ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Определение термина. Цель и предмет беатотерапииПсихологическое консультирование. Определение термина. Цель и предмет беатотерапии Определяя гуманистическое направление в психотерапии как психологию Бытия, Абрахам Маслоу указывает, что с равным основанием она может быть названа и трансцендентной психологией, и онтопсихологией, и психологией совершенства, и психологией цели (37; 38). Описываемый в данной книге психотерапевтический опыт назван беатотерапией — психотерапией счастья. Участники этого опыта полагают себя скромными продолжателями гуманистических традиций в психотерапии. Беатотерапевтическая работа фактически ведет свое начало с января 1996 года, когда автором была создана Школа личностного роста, которая работала в составе Исследовательского центра семьи и детства Российской Академии Образования. Опыт исследовательской и практика психотерапевтической работы в сфере клинической психологии и психотерапии начали накапливаться с 1971 года. Потребовалось более 30-и лет для их осознания и построения системы беатотерапии. Ведь для того, чтобы какой-либо вид психотерапии стал предметом научного исследования, сначала нужно изучаемый психотерапевтический процесс создать, разработать. Затем необходимо сделать его эффективным, поскольку исследование имеет смысл, если оно изучает психотерапию, которая способна порождать жизнь, лечить, развивать, обеспечивать рост, укреплять уверенность человека, идущего вперед, к счастью. С августа 1998 года и по настоящее время беатотерапевтическая работа осуществляется в студии «13.60». Термин беатотерапия представляется наиболее соответствующим тому реальному терапевтическому процессу, который сложился за эти годы. Латинское слово «beatus» означает «счастливый», «блаженный», «благословенный», «земными благами наделенный», осчастливленный», «богатый», «богато одаренный» и одновременно «праведный», «безупречный». Описание и осмысление беатотерапевтического опыта потребовало введения еще нескольких терминов. Эта необходимость вызвана следующим. Анализ процесса беатотерапии опирается на материалы самонаблюдений, субъективных отчетов, дневниковых записей как клиентов, так и беатотерапевтов, отражает динамику внутренних состояний, живого опыта, при исследовании которых трудно оставаться в рамках традиционного научного языка. Поэтому возникает потребность в использовании не только символического языка образов и метафор, несущих сгущенную энергетику действия, но и особых терминов, способных уловить явление в его движении и изменении. Предлагаемые наименования — беатотерапия, беатум, ретроспективная сеть, ретром, корментация — не претендуют на статус научных понятий, а представляют собой термины, помогающие осмыслить глубинную внутреннюю динамику беатотерапевтического процесса. Цель беатотерапии — создание условий, при которых человек может сознательно изменить себя и свою жизнь, достигая состояния счастья, а также психологическое изучение закономерностей этого процесса. Предмет беатотерапии — внутренний мир человека и его повседневная жизнь в процессе сознательного самонаблюдения и преображения. Гуманистический смысл и профессионально-этический императив беатотерапии определяются осознанием того факта, что современному обществу не хватает счастливых людей. Нам всем свойственно воспринимать счастье как удовольствие инстинктивного центра, хотя удовлетворение инстинкта — это только иллюзия счастья, тень счастья, и в этой иллюзии большинство людей проводят всю свою жизнь, стремясь к удовольствию и не находя удовлетворения. Великое индуистское изречение предостерегает — человек ищет удовольствия, а находит боль. Удовольствие, как тень счастья, создает его иллюзию, но не является таковым на самом деле. Счастье — удивительная вещь, тайна и загадка, его нельзя ни купить, ни продать. Мы не можем подарить его человеку, у которого его нет. Трудно определить, что такое счастье, но точно известно, что для человека счастье — первейшая необходимость. Каждое человеческое существо тайно или явно желает его. Итак, счастье — это внутренняя жажда, внутренняя цель. Человек чувствует себя несчастным, если вопрошает: «Как долго мне еще ждать? Как далека цель? Почему именно мне приходится ждать так долго? Почему другие уже достигли счастья?» Так, измучиваясь бесплодными терзаниями, мы создаем для себя тысячу и одну проблему и становимся все более и более несчастными. Закон заключается в том, что чем несчастнее мы в своем ожидании, тем дольше продлится это ожидание — потому что творчество, победа, радость, счастье не могут случиться в несчастливом уме. Когда думаем о возможности быть счастливыми, нам представляется, что преграда к счастью — это неисполненное желание. Но исполнения какого именно желания мы жаждем? Насколько нам самим понятен смысл и последствия того, чего мы так желаем? Не зная себя, человек может желать совсем не того, что воистину могло бы принести ему переживание счастья. Желание человека — это часть его ума, часть его внутреннего мира, который мало известен ему самому, хотя человек как раз абсолютно уверен в обратном. И если бы некое желание человека было бы исполнено, то не исключено, что он совсем сбился бы с пути и далеко зашел бы в своем заблуждении, в своих ошибках, исполнение такого желания не принесло бы ему счастья. Человек все больше бы погружался в «черную дыру» незнания себя, все больше утрачивал возможность открыть путь к источнику внутреннего света — самосознанию. Каждый человек хочет быть счастливым, но как можно обрести благодать, блаженство, счастье, если не знаешь, кто ты, какой ты? Счастье — это и краткосрочное, острое победное состояние, и пролонгированная благодатная аффективная основа продуктивного творчества в повседневной жизни, основа самосозидания. Счастье — это состояние радости, блаженства, восторга, экстаза, освобождение от всех отрицательных эмоций, чувство осуществления надежд и мечтаний, решение проблем, удовлетворение желаний и потребностей, достижение целей, ощущение успеха, полнота переживаний самореализации, благодать, когда ты больше не стремишься «туда», а уже находишься «здесь». Ни самое справедливое общественное устройство, ни экономические достижения, ни религиозные постулаты, ни политические лозунги, ни наука, ни искусство, ни образование, ни волеизъявление прогрессивного большинства, ни моральные установления, ни интересы семьи, ни дружба, ни любовь сами но себе не могут сделать человека счастливым. Каков же критерий счастья с точки зрения беатотерапии? Бытие — вот главный критерий. Человек становится счастливым, когда устанавливает в своем сознании и поведении контакт с Бытием, со своей бытийной сущностью. Счастье — это способность постоянно поддерживать высокий уровень самосознания и переживания, умение осознавать и полно прочувствовать красоту вещей в природном, социальном и внутреннем мире. Счастье — это внутренняя целостность и молчаливая полнота переживания, это способность глубинного осознания и прочувствования себя самого и окружающего мира, это тихая радость, а иногда экстаз — быть, быть живым! Итак, в беатотерапии счастье понимается как высшее сознательное наслаждение, напрямую связанное с переживанием радости самопознания и самореализации, радости роста и обновления, с празднованием человеческого достоинства, триумфа и победы Бытия в себе. Счастье — результат сознательных усилий по изучению и изменению человеком себя и своей жизни. Счастье — это когда СЕБЯ понимают! Чтобы быть счастливым, человеку необходимо совершать постоянные усилия, постоянную работу самонаблюдения и самосозидания, найти, поддерживать и совершенствовать индивидуальный стиль сознания и поведения, внутренний беатостиль. В беатотерапии каждый человек поставлен в условия, когда он ежедневно учится осознавать свою природу, и тогда счастье становится возможным для него. Не зная себя, человек будет все время упускать то, что находится рядом, искать где-то далеко то, чем он уже обладает здесь и сейчас, что в полной мере предназначено для его счастья. Тому, кто по-настоящему хотел бы быть счастливым, беатотерапия предлагает лишь одно — признать, что он не знает себя, и всем сердцем захотеть узнать и прочувствовать свое существо. В процессе беатотерапии у человека возникает настойчивое желание познавать себя. Беатотерапия постулирует, что процесс самонаблюдения, самопознания и пересоздания на этой основе человеком самого себя производит состояние счастья. Да, мы созданы для счастья. Но не все так просто. Возможность быть счастливым нам только задана, такой шанс есть у каждого. Однако этот шанс еще надо суметь использовать, а возможность — реализовать. Что я имею в виду? Человек должен взять собственную жизнь в свое сознательное управление. Счастье — это искусство жизни. А что такое искусство? Это владение каким-то навыком в превосходной степени, и для счастья нужно именно на уровне искусства овладеть навыком управления собственной жизнью. Беатотерапия предлагает людям психологическую технологию, как стать счастливым. Беатотерапия — опыт усилий. Опыт усилий осознавать себя. Опыт усилий отказываться от чего-то, что противостоит счастью. Опыт усилий совершать перемены. Каждый должен понять, что возможность счастья — внутри него самого. Мы все можем быть счастливы. Вот это самое главное. 2. Мировоззренческие психотехники: метаконцепция беатотерапии Беатотерапевтическая метаконцепция — это мировоззрение, дух беатотерапии. Это идеология работы, кредо беатотерапевта, которое воплощается в его психотехнических действиях. Именно идеи определяют силу и эффективность психотехнических действий, поэтому беатотерапевтическая метаконцепция уже сама по себе является психотехникой. Метаконцепция — это совокупность теоретических положений, ни в коем случае не являющаяся теорией психологии личности, которая стремилась бы объяснить общие законы функционирования психического мира человека. Метаконцепция — это психология для терапии, где весь теоретический материал служит лишь одной цели — создавать наиболее эффективные условия для преображения человека, она направлена на решение сугубо прагматических задач. Эти теоретические положения имеют самое главное для беатотерапии качество — являются ориентиром для клиентов в их интенсивной работе над собой и могут быть повседневно использованы в деятельности беатосообщества. Определение метаконцепции как психотехники — принципиальная установка беатотерапии. Для беатотерапии подходят лишь такие идеи, которые по сути своей являются терапевтичными, то есть создают условия для совершения человеком возможной эволюции в целях обретения счастья. В психологии и психотерапии существует немало всевозможных теорий (45), утверждающих, что человек слаб, одинок, потерян в этом мире, что его путь — это путь от «пеленки зловонной до смердящего савана» (74). Можно, и не без оснований, доказывать, что большинство современных людей — это латентные шизофреники, что люди — результат негативного формирования. Конечно, это описание некоторых сторон внутреннего мира человека в чем-то справедливо, однако такое мировоззрение вряд ли будет способствовать эволюции конкретного клиента. Метаконцепция беатотерапии следует идеям радикального гуманизма и психологии Бытия. В беатотерапии последовательно в теории и детально на практике реализуется основополагающая гуманистическая идея о счастье как изначальном человеческом предназначении и о том, что быть счастливым — значит учиться искусству жизни. Преображающая сила беатотерапевтической метаконцепции, которая усваивается клиентами в процессе общения в беатосообществе, аккумулируется в виде так называемых «открытых формул». Формулировка идей в виде открытых формул — постоянная забота беатотерапевта и цель его теоретических поисков. Открытые формулы создают условия для обращения мыслей клиента и его самосознания к его собственному природному потенциалу, а его эмоций и чувств — к возвышенному переживанию себя и безграничных возможностей своей жизни. Открытые формулы помогают беатотерапевту так излагать психологические и философские идеи, чтобы содействовать уменьшению или полной ликвидации барьеров во внутреннем мире человека, возникающих между его стереотипно-репродуктивным, рациональным познанием и чувственным, интуитивным и творческим постижением реальности. Метаконцепция беатотерапии как психотехника выдвигает особые требования к профессионализму беатотерапевта. Гуманистические идеи относительно психологии бытия и счастья как искусства жизни должны стать не только той идеологией, которая лежит в основе работы беатотерапевта, но и его глубокой верой, внутренним убеждением, проверенными и доказанными его личным опытом. Например, если беатотерапевт теоретически полагает, что внутри человека имеется позитивное ядро — потенциал роста (главный тезис гуманистического подхода в самом широком смысле этого слова), то его техники должны содействовать обнаружению и раскрытию самим клиентом этого позитивного ядра, раскрытию потенциала человека. Но если психотехники приводят к тому, что дистанция между потенциалом и сознанием клиента увеличивается, это значит, что беатотерапевт или искажает саму психотехнику, или в глубине души не верит в позитивный потенциал клиента. Тогда, даже при использовании хорошей, верной техники, его действия и слова станут противоречить друг другу, будут лишены гармонии, а работа в целом утратит эффективность. Беатерапевт должен с максимальной точностью отдавать себе отчет в том, как он сам осознает основные идеи беатоте- рапевтической метаконцепции и как пролагает пути для поиска ответов на основные экзистенциальные вопросы, или, как минимум, обозначить для себя зону поиска ответов, поскольку вне этого беатотерапия бессмысленна и неэффективна. Когда беатотерапевт приступает к практике, он должен обязательно задать себе вопросы: «Что такое человек?», «В чем смысл человеческой жизни?», «В чем смысл смерти?», «Как смерть связана с жизнью?», «Что такое счастье человека?». Беатотерапевт не имеет права уклониться, пройти мимо ответов на эти вопросы, более того, его внедрение в экзистенциальную проблематику не может быть исключительно книжным, философским, теоретическим. Беатотерапевту ничего не остается, как в своей постоянной работе над собой набираться личного опыта самонаблюдений, ему приходится буквально быть переполненным переживанием поиска ответов. Если беатотерапевт, уже не испытывая страха перед клиентами, ответственно и сознательно включает свой собственный опыт поиска, то его слова и действия становятся весомыми. Если хочешь быть авторитетным для людей, обладать властью убеждения, необходимо сначала обладать властью над собой, быть действительно убежденным на личном опыте в тех идеях, которые передаешь людям, нужно по мере личных усилий развивать в себе великую и весьма редкую способность — быть словами. Конечно, это теснейшим образом связано с тем, что на сегодня представляет из себя индивидуальность каждого беатотерапевта, в каком состоянии он на данный момент пребывает, на каком этапе своего развития находится. Когда наблюдаешь работу мастера, к какой бы идеологии его психотерапия ни относилась, она воспринимается одновременно и как высокая наука, и как искусство, и как мистерия, таинство, чем, собственно, психотерапия и должна быть. В работе мастеров каждое психотехническое средство воплощает в себе мировоззрение, и мировоззрение естественным образом реализуется во всех тех действиях, которые они совершают. Метаконцепция беатотерапии представлена в виде двух основных разделов: психологии бытия и беатума; принципов беатотерапии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|