Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стационарные группы




Группы пациентов с острыми состояниями. Их участниками становятся люди, попавшие в психиатрическую клинику

3.2) Амбулаторные группы

Группы реабилитации. Они создаются при дневных стационарах для хронических психиатрических пациентов. Их цель – повышение социальной адаптации после выхода из больницы, улучшение отношений больных с персоналом, обеспечивающим амбулаторное лечение, обсуждение использования психотропных лекарств и их возможного побочного действия.

по организации ее работыоткрытые (могут меняться участники и терапевты, закрытые (когда новые участники не могут присоединяться к уже существующей группе), марафонские (24 часа или дольше без сна работают как правило в одном и том же помещении, создаются стрессовые условия, когда участники участвуют в конфликтных ситуациях друг с другом, что является неободимой и в то же время терапевтической частью занятий)

 

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ (???)

 

18. Терапевтические факторы в групповой психотерапии

1. Поощрение надежды.

Появление надежды на успех лечения под влиянием улучшения состояния других пациентов и собственных достижений. Успешные, продвинутые в психотерапии пациенты служат остальным в качестве позитивной модели, открывают им оптимистические перспективы.

2.Универсальность.

Универсальность страданий: переживание и понимание пациентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания, симптомы. Такое понимание способствует преодолению эгоцентрической позиции и появлению чувства общности и солидарности с другими, а также повышает самооценку.

Например

- Неуверенность в себе и отсутствие самоуважения.

- Переживания по поводу пустоты и бессмысленности жизни.

- Проблемы отношений с близкими людьми (родителями, членами семьи, детьми) и вызываемое ими переживание вины.

3.Информирование.

Получение пациентом в ходе групповой психотерапии разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, конфликтах, нервно-психическом здоровье и пр.; выяснение причин возникновения и развития нарушений; информация о сущности психотерапии и ходе психотерапевтического процесса; информационный обмен между участниками группы. Подобная информация поступает не столько дидактически, сколько в процессе общения с другими и знакомства с их проблемами.

4.Альтруизм.

Это возможность в процессе групповой психотерапии помогать друг другу, делать что-то для другого. Помогая другим, пациент становится более уверенным в себе, он ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает больше уважать себя и верить в собственные возможности.

5.Коррекция опыта первичной семьи.

Психотерапевтическая группа во многих отношениях похожа на семью. пациенты обнаруживают в группе проблемы и переживания, идущие из родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для родительских и семейных отношений в прошлом. Выявление и реконструкция прошлых эмоциональных и поведенческих стереотипов в группе дает возможность их терапевтической переработки исходя из актуальной ситуации, когда психотерапевт выступает в роли отца или матери для пациентов, а другие участники — в ролях братьев, сестер и других членов семьи.

6.Совершенствование социальных навыков.

7. Имитационное поведение.

Пациент может обучиться более конструктивным способам поведения за счет подражания психотерапевту и другим успешным членам группы

8.Межличностное изучение.

Развитие техники межличностного общения: пациенты имеют возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить новые, более конструктивные способы поведения и общения.

Одна из важнейших задач терапевта группы – помочь "перевести" психологические проблемы участника на "межличностный язык".

9. Сплоченность группы.

привлекательность группы для ее членов, желание остаться в группе, чувство принадлежности к группе, доверие, принятие группой и взаимное принятие друг друга, чувство «Мы» группы. Групповая сплоченность рассматривается как фактор, аналогичный отношениям «психотерапевт— пациент» в индивидуальной психотерапии.

Сплочённость - это взаимосвязанность участников группы, проявляющаяся в открытости и взаимном доверии друг к другу, в общей работе участников по достижению сходных целей.

Сплоченность группы развивается в ходе всей ее жизни и по-разному проявляется на различных этапах работы группы. на начальной стадии работы группы сплоченность увеличивается благодаря тому, что участники делятся проблемами личной жизни вне группы, в переходной стадии – к увеличению сплоченности добавляется и обмен переживаниями, появившимися в группе, а на стадии продуктивной работы наибольшую сплоченность группы отражает обмен чувствами, переживаемыми только в группе. Каждый участник группы должен пройти определенный путь изменения себя, решения своих проблем, чтобы принимать и понимать других. Восприятие других напрямую связано с самовосприятием. сплоченность группы обеспечивает эмоциональные взаимосвязи участников группы, стабильность группы, увеличивает терпимость к индивидуальным целям друг друга в группе. появление сплоченности в группе означает начало настоящей работы психотерапевтической группы.

10.Катарсис.

- отреагирование, эмоциональная разгрузка, выражение сильных чувств в группе.

11.Экзистенциальные факторы.

Согласно экзистенциальному пониманию жизненных проблем, люди постоянно сталкиваются с основными экзистенциальными данностями: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. В определенных психотерапевтических группах, например, пациентов, болеющих раком или другими опасными для жизни болезнями, а также страдающих хроническими заболеваниями, в группах лиц, испытавших утрату близкого человека, или в специфических группах экзистенциального опыта эти экзистенциальные данности становятся основными темами в работе группы.

 

Однако и в обычных психотерапевтических группах иного характера можно затрагивать экзистенциальные вопросы, когда сам терапевт достаточно готов к этому. Предпосылкой раскрытия экзистенциальных проблем является сам ход работы в группе.

Терапевт группы, обращая внимание участников на эти аспекты жизни группы, может предоставить участникам более широкий контекст решения их проблем и совершенствования личности.

 

19. психологическая помощь пожилым людям.

Типичные проблемы одиноких пожилых людей, которые стали предметом работы психолога:

1)трудности во взаимоотношениях с социальным работником и соседями;

2)суицидальные мысли и поведение;

3)психологические проблемы из-за отношений в семье;

4)чувство вины перед умершими близкими;

5)психологические проблемы, связанные с болезнями дан­ного пожилого человека;

Ослабление здоровья, возрастающее с годами физичес­кое одряхление ставят пожилого человека все в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в их опеке и помощи. Особенно эта потребность проявляется в периоды обострения болезней. Находясь в семье, пожилые и старые люди могут надеяться на безопасность и незави­симость от трудностей, с которыми им приходится сталки­ваться.

Одиночество связано с усугублением чувства изоляции в обществе, с прекращением работы. Психологическая не­удовлетворенность своим положением нередко влечет за собой быстрое наступление физического одряхления, со­провождающегося иногда психическим расстройством.

Довольно часто одиночество приводит к суицидным поступкам. В целом 25% суицидов связаны с необратимой утратой: смертью или ги­белью близкого человека.

С возрастом резко сужается общение пожилых людей. Чаще всего остается только узкий семейный круг.

Соц раб – универс соц инстит:здесь оказ пом всем.важно только потребн в пом\невозм св силами справ с жизнен затрудн. Цель -содейств люд,соц гр в преодол Л\соц трудн посредств поддерж,защ,коррекц\реабилитац.д\б практическ выраж гуманности.очн зад: стабилиз\сохр соц, поддерж\гармониз общ отнош\обеспеч усл. Псих пом:в адаптац к старости,в совлад с кризис,интегрир в социум,тогда возрастут ресурсы,вовлеч в труд деят-сть,давать позитивн потенциал,вспрмин эм подкрепляющие события,разбор сит, кот обескуражив потому что они нов., пом в принят нов ролей,перспективн планир.принят жизни.анализ жизн пути,выдел существ соб,поиск смысла,?удовлетвор собств жиз,повысит общ фон настр,повыс самооц,показ на что чел спос,формир позитив образа старости,поиск позитивн в сейчас,показ, что счастлив старость – относит\субъ понятия. Техники:работа с воспомин:рассказ истор,Л биогр,обзор жиз,рассказ ярк впечатл,реконструкц соб-искать сильн\ресурсн соб. Надо пересмотр прошл,неправильно сдел.выборов.

Нужно: Разреш соц пробл д\кажд конкр индив\семьи.учитыв всю специфику опосредований и связей. соц раб-к мож содейств решению псих пробл,применяя мет псих консультир,оказ экспр-псих пом,раб с ПТСР. В стране дефицит соц раб.

Модель старения: стар-воспр жизн противореч осозн.психич зрел-эфф использ противореч.это твор период.не только рац мышл,но и интуиц,предвид,предчувст,-т.е бессозн.д\б гармония.цель-достичь целостности св Я, увер в смысле жиз,тождество с самим соб,(Эриксон).стар такова каковы предыдущ непрожит пробл.

 

21. Основные положения теории и практики социальной работы с сообществами.

История создания
Конференция в Свомпскотте (1965 г.) США (Масачусец)– съезд клинических психологов.

Есть не только психологич. Проблемы, но и социальные, и часто люди не в состоянии оплатить услуги помощи, и часто методы работы клинической психологии не эффективны.

Было принято решение о создании нового направления психологии – «психология сообществ». Это направление П, возникшее д. разработки новых эффективных методов помощи отдельным людям, как частям некого целого, т.е. сообщества.

Принципы:

· Преимущество профилактики над вмешательством (дешевле и правильней. Блокировать негативный фактор, чем избавляться потом от него).
Уровни профилактики:
первичный - на стадии еще не появившегося фактора (напр. Профилактика рискованного сексуального поведения у школьника). Этот уровень самый затратный, и сложно оцениваемый в смысле эффективности.
вторичный когда мы работаем с начавшим свое действие фактором.
третичный когда человек уже под влиянием негативных последствий негативного фактора.

· Уважение к различиям. Не принято использовать термины, которые могут обидеть клиента. (инвалид – человек с особыми потребности, проститутка – работник сексуального бизнеса, наркоманы – нарко-потребители / потребители иньекционных наркотики).

· Междисциплинарность. Хороший эффект достигается, если мы работаем в команде со специалистами из разных областей.

· Экологический подход. Утверждается, что есть значительная роль влияния внешней среды. И работая с индивидом, нужно учитывать, его окружающую среду.

· Социальные изменения: запланированные (акции, заранее спланированные, которые должны вносить позитивные изменения в жизнь сообщества), незапланированные (катастрофы, гос-ситуация и т.п.).

· «Работать с (сообществом)», а не «работать для (него)».

Основные понятия и термины психологии сообществ.

Сообщество – группа людей, обладающая общим признаком, испытывание чувства принадлежности к сообществу.

Психология сообществ –направление психологии, Возникшее для разработки новых эффективных методов помощи отдельным людям как частям некого целого, то есть сообщества.

Экологическая модель и её использование при работе с сообществом.

Экологическая модель UrieBronfenbrenner(1979)

Уровни вмешательства в психологии социальной работе

Микро-уровень (в рамках семей и индивидуумов)

Мезо-уровень (внутрисообществ и социальных институтов)

Экзо- и Макро-уровень (внутри общества как целого)

Планирование и реализация программ на уровне сообщества.

1. Использование GANTT chart (рабочий план) Диаграмма Ганта (1910)– популярный тип столбичных диаграмм, для иллюстрации плана, графика работ по проекту.

Этапы планирования проекта:

1. идея проекта (П) (цели, задачи П, «хорошие вопросы»),

2. проведение оценки нужд (в результате кот штат проекта принимает решение о способе и методах работы с целевой группой (ЦГ)

3. планирование и стратегии работы (планирование мероприятий, сроки, и их содержание

4. реализация проекта

5. оценка эффективности проекта (оценка состояния группы до и после проекта) на основе этих данных принимается решение о продолжении/прекращении проекта






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных