Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Публицистический стиль. Публицистический стиль – функциональная разновидность русского литературного языка, используемая в газетах




 

Публицистический стиль – функциональная разновидность русского литературного языка, используемая в газетах, пропагандистских радио- и телепередачах, общественно- политических журналах, в выступлениях на митингах, в комментариях к документальным фильмам. Сфера употребления данного стиля – политико-идеологические, общественно-экономические и культурные отношения.

Характерными особенностями этого стиля являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения, которые обусловлены социальным назначением публицистики – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Экстралингвистические факторы, определяющие специфику публицистической речи:

- предназначенность для массовой аудитории;

- оперативность (носит многоаспектный характер): оперативность при создании текста, который рождается в условиях очень ограниченного времени; оперативное распространение текста; оперативность в восприятии текста;

- дублирование и варьирование содержания: необходимость дублирования вызвана тем, что готовится несколько вариантов текста с расчётом на определённую аудиторию; дублирование текста может носить и жанровый характер, что позволяет глубже и разностороннее разобрать тему;

- периодичность: увеличивает воздействующую силу системы СМИ;

- коллективное авторство: текст в СМИ подконтролен общему, коллективному мнению; независимо от индивидуальных пристрастий автора создаётся речевой облик издания, со своим, характерным именно для этого издания, типом речевого поведения;

- использование других, первичных текстов: в основе текстов СМИ часто лежит другой, уже существующий социально значимый текст (закон, сообщение информационного агентства, аналитический обзор, статистический отчёт, социологический опрос, акт, протокол и т.д.); первоначальные тексты могут частично или полностью цитироваться, пересказываться, упоминаться и т.д.

В публицистическом стиле реализуются такие функции языка, как информационная и воздействующая, «поскольку формирование общественного мнения (а в этом и состоит основное назначение публицистики) предполагает опору на точные факты, на информирование членов общества о фактах и событиях» (Ю.А. Бельчиков). Информационная функция предопределяет такие качества публицистического текста, как официальность, документальность, фактологичность, объективность, сдержанность, а воздействующая функция – побудительность, выразительность (выражение авторского отношения к содержанию высказывания и к читателю и оппоненту), оценочность, эмоциональность.

Публицистический стиль в целом подчиняется одному конструктивному принципу – чередованию «экспрессии и стандартов» (В.Г. Костомаров). В зависимости от жанра, на первое место выступает то экспрессия, то стандарт.

В публицистическом стиле могут быть выделены такие подстили, как газетно-публицистический, радио-тележурналистский, ораторский.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных