ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Соотношение параметров «сходство – различие» с параметрами «процедуры – возможности».Еще один очень важный и интересный аспект – соотношение параметров «сходство – различие» с параметрами «процедуры –возможности». Результат анализа этого соотношения изложен втаблице 3. Таблица 3 КОМБИНАЦИИ ПАРАМЕТРОВ «СХОДСТВО – РАЗЛИЧИЕ» С ПАРАМЕТРАМИ «ПРОЦЕДУРЫ—ВОЗМОЖНОСТИ»
Еще раз важно отметить, что установка на сходство – различие довольно существенно меняется в зависимости от периода жизни, поэтому при проведении интервью (ситуация как минимум одной существенной перемены в жизни человека) стоит делать некоторую коррекцию по шкале, предполагая, как показывает опыт, что погрешность от 10 до 30% в сторону различия практически всегда присутствует. Склонность к позиционированию себя в рабочих отношениях «Одиночка» – «Менеджер» – «Командный игрок»
Очень часто, мы сталкиваемся с ситуацией, когда отличный сотрудник становится очень слабым менеджером, или когда человек, склонный и успешный в проектной работе, оказывается активно вовлечен во взаимодействие с командой, что приводит к конфликтным ситуациям. Противоположный пример – ситуация, в которой человек оказывается один на территории или проекте, а для него жизненно важно работать в команде. При всем этом человек, желая получить работу, часто не хочет или не может (совершенно искренне заблуждаясь) правильно оценить свои возможности и предпочтения по работе самостоятельно, в команде или в качестве менеджера. Для того чтобы мы могли лучше понять человека, и предназначена методика, которую мы сейчас рассмотрим. Суть данного метода состоит в том, что человеку задаются вопросы о его предыдущей работе, достижениях и тому подобном, при этом мы обращаем особое внимание на то, каким образом человек позиционирует себя по отношению к другим участникам событий. Приведем примеры вопросов, ответов и их интерпретации. Вопросы: § Опишите свое самое большое достижение / 2-3 основных достижения. § Опишите свой самый интересный рабочий проект. § Опишите рабочую ситуацию, о которой Вам наиболее приятно вспоминать. § Опишите свой опыт работы на предыдущем месте. Очень важно, чтобы в вопросах не звучало что-то вроде «Ваша роль в команде», так как данная формулировка уже подсказывает, что человек должен позиционировать себя по отношению к команде, и мы можем получить ответ с низкой степенью достоверности. Таблица 4 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «ОДИНОЧКИ», «КОМАНДНОГО ИГРОКА» И «МЕНЕДЖЕРА»
Например. Вопрос: Опишите свой опыт работы на предыдущем месте. • 1-й вариант ответа: На предыдущем месте работы я придумал новую систему работы с дистрибьюторами, которая дала мне рост объема продаж на 45%. Кстати, потом эту систему применяли и другие сотрудники нашего отдела. А я получил большой бонус и стал «Сотрудником года». Интерпретация: Это типичный ответ «Одиночки». Основной акцент делается на личное достижение и на собственные успехи, успехи команды воспринимаются как что-то существующее в стороне. Кстати, это ни в коем случае не означает, что человек конфликтен или некоммуникабелен. Он может иметь прекрасные отношения в коллективе, но предпочитает отвечать за обособленный участок работы, там. гдеможно выделить и оценить индивидуальный результат. Для людей подобного склада не очень хороши коллективные бонусы, размытые зоны ответственности и очень сильная степень зависимости от успеха других людей. • 2-й вариант ответа: На предыдущем месте работы я придумал новую систему работы с дистрибьюторами для всего отдела. Мне удалось убедить всех, что это оптимально для нашего бизнеса, и внедрить систему для всех своих коллег в отделе. У нашего отдела объем продаж возрос на 35%, а у меня на 45%, поскольку я начал применять ее первым, поэтому я стал «Сотрудником года», и у всех по итогам года были отличные бонусы. Интерпретация: Это ответ, характерный для «Менеджера». Он позиционирует себя как лидер, который продуцирует идеи для всей команды, убеждает их, внедряет или участвует во внедрении. Его интересуют как свои личные достижения, причем важно, что они чуть выше достижений окружающих, так и достижения команды в целом. Подобный ответ показывает, что человек готов к управлению другими людьми, он уже видит сам себя в этом качестве. Однако стоит заметить, что такой ответ характерен для начинающего менеджера и того, кто готов перейти с позиции успешного рядового сотрудника на позицию руководителя (нижнего или среднего, в зависимости от размеров компании, звена). Для опытного руководителя высокого уровня будет характерно, что личные достижения как таковые вообще не будут выделены, речь будет идти только о достижениях команды под его руководством, причем, чем более склонен данный «Менеджер» к делегированию как стилю менеджмента, тем большее внимание будет обращаться на достижения команды в самостоятельной работе. • 3-й вариант ответа: На предыдущем месте работы была не самая удачная система работа с дистрибьюторами. Многие, и я в том числе, считали, что надо что-то менять. Мы все думали над этим, но окончательная идея пришла в голову мне. Мы внедрили новую систему работы с дистрибьюторами, и объем продаж у нашего отдела вырос в среднем на 35% (у меня объем вырос на 45%, и я стал «Сотрудником года»). Интерпретация: Данный ответ характерен для «Командного игрока» (правда, проявляются некоторые элементы «Одиночки», но их совсем мало, и мы можем в данном случае их не учитывать). Все основные действия и решения воспринимаются человеком как результат действий команды, индивидуальные достижения в ряде случаев могут выделяться, а могут быть представлены только достижения команды (поэтому данный ответ включен в скобки). Такой сотрудник мотивирован совместной работой, постоянным взаимодействием с коллективом, ему очень сложно быть одному, это может быть существенной демотивацией. Важно отметить, что речь может идти об абсолютно любом событии, вопрос в том, как оно отражается в восприятии человека. Именно поэтому приведенный пример описывает одно и то же достижение, но в разных интерпретациях. Рассмотрим возможности и угрозы, которые дает нам каждый из перечисленных вариантов, напоминая при этом, что есть еще и промежуточные, переходные, варианты, когда у человека проявляется склонность к двум или трем вариантам в разном соотношении.
Установка на содержание – окружение
Существует много видов деятельности, которые требуют от человека установки на общение с людьми, значимости для него пресловутого человеческого фактора. При других работах, наоборот, человек больше взаимодействует с цифрами, документами, техникой, нежели с людьми. В зависимости от того, что именно является основным предметом деятельности, для нас будут предпочтительны кандидаты с доминантой содержания или окружения. Снова мы можем вернуться к вопросу о социально желательных ответах: если спросить человека, претендующего на руководящую должность: «Интересны ли Вам личности Ваших подчиненных?» – любой разумный человек ответит утвердительно. Аналогичную ситуацию мы получим и задавая вопросы человеку, чья работа ориентирована на технику, цифры или документы. Определить соотношение содержания – окружения (как и большинство перечисленных ранее параметров, это тоже шкала с большим диапазоном вариантов) можно, задавая специальные вопросы, а можно наблюдать за речью кандидата вне специальных вопросов. Примеры вопросов: 1. Что Вам больше всего нравилось на предыдущем месте работы? 2. Почему Вы выбрали именно эту профессию? 3. Как Вы выбирали какое-то из мест работы? 4. Если Вам сделают предложения о работе две компании, предлагающие одинаковый пакет, как Вы будете выбирать? 5. Опишите идеальное место работы. Анализируя ответы, мы обращаем внимание на то, в какой степени в них присутствуют люди (коллектив, клиенты, общение, пациенты, ученики, подчиненные, друзья, родственники, чье-то мнение и т.д.) и какое внимание уделяется содержанию работы. Очень близок к анализу ответов на вопросы анализ речи. При этом мы должны помнить о том, что соотношение шкальное, т. е. чаще встречаются промежуточные варианты, нежели ярко выраженные крайности. Приведем пример анализа небольшой зарисовки с точки фения определения соотношения склонности к содержанию – окружению: Кандидата, претендующего на вакансию менеджера по работе с ключевыми клиентами, спрашивают: «Расскажите, что именно Вам больше всего нравилось из опыта Вашей работы?» Он отвечает: «Моя работа всегда была связана с продажами и взаимодействием с клиентами. Это наиболее привлекательный для меня вариант, так как он дает возможность активно общаться с людьми, убеждать их. Мне всегда было интересно вести проекты с крупными дистрибьюторами, так как в этом случае взаимодействуешь с людьми действительно высокого уровня, заинтересованными как в развитии своего бизнеса, так и в формировании долгосрочных и честных отношений с партнерами. Кроме того, мне очень интересна система трейд-маркетинга: существует очень много разных приемов, которые можно варьировать и придумывать новые, и это даст существенный рост продаж, соответственно мой личный результат улучшается, а также это помогает лучше строить отношения с клиентами». Кандидат на вакансию разработчика программного обеспечения в фирму – разработчик ПО отвечает на тот же вопрос: «В работе программиста меня больше всего привлекает возможность создания новых версий программных продуктов, а также то, что можно постоянно учиться и повышать свой уровень. Каждый год появляется что-то новое, что позволяет выходить на другой профессиональный уровень и находить более совершенные решения». Кандидат на позицию дизайнера-консультанта в мебельный салон, в чьи обязанности входит работа с клиентами, убеждение клиента и предложение ему разных вариантов проектов мебельных комплектов на заказ, отвечает на аналогичный вопрос: «Я стал работать в мебельном бизнесе, так как я дизайнер по образованию. Для меня было важно, что я могу применить свои навыки дизайнера по интерьерам, есть возможность найти новые решения, создать проект, который будет только мой, которого не было раньше. Именно поэтому я всегда стараюсь найти нестандартные решения, которые не похожи на то, что уже было раньше. Я работаю с клиентами в салоне, и моя задача – создать для них наиболее интересный проект». Проанализируем все три ответа и их соответствие по параметру содержание – окружение тем должностям, на которые претендуют кандидаты. ► 1-й вариант ответа: Моя работа всегда была связана с продажами и взаимодействием с клиентами. Это наиболее привлекательный для меня вариант, так как он дает возможность активно общаться с людьми, убеждать их. Мне всегда было интересно вести проекты с крупными дистрибьюторами, так как в этом случае взаимодействуешь с людьми действительно высокого уровня, заинтересованными как в развитии своего бизнеса, так и в формировании долгосрочных и честных отношений с партнерами. Кроме того, мне очень интересна система трейд-маркетинга: существует очень много разных приемов, которые можно варьировать и придумывать новые, и это дает существенный рост продаж, соответственно мой личный результат улучшается, а также можно лучше строить отношения с клиентами. Интерпретация: Курсивом выделена информация, соответствующая окружению, жирным шрифтом — содержанию. Таким образом, мы видим, что доминирует окружение, примерно в соотношении 3:1. В данном случае это можно рассматривать как положительный момент, так как работа данного сотрудника будет в большей степени связана с построением отношений и продаж с клиентом. ► 2-й вариант ответа: В работе программиста меня больше всего привлекает возможность создания новых версий программных продуктов, а также то, что можно постоянно учиться и повышать свой уровень. Каждый год появляется что-то новое, что позволяет выходить на другой профессиональный уровень и находить более совершенные решения. Интерпретация: В данном случае мы видим картину явного преобладания содержания. Опять же, для данной вакансии такой результат является вполне подходящим, если только мы не рассматриваем кандидата на руководящую должность. Еще один фактор, который стоит учитывать, – это тип корпоративной культуры и коммуникаций с другими сотрудниками, в которые будет вовлечен данный кандидат. Если нам важно, чтобы у человека была большая ориентированность на окружение, нам стоит дополнительно задать несколько вопросов. ► 3-й вариант ответа: Я стал работать в мебельном бизнесе, так как я дизайнер по образованию. Для меня было важно, что я могу применить свои навыки дизайнера по интерьерам, есть возможность найти новые решения, создать проект, который будет только мой, которого не было раньше. Именно поэтому я всегда стараюсь найти нестандартные решения, которые не похожи на то, что уже было раньше. Я работаю с клиентами в салоне, и моя задача – создать для них наиболее интересный проект. Интерпретация: В данном случае мы наблюдаем явное преобладание содержания, хотя окружение также присутствует. И вот в такой ситуации мы должны задать себе вопрос о том, что будет более приоритетно в работе дизайнера-консультанта в салоне: работа с клиентами, их убеждение, продажи или создание проектов. В зависимости от ответа на этот вопрос мы и будем принимать решение. Надо четко осознавать, что ответ кандидата свидетельствует о том, что ему явно важнее, интереснее и приоритетнее создание проектов как таковых, нежели взаимодействие с клиентами. Опять-таки это не хорошо или плохо само по себе, а просто подходит или не подходит нам в каждом конкретном случае.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|