Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исследования сезонных тенденций потребительского спроса на туристические услуги




Классификация планирования как системы

Эффективность деятельности любого хозяйствующего субъекта во многом предопределена особенностями организации системы менеджмента на предприятии. Построение полноценной системы менеджмента предполагает наличие в организации всех его составных элементов (управление производством, сбытом, финансами, кадрами, рисками и т.д.) и обеспечение их непрерывного взаимодействия. Однако наличие и порядок взаимодействия управленческих функций на предприятии зависит от многих факторов – экономических, политических, географических, организационных.

В связи с переходом предприятий отрасли на работу в условиях рыночных отношений изменился взгляд на понятие «планирование», его значение и содержание. В настоящее время планирование заняло свое место в системе менеджмента и управления хозяйственным механизмом; появилась необходимость в дополнительном изучении теории и практики планирования, уточнении видов планов, их характеристик, содержания и порядка разработки, системы показателей и нормативной базы.

Проведенный анализ источников, посвященных планированию в организации позволил выделит работу Минис Д.С. Данный автор дополнил классические классификации по признакам длительности (сроков) планового периода, содержания хозяйственной деятельности, с точки зрения организационной структуры предприятия, в зависимости от направленности характера решаемых задач, а также за счет целевой, содержательной, релевантной и организационной компоненты и условий неопределенности (таблица 1. 1).

Таблица 1.1

Классификация планирования с учетом содержания неопределенности и организационных структур по работам Минис Д.С. [ 15 ]

В зависимости от длительности (сроков) планового периода С точки зрения организационной структуры предприятия В зависимости от направленности характера решаемых задач По степени неопределенности
Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) Общее планирование деятельности фирмы Стратегическое или перспективное планирование Планирование в условиях неопределенности и риска.
Среднесрочное планирование Планирование деятельности отдельных подразделений Среднесрочное планирование Планирование, основанное на системе жестких обстоятельств а) как правило, - это заключение контрактов с проверенными партнерами, когда изменение планов может быть вызвано только форс-мажорными обстоятельствами; б) планирование под личную ответственность, когда менеджер действует на свой страх и риск, руководствуясь интуицией; в) планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам
Краткосрочное планирование Планирование деятельности дочерних предприятий и филиалов Тактическое (текущее или бюджетное)
Текущее планирование  
  Продолжение таблицы 1.1
Оперативное планирование Использование производственных мощностей Системы, действующие в полностью предсказуемой среде и не имеющие недостатка в информации (они присущи текущему планированию и планированию на уровне отдельных подразделений)  
   

 

Для взаимной увязки видов планов со стратегическими задачами Минис Д.С. была разработана схема «конкурентные стратегии - типы планирования» и проведено согласование видов планов по временной и смысловой ориентации со стратегиями бизнеса (виолентный, патиентный, эксплерентный и коммутантный).

Значительную роль играют масштабы бизнеса ввиду того, что осуществление финансово-хозяйственной деятельности крупных предприятий требует вовлечения в управленческий процесс наибольшего числа функций управления и их более сложную организацию. Управление деятельностью малого и среднего бизнеса имеет специфические черты, оно является основой функционирования предприятий, однако в своей организации является менее трудоемким.

Риск имеет как благоприятную, так и неблагоприятную сторону, поэтому управление им должно быть нацелено не только на предотвращение неблагоприятных событий, но и на формирование условий для наступления благоприятных событий. Осуществление данных мероприятий по управлению рисками в контексте процедуры планирования на предприятиях туристической сферы определяется как риско-ориентированное финансовое сезонное планирование.

Учет фактора риска в плановой деятельности компании является необходимым условием выживания фирмы на рынке. В этой связи в работе предложено внедрение таких элементов риск-менеджмента, как идентификация, анализ и оценка рисков, а также выбор мер по управлению ими.

В настоящее время региональный рынок туризма характеризуется усилением конкуренции и усложнением ее структуры. Современной тенденцией развития туристского рынка является бурный рост числа турагентств и уменьшение числа туроператоров. С одной стороны, это обусловлено объективными законами эволюции туристской отрасли, а с другой стороны - стремительно возросшей конкуренцией среди туристских организаций. В сложившихся условиях следование только лишь традиционным маркетинговым действиям приводит к снижению конкурентоспособности туристских организаций, быстрой потере устойчивости и банкротству.

Роль известных рисков и ее значение в планировании деятельности предприятия представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Роль рисков в хозяйственной деятельности предприятий

Роль риска Автор Значение роли
Защитная Хохлов Н.В., Гончаренко Л.П., Глущенко В.В. Заключается в поиске социальной защиты, правовых, политических, экономических гарантий, исключающих в случае неудачи наказания и стимулирующие оправданный риск.
Аналитическая Хохлов Н.В., Гончаренко Л.П. Заключается в анализе всех возможных альтернатив, вариантов решений и выбора наиболее рентабельных и наименее рискованных вариантов решений.
    Продолжение таблицы 1.2
Компенсирующая Глущенко В.В. Заключается в возможности получения дополнительной прибыли.
Информационная Минис Д.С. Заключается в расширении информационного поля компании в результате исследования рынка, изучения политики конкурентов, предпочтений потребителей, ноу-хау в сфере услуг и их продаж и т.д.

 

Роль, которую риски играют в планировании туристической деятельности предприятий, позволяют сделать вывод, что, несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной прибыли. Поэтому основной задачей предпринимателя является не отказ от риска вообще, а выбор правильных решений по управлению рисками.

Информационная роль риска важна для внутрифирменного планирования организации. Это обусловлено тем, что знания, полученные в ходе исследования потенциальных рисков и источников их возникновения, позволяют конкретизировать и в необходимых случаях скорректировать показатели, заложенные в плановых документах, ввиду более глубокого анализа внешней и внутренней среды.

Информацию, полученную в ходе риск-менеджмента, автор предлагает рассматривать в контексте следующих групп:

1. В зависимости от стадии получения информации:

- информация, аккумулированная в ходе исследования, оценки и анализа потенциальных рисков, которая, в свою очередь, состоит из знаний о внешней среде предприятия (конкуренты, поставщики, покупатели, государство, банки и др.), а также из знаний о внутреннем состоянии дел (уровень менеджмента в организации, производительность труда, сбытовая политика, ценовая политика и др.);

- информация, аккумулированная в ходе принятия мер по управлению рисками – информация о кредитных организациях, лизинговых, факторинговых, страховых компаниях, о финансовых рынках, о потенциально возможных сферах диверсификации бизнеса и др.

2. В зависимости от активно-пассивного способа получения информации:

- информация, полученная конкретным предприятием в ходе исследования рисков данного предприятия и принятия мер по планированию и управлению ими на данном предприятии, активно полученная информация;

- информация, полученная в ходе исследования рисков одной компании, конечным потребителем которой может быть другая компания (например, дочерняя компания или фирма-компаньон), пассивно полученная информация.

3. В зависимости от периода использования информации:

- информация, используемая по факту ее получения;

- информация, востребованная в будущем;

- невостребованная информация.

Вне зависимости от стадии, способа получения информации и периода ее применения на практике, информационная роль риска способствует адекватной оценке плановых затрат предприятия и его потенциальных возможностей в заданных условиях хозяйствования, а также гибкой реакции предприятия на негативные обстоятельства и поиску возможных вариантов укрепления его финансовой устойчивости. Поэтому риско-ориентированное планирование представляет собой оптимальный вариант внутрифирменного планирования не только с позиции экономической обоснованности планируемых показателей, но и с точки зрения роста конечного финансового результата предприятия и обеспечения стабильности его финансового положения.

 

Исследования сезонных тенденций потребительского спроса на туристические услуги

 

Тенденция потребительского спроса на туристские услуги имеет ярко выраженный сезонный характер. Следовательно, особенностью показателей маркетинговой деятельности туристских организаций является сезонный характер их изменений. Под сезонными колебаниями предложено понимать регулярные, периодические наступления внутригодичных подъемов и спадов характеристик деятельности туристских организаций. Актуальность проблемы увеличения продолжительности главного туристского сезона и выравнивания сезонных колебаний конкретных показателей туристской деятельности очевидна.

Рядом авторов предлагается использовать аддитивную тренд-сезонную модель в виде временного ряда, показатели которого формируются под влиянием трех составляющих: тренда , сезонной и остаточной (случайной) компонент (формула 1):

(),

где – уровни временного ряда;

Т – число уровней наблюдения.

Изучение тренд-сезонных временных рядов требует использования современных методов статистического анализа, при котором необходимо выявить наличие тренда и сезонных колебаний во временном ряду, отфильтровать составляющие временного ряда, провести анализ динамики сезонной волны (точек экстремумов, исследование изменений формы), исследовать факторы, определяющие сезонные колебания, при необходимости построить прогноз.

Предложенный метод апробирован при анализе сезонных колебаний показателя потребительского спроса на услуги, оказываемые туристическими фирмами, который представляет собой соотношение средств, потраченных потребителями на приобретение туров в турагентстве в конкретном месяце, и средств, потраченных туристами в базисном 2009 году [].

Выбор указанного показателя спроса обоснован следующими обстоятельствами. Спрос в целом это количество товаров или услуг, которые потребители готовы приобрести, однако специфика турпродукта состоит в его нематериальности и разнообразности восприятия потребителем. Соответственно нецелесообразно в качестве показателя спроса рассматривать количество приобретенных туров, так как суммирование несоизмеримых услуг не представляется возможным. В тоже время, потребительские свойства туруслуги и предпочтения потребителей, как возможности покупательского выбора, адекватно выражаются в цене, которую потребители готовы заплатить за туруслугу. Относительное сравнение показателей спроса в последующие годы с его базисном уровнем в 2009 году., позволяет изучить динамику показателя и сделать выводы, необходимые для повышения конкурентоспособности туристской организации.

На основании изучения ряда исследований получена трендовая линейная модель сглаженного ряда показателя спроса (формула 2, рисунок 1.1):

.

Полученная модель достаточно достоверно описывает сглаженный ряд динамики показателя спроса, о чем свидетельствует высокое значение коэффициента детерминации .

Рисунок 1.1 - Уровни ряда и тренд показателя спроса на туруслуги

Модель тренда показателя спроса позволяет сделать вывод о наличии тенденции его роста с постоянной скоростью, что свидетельствует об устойчивом повышении спроса на туристические услуги.

Авторами исследований в аналитической модели тренда отфильтровывают сезонную составляющую исследуемого ряда

Анализ эволюции сезонной волны показателя спроса позволяет сделать вывод о наличии устойчивых экстремумов: максимумов в июле и минимумов декабре-январе месяце. В то же время, наблюдается длительный устойчивый «мертвый сезон» - падение спроса, практически занимающий половину годового цикла – с июля по декабрь, и сезон роста спроса - с января по июль. Очевидно, этот факт обусловлен влиянием объективных обстоятельств, характерных для туристского рынка, в частности - сложившихся временных стереотипов, связанных с предпочтениями туристов проводить отпуск в летнее время года.

Исследование эволюции формы сезонной волны показателя спроса на основе построенной модели позволяет разработать целенаправленные меры по ликвидации или смягчению сезонных колебаний, своевременно скоординировать маркетинговую деятельность туристской организации по привлечению новых клиентов с учетом тенденций развития мировой индустрии туризма

Ряд исследователей показывают устойчивый рост спроса на выездной туризм. На рисунке 1.2 представлена динамика показателя численности российских граждан, выезжающих за рубеж с целью туризма за последние годы, и уравнение тренда, позволяющее прогнозировать значения показателя на последующие годы.

Рисунок 1.2 – Динамика численности российских граждан, выезжающих за границу (тысяч поездок)

Рейтинги популярности направлений туризма летнего и зимнего сезонов говорят что наибольшим спросом в летнем сезоне пользуется отдых в Турции, Греции и Испании, в зимнем сезоне - в Египте, Таиланде.

Установлено, что успешность реализации туристических программ напрямую зависит от рейтинга туристских организаций в представлениях потенциальных потребителей туристских услуг, поэтому туристская организация должна иметь объективную информацию о потребительской оценке ее деятельности. Метод построения суммарной потребительской оценки маркетинговой деятельности туристских организаций на основе модели Розенберга и Фишбейна, представляет собой сумму произведений числовых оценок показателей деятельности турагентства на соответствующие оценки значимости этих показателей (формула 1)[17 ]:

,

где i – номер показателя деятельности туристской организации, (i = 1,..., n);

Xi – важность i–ого показателя деятельности туристской организации с точки зрения потребителей;

Yi – значение потребительской оценки i–ого показателя деятельности туристской организации.

Таким образом, каждый показатель учитывается в модели с весовым коэффициентом его значимости для потребителя. Полученная в результате характеристика и выражает общее отношение потребителя туристских услуг к маркетинговой деятельности туристской организации и может рассматриваться как потребительская оценка ее конкурентной позиции.

Полученную фактическую суммарную оценку деятельности туристских организаций целесообразно сравнить с идеальным значением исследуемой суммарной оценки , рассчитанной по аналогичной формуле 2 [ 38 ]:

,

где – идеальное значение потребительской оценки i–ого показателя.

Величина отклонения полученного значения суммарной оценки от идеальной точки может быть рассмотрена как показатель уровня конкурентоспособности туристской организации (формула 3):

K= .

Рядом авторов проведены работы методом интервьюирования на предмет выявления основных показателей, по которым формируются приоритеты выбора туристской организации для покупки тура потенциальными потребителями туристских услуг при наличии альтернативных услуг туристских организаций (таблица 1.3) [ 14].

Таблица 1.3

Предпочтительные для потребителей туристских услуг показатели деятельности туристских организаций

Показатели Доля потребителей отдавших предпочтения турагентству на основе данного показателя, %
Рекомендации друзей и знакомых, Х 1  
Уровень профессионализма менеджеров, Х 2  
Уровень цен, Х 3  
Ассортимент предложений, Х 4  
Наличие скидок, Х 5  
Хороший офис и удобство его расположения, Х 6  
Надежность организации, Х 7  

 

Выявлено, что сезонный потенциал туристских организаций используется ограничено. Мероприятия по улучшению «слабых» показателей деятельности позволят каждой организации выработать адекватную потребительским предпочтениям маркетинговую политику.

Тенденция потребительского спроса на туристские услуги имеет ярко выраженный сезонный характер. Следовательно, особенностью показателей маркетинговой деятельности туристских организаций является сезонный характер их изменений. Под сезонными колебаниями предложено понимать регулярные, периодические наступления внутригодичных подъемов и спадов характеристик деятельности туристских организаций. Актуальность проблемы увеличения продолжительности главного туристского сезона и выравнивания сезонных колебаний конкретных показателей туристской деятельности очевидна.

Рядом авторов предлагается использовать аддитивную тренд-сезонную модель в виде временного ряда, показатели которого формируются под влиянием трех составляющих: тренда , сезонной и остаточной (случайной) компонент (формула 4):

(), (4)

где – уровни временного ряда;

Т – число уровней наблюдения.

Изучение тренд-сезонных временных рядов требует использования современных методов статистического анализа, при котором необходимо выявить наличие тренда и сезонных колебаний во временном ряду, отфильтровать составляющие временного ряда, провести анализ динамики сезонной волны, исследовать факторы, определяющие сезонные колебания, при необходимости построить прогноз. Предложенный метод представляет собой соотношение средств, потраченных потребителями на приобретение туров в турагентстве в конкретном месяце, и средств, потраченных туристами в базисном году. Анализ эволюции сезонной волны показателя спроса позволяет сделать вывод о наличии устойчивых экстремумов: максимумов в июле и минимумов декабре-январе месяце. В то же время, наблюдается длительный устойчивый «мертвый сезон» - падение спроса, практически занимающий половину годового цикла – с июля по декабрь, и сезон роста спроса - с января по июль. Очевидно, этот факт обусловлен влиянием объективных обстоятельств, характерных для туристского рынка, в частности - сложившихся временных стереотипов, связанных с предпочтениями туристов проводить отпуск в летнее время года.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных