Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение термина. Цель и предмет беатотерапии




Психологическое консультирование.

Определение термина. Цель и предмет беатотерапии

Определяя гуманистическое направление в психотерапии как психологию Бытия, Абрахам Маслоу указывает, что с равным основанием она может быть названа и трансцендент­ной психологией, и онтопсихологией, и психологией совер­шенства, и психологией цели (37; 38).

Описываемый в данной книге психотерапевтический опыт назван беатотерапией — психотерапией счастья. Участники этого опыта полагают себя скромными продолжателями гума­нистических традиций в психотерапии.

Беатотерапевтическая работа фактически ведет свое нача­ло с января 1996 года, когда автором была создана Школа личностного роста, которая работала в составе Исследова­тельского центра семьи и детства Российской Академии Об­разования.

Опыт исследовательской и практика психотерапевтиче­ской работы в сфере клинической психологии и психотера­пии начали накапливаться с 1971 года. Потребовалось более 30-и лет для их осознания и построения системы беатотера­пии. Ведь для того, чтобы какой-либо вид психотерапии стал предметом научного исследования, сначала нужно изучае­мый психотерапевтический процесс создать, разработать. Затем необходимо сделать его эффективным, поскольку ис­следование имеет смысл, если оно изучает психотерапию, которая способна порождать жизнь, лечить, развивать, обес­печивать рост, укреплять уверенность человека, идущего вперед, к счастью.

С августа 1998 года и по настоящее время беатотерапевти­ческая работа осуществляется в студии «13.60».

Термин беатотерапия представляется наиболее соответст­вующим тому реальному терапевтическому процессу, кото­рый сложился за эти годы.

Латинское слово «beatus» означает «счастливый», «бла­женный», «благословенный», «земными благами наделен­ный», осчастливленный», «богатый», «богато одаренный» и одновременно «праведный», «безупречный».

Описание и осмысление беатотерапевтического опыта потре­бовало введения еще нескольких терминов. Эта необходимость вызвана следующим. Анализ процесса беатотерапии опирается на материалы самонаблюдений, субъективных отчетов, дневни­ковых записей как клиентов, так и беатотерапевтов, отражает динамику внутренних состояний, живого опыта, при исследова­нии которых трудно оставаться в рамках традиционного науч­ного языка. Поэтому возникает потребность в использовании не только символического языка образов и метафор, несущих сгу­щенную энергетику действия, но и особых терминов, способных уловить явление в его движении и изменении.

Предлагаемые наименования — беатотерапия, беатум, ретроспективная сеть, ретром, корментация — не претенду­ют на статус научных понятий, а представляют собой терми­ны, помогающие осмыслить глубинную внутреннюю динами­ку беатотерапевтического процесса.

Цель беатотерапии — создание условий, при которых че­ловек может сознательно изменить себя и свою жизнь, дости­гая состояния счастья, а также психологическое изучение за­кономерностей этого процесса.

Предмет беатотерапии — внутренний мир человека и его повседневная жизнь в процессе сознательного самонаблюде­ния и преображения.

Гуманистический смысл и профессионально-этический императив беатотерапии определяются осознанием того фак­та, что современному обществу не хватает счастливых людей.

Нам всем свойственно воспринимать счастье как удоволь­ствие инстинктивного центра, хотя удовлетворение инстинк­та — это только иллюзия счастья, тень счастья, и в этой ил­люзии большинство людей проводят всю свою жизнь, стре­мясь к удовольствию и не находя удовлетворения. Великое индуистское изречение предостерегает — человек ищет удо­вольствия, а находит боль. Удовольствие, как тень счастья, создает его иллюзию, но не является таковым на самом деле.

Счастье — удивительная вещь, тайна и загадка, его нельзя ни купить, ни продать. Мы не можем подарить его человеку, у которого его нет. Трудно определить, что такое счастье, но точно известно, что для человека счастье — первейшая необ­ходимость. Каждое человеческое существо тайно или явно желает его. Итак, счастье — это внутренняя жажда, внутрен­няя цель.

Человек чувствует себя несчастным, если вопрошает: «Как долго мне еще ждать? Как далека цель? Почему именно мне приходится ждать так долго? Почему другие уже достигли счастья?»

Так, измучиваясь бесплодными терзаниями, мы создаем для себя тысячу и одну проблему и становимся все более и более несчастными. Закон заключается в том, что чем несча­стнее мы в своем ожидании, тем дольше продлится это ожи­дание — потому что творчество, победа, радость, счастье не могут случиться в несчастливом уме.

Когда думаем о возможности быть счастливыми, нам представляется, что преграда к счастью — это неисполненное желание. Но исполнения какого именно желания мы жаж­дем? Насколько нам самим понятен смысл и последствия того, чего мы так желаем? Не зная себя, человек может же­лать совсем не того, что воистину могло бы принести ему пе­реживание счастья.

Желание человека — это часть его ума, часть его внутрен­него мира, который мало известен ему самому, хотя человек как раз абсолютно уверен в обратном. И если бы некое жела­ние человека было бы исполнено, то не исключено, что он со­всем сбился бы с пути и далеко зашел бы в своем заблужде­нии, в своих ошибках, исполнение такого желания не принес­ло бы ему счастья. Человек все больше бы погружался в «черную дыру» незнания себя, все больше утрачивал возмож­ность открыть путь к источнику внутреннего света — само­сознанию. Каждый человек хочет быть счастливым, но как можно обрести благодать, блаженство, счастье, если не зна­ешь, кто ты, какой ты?

Счастье — это и краткосрочное, острое победное состоя­ние, и пролонгированная благодатная аффективная основа продуктивного творчества в повседневной жизни, основа са­мосозидания.

Счастье — это состояние радости, блаженства, восторга, экстаза, освобождение от всех отрицательных эмоций, чувство осуществления надежд и мечтаний, решение проблем, удовле­творение желаний и потребностей, достижение целей, ощуще­ние успеха, полнота переживаний самореализации, благодать, когда ты больше не стремишься «туда», а уже находишься «здесь».

Ни самое справедливое общественное устройство, ни эко­номические достижения, ни религиозные постулаты, ни поли­тические лозунги, ни наука, ни искусство, ни образование, ни волеизъявление прогрессивного большинства, ни моральные установления, ни интересы семьи, ни дружба, ни любовь сами но себе не могут сделать человека счастливым.

Каков же критерий счастья с точки зрения беатотерапии? Бытие — вот главный критерий. Человек становится счастли­вым, когда устанавливает в своем сознании и поведении кон­такт с Бытием, со своей бытийной сущностью.

Счастье — это способность постоянно поддерживать высо­кий уровень самосознания и переживания, умение осознавать и полно прочувствовать красоту вещей в природном, социаль­ном и внутреннем мире.

Счастье — это внутренняя целостность и молчаливая пол­нота переживания, это способность глубинного осознания и прочувствования себя самого и окружающего мира, это тихая радость, а иногда экстаз — быть, быть живым!

Итак, в беатотерапии счастье понимается как высшее соз­нательное наслаждение, напрямую связанное с переживанием радости самопознания и самореализации, радости роста и об­новления, с празднованием человеческого достоинства, три­умфа и победы Бытия в себе.

Счастье — результат сознательных усилий по изучению и изменению человеком себя и своей жизни.

Счастье — это когда СЕБЯ понимают! Чтобы быть счастливым, человеку необходимо совершать постоянные усилия, постоянную работу самонаблюдения и самосозидания, найти, поддерживать и совершенствовать индивидуальный стиль сознания и поведения, внутренний беатостиль.

В беатотерапии каждый человек поставлен в условия, ко­гда он ежедневно учится осознавать свою природу, и тогда счастье становится возможным для него. Не зная себя, чело­век будет все время упускать то, что находится рядом, искать где-то далеко то, чем он уже обладает здесь и сейчас, что в полной мере предназначено для его счастья.

Тому, кто по-настоящему хотел бы быть счастливым, беа­тотерапия предлагает лишь одно — признать, что он не знает себя, и всем сердцем захотеть узнать и прочувствовать свое существо. В процессе беатотерапии у человека возникает на­стойчивое желание познавать себя.

Беатотерапия постулирует, что процесс самонаблюде­ния, самопознания и пересоздания на этой основе челове­ком самого себя производит состояние счастья.

Да, мы созданы для счастья. Но не все так просто. Воз­можность быть счастливым нам только задана, такой шанс есть у каждого. Однако этот шанс еще надо суметь использо­вать, а возможность — реализовать. Что я имею в виду? Че­ловек должен взять собственную жизнь в свое сознательное управление.

Счастье — это искусство жизни. А что такое искусство? Это владение каким-то навыком в превосходной степени, и для счастья нужно именно на уровне искусства овладеть на­выком управления собственной жизнью.

Беатотерапия предлагает людям психологическую техно­логию, как стать счастливым.

Беатотерапия — опыт усилий. Опыт усилий осознавать себя. Опыт усилий отказываться от чего-то, что противостоит счастью. Опыт усилий совершать перемены. Каждый должен понять, что возможность счастья — внутри него самого. Мы все можем быть счастливы. Вот это самое главное.

2. Мировоззренческие психотехники: метаконцепция беатотерапии

Беатотерапевтическая метаконцепция — это мировоззре­ние, дух беатотерапии. Это идеология работы, кредо беатотерапевта, которое воплощается в его психотехнических дейст­виях.

Именно идеи определяют силу и эффективность психотех­нических действий, поэтому беатотерапевтическая метакон­цепция уже сама по себе является психотехникой.

Метаконцепция — это совокупность теоретических поло­жений, ни в коем случае не являющаяся теорией психологии личности, которая стремилась бы объяснить общие законы функционирования психического мира человека.

Метаконцепция — это психология для терапии, где весь теоретический материал служит лишь одной цели — созда­вать наиболее эффективные условия для преображения чело­века, она направлена на решение сугубо прагматических за­дач.

Эти теоретические положения имеют самое главное для беатотерапии качество — являются ориентиром для клиентов в их интенсивной работе над собой и могут быть повседневно использованы в деятельности беатосообщества.

Определение метаконцепции как психотехники — прин­ципиальная установка беатотерапии.

Для беатотерапии подходят лишь такие идеи, которые по сути своей являются терапевтичными, то есть создают усло­вия для совершения человеком возможной эволюции в целях обретения счастья.

В психологии и психотерапии существует немало всевоз­можных теорий (45), утверждающих, что человек слаб, оди­нок, потерян в этом мире, что его путь — это путь от «пелен­ки зловонной до смердящего савана» (74).

Можно, и не без оснований, доказывать, что большинство современных людей — это латентные шизофреники, что люди — результат негативного формирования.

Конечно, это описание некоторых сторон внутреннего мира человека в чем-то справедливо, однако такое мировоз­зрение вряд ли будет способствовать эволюции конкретного клиента.

Метаконцепция беатотерапии следует идеям радикального гуманизма и психологии Бытия. В беатотерапии последова­тельно в теории и детально на практике реализуется осново­полагающая гуманистическая идея о счастье как изначальном человеческом предназначении и о том, что быть счастли­вым — значит учиться искусству жизни.

Преображающая сила беатотерапевтической метаконцепции, которая усваивается клиентами в процессе общения в беатосообществе, аккумулируется в виде так называемых «от­крытых формул». Формулировка идей в виде открытых фор­мул — постоянная забота беатотерапевта и цель его теорети­ческих поисков. Открытые формулы создают условия для об­ращения мыслей клиента и его самосознания к его собственному природному потенциалу, а его эмоций и чувств — к возвышенному переживанию себя и безграничных возможностей своей жизни. Открытые формулы помогают беатотерапевту так излагать психологические и философские идеи, чтобы содействовать уменьшению или полной ликвида­ции барьеров во внутреннем мире человека, возникающих ме­жду его стереотипно-репродуктивным, рациональным позна­нием и чувственным, интуитивным и творческим постиже­нием реальности.

Метаконцепция беатотерапии как психотехника выдвигает особые требования к профессионализму беатотерапевта.

Гуманистические идеи относительно психологии бытия и счастья как искусства жизни должны стать не только той идеологией, которая лежит в основе работы беатотерапевта, но и его глубокой верой, внутренним убеждением, проверен­ными и доказанными его личным опытом.

Например, если беатотерапевт теоретически полагает, что внутри человека имеется позитивное ядро — потенциал роста (главный тезис гуманистического подхода в самом широком смысле этого слова), то его техники должны содействовать обнаружению и раскрытию самим клиентом этого позитивно­го ядра, раскрытию потенциала человека. Но если психотех­ники приводят к тому, что дистанция между потенциалом и сознанием клиента увеличивается, это значит, что беатотера­певт или искажает саму психотехнику, или в глубине души не верит в позитивный потенциал клиента. Тогда, даже при использовании хорошей, верной техники, его действия и сло­ва станут противоречить друг другу, будут лишены гармонии, а работа в целом утратит эффективность.

Беатерапевт должен с максимальной точностью отдавать себе отчет в том, как он сам осознает основные идеи беатоте- рапевтической метаконцепции и как пролагает пути для по­иска ответов на основные экзистенциальные вопросы, или, как минимум, обозначить для себя зону поиска ответов, по­скольку вне этого беатотерапия бессмысленна и неэффек­тивна.

Когда беатотерапевт приступает к практике, он должен обязательно задать себе вопросы: «Что такое человек?», «В чем смысл человеческой жизни?», «В чем смысл смерти?», «Как смерть связана с жизнью?», «Что такое счастье челове­ка?».

Беатотерапевт не имеет права уклониться, пройти мимо ответов на эти вопросы, более того, его внедрение в экзистен­циальную проблематику не может быть исключительно книж­ным, философским, теоретическим. Беатотерапевту ничего не остается, как в своей постоянной работе над собой набираться личного опыта самонаблюдений, ему приходится буквально быть переполненным переживанием поиска ответов.

Если беатотерапевт, уже не испытывая страха перед кли­ентами, ответственно и сознательно включает свой собствен­ный опыт поиска, то его слова и действия становятся весомы­ми. Если хочешь быть авторитетным для людей, обладать властью убеждения, необходимо сначала обладать властью над собой, быть действительно убежденным на личном опыте в тех идеях, которые передаешь людям, нужно по мере лич­ных усилий развивать в себе великую и весьма редкую спо­собность — быть словами.

Конечно, это теснейшим образом связано с тем, что на се­годня представляет из себя индивидуальность каждого беато­терапевта, в каком состоянии он на данный момент пребыва­ет, на каком этапе своего развития находится. Когда наблюда­ешь работу мастера, к какой бы идеологии его психотерапия ни относилась, она воспринимается одновременно и как высо­кая наука, и как искусство, и как мистерия, таинство, чем, собственно, психотерапия и должна быть.

В работе мастеров каждое психотехническое средство во­площает в себе мировоззрение, и мировоззрение естествен­ным образом реализуется во всех тех действиях, которые они совершают.

Метаконцепция беатотерапии представлена в виде двух основных разделов: психологии бытия и беатума; принципов беатотерапии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных