Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие налога и сбора




 

Налоги – это основной источник образования государственных финансов через изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей. Налоги известны с незапамятных времен. Как элемент экономической культуры налогообложение присуще всем государственным системам.

Экономическую сущность налогообложения составляет прямое изъятие государством определенной части валового национального дохода для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета) [499].

Участвующие в общественном производстве хозяйствующие субъекты, наемные работники и государство создают в стране валовой внутренний продукт (ВВП). Первичные доходы наемных работников образуются в основном из оплаты труда. Первичные доходы хозяйствующих субъектов составляет их доход, составной частью которого является прибыль. Все первичные доходы облагаются налогами, которые аккумулируются в бюджетной системе. Кроме того, в доходы государства зачисляются средства от использования природных ресурсов.

В результате дальнейшего перераспределения - через налогообложение первичных доходов - формируются вторичные доходы хозяйствующих субъектов: чистая заработная плата наемных работников, чистая прибыль хозяйствующих субъектов, бюджет государства. В итоге в пользу государства изымается от 30% (США) до 56% (Бельгия) объема ВВП. Такой большой разброс аккумулируемой государством доли ВВП по странам зависит от количества и объема выполняемых государством функций. Так, незначительная величина ее в США объясняется тем, что государство там не финансирует здравоохранение, образование, сельское хозяйство, а напротив, Бельгия, Германия, Швеция, Дания проводят широкомасштабную социальную политику[500].

В Российской Федерации доходы федерального бюджета составляют 6,95 триллиона рублей[501]. Всего, с учетом бюджетов другого уровня и внебюджетных фондов, государством изымается 13,329 триллионов руб., что составляет 33,48 % ВВП. В целом модель развития России больше соответствует американскому образцу, чем европейскому. Необходимо отметить, что тенденция к уменьшению соотношения средств бюджетной системы и ВВП благотворно влияет на развитие экономики.

Налоги платят все основные участники производства валового внутреннего продукта. Основную часть налогов в нашей стране платят организации, которые осуществляют производство, добычу полезных ископаемых и их переработку, торговую деятельность и т.д. Меньшую, но тоже значительную часть налогового бремени несут физические лица, проживающие на территории нашей страны. В современных условиях налогообложение имеет значительные отличительные особенности. В отличие от командно-адми­ни­стративной экономики, при рыночной экономике у государства недостаточно собственных финансовых ресурсов для выполнения своих функций. Если в командно-административной экономике все предприятия принадлежат государству, оно управляет производством и распоряжается полученными прибылями, то в рыночной экономике производство находится в частных руках. Таким образом, государство вынуждено изымать часть валового национального продукта для осуществления своих целей. Поэтому финансирование правительственных расходов в условиях свободной рыночной системы осуществляется почти целиком за счет налогообложения физических лиц и организаций.

Налогообложение имеет свои пределы. В случае превышения налогового пределавозможно резкое обострение экономических и социальных противоречий. Это может проявляться в политических конфликтах или волнениях, неуплате налогов, переводе капитала за границу, переселении населения в другие районы по налоговым соображениям и т.п. Нормальным налоговым пределом считается уровень 30-35% от объема ВВП. Однако в условиях чрезвычайных обстоятельств (войны) уровень налогового предела значительно повышается.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [502].

Анализируя определение налога, данное Налоговым кодексом РФ, необходимо обратить внимание на его обязательность, индивидуальность и безвозмездность. Обязательность предполагает взимание налогов со всего общества, независимо от особенностей его членов. Индивидуальность означает применение налогового законодательства конкретно к каждому налогоплательщику. Обязанность уплаты налога субъектом сугубо индивидуальна и не может быть переложена на другого субъекта. Безвозмездность означает, что налоги, уплаченные налогоплательщиком, не дают ему права требовать чего-либо от государства. На практике зачастую возникает обратная зависимость – граждане, которые платят мало налогов, являются малообеспеченными и получают от государства социальную помощь.

Взимание налогов можно обеспечить только принуждением, поэтому налоговое законодательство включает в себя санкции за нарушения налогоплательщиками своих обязанностей. С другой стороны, налоговое законодательство не позволяет государству бесконтрольно собирать налоги и защищает частную собственность от незаконных притязаний казны.

В основном налоги зачисляются в соответствующие бюджеты и используются на общие нужды. Конкретное целевое назначение присуще налогам только в исключительных случаях, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

В целом налоги можно охарактеризовать как главную государственную форму отчуждения собственности, а часто и единственно законную. Наличие определения налога в Налоговом кодексе РФ дает возможность гражданам и организациям не платить другие платежи, которые по сути являются налогами, хотя и называются по-другому – взнос, повинность, такса и т.д. Это не касается сборов и пошлин, которые тоже определены нашим налоговым законодательством как законные платежи.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [503].

Пошлина – это сбор, взимаемый за услугу общественного характера (например, государственная, таможенная пошлина и др.).

В отличие от налогов, сборы имеют целевой характер или являются платой за совершение юридически значимых действий. Пошлина ничем не отличается от сбора по своему возмездному характеру и называется так в силу традиции и своей общественной значимости. Так, каждый человек хотя бы раз в жизни платит государственную пошлину, получая паспорт, а о большинстве налогов и сборов, взимаемых в нашей стране, обычный гражданин не имеет никакого представления. В основном государственная пошлина используется для покрытия издержек государственных учреждений. Иногда для этого применяются другие виды платежей. Таможенные пошлины, в отличие от государственных пошлин, идут не только на покрытие издержек государственных учреждений, но и являются одним из основных доходных источников федерального бюджета.

При этом бюджетным законодательством запрещено прямое финансирование государственных органов за счет сборов и пошлин. Хотя фактически на содержание государственных учреждений идут именно те средства, которые они заработали, юридически это недопустимо. Собранные с помощью сборов, пошлин и других платежей средства должны зачисляться в доходы бюджетов, а сами государственные учреждения должны финансироваться из бюджета отдельно. Причем между этими двумя фактами не должно прослеживаться юридической связи, что позволит предотвратить попытки государственных органов собрать больше, чем положено. Аналогичным образом консолидируются средства за оказание услуг другими государственными органами власти – консульского сбора, пробирной платы, патентных пошлин, плата за услуги, предоставляемые подразделениями МВД России, и т.д.[504]

Несмотря на то, что понятие сбора определено налоговым законодательством, большая часть сборов и пошлин классифицируется бюджетным законодательством как неналоговые доходы бюджетов. Они были перемещены из налоговых доходов в неналоговые доходы бюджетов разных уровней при изменениях бюджетного законодательства в 2002-2004 годах. Подобное перемещение происходило постепенно и привело к выводу из сферы налогового регулирования практически всех сборов и пошлин, за исключением государственной пошлины и сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Некоторые из сборов и пошлин, еще недавно являвшиеся налоговыми платежами, будут нами тоже рассмотрены в рамках данного раздела. К ним относятся, в частности, лицензионные сборы и таможенные пошлины.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных