Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ответственность за нарушение бюджетного законодательства




 

Бюджетная и административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

 

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения [417].

К нарушителям могут быть применены следующие меры[418]:

· предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

· блокировка расходов;

· изъятие бюджетных средств;

· приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

· наложение штрафа;

· начисление пени;

· иные меры в соответствии с БК РФ, административным и уголовным законодательством.

Основаниями для привлечения к ответственности являются:[419]

· неисполнение закона (решения) о бюджете;

· нецелевое использование бюджетных средств;

· неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

· неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

· несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

· несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

· несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

· несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

· несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

· несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

· несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

· несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;

· несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;

· несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

· отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства;

· несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

· финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

· финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

· несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;

· несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга;

· открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы РФ;

· несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, срока направления в Министерство финансов РФ информации о результатах рассмотрения дела в судах;

· несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ;

· иные основания.

Меры принуждения имеют право применять органы исполнительной власти, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство.

Руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов имеют право [420]:

· списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек;

· списывать в бесспорном порядке суммы процентов (плату) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

· взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ[421] за каждый день просрочки;

· списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов:

· принимают решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;

· выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств;

· привлекают к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Руководители Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать[422] операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители имеют право:[423]

· списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

· списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

· списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

· взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

· выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

· составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

· взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Виды нарушений бюджетного законодательства и ответственность за их совершение.

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства предусмотрена Бюджетным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ. Причем ответственность, предусмотренная Бюджетным кодексом РФ, имеет административно-правовой характер и является одним из видов административной ответственности.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные УК РФ[424].

В соответствии со статьей 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов» КоАП РФ[425] данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с УК РФ данное правонарушение становится преступлением в случае, если нецелевое использование бюджетных средств осуществляется в крупном размере. Крупным размером признается сумма свыше 1,5 миллиона рублей. Уголовный кодекс РФ предусматривает в отличие от КоАП РФ и БК РФ два состава преступления: ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств»[426] и ст. 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов»[427]. Содержание статей является полностью идентичным.

С точки зрения бюджетного законодательства средства государственных внебюджетных фондов являются бюджетными средства, поэтому необходимости в двух статьях УК РФ нет. Данное преступление наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В случае, если данное преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, то оно наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Особо крупным размером в данном случае признается 7,5 миллионов рублей.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет[428].

В соответствии со статьей 15.15 «Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе» КоАП РФ[429] данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки[430].

В соответствии со статьей 15.16 «Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами» КоАП РФ[431] данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением порядка, установленного БК РФ, влечет блокировку соответствующих расходов, привлечение к ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений привлекаются при наличии состава преступления к ответственности, предусмотренной УК РФ[432].

Ответственность за нарушение порядка государственных или муниципальных покупок предусмотрена следующими статьями КоАП РФ[433]:

· Статья 7.29 «Несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг» – предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 или 50 тысяч рублей.

· Статья 7.30 «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 50 тысяч рублей или до 5 % начальной максимальной цены контракта; на юридических лиц – от 10 до 500 тысяч рублей.

· Статья 7.31 «Предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков» предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 или 50 тысяч рублей; на юридических лиц – в размере 300 тысяч рублей.

· Статья 7.31.1 «Нарушение сроков возврата денежных средств, порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника размещения заказа, порядка ведения реестра участников размещения заказа, правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме» предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 30 до 250 тысяч рублей.

· Статья 7.32 «Нарушение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 тысяч рублей, или 1 % начальной (максимальной) цены контракта. Также может применяться наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или стоимости товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметами административного правонарушения.

Другие нарушения бюджетного законодательства, перечисленные в статьях 292-300 и 302-306 Бюджетного кодекса РФ в связи с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях, не влекут административного наказания руководителей и юридических лиц. В соответствии с БК РФ данные статьи предусматривают применение к нарушителям следующих мер.

Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением, несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств, несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам, отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств [434] влечет вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования, а также при наличии состава преступления – уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ[435].

Финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, финансирование расходов сверх утвержденных лимитов, предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка, предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка, нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление, несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов [436] влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ.

Предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка влечет аннулирование указанных гарантий, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления – уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ[437].

Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов, несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств [438] влечет взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Необходимо отметить, что несмотря на постоянные ссылки на возможные уголовные наказания, содержащиеся в статьях 290-306 БК РФ, уголовная ответственность предусмотрена только за нецелевое расходование бюджетных средств. За все остальные нарушения бюджетного законодательства предусмотрена только административная ответственность в соответствии с БК РФ и КоАП РФ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных