Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самонаблюдение и беатум




Согласно определению философского энциклопедического словаря (78), самонаблюдение — наблюдение, объектом кото­рого являются психические состояния и действия самого же [наблюдающего субъекта. Культурно-исторический подход обосновывает идею о том, что самонаблюдение складывается н ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессло­весного и несмыслового — к словесному, смысловому и пред­метному. Это означает, как подчеркивал Л. С. Выготский, обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (19).

Как правило, в различных психотерапевтических концеп­циях (психоанализ, гештальт-терапия, когнитивная терапия и других) говорится о способности к самонаблюдению как о ха­рактеристике клиента, благоприятной для проведения психо­терапии и повышающей её эффективность.

Б. Д. Карвасарский (29) при обсуждении качеств пациента, способствующих достижению осознания (инсайта) и прогно­стически полезных, в числе первых называет самонаблюде­ние, настроенность на самоанализ, рефлексию.

Итак, если самонаблюдение — это навык, то его можно развить в рамках специальных психотехнических приёмов. Такие приёмы описаны в когнитивной психотерапии А. Бека (7), на сегодняшний день прочно завоевавшей репутацию наиболее обоснованной, эмпирически воспроизводимой, хоро­шо структурированной терапевтической системы. Это методы самоконтроля, которые можно разделить на методы самона­блюдения, самооценки и самоподкрепления.

Самонаблюдение является важной составляющей и других методов когнитивной психотерапии, например, в методе «за­полнения пустот» в рационально-эмотивной терапии А. Эллис (91).

Значимость самонаблюдения для психотерапии подчёрки­вает также основатель гештальт-терапии Ф. Перлз. «Открытие себя может напомнить кому-то старую историю о «вытаски­вании самого себя за волосы»... Это процесс предполагает принятие особого отношения к себе и рассмотрения себя в [действии... Для этого требуется техника, совершенно отлич­ная от той, которую вы, может быть, уже испробовали и при­знали недостаточной, — техника интроспекции» (48).

В беатотерапии самонаблюдение — обобщающий термин, описывающий как особую методологию беатотерапевтического опыта, так и разнообразные способы, методы и прие­мы работы клиентов беатотерапии над собой, которая про­исходит в контексте по-разному организованных беатотерапевтических сессий.

Главное, что препятствует самонаблюдению — это осо­бое неосознаваемое психическое свойство человека, кото­рое определяется как отождествление, то есть полное, без­заветное, самозабвенное соединение с чем-то или с кем-то, что или кто в данный момент находится, по тем или иным причинам, в фокусе внимания, в зоне наблюдения. Это при­вычное и бессознательное отождествление свойственно каж­дому человеку. Отождествлениями наполнена человеческая жизнь, люди все время отождествляются. Анализаторы, по своей психологической природе сформированные для воспри­ятия внешнего мира, не могут справиться с таким явлением, как отождествление. Более того, отождествление — это побоч­ный, но всеобъемлющий негативный результат формирования культуры восприятия в социуме. Определим еще раз: отожде­ствление — состояние поглощения кем-то или чем-то, когда вектор внимания, направленного внутрь, теряется. Человек может быть поглощен каким-то предметом, действием, об­стоятельством, процессом, идеей, мыслью, чувством, эмоцией. При этом самосознание, ощущение «я» исчезает, человек себя в этот момент не замечает, не осознает. Границы между ним самим и предметом отождествления не существует, человек полностью пребывает в этом предмете, действии, полностью поглощен ими.

Эта «втянутость» или уподобление — обычное состояние сознания человека, которое в беатотерапии называют не со­стоянием сознания, а состоянием поглощенного сознания, когда осознавание себя, самосознание, практически отсутству­ет. Таким образом, серьезные попытки осознавать себя натал­киваются на постоянную поглощенность объектами внима­ния, на отождествление.

Чтобы овладеть деятельностью самонаблюдения и сделать ее точной и эффективной, нужно создать в себе и развить особый оптический прибор, анализатор для восприятия собст­венного внутреннего мира, для осуществления самонаблюде­ния.

Создание этого анализатора у клиентов и составляет цель беатотерапии, именно это должно стать главной личной забо­той и ответственностью самого клиента.

Этот намеренно и сознательно создаваемый анализатор получил в беатотерапии название беатум.

Данный способ развития самосознания впервые разрабо­тан в системе самосовершенствования Г. И. Гурджиева (20; 21) под именем самовспоминания, применялся его учениками и последователями (8; 9; 45; 77) и в модифицированном виде используется в беатотерапии.

Итак, беатум — это психотехника, которая выполняется на основе уже приобретенной способности отделяться от своего обычного «я».

Беатум, как психотехника самонаблюдения, представля­ет собой сознательное усилие человека разделять основной поток своего внимания на три вектора: вектор, который есть наблюдаемое, вектор, который есть наблюдатель, и вектор, который есть осознание смысла наблюдения на разных уровнях.

Беатум как психотехника означает также следующее: в любой момент времени вспомнить о себе самом, вспомнить, что есть ты — конкретное человеческое существо, которое сейчас что-то говорит, есть ты — существо, которое сейчас что-то делает, есть ты — существо, которое что-то ощущает.

Состояние беатума, как состояние «помнить себя», проти­воположно состоянию «самозабвения», когда забываем о себе, забываем себя, даже говорим: «Не помнит себя от горя или радости».

Итак, многолетний опыт изучения самонаблюдения у де­сятков людей показывает, что увеличение числа ситуаций не­отождествления и рост способности самонаблюдения все воз­растающих объемов внутреннего мира происходит не по ад- диктивному арифметическому закону, а по экспоненте, по закону геометрической прогрессии. Именно поэтому самона­блюдение в беатотерапии представляется не только объектив­ным, но и прогрессивным.

Самонаблюдение и беатум процедурно-организационно реализуются через такие формы самостоятельной работы кли­ентов, как дневник, послания и упражнения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных