформальные моменты: помните, что руководитель — тоже человек; уважайте начальника, не подводите его, привлекайте внимание не к своей персоне, а к качеству работы, добросовестному исполнению служебных обязанностей; помогайте начальнику добиться популярности; цените его время, не обращайтесь без нужды, делайте все, что можно, самостоятельно; не вмешивайтесь в его решения, честно признавайте ошибки, не скрывайте свои недостатки, но и не выпячивайте их; смотрите на свою работу глазами начальника, исходите из его интересов, а не своих, старайтесь стать высококлассным специалистом, обращайтесь за советом к руководителю. Использование эффективной поведенческой техники способствует созданию благоприятного психологического климата, хорошего впечатления о вас, эмоциональной разрядке — формированию соответствующего имиджа. Надо уметь использовать техники самоуспокоения, коммуникационные техники нейтрализации замечаний собеседника, парирования выкриков из зала, защиты от некорректных собеседников, техники аргументирования и доказательств, опровержения доводов, ускорения принятия решений, слушания. Все это способствует базовому позитивному впечатлению о руководителе. Постарайтесь, как говорит Д. Карнеги, вскользь внушить партнеру сознание его собственной значимости или авторитета фирмы, чтобы потом безболезненно для его самолюбия склонить к согласию с вашей позицией. Делать это надо искренне, не сбиваться на дешевые комплименты: человек страстно стремится быть оцененным по достоинству, он в чем-то выше, и вы даете ему понять, что признаете это, тогда его расположение к вам обеспечено. Далее, продемонстрируйте исключительное внимание к партнеру: он сам, его нужды и проблемы вас интересуют больше, чем ваши (говорите о том, что его интересует, или что он хорошо знает, пусть расскажет о своей фирме); поощряйте других говорить о себе; избегайте спора, чаще используйте невербальные сигналы, методы дачи обратной связи. Раньше партнера поругайте сами себя, пусть самокритика предшествует одобрению; чаще используйте союз «и»; сокращайте дистанцию (физическую и социальную): искренняя улыбка, доброжелательный взгляд, крепкое рукопожатие; выйдите навстречу, обращайтесь по имени-отчеству с легким наклоном в его сторону; демонстрируйте желание понять его позицию и ориентироваться на желаемый собеседником результат; выявляйте положительные качества и перспективы ваших взаимоотношений; выражайте свои чувства, учитывайте его чувства; подчеркивайте равенство, ведите себя уверенно, доброжелательно и спокойно; эмоционально поддерживайте разговор одобрительными кивками, улыбкой, смотрите в глаза, сосредоточьте на собеседнике все внимание; установите положительный контакт с помощью мимики и жестов; говорите с той же скоростью и в том же голосовом регистре, что и ваш собеседник, положительно отзывайтесь о нем независимо от пола, возраста, социального положения; покажите, что уважаете своих коллег, свое предприятие; показывайте мимикой и жестами, что вы доброжелательный, радующийся жизни человек, который в ладу с собой и окружающими; ведите себя спокойно и непринужденно, старайтесь выглядеть опрятным и отдохнувшим. Это производит хорошее впечатление. И еще: помните, что располагать к себе людей — это производственная необходимость; будьте хорошим слушателем, не создавайте барьеров общения; будьте открытым, внимательным, участвуйте в общении активно и ответственно, наблюдайте за неречевым поведением собеседника; ясно выражайте свои мысли. Используйте личную тему (семья), отражайте друг друга: резонанс душ — это близкие, доверительные, открытые, свободные, приятные и надежные отношения. Управленческое консультирование — особая, новая в нашей стране, область практической психологии. Но нет никаких сомнений, что эта область знаний и практики будет находить все большее применение. Знания о ней и формирование положительного отношения, преодоление психологических преград — это условия все более эффективного применения управленческого консультирования, которое вносит свой вклад на пути к успеху. И она очень тесно связана с проблемами психологической помощи и консультирования, о которых речь шла в предыдущих разделах книги. Прочитайте их внимательно и постарайтесь использовать в своей практике. Рекомендуемая литература 1. Управленческое консультирование. 2-е изд. / Под ред. Милана Кубра. 1.1,2. М., 1992. 2. Кузнецов Ю. В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб., 1994. 3. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. М., 1996. 4. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М., 1995. 5. Практическая психология для менеджеров / Под ред. М. К. Ту-тушкиной. М., 1997.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|