Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогическая совместимость и педагогическое восприятие




Совместимость в процессе общения педагога с учащимися основывается на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В процессе общения педагог должен обязательно обогащать учащегося умственно, нравственно, эстетически. Но это невозможно, если сам педагог не владеет системой умений, навыков, необходимых для правильного познания и оценки других людей. Общение обязательно предполагает формирование у педагога и учащихся образов друг друга и понятий о личностных особенностях каждого участника общения; оно несет в себе эстетическую характеристику - внешний и внутренний облик участника общения, вызывает определенное к себе отношение; в общении проявляется и поведенческий компонент - слова и дела, адресуемые педагогом учащимся Эти три компонента - познавательный, эстетический и поведенческий — неразрывно связаны между собой.

Анализ педагогических учебно-воспитательных действий передовых учителей показывает, что одним из важных условий, обусловливающих педагогическую совместимость, является сила чувств, сила переживаний педагога на уровне суггестивного действия. Чем ярче, многообразнее переживание педагога на уроке, тем больше его самоутверждение в опыте учащегося. Урок — это всегда творчество. Вне переживания оно немыслимо. Поэтому развитие чувственной сферы учителя — один из важных элементов его мастерства.

В педагогической деятельности взаимоотношение с аудиторией зависит от самочувствия педагога. Подобное мы наблюдаем и в театральном искусстве. К. С. Станиславский, например, видел основу своей системы не в таланте и темпераменте актера — он понимал, что этому нельзя научить,— а в проблеме верного сценического самочувствия. Больше всего мешают педагогу и актеру неправильное самочувствие и напряжение. Наиболее разрешают органику творческой природы мышечное напряжение, своеобразные судороги мышц, которые ухудшают способность мышления и мешают проявлению эстетических чувств. Поэтому столь важно для педагога расслабиться. Этому может помочь только специальный тренинг.

Если наблюдать за работой талантливого педагога, то нас покоряет всегда его естественность, привлекательность, грация, умение с первого взгляда на аудиторию определять меру общения с ней и многое другое. При отборе кандидатов на учительскую профессию эти особенности надо учитывать, а формируя мастерство, систему различных педагогических умений и навыков, надо сберечь и сохранить органичность будущего педагога, искренность и непосредственность как драгоценнейшее сокровище. В творчестве педагога неоценимы природные человеческие качества, основой которых являются темперамент, воля, сензитивность, реактивность, интуиция, здоровые инстинкты, своеобразие речи и т. п. Это исходный материал, из которого под началом живого ума создается и педагог, и его воспитательные возможности.

Часто можно слышать: «Это умный педагог!» Но не менее часто мы убеждаемся, что эта характеристика по отношению к педагогу не всегда определяет признание его достоинств. Блестящий ум, сообразительность без тренированных педагогических умений, интуитивного педагогического видения и умения творчески решать учебно-воспитательные задачи ничего не стоят. Ограничение глубоко несчастен тот педагог, кто разумом подавляет свои чувства или не умеет ими оперировать. Педагогическое действие надо не только понимать, но и чувствовать.

У талантливых педагогов счастливое равновесие разума и чувств. Их внутренняя жизнь ярка, тонка, интенсивна. Они без особых усилий координируют слово и действие, информацию и чувства, меру внимания аудитории. Органическая природа педагога проявляется в единстве приобретенных осознаваемых и подсознательных начал. Подсознание и связанная с ним интуиция — это большой дар, помогающий творческим педагогическим поискам, так как оно находится в союзе с различными способностями, особенно умственными, эстетическими.

Талант всегда творит свободно, интуитивно. Если внимательно проанализировать личность, наделенную педагогическим талантом, ее действия, обязательно заметим, что восприимчивость у нее не менее активна, чем отдача. Срабатывает закон равновесия: интенсивность отдачи обусловливается интенсивностью восприятия. Часто отдачу мы замечаем, анализируем, делаем выводы. Восприимчивость же почти всегда остается вне поля зрения исследователя (может быть, за исключением собственного опыта). А ведь нередко, в связи с отсутствием научно аргументированной системы формирования восприятия учителя, мы видим, как оно превращается в штамп, трафарет это немедленно отражается на педагогическом действии, на запасе слов, речи, ритме жизни и распорядке дня. Возникает опасность потери живой связи с окружением, коллегами и учащимися.

Счастливы те педагоги, которые сохраняют способность воспринимать действительность как бы впервые. Каждая новая встреча с учениками — открытие для них, каждый новый урок не похож на предыдущий. Их работа — постоянное творчество, иной свою жизнь они не представляют.

Можно назвать педагогическое качество, которое обусловливает тонкость и нюансировку восприятия. Это музыкальность, способствующая установлению совместимости педагога с аудиторией, ощущению внутренней гармонии в процессе общения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных