ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Самонаблюдение и беатумСогласно определению философского энциклопедического словаря (78), самонаблюдение — наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же [наблюдающего субъекта. Культурно-исторический подход обосновывает идею о том, что самонаблюдение складывается н ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового — к словесному, смысловому и предметному. Это означает, как подчеркивал Л. С. Выготский, обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (19). Как правило, в различных психотерапевтических концепциях (психоанализ, гештальт-терапия, когнитивная терапия и других) говорится о способности к самонаблюдению как о характеристике клиента, благоприятной для проведения психотерапии и повышающей её эффективность. Б. Д. Карвасарский (29) при обсуждении качеств пациента, способствующих достижению осознания (инсайта) и прогностически полезных, в числе первых называет самонаблюдение, настроенность на самоанализ, рефлексию. Итак, если самонаблюдение — это навык, то его можно развить в рамках специальных психотехнических приёмов. Такие приёмы описаны в когнитивной психотерапии А. Бека (7), на сегодняшний день прочно завоевавшей репутацию наиболее обоснованной, эмпирически воспроизводимой, хорошо структурированной терапевтической системы. Это методы самоконтроля, которые можно разделить на методы самонаблюдения, самооценки и самоподкрепления. Самонаблюдение является важной составляющей и других методов когнитивной психотерапии, например, в методе «заполнения пустот» в рационально-эмотивной терапии А. Эллис (91). Значимость самонаблюдения для психотерапии подчёркивает также основатель гештальт-терапии Ф. Перлз. «Открытие себя может напомнить кому-то старую историю о «вытаскивании самого себя за волосы»... Это процесс предполагает принятие особого отношения к себе и рассмотрения себя в [действии... Для этого требуется техника, совершенно отличная от той, которую вы, может быть, уже испробовали и признали недостаточной, — техника интроспекции» (48). В беатотерапии самонаблюдение — обобщающий термин, описывающий как особую методологию беатотерапевтического опыта, так и разнообразные способы, методы и приемы работы клиентов беатотерапии над собой, которая происходит в контексте по-разному организованных беатотерапевтических сессий. Главное, что препятствует самонаблюдению — это особое неосознаваемое психическое свойство человека, которое определяется как отождествление, то есть полное, беззаветное, самозабвенное соединение с чем-то или с кем-то, что или кто в данный момент находится, по тем или иным причинам, в фокусе внимания, в зоне наблюдения. Это привычное и бессознательное отождествление свойственно каждому человеку. Отождествлениями наполнена человеческая жизнь, люди все время отождествляются. Анализаторы, по своей психологической природе сформированные для восприятия внешнего мира, не могут справиться с таким явлением, как отождествление. Более того, отождествление — это побочный, но всеобъемлющий негативный результат формирования культуры восприятия в социуме. Определим еще раз: отождествление — состояние поглощения кем-то или чем-то, когда вектор внимания, направленного внутрь, теряется. Человек может быть поглощен каким-то предметом, действием, обстоятельством, процессом, идеей, мыслью, чувством, эмоцией. При этом самосознание, ощущение «я» исчезает, человек себя в этот момент не замечает, не осознает. Границы между ним самим и предметом отождествления не существует, человек полностью пребывает в этом предмете, действии, полностью поглощен ими. Эта «втянутость» или уподобление — обычное состояние сознания человека, которое в беатотерапии называют не состоянием сознания, а состоянием поглощенного сознания, когда осознавание себя, самосознание, практически отсутствует. Таким образом, серьезные попытки осознавать себя наталкиваются на постоянную поглощенность объектами внимания, на отождествление. Чтобы овладеть деятельностью самонаблюдения и сделать ее точной и эффективной, нужно создать в себе и развить особый оптический прибор, анализатор для восприятия собственного внутреннего мира, для осуществления самонаблюдения. Создание этого анализатора у клиентов и составляет цель беатотерапии, именно это должно стать главной личной заботой и ответственностью самого клиента. Этот намеренно и сознательно создаваемый анализатор получил в беатотерапии название беатум. Данный способ развития самосознания впервые разработан в системе самосовершенствования Г. И. Гурджиева (20; 21) под именем самовспоминания, применялся его учениками и последователями (8; 9; 45; 77) и в модифицированном виде используется в беатотерапии. Итак, беатум — это психотехника, которая выполняется на основе уже приобретенной способности отделяться от своего обычного «я». Беатум, как психотехника самонаблюдения, представляет собой сознательное усилие человека разделять основной поток своего внимания на три вектора: вектор, который есть наблюдаемое, вектор, который есть наблюдатель, и вектор, который есть осознание смысла наблюдения на разных уровнях. Беатум как психотехника означает также следующее: в любой момент времени вспомнить о себе самом, вспомнить, что есть ты — конкретное человеческое существо, которое сейчас что-то говорит, есть ты — существо, которое сейчас что-то делает, есть ты — существо, которое что-то ощущает. Состояние беатума, как состояние «помнить себя», противоположно состоянию «самозабвения», когда забываем о себе, забываем себя, даже говорим: «Не помнит себя от горя или радости». Итак, многолетний опыт изучения самонаблюдения у десятков людей показывает, что увеличение числа ситуаций неотождествления и рост способности самонаблюдения все возрастающих объемов внутреннего мира происходит не по ад- диктивному арифметическому закону, а по экспоненте, по закону геометрической прогрессии. Именно поэтому самонаблюдение в беатотерапии представляется не только объективным, но и прогрессивным. Самонаблюдение и беатум процедурно-организационно реализуются через такие формы самостоятельной работы клиентов, как дневник, послания и упражнения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|