Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стандарты социальной ответственности




 

К стандартам социальной ответственности относятся:

p Стандарт системы менеджмента качества ИСО 9000, ИСО 9001, 9004, 19011.

Стандарты ISO 9001 были разработаны Международной организацией по стандартизации (ISO - International Organization for Standardization, Женева) и обобщили в себе международный опыт в области обеспечения высокого уровня качества продукции.

Данный стандарт принадлежит к целому семейству стандартов ISO. Стандарты серии ISO 9001 приняты более чем 90 странами мира и применяются в качестве национальных нормативов к предприятиям, независимо от численности персонала, рода деятельности компании, объема выпуска продукции и т.д.

Российская версия - стандарт – ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (стандарт ISO 9001 версии 2008 года).

Стандарт предполагает сертификацию. Получить сертификат, подтверждающий соответствие международному стандарту ISO 9001, можно обратившись к услугам иностранных центров по сертификации или к компаниям-посредникам в России. В России сертификаты соответствия стандартам ИСО выдают органы, аккредитованные при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (например – компания SERCONS).

p Стандарт системы экологического менеджмента ИСО 14000.

Международный стандарт системы экологического менеджмента ISO 14000 «Системы экологического менеджмента - требования и руководство по применению».

Международный стандарт ISO 14001 (и его российский аналог) является признанным в мире инструментом повышения эффективности экологической деятельности компаний. Стандарт может быть применен для практически любой компании, независимо от ее размера и сложности производственного процесса производства, а также от формы собственности и отрасли, в которой работает компания.

p Стандарт системы менеджмента профессиональной безопасности OHSAS 18000

ОHSAS 18001 представляет собой международный стандарт по разработке систем управления охраной профессиональной безопасности и здоровья персонала (Occupational Health and Safety Management Systems).

В России разработан аналогичный стандарт, соответствующий в большинстве своем нормам международного, ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»

Сертификат OHSAS 18000 выдается на 3 года, каждый год проводится инспекционный контроль с целью подтверждения соответствия системы менеджмента установленным требованиям стандарта. Стандарт OHSAS 18001 применим для компаний любого размера, но особенно актуален для предприятий с большим количеством работников, присутствием ручных и тяжелых видов работ и/или опасной, для человека рабочей средой, способной нанести вред.

p Международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» и его российский аналог

Международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» был принят в 2010 г. В разработке стандарта приняло участие более 400 экспертов и около 200 наблюдателей из 94 стран-членов ISO.

Его российский аналог - Руководство по социальной ответственности ГОСТ Р ИСО 26000 принят в 2012 г.

Стандарт ISO 26000 предназначен для организаций всех типов, как больших так и малых, функционирующих как в развитых, так и развивающихся странах.

Стандарт предназначен для добровольного применения и не подразумевает сертификацию.

p Стандарт SA 8000

Международный стандарт SA 8000 «Социальная ответственность» (Social Accountability) разработали эксперты Международной организацией по социальной ответственности SAI (Social Accountability International). Задача данного стандарта помочь предприятиям разработать и внедрить эффективную систему управления, которая направлена на повышение уровня условий труда и жизненного уровня сотрудников компании.

Предполагает сертификацию. Срок действия сертификата соответствия системы менеджмента социальной ответственности требованиям стандарта SA 8000 - 3 года. Каждый год предприятие должно пройти инспекционный контроль, подтверждающий соответствие системы установленным требованиям.

Стандарт базируется на международных соглашениях — конвенции Международной организации труда (МОТ), Всемирной декларации прав человека и Конвенции ООН по правам детей.

p Стандарт АА 1000

Стандарт АА 1000 (1999 г.) был разработан Институтом социальной и этической подотчетности (Institute of Social and Ethical Account Ability). Это стандарт отчетности, он предусматривает интеграцию социальных аспектов в организацию бизнеса. Стандарт нацелен на содействие организационной отчетности для устойчивого развития путем обеспечения качества нефинансового учета, аудита и отчетности.

Основная идея стандарта - повышение социальной отчетности бизнеса обществу за счет максимального вовлечения групп заинтересованных сторон.

Институт Социальной и этической подотчетности Accountability разработал три стандарта для использования организациями любого типа:

n AA 1000 APS (определяет общие принципы подотчетности)

n AA 1000 AS (определяет требования к проведению проверки отчетов об устойчивом развитии)

n AA 1000 SES (определяет стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами)

p Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI). Руководство по отчетности в области устойчивого развития.

Руководство по отчетности в области устойчивого развития разработана ЮНЕП и SERES. GRI содержит набор критериев, на основе которых строится отчетность по экономической, экологической и социальной результативности компаний. Предполагает модельные показатели, руководство и вспомогательные инструменты для ведения отчетности в области устойчивого развития.

Инструменты включают:

· Руководство по отчетности в области устойчивого развития (показатели и принципы)

· Различные дополнительные материалы по секторам (строительство, связь, государственные учреждения и т.п.)

· Протокол о границах раскрываемой информации (анализ сферы влияния и воздействия)

p Социальная хартия российского бизнеса РСПП. Стандарт ТПП РФ «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. Основные положения»

Содержащиеся в Стандарте ТПП РФ положения рекомендуется использовать при подготовке предприятиями и организациями всех форм собственности и любого правового статуса социальных отчетов – документов, в которых содержится аналитический материал и фактические данные о выполнении предпринимательскими структурами своих социальных функций в условиях рыночной экономики.

Рассмотрим некоторые из указанных выше, а также другие стандарты более подробно.

В ряде стран мира все большую роль играют документы, содержащие нормативные требования, политическую линию и процедуры, определяющие социальную ответственность бизнеса в первую очередь в областях, определенных Всемирной декларацией прав человека, конвенцией ООН по правам детей, конвенциями и рекомендациями МОТ и других международных организаций.

Современные международные стандарты социальной ответственности бизнеса и нефинансовой (в области устойчивого развития) отчетности предусматривают принципы и процессы эффективного взаимодействия компании со своими стейкхолдерами.

Один из наиболее популярных в мире – стандарт АА1000S.

Глобальная инициатива по отчетности в области устойчивого развития, GRI — предусматривает систему показателей по всем направлениям устойчивого развития в соответствии с концепцией «троичной результативности деятельности» (Triple Bottom Line). Уже третье поколение этого стандарта отчетности G3 (введен в действие в конце 2006 г.) включает 121 элемент стандартной отчетности, в том числе 9 экономических, 30 экологических и 40 социальных показателей, позволяющих в первую очередь стейкхолдерам, а также широкой общественности правильно оценивать уровень социальной ответственности той или иной компании. На сегодняшний день международной отчетностью в области корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития уже охвачено порядка 4000 ведущих компаний мира.*

Глобальный договор ООН (UN Global Compact) – международная инициатива Организации Объединенных Наций, которая объединяет на добровольной основе компании из различных стран мира с целью поддержки универсальных принципов экологической и социальной ответственности. Участники Глобального Договора ООН активно продвигают 10 принципов, включающих нормы в области прав человека, достойных условий труда, охраны окружающей среды и противодействия коррупции.

Принципы Глобального договора вытекают из следующих документов:

• Всеобщая декларация прав человека (1943 г.);

• Декларация Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.);

• Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.);

• Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции.

Идея Договора была выдвинута на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) в январе 1999 г. Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, а официальный старт этой инициативе был дан в июле 2000 г. в штаб-квартире ООН (Нью-Йорк, США). Глобальный договор ставит задачу развития принципов социальной ответственности бизнеса, участия в решении наиболее острых проблем общества, как на глобальном, так и на местном уровне. Договор призывает деловые круги руководствоваться в своей деятельности десятью основополагающими принципами в области соблюдения прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. В рамках Договора создаются условия для сотрудничества частного бизнеса с учреждениями ООН, международными организациями труда, неправительственными организациями и другими сторонами, заинтересованными в развитии более доступного и справедливого глобального рынка.

Цель Глобального договора – содействовать формированию общих ценностей и принципов, которые придадут глобальному рынку человеческое лицо.

К Глобальному договору уже присоединились около 3000 компаний из всех регионов мира, представляющих самые разные отрасли экономики. У всех этих компаний имеются две общие отличительные особенности — они являются лидерами в своей отрасли и стремятся к ответственному решению вопросов глобального развития с учетом интересов широкого круга заинтересованных сторон, включая работников предприятий, инвесторов, клиентов, деловых партнеров и представителей общественности. Руководители компаний, участвующих в Глобальном договоре, считают, что глобализация, которую несколько лет назад многие считали закономерной и неизбежной тенденцией экономического развития, на самом деле отличается хрупкостью и неопределенностью перспектив. Цель создания Глобального договора — помочь организациям в переосмыслении ими своих стратегий и конкретной деятельности с тем, чтобы глобализация была выгодна всем, а не узкому кругу избранных. Глобальный договор не является нормативной базой или сводом норм поведения. В его цели не входит также контроль за политикой и методами управления. Не является он и спасительной гаванью для тех компаний, которые лишь декларируют свое участие, не руководствуясь при этом на практике принципами Глобального договора. Договор является добровольной инициативой, направленной на создание глобальной основы для содействия устойчивому экономическому росту и повышению уровня гражданской ответственности посредством активного и творческого участия в этом процессе руководителей корпораций.

Организацией ООН по промышленному развитию (UNIDO) и REAP (Responsible Entrepreneurs Achievement Programme) разработан и представлен на официальном сайте инструмент для поддержки малых и средних предприятий, которые хотят оценить свою деятельность в области социальной ответственности бизнеса. Он основан на 10 принципах «Глобального договора ООН» и подходе «triple-bottom-line» UNIDO, сочетающем финансовые, экологические и социальные данные при оценке компании и включает детализированную оценку и описание различных аспектов социальной ответственности.

Кодекс поведения для электронной отрасли – Electronics Industry Supplier Code of Conduct (EICC)

Данный стандарт разработан в 2004 г. компаниями Hewlett-Packard (НР), Dell, и IBM. Кодекс был разработан для установления и продвижения единых стандартов ожидаемого социально ответственного поведения для всех поставщиков электронной отрасли в мире. Помимо указанных выше компаний, этот стандарт приняли другие крупнейшие корпорации электронной отрасли, такие как Intel, Microsoft, Cisco.

Для его внедрения была организована специальная рабочая группа при участии некоммерческой организации Business for Social Responsibility (BSR), которая оказывает консалтинговые и другие услуги в области социальной ответственности многим компаниям.

Цель создания рабочей группы – разработка общих механизмов и взносов для внедрения данного кодекса.

Кодекс состоит из следующих разделов:

A. Труд

Права человека и достойные условия труда рабочих.

B. Здоровье и безопасность

Обеспечение безопасности на производстве и здоровых условий труда

C. Охрана окружающей среды

Экологическая ответственность

D. Система управления

Устанавливает минимальные требования к системе управления, которая обеспечивает соответствие Кодексу

E. Деловая этика

Компании и их представители должны соблюдать стандарты этичного поведения – такие как неиспользование взяток, честная конкуренция, соблюдение авторских прав и др.

Стандарт ИCO 26000

Международный стандарт социальной ответственности ИСО 26000 — последовательное руководство для организаций о том, как внедрять социальную ответственность шаг за шагом. Главной целью и задачей этого документа является внедрение единой терминологии социальной ответственности бизнеса и разработка руководства по внедрению социальной ответственности для всех организаций, а не только для бизнес-компаний. К процессу разработки стандарта были привлечены представители правительств, бизнес-компаний, организаций защиты прав потребителей, общественных организаций, профсоюзов, исследовательских институтов (около 400 экспертов из 80 стран мира).

Впервые к процессу разработки стандарта Международная организация стандартизации (ею разработано около 16000 стандартов) привлекла общественные структуры. На международном уровне процесс возглавляют два института стандартизации — один из развитой страны (Швеция), второй — из развивающейся (Бразилия). Стандарт является добровольным, без сертификации третьей стороной. В соответствии с данным стандартом социальная ответственность — это ответственность организации за влияние своих решений и деятельности на общество и окружающую среду, реализующаяся через прозрачное и этическое поведение.

Стандарт SA 8000:2001: Социальная ответственность

Откликаясь на потребность в регламентации социальной ответственности, ряд общественных, промышленных и других организаций и фирм, а также служб управления США и Европы создали на основе консенсуса первый международный стандарт “Социальная ответственность 8000" (SA 8000: 1997).

Первая версия стандарта SA 8000 была разработана Агентством по аккредитации Совета по экономическим приоритетам (Council on Economic Priorities Accreditation Agency – CEPAA) и введена в действие с октября 1997 г. Второе издание SA 8000 введено в 2001 г. Данный стандарт оговаривает требования по социальной ответственности, чтобы позволить компании сертифицироваться по SA 8000.

Стандарт считается международным, хотя официально не принят ни одной из международных организаций. Требования стандарта распространяются на любые географические регионы, отрасли промышленности и предприятия (независимо от их размера). Последние должны соблюдать эти требования (как и национальное законодательство), разрабатывать и проводить в жизнь политику, процедуры и методы, обеспечивающие управление указанными выше проблемами, демонстрировать заинтересованным сторонам их соответствие требованиям стандарта.

Высокий статус документа обеспечен тем, что его идеологическую основу составляют:

• Всеобщая декларация прав человека (the Universal Declaration of Human Rights),

• Конвенция ООН по правам детей (UN Convention on the Rights of the Child),

• Конвенция ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин,

• конвенции и рекомендации Международной организации труда и других служб по защите прав человека.

В стандарте 4 раздела, первые три – общие. Четвертый раздел (Требования социальной ответственности) содержит 9 подразделов; восемь рассматривают требования к деятельности, основанные на международных нормах прав человека; девятый — требования к системам менеджмента — предназначен для использования применяемой ранее практики в организационных процедурах и действиях:

1. Детский труд

2. Принудительный труд

3. Здоровье и безопасность

4. Свобода ассоциаций и право на коллективный договор

5. Дискриминация

6. Дисциплинарные порядки

7. Рабочее время

8. Заработная плата

9. Системы менеджмента

Стандарт обеспечивает определение этических критериев при производстве товаров и услуг и удачно дополняет стандарты ИСО серий 9000, 14000 и OHSAS 18001, являясь универсальным средством для практической реализации этической и нравственной деятельности администрации. Таким образом, социальная ответственность компаний выходит на одно из первых мест среди объектов стандартизации в области менеджмента. Система социального и этического менеджмента, соответствующая требованиям стандарта SA 8000, является дополнением системы менеджмента качества, отвечающей требованиям МС ИСО серии 9000, системы экологического менеджмента (МС ИСО 14001), системы управления профессиональными рисками (OHSAS 18001) и др. Их создание — это основа формирования интегрированной системы управления, позволяющей сокращать риски и повышать прибыльность предприятия.

Предприятия, создавшие систему социального и этического менеджмента и прошедшие сертификацию на соответствие требованиям стандарта SA 8000, получают ряд преимуществ.

1. Преимущества для работников:

• сокращение числа аварий на рабочих местах;

• возросшие возможности по организации профсоюзов и коллективному ведению переговоров;

• возможность улучшения условий труда;

• осведомленность об основных трудовых правах;

• возможность общаться непосредственно с работодателем по вопросам трудовых прав;

• доказательство того, что трудовые права — это благо не только для общества, но и для бизнеса;

• улучшение бизнес-деятельности приводит к экономическому росту и созданию новых рабочих мест.

2. Преимущества для работодателей:

• надежный и эффективный способ проявить социальную ответственность;

• улучшение репутации компании и повышение популярности ее торговой марки;

• дополнительные возможности привлекать и удерживать работников;

• повышение качества и рост производительности;

• экономия от сокращения потерянных рабочих дней и снижения числа страховых счетов;

• улучшение отношений с работниками, профсоюзами, компаниями, потребителями, неправительственными организациями и правительством.

3. Преимущества для потребителей и инвесторов:

• четкая и надежная информация для тех, кто при закупках руководствуется этическими критериями;

• полезная информация для социально ответственных инвесторов;

• подтверждение того, что продукты произведены с соблюдением всех гуманитарных норм;

• идентификация компаний, делающих значительные успехи в деле соблюдения всех гуманитарных норм;

• расширение ассортимента товаров и географии производства.

SA 8000 представляет лишь одну из возможных методологий управления социальной ответственности. Он построен на тех же системных подходах, что и стандарты ИСО 9000 (управление качеством) и ИСО 14001 (управление охраной окружающей среды), однако существенно отличается от них по базовым значениям применяемых оценочных показателей.

SA 8000 устанавливает определенные базовые требования, и только при их выполнении организация может быть признана соответствующей данному стандарту. Одна из особенностей, отличающих аудиты социальной ответственности, состоит в том, что помимо традиционных инспекций фактической ситуации в организации осуществляется опрос и изучаются мнения большого круга заинтересованных лиц (не только сотрудников, но и представителей местного сообщества). Для этого проводятся интервью с целевыми группами. Субъективная информация, полученная в ходе опросов (например, относительно злоупотреблений при найме на работу), обобщается и используется для составления объективных свидетельств. Если аудит не дал положительного результата, необходимого для выдачи сертификата соответствия требованиям SA 8000, эксперты должны подготовить рекомендации, которые помогли бы организациям улучшить положение дел. Стандарт становится, таким образом, не только средством оценки реального соблюдения социально-этических норм, но и инструментом помощи проверяемой фирме.

Первой организацией, получившей сертификат соответствия требованиям стандарта SA 8000, стала фабрика компании Avon Cosmetics в Нью-Йорке, и число таких фирм растет.

Общим для стандартов ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001 и SA 8000 является требование разработки системы менеджмента, нацеленной на постоянное улучшение. В основе этих стандартов лежит сходная методология, предусматривающая аудиты аккредитованных органов. Но между ними существуют и различия. Во-первых, в отличие от стандартов ИСО, SA 8000 обладает показателями деятельности: чтобы обеспечить соответствие этому стандарту, недостаточно просто наличия системы менеджмента. Во-вторых, стандарты ИСО вначале были разработаны на национальном уровне, а затем гармонизированы, в то время как стандарт SA 8000 с самого начала был создан как международный документ. В-третьих, в силу того внимания, которое стандарт SA 8000 уделяет правам работников, в нем значительно большее значение придается проведению бесед с персоналом, чем в стандартах ИСО.

Компания, которая берется работать в соответствии с требованиями стандарта SA 8000, как бы подписывает «хартию порядочности» в бизнесе. Речь идет о рациональном построении производственных отношений, о гуманизации производственного процесса, о влиянии нравственности на результаты труда и успехи в бизнесе.

Прогнозируется, что со временем, в результате пересмотра стандарта и его модернизации, он будет охватывать более широкий спектр этических, социальных и экологических вопросов, но уже сейчас можно сформулировать основные преимущества, которые получат организации. Прежде всего, формируется более привлекательный образ организации в обществе, возрастает доверие и лояльность к ней; становится возможным привлекать, мотивировать и удерживать хороших работников; увеличивается число клиентов, повышается товарооборот, появляется возможность получения выгодных заказов. Благодаря возросшему авторитету организация способна вести более активную, эффективную политику в обществе, расширяя свою деятельность.

 


* см. www.CorporateRegister.com






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных