Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды рыночных структур




Характеристика Совершенная Конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество продавцов Множество (сотни) Десятки Несколько Один
Механизм конкуренции Спрос и Предложение Неценовая конкуренция Через объемы производства Конкуренция отсутствует
Экономическая власть Отсутствует Временная, в определенной нише Договоренность между участниками Полная
Вхождение в отрасль Свободный вход и выход Относительно свободный Практически невозможно Невозможно из-за непреодолимых барьеров
Тип продукции Стандартизи- Рованный Дифференци -рованный Стандартизи -рованный или дифференци -рованный Уникальный
Пример отрасли Сельское хозяйство Бытовая техника Нефтяная, авиационная Microsoft

 

Конкуренция – весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Однако именно конкуренция заставляет производителей укреплять свои позиции и власть на рынке, т.е. заключает в себе тенденцию к монополизации.

Монополия (моно – «единственный», полео – «продаю») - такое положение на рынке, когда один производитель обладает рыночной властью, определяет цены и объемами продаж.

Монополия представляет собой крупное, высококонцентрированное, централизованное производство полностью контролирующее рынок.

Главное отличие олигополии от других структур заключается в механизме ценообразования, фирма-олигополист реагирует на колебания спроса не изменением цен, а изменением объёма продаж. В условиях монополистической конкуренции производится более широкий ассортимент товаров, но с более высокими издержками, чем при совершенной конкуренции. Если раньше основной была ценовая конкуренция, т.е. предложение более низкой цены, вплоть до демпинговых цен (цены ниже себестоимости), то сегодня всё больше используются неценовые методы – рекламы, торговая марка, стимулирование сбыта. Дискриминационная конкуренция – фиксирование цен, бойкот, слияния, взятки, шпионаж, распространение ложной информации и т.д.

Инфляция (вздутие) обесценивание денежных знаков.

Дефляция – устойчивая тенденция к снижению уровня цен, в периоды спада экономики.

Инфляция бывает двух видов:

· подавленная;

· открытая.

Подавленная инфляция – характеризуется товарным дефицитом, черным рынком и административными способами борьбы.

Открытая инфляция – характеризуется ростом цен и экономическими методами борьбы.

Различают два типа инфляции:

  • инфляция спроса – следствие избыточных совокупных расходов - тратить больше, чем способны производить;
  • инфляция предложения ( издержек) следствие роста цен на сырьё, энергию, увеличение налогов; цена прямо пропорциональна зарплате и обратно пропорциональна производительности труда.

Причины инфляции:

· бумажная природа денег;

· постоянный рост расходов государства;

· издержки производства на заработную плату;

· монополизм.

Инфляционная структура российской экономики:

· Производство средств производства превышает производство предметов потребления;

· Расходы на министерство обороны и оборонную промышленность;

· Незавершенное строительство.

Существует несколько методов борьбы с инфляцией: теория контролируемой инфляции Дж.М.Кейнса и теория Милтона Фридмана.

Кейнс сделал вывод о том, что инфляция и безработица развиваются в противоположном направлении. Исходя из этого подхода к проблеме инфляции, английский экономист А.Филлипс вывел зависимость между уровнем безработицы и инфляции, которая получила название кривой Филлипса:

уровень инфляции

Сочетание инфляции спроса и предложения образуют инфляционную спираль, в которой инфляционные ожидания выполняют роль передаточного механизма.

 

уровень безработицы

Последствия инфляции:

  • отрицательное воздействие на сферу производства - происходит снижение занятости; обесценивается весь фонд накопления; высокие процентные ставки стимулируют не производство, а спекуляцию;
  • негативные последствия при распределении доходов - увеличивает доходы тех, кто выплачивает задолженности, и снижая доходы их кредиторов; обесценивает номинальные доходы населения;
  • в результате инфляции разрушаются нормальные экономические отношения – владельцы предприятий не знают, какую цену ставить; потребители не знают, какая цена оправдана и что покупать в первую очередь; начинает процветать бартер; кредиторы избегают давать в долг.

Для преодоления негативных последствий инфляции государство проводит антиинфляционную политику, направленную на стимулирование текущего объёма производства, проведения налоговых реформ, снятию торговых ограничений. Демонополизация экономики и развитие предпринимательства.

 

Лекция 5 Основы денежно-кредитной политики государства






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных