Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические занятия № 17-18




Тема: «Современная западная философия второй половины XIX-XX веков»

 

Фрейд Зигмунд (1856-1939). Неудовлетворённость культурой ∕ Избранное. Лондон, 1960.

 

Как чувственная, так и инги­бированная любовь выходит за рамки семьи и создает новые от­ношения там, где раньше была отчужденность. Половая любовь ведет к новым семейным образованиям, а ингибированная лю­бовь ‒ к «дружбе», к явлению, которое приобретает важность с точки зрения культуры, так как оно выходит за рамки некоторых ограничений половой любви, например ее исключительности. Но в течение эволюции отношение любви к культуре теряет свой одно­значный характер. С одной стороны, любовь противопоставляет себя интересам культуры, а с другой стороны, культура угрожает любви чувствительными ограничениями.

Вопрос: какие новые семейные образования и исключительные виды любви противостоят интересам культуры? Или культура угрожает любви?

Одним из главных устремлений культуры является объединение людей в большие единства. Семья, однако, не хочет освободить человека. Чем теснее связь членов семьи друг с другом, тем больше и чаще они склонны отгораживаться от других и тем труднее для них становится вхождение в более широкий круговорот жизни.

 

Вопрос: действительно ли семья мешает социализации человека, или автор под «круговоротом жизни» имеет в виду совсем иные отношения?

 

Так как человек не располагает неистощимым запасом психической энергии, он должен разрешать свои задачи при помощи целесообразного распределения либидо. То, что он тратит на достижение культурных целей, он отнимает главным образом от женщины и сексуальной жизни; постоянное общение с мужчинами, его зависимость от отношений с ними от­чуждают его даже от обязанностей мужа или отца. Так требова­ниями культуры женщина оттесняется на второй план и вступает с ней во враждебное отношение.

Вопрос: через что либидо ищет своё выражение?

 

Для индивида выбор объекта, достигшего половой зрелости, ог­раничивается партнером противоположного пола, а все внегенитальные удовлетворения запрещаются, как извращения. Заклю­чающееся в этих запретах требование одинаковых для всех форм сексуальной жизни, не считаясь с различиями в прирожденной и благоприобретенной сексуальной конституции людей, лишает большое их количество сексуального наслаждения и тем самым становится источником жестокой несправедливости… гетеро­сексуальная половая любовь, ‒ подвергается дальнейшим ограни­чениям законом и институцией единобрачия.

Вопрос: какую культуру половых отношений проповедует автор?

Камю Альбер (1913-1960). Бунтующий человек // Че­ловек и его ценности. Ч. 1. М., 1988.

Бунт невозможен без ощущения, что ты сам где-то каким-то образом прав. Именно в этом смысле взбунтовавшийся раб одновременно говорит «да» и «нет». Он утверждает не только существование границы, но и все то, что предполагает и хочет сохранить по эту ее сторону. Он упрямо доказывает, что в нем самом есть что-то «стоящее», чего надо остерегаться. В какой-то мере он противопоставляет угнетающему его порядку своего рода право не быть угнетаемым сверх приемлемой меры.

 

Вопрос: какая двойственность заложена в бунтующем рабе?

Молчать ‒ значит дать понять, что ни о чем не судишь и ничего не желаешь, а в некоторых случаях это действительно означает ничего не желать. Отчаяние, как и абсурд, судит и желает всего вообще, но ничего в частности. Об этом утвердительно свидетельствует молчание. Но как только человек заговорил, даже если он говорит «нет», он желает и судит… Он противопоставля­ет желательное нежелательному. Не всякая ценность порождает бунт, но любой бунтарский порыв подспудно предполагает цен­ность.

Вопрос: может ли молчание свидетельствовать о лояльном отношении человека ко всему и ко всем?

 

Появление Всего и Ничего показывает, что бунт, несмотря на бытующее мнение, ставит под сомнение само понятие индивида, хотя его возникновение сугубо индиви­дуально. Действительно, если индивид согласен умереть и порой умирает, бунтуя, он приносит жертву ради блага, превосходящего его собственную судьбу. <…> Раб восстает ради всех, когда видит в определен­ном приказе отрицание того, что принадлежит не только ему, но объединяет всех людей, даже тех, кто унижает и угнетает его. (Общность жертв та же, что объединяет жертву и палача. Но палач этого не знает).

Вопрос: как вы понимаете выражение: «Общность жертв та же, что объединяет жертву и палача. Но палач этого не знает»?

 

Перед человеческим ра­зумом открыты лишь две сферы ‒ священное… и бунт. <…> Здесь мы снова находим ‒ Всё или Ничего. Актуальность проблемы бунта связана хотя бы с тем, что сегодня целые общества хотят дистанцироваться по отно­шению к священному. Мы живем в десакрализованной истории. Разумеется, человек не сводится к восстанию. Но присущие сов­ременной истории споры побуждают нас признать, что бунт ‒ одно из основных человеческих измерений. <…> Это то общее, на чем основана общечеловеческая первоценность. Я бунтую, значит, мы существуем.

 

Вопрос: что характерно для современной жизни и почему?

Вопросы для обсуждения и задание для самостоятельной работы:

1. Фрейд – философский антрополог или создатель психоанализа?

2. Кто же бунтует: раб или человек?

3. Все играют – Бог, человек, зверь – так ли это? Приведите примеры.

 

 

Список литературы

1. Аквинский Фома. Сумма теологии // Антология мировой философии. В 4т.– М., 1969. Т.1. Ч.2.

2. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. – М., 1991.

3. Аристотель. Сочинения. В 4 т.– М., 1976-1983. Т.1.

4. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. – М., 1941.

5. Бердяев Н.А. О назначении человека. – Париж. 1931.

6. Бруно Джордано. Диалоги. – М., 1949.

7. Бэкон Ф. Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы // Сочинения. В 2 т. – М., 1977-1978.

8. Вернадский И.В. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

9. Гегель Г. Сочинения. В 14 т.– М.-Л., 1929-1959. Т.5.

10. Гоббс Томас. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» // Избранные произведения. В 2 т. - М., 1964. Т.2.

11. Декарт Р. Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках // Избранные произведения. – М., 1950.

12. Камю А. Бунтующий человек // Че­ловек и его ценности. Ч. 1. – М., 1988.

13. Кант И. Критика практического разума. Сочинения. В 6 т.– М., 1963-1966. Т.4.

14. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. – М., 1971.

15. Конфуций «Лунь юй» // Уроки мудрости. – М., Харьков, 2002.

16. Кузанский Николай. Сочинения. В 2т. М., 1979-1980.

18. Лейбниц Г. Монадология // Сочинения. В 4 т.– М., 1982. Т.1.

19. Макиавелли Н. Государь. – М., Харьков, 1999.

20. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. – М., 1966.

21. Маркс К. Капитал // К. Маркс Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 23. – М., 1966.

22. Пестель П.И. Русская правда // История политических и правовых учений. – М., 2003.

23. Платон. Сочинения. В 3 т. – М., 1968-1972.

24. Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992.

25. Рассел Б. Человечество в опасности // Вопросы философии. 1988. № 5.

26. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто (Извлечения) // Человек и его ценности». Ч.1. – М., 1988.

27. Соловьёв В.С. Философские начала цельного знания // Сочинения. В 2 т.– М., 1988. Т.2.

28. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 2005.

29. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Вопросы философии и психологии. 1891. № 2.

30. Фейербах Л. Сущность христианства» // Избранные философские произведения. В 2 т. – М., 1955. Т.1.

31. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. // Сочинения. – М., 1982. Т.1

32. Флоренский П.А. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. // Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М., 1991.

33. Фрейд З. Я и оно // Избранное. – М., 1989.

34. Фрейд З. Неудовлетворённость культурой // Избранное. Лондон, 1960.

35. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Человек и его ценности. – М., 1988.

36. Хайдеггер М. Время и бытие // Статьи и выступления. – М., 1993.

37. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Избранные философские сочинения. – М., 1951. Т. 3.

38. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. – М., 1966.

39. Алексеев П.В. История философии: учебник. – М., 2013.

40. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. – М., 1997.

41. Бучило Н.Ф., Малюкова О.В. Философия: учебник для бакалавров // Под ред. Дёмина Л.А. – М., 2013.

42. Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 2001.

43. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. История философии XIX-начала XX века: учеб. пособие. – М., 2012.

44. История философии // Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-н/Д., Феникс, 2011.

45. История русской философии: учебник // Под. ред. М.А. Маслина. – М., 2013.

46. Козлова В.В., Красных Т.К. История философии: вводный курс. – М., 2013.

47. Краткий философский словарь // А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; // Под ред. А.П. Алексеева. – М., 2005.

48. Мир философии. В 2 т. – М.: Политиздат, 1991.

49. Нежников С.А. История философии: курс лекций // С.А. Нежников. – М.: Экзамен, 2004.

50. Ратников В.П., Иконникова Г.И. Философия: учебник для бакалавров // Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2013.

51. Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах. – Ростов-н/Д., 2013.

52. Самыгин С.И., Положенкова Е.Ю. Философия: учеб. пособие // Под ред. А.М. Руденко. – М., 2013.

53. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. – М., 2014.

54. Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч.1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

55. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч.2. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

56. Хрестоматия по истории философии (русская философия): учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч.3. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных