ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практическое занятие № 15. Гоббс Томас(1588-1670). «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» ∕∕ Избранные произведенияТема: «Гносеология» Гоббс Томас (1588-1670). «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» ∕∕ Избранные произведения. В 2 т. М., 1964. Т.2.
Польза и цель рассуждения заключаются не в том, чтобы найти сумму или истину одной или нескольких связей, лежащих далеко от первых дефиниций и установленных значений имен, а в том, чтобы начать с этих последних и двигаться вперед от одной связи к другой. Ибо не может быть уверенности в правильности конечных заключений без уверенности в правильности всех тех утверждений и отрицаний, на которых они были основаны или из которых они были выведены...
Вопрос: как рассуждения влияют на правильность выводов?
Человек превосходит всех остальных животных способностью исследовать при восприятии какой-либо вещи, каковы будут ее последствия, и какого эффекта он может достигнуть при ее помощи. <…> Человек может при помощи слов свести найденные им связи к общим правилам, называемым теоремами, или афоризмами, т. е. что он умеет рассуждать или считать не только числа, но и все другие вещи, которые могут быть сложены одна с другой или вычитаемы одна из другой.
Вопрос: что возвышает человека над животными?
Декарт Рене (1596-1650). «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках» ∕∕ Избранные произведения. М., 1950.
Вместо большого количества правил, образующих логику, я счел недостаточным твердое и непоколебимое соблюдение четырех следующих. Первое ‒ никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению. Второе ‒ делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления. Третье ‒ придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи. И последнее ‒ составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.
Вопрос: почему предложенные приёмы исследования следует применять при использовании рационально-дедуктивного метода?
Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1948). «Избранные философские сочинения». М., 1941.
Есть два способа исследования истины: a priori и a posteriori, т. е. из чистого разума и из опыта. <…> Для первых существует одно сознание, и реальность заключается только в разуме, а все остальное бездушно, мертво и бессмысленно само по себе, без отношения к сознанию; словом, у них разум есть царь, законодатель, сила творческая, которая дает жизнь и значение несуществующему и мертвому. Для вторых реальное заключается в вещах, фактах, в явлениях природы, а разум есть не что иное, как поденщик, раб мертвой действительности, принимающий от неё законы и изменяющийся по ее прихоти, следовательно, мечта, призрак.
Вопрос: что такое априорное и апостериорное знание? Флоренский Павел Александрович (1882-1943) Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М., 1991.
Научная речь ‒ выкованное из повседневного языка орудие, при помощи которого овладеваем мы предметом познания. Суть науки ‒ в построении или, точнее, в устроении терминологии. <…> Всякая наука - система терминов. Поэтому жизнь терминов и есть история науки, все равно какой, естествознания ли, юриспруденции или математики. Изучить историю науки ‒ это значит изучить историю терминологии, т. е. историю овладевания умом предлежащего ему предмета знания. Вопрос: какова роль терминологии в любой науке?
Карнап Рудольф (1891-1970) «Философские основания физики. Введение в философию науки». М., 1971. Все эмпирическое познание, в конечном счете, основывается на наблюдениях, но эти наблюдения могут быть получены двумя существенно отличными способами. В неэкспериментальных ситуациях мы играем пассивную роль. <…> В экспериментальных исследованиях мы играем активную роль. Вместо того чтобы быть случайными зрителями, мы что-то делаем для получения лучших результатов, чем те, которые мы получаем путем простого наблюдения явлений природы. Вместо того чтобы ждать, когда природа обеспечит нам ситуацию для наблюдения, мы пытаемся создать такую ситуацию. Короче, мы делаем эксперименты. Вопрос: в чём ценность экспериментального метода и почему он мало или совсем не используется в философии, астрономии, социологии и других науках?
Вопросы для обсуждения и задание для самостоятельной работы: 1. Чем характеризуется научное познание? 2. Может ли художественная литература быть источником познания? 3. Перечислите научные и ненаучные формы познания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|