Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Завоевание внимания аудитории




Педагог и актер должны знать и чувствовать аудиторию — и передовую и отсталую ее часть, понимать на кого ориентироваться и кому помогать. Надо знать азы человеческой реакции в зависимости от возраста пола, профессиональной направленности. Почему класс подчиняется педагогу? Как рождаются эти педагогические мгновения? Можно ли подготовить себя к этому?

У. И. Станиславского есть и интересные мысли о стадиях органического процесса общения. Они целиком применимы к педагогической деятельности.

Первая стадия. Выход артиста на сцену... Рассматривание всех присутствующих. Ориентирование и выбор объекта.

Вторая стадия. Подход к объекту, привлечение на себя его внимания.

Третья стадия. Зондирование души объекта щупальцами глаз.

Четвертая стадия. Передача своих видений объекту.

Пятая стадия. Отклик объекта и обоюдный обмен лучеиспускания и лучевосприятия душевных токов.

Педагог должен владеть арсеналом средств, при помощи которых он доносит свой опыт, свои видения. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы Помимо слов, голоса, интонации в распоряжении педагога есть еще жест, движение, ритмика.

Но прежде всего глаза! Именно они помогают педагогу приковать к себе внимание.

Есть несколько методов завоевания внимания аудитории, крайние из них — пассивный и агрессивный.

Пассивный метод заключается в том, что педагог фокусирует внимание аудитории на своей личности. Последовательным, логически стройным размышлением, умеренной чувственностью объединяется внимание аудитории в единый узел педагогического действия.

Агрессивный метод совершенно противоположен пассивному. По этому пути идут сильные, умные, экспрессивные педагоги. Их чувства и волеизлучения высвобождаются через интеллект мощным потоком и моментально приковывают к себе внимание аудитории. С натренированной уверенностью педагог такого склада как бы гипнотизирует слушателей. Хотя такая гипнотизация непродолжительна, все же различными приемами ее можно поддерживать столько, сколько потребуется для реализации педагогической задачи. Часто для этого используются темпоритмы и своеобразная педагогическая монотонность, при помощи которых педагог как бы «врубывается» в сознание слушателя, усыпляя, а потом взвинчивая его, доводя себя и слушателей до кульминации чувственных переживаний. Эти кульминации как раз способствуют формированию установок, убеждений личности. Их проявле­ние обусловливается тренированностью педагога, его психотехникой, требующей уверенности в точности приемов. Вполне понятно, что каждый педагог вырабатывает свои индивидуальные средства и приемы, пользуясь которыми он предельно приближается к одухотворенности и достигает предельной самоотдачи.

Педагогический процесс требует своеобразной «магии» педагогического воздействия. Чтобы ее создать, надо в совершенстве владеть техникой межличностного общения на уровне определенной этической - платформы и педагогической сверхзадачи. В школе, как и в театре, «все должны улыбаться, так как здесь делается любимое дело... Атмосфера передается зрителям. Она помимо сознания тянет их к себе, очищает, вызывает потребность дышать художественным (равно — творческим.— Авт.) воздухом театра. Если бы вы знали, как зритель чувствует все, что делается за закрытым занавесом!».

Таким образом, тот, кто хочет проникнуть в тайны владения людьми, должен проникнуть в тайны владения самим собой. До тех пор, пока аудитория остается тайной, педагог не получит власти над ней. Но также до тех пор, пока педагог не выработает мастерства подчинять себя педагогической цели, пока не осмыслит своих личных возможностей воздействия на аудиторию, она по-настоящему не воспримет его информацию. А. С. Макаренко выдвинул и разработал ряд важных принципов педагогического воздействия, близких по Содержанию и исполнению к театральной педагогике К. С. Станиславского и В. И. Немировича.-Данченко. К ним относятся прежде всего «закон движения коллектива», «система перспективных линий», «принцип параллельного действия».

Педагогическое действие в учебно-воспитательном процессе выгодно отличается от такого же действия в театре постоянным коллективом. Поэтому педагогу важно в воздействии на личность использовать силу коллектива, помня о постоянном «законе движения коллектива», его непрерывном развитии, совершенствовании.

Исходя из этого, А. С. Макаренко формирует другой принцип— «систему перспективных линий». «Истинным стимулом человеческой жизни,— пишет он,— является завтрашняя радость... Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга.

Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке,— это си­ла и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе... Воспитать человека— значит воспитать у него перспективные пути...».

Сущность принципа «система перспективных линий» заключается в том, чтобы суметь зажечь весь коллектив и каждого из его участников положительными эстетическими чувствами прекрасного и возвышенного, связанными с достижениями в труде, с профессиональным ростом, культурным развитием, неудовлетворением достигнутым. «Завтрашние радости» всегда мобилизуют, способствуют преодолению трудностей и препятствий, будучи в то же время педагогической сверхзадачей. Искусство учителя в данном случае состоит в том, чтобы постепенно усложнять задачи, учить на практике видеть не только близкие, но и отдаленные перспективы как коллектива в целом, так и каждой личности в частности.

Следующий принцип организации и воспитания в коллективе — «принцип параллельного педагогического действия». «Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива. На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем приеме».

В. А. Сухомлинский также считал коллектив определяющей силой в воспитании личности, подчеркивая, что это не какая-то безликая масса, он существует как множество индивидуальностей, И если воспитатель надеется, что воспитывающая сила коллектива прежде всего в организационных зависимостях, в подчинении и руководстве, его надежды не оправдаются. Воспитывающая сила коллектива основывается на духовных богатствах каждого отдельного человека. Но чтобы коллектив стал воспитывающей силой, необходима совместная деятельность, одухотворенная высокими идеалами, благородными моральными целями.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных