Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика комплексной рейтинговой оценки финансового состояния организации




 

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деятельности организаций любой отрасли экономики. В условиях достаточно острой конкуренции все более актуальной становится проблема мониторинга финансового состояния, позволяющего отследить тенденции развития конкурирующих организаций, выявить среди них наиболее успешные и привлекательные с точки зрения инвестирования, оценить проблемы в управлении финансовыми ресурсами, использовании производственного потенциала, а так же степень близости к банкротству.

В этой связи, актуализируется необходимость в разработке такой методика анализа, которая позволила бы в кратчайшие сроки без значительного привлечения всех видов ресурсов, обеспечить достоверную и объективную оценку рейтинговой позиции организации в одноименном рыночном сегменте.

Профессором А. Д. Шереметом была предложена методика проведения рейтинговой оценки деятельности организации [100], объединяющая систему аналитических процедур, примерный перечень показателей, информационное обеспечение их расчета, а также набор требований, предъявляемых к указанным показателям.

Комплексный анализ и рейтинговая оценка финансового состояния организации проводятся в три этапа:

1) сбор и аналитическая обработка исходной информации за исследуемый период;

2) обоснование системы показателей для комплексной рейтинговой оценки, их группировка и расчет итогового (интегрального) показателя рейтинговой оценки;

3) ранжирование организаций по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка должна учитывать все важнейшие показатели финансового состояния организации – его ликвидность, финансовую устойчивость, оборачиваемость активов, рентабельность капитала и продаж. При этом выбранные параметры (финансовые коэффициенты) должны:

– быть максимально информативными и позволять получить целостную картину устойчивости финансового состояния;

– иметь одинаковую направленность (лучше использовать показатели с положительной корреляцией, так как в финансовом анализе их большинство);

– рассчитываться по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая, как правило, доступна для всех пользователей;

– давать возможность проводить рейтинговую оценку организаций как в пространстве (в сравнении с другими организациями), так и во времени (за несколько периодов).

Набор показателей не может быть произвольным. Их отбор зависит от потребностей менеджмента в получении объективной информации о различных аспектах финансового состояния исследуемых субъектов хозяйствования.

В частности, Т. А. Пожидаевой [88], рекомендована следующая система показателей, включающая четыре группы однонаправленных финансовых коэффициентов.

1. Показатели ликвидности, характеризующие степень покрытия краткосрочных обязательств оборотными активами:

– коэффициент абсолютной ликвидности:

,

где – денежные средства и денежные эквиваленты;

– финансовые вложения за исключением денежных эквивалентов;

– краткосрочные обязательства;

– коэффициент критической ликвидности:

,

где – дебиторская задолженность;

– коэффициент текущей ликвидности:

,

где – оборотные активы.

2. Показатели финансовой устойчивости, характеризующие степень обеспеченности организации собственными средствами и их независимости от внешних источников финансирования:

– коэффициент автономии (независимости):

,

где – собственный капитал;

– валюта баланса;

– коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами:

,

где – собственный оборотный капитал;

– внеоборотные активы;

– коэффициент маневренности собственного капитала:

.

3. Показатели оборачиваемости активов, характеризующие скорость их превращения из материально-вещественной формы в денежную и наоборот:

– оборачиваемость совокупных активов:

,

где – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

– среднегодовая стоимость совокупных активов;

– оборачиваемость оборотных активов:

,

где – среднегодовая стоимость оборотных активов;

– оборачиваемость запасов:

,

где – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

– среднегодовая стоимость запасов;

– оборачиваемость дебиторской задолженности:

,

где – среднегодовые остатки дебиторской задолженности;

– фондоотдача:

,

где – среднегодовая стоимость основных средств.

4. Показатели рентабельности капитала и продаж, характеризующие величину прибыли, которая получена с каждого рубля капитала или продаж соответственно:

– общая рентабельность капитала (экономическая рентабельность):

,

где – прибыль до налогообложения;

– рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность):

,

где – чистая прибыль;

 

– рентабельность продаж:

,

где – прибыль от продаж.

 

Безусловно, совокупность приведенных коэффициентов не исчерпывает многочисленный список показателей финансового состояния организации. В современной практике финансового анализа используется несколько десятков таких показателей. Однако при их отборе необходимо исходить из того, что финансовых коэффициентов не должно быть много, чтобы не делать программу анализа излишне громоздкой. Приведенная система включает наиболее значимые для оценки важнейших аспектов финансового состояния организаций показатели.

Необходимо так же учитывать следующее обстоятельство. Из формул расчета финансовых коэффициентов следует, что для их исчисления используются как данные «Отчета о финансовых результатах» (т. е. итоговые, объемные показатели за период), так и данные «Бухгалтерского баланса», все показатели которого исчислены на отчетную дату. Поэтому в целях исключения указанного противоречия целесообразно обеспечить расчет всех финансовых коэффициентов на основании усредненных значений статей баланса.

Методика комплексной рейтинговой оценки предполагает на основе выбранной системы показателей по каждой сравниваемой организации расчет рейтингового числа – интегрального показателя, объединяющего в себе все финансовые коэффициенты.

Для расчета можно использовать различные известные методы комплексной оценки (метод сумм, метод суммы мест и др.). В частности, можно воспользоваться методом «расстояний» [100].

Суть метода состоит в сравнении показателей по каждой организации, участвующей в рейтинге, с показателями организации-эталона. За эталон принимается организация, демонстрирующая наилучшие результаты в рамках выбранной системы показателей. Рейтинговое число рассчитывается по формуле:

 

,

где – значение i-го финансового коэффициента по j-му предприятию;

– эталонное значение i- го финансового коэффициента;

n – количество финансовых коэффициентов, участвующих в расчете .

На основе полученных значений предприятия ранжируются в порядке убывания рейтингового числа. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением .

В качестве эталонных выбирают максимальные значения коэффициентов анализируемых предприятий.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных