Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самоуправление поведением педагога




Будучи руководителем коллектива, целенаправляя его деятельность, педагог должен владеть определенными качествами, способствующими совместимости с коллективом и отдельными учащимися, входящими в него. Прежде всего это умение управлять своим поведением. Вполне понятно, что к этому педагога надо специально готовить.

В некоторых странах социалистического содружества произошла реорганизация системы подготовки учителя в пединститутах. Одним из новых моментов в этой реорганизации является введение такого обучения, которое облегчает переход от социальной роли студента к социальной роли учителя. Этого, как справедливо считают чехословацкие ученые, невозможно добиться ни простым показом эталона, ни наблюдением, ни методом «проб и ошибок», не говоря уже о чисто теоретическом обучении Единственный путь — систематическое обучение педагогической деятельности, т. е. прежде всего практический путь, построенный на научной основе.

Особое внимание в чехословацкой системе подготовки учителя отводится тому, что вслед за В. Мейерхольдом, известным театральным режиссером, можно назвать «биомеханикой»: формированию координации моторного поведения, умению владеть своим телом — «уметь достичь нужного результата», чувствовать свое тело — «знать, хорошо или плохо осуществлено мое намерение». Конечная задача — полностью подчинить свое моторное поведение выражению определенного содержания педагогического воздейст­вия, сделать его автоматическим, превратить совершенную тех­нику общения во внутреннюю потребность. Первый шаг на этом пути - упражнения на имитацию, но не простое повторение последовательных движений другого, а осмысленное, предполагающее проникновение в его переживания, цели, мотивы. Затем идут упражнения на контакт — в комплексе мимики, жестов, речи и голосовых модуляций. Наконец, вводятся специальные упражнения на ритм, ощущение пространства, на обработку динамики поведения и т п. Все это делается для того, чтобы педагог мог свободно управлять аудиторией, передавая свой опыт, духовный мир, убеждения.

В латинском языке слово «аура» означает в прямом смысле «дуновение». В переносном смысле оно встречается в театральной педагогике. Думается, что педагогический смысл этой категории вполне касается учебно-воспитательного процесса школы, а, следовательно, и подготовки педагогов. К. С. Станиславский говорил: «Не замечали ли вы в жизни или на сцене, при ваших взаимных общениях, ощущения исходящего из вас волевого тока, который как бы струится через глаза, через концы пальцев, через поры тела?» Он называет это во взаимном общении лучеиспусканием и лучевосприятием. И далее: «При спокойном состоянии так называемые лучеиспускания и лучевосприятия едва уловимы. Но в момент сильных переживаний, экстаза, повышенных чувствований эти излучения и влучения становятся определеннее и более ощутимы как для того, кто их отдает, так и для тех, кто их воспринимает».

Интенсивность общения относится к важной силе педагогического воздействия, которая будит ответную реакцию воспитуемых учащихся Благодаря этому возникает взаимное общение и рождается настоящее педагогическое искусство

Мы говорим об учителе, его активности, силе, профессиональном мастерстве и отводим пассивную роль учащимся. Но так бывает только вначале. Если педагог сумел взять класс «в руки», он из пассивного превращается в активное начало. Между учениками и педагогом, особенно при первых встречах, начинается своеобразная духовная психологическая борьба. Педагог пытается подчинить себе учащихся, а они— наоборот. Класс ожидает увидеть принципиальный ум, вкус, умение и силы, т. е. талант Он сопротивляется фальши, безвкусице, бессилию и бездарности и ждет, что его завоюют. И если это не происходит, то становится беспокойным. Когда же класс идет за педагогом, «то он становится для учеников «определяющей путеводной, воспитывающей силой» (В. А. Сухомлинский),






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных