ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы анализа среды : PEST, конкурентный анализ, отраслевой анализPEST-аналт относится к числу наиболее популярных методов исследования макросреды предприятия. Факторов макросреды достаточно много. Для того, чтобы не перегружать анализ макросреды, этот метод рекомендует ограничиться рассмотрением четырех узловых направлений (рисунок 5.1), анализ которых и получил название PEST-анализ (PEST — по первым буквам английских слов {political-legal — политико-правовые, economic — экономические, sociocultural — социокультурные, technological forces — технологические факторы). В таблице 5.1 представлен примерный набор факторов макросреды, рассматриваемых в каждом из направлений PEST- анализа [33, с. 128].
Рис. 5.1. Основные направления анализа факторов макросреды в Р£5Г-анализе
PEST-анализ состоит не только в выделении перечня факторов макросреды, оказывающих непосредственное воздействие на данную сферу бизнеса, но и в выявлении тенденций развития факторов, динамики их изменения, учете происходящих перемен при разработке или корректировке стратегий. Порядок проведения /"EST-анализа включает следующие этапы: 1. Выделяется перечень факторов макросреды, имеющих высокую вероятность проявления и воздействия на предприятие. 2. Оценивается вероятность проявления каждого фактора на деятельность предприятия. Оценки проставляются в долях единицы. Сумма всех весов значимости должна быть равна единице. 3. Проводится оценка степени влияния каждого фактора на стратегию предприятия. Для этих целей используется балльная шкала. Например, 5-балльная шкала: «пять» — сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» — отсутствие воздействия, угрозы. 4. Определяются средневзвешенные оценки путем умножения вероятности проявления фактора и силы его воздействия, которые затем суммируются. Полученная суммарная оценка отражает степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды. Отраслевой анализ Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли и отдельных товарных рынков внутри отрасли. Кроме того, такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, выделить движущие силы развития отрасли, определить ключевые факторы успеха отрасли и с учетом этого разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке. Систематизируя существующие методические подходы к отраслевому анализу, можно отметить, что классически отраслевой анализ рассматривается как составная часть анализа внешней среды функционирования предприятия, а именно — микросреды. При этом мнения ученых разделились. Одни выделяют в анализе микросреды два направления: отраслевой анализ и конкурентный анализ. В отраслевом анализе рассматриваются исторические аспекты развития отрасли, экономические характеристики отрасли, стадия жизненного цикла, анализ движущих сил, факторы успеха. Конкурентный же анализ включает исследование конкурентной структуры отрасли, анализ стратегических групп конкуренции, построение конкурентной карты отраслевого рынка. Другие исследователи склонны рассматривать конкурентный анализ в составе отраслевого анализа, что является менее предпочтительным. Методологически отраслевой анализ в аспекте анализа микросреды строится сквозь призму интересов отдельного предприятия. На рисунке 5.2 представлены основные направления анализа отрасли.
Общий обзор ситуации в отрасли
Общий обзор ситуации в отрасли может быть выполнен в следующей последовательности: ■ исторические аспекты развития отрасли; ■ анализ жизненного цикла отрасли; ■ краткая характеристика отрасли; ■ оценка текущего состояния отрасли. Исторические аспекты развития отрасли. Период возникновения. Основные этапы развития. Факторы, сдерживающие рост отрасли. Преобладающие типы предприятий в отрасли в разное время. Развитие товарной номенклатуры. Укрупненное представление динамики производства продукции за период развития отрасли (например, с шагом 10 лет), в том числе в региональном разрезе и по номенклатурным группам продукции. Анализ жизненного цикла отрасли. Характер проявления цикличности в развитии отрасли. Стадия жизненного цикла отрасли: зарождающаяся, растущая, зрелая, стареющая, переходная отрасль от одной стадии к другой. Краткая характеристика отрасли. Политическая, социальная и экономическая значимость отрасли. Имидж отрасли в обществе. Товарная номенклатура отрасли. Цикличность, в том числе сезонность спроса. Структура объема производства по видам продукции чистой отрасли. Организационная структура управления отраслью. Производственная структура отрасли. Разделение по стадиям НИОКР и производства продукции, видам продукции. Преобладающие формы специализации: узкоспециализированные производства; предприятия смешанной специализации, в том числе и не относящейся к чистой отрасли (например, производство товаров-заменителей, диверсифицированное производство). Количество предприятий в отрасли. Динамика числа предприятий. Отраслевая структура по формам собственности, по числу предприятий и объему производства продукции. Отраслевая структура по группам предприятий. Доля крупных, средних и малых предприятий в отрасли по числу предприятий и объему производства продукции. Отраслевая структура по организационно-правовым формам по числу предприятий и объему производства продукции. Количество совместных и иностранных предприятий в отрасли, в том числе с разбивкой по странам-участницам. Объем производства и численность персонала на совместных и иностранных предприятиях. Оценка текущего состояния отрасли Основные экономические показатели отрасли и их динамика: объем производства продукции, численность промыш-ленно-производственного персонала, производительность труда, объем и структура производства продукции по группам предприятий (малые, средние, крупные), отраслевой коэффициент опережения, уровень использования производственной мощности, основные средства, показатели прибыли и рентабельности. Географические особенности отрасли: географическая концентрация ведущих производителей, потребителей и постан-щиков отрасли; структура и динамика объемов производства и потребления продукции отрасли в региональном разрезе, в том числе по видам продукции; рейтинг регионов по объемам производства и потребления продукции отрасли; дисбаланс между производством и потреблением в отрасли (географией источников сырья, материалов, комплектующих и производством конечной продукции отрасли). Экспортно-импортный потенциал отрасли: ■ динамика и структура объема импорта продукции отрасли в региональном разрезе, в том числе по видам продукции; рейтинг регионов-импортеров, динамика объемов импорта основных фирм зарубежных поставщиков, в том числе по видам продукции; рейтинг зарубежных поставщиков; динамика и структура объемов импорта по странам-поставщикам, в том числе по видам продукции; рейтинг стран-поставщиков; ■ динамика и структура объемов экспорта продукции отрасли в региональном разрезе, в том числе по видам продукции; рейтинг регионов-экспортеров; объем экспорта по странам в динамике, в том числе по видам продукции, структура экспорта по странам; рейтинг стран-импортеров отечественной продукции; динамика объемов экспорта основных фирм-экспортеров, рейтинг фирм-экспортеров; данные о среднем уровне цен на отечественные и импортные товары отрасли в разрезе видов продукции, средние цены экспортируемой продукции отрасли. Инвестиционная деятельность в отрасли: динамика общего объема инвестиций в отрасли; динамика и структура капита-нообразующих инвестиций, технологическая структура инвестиций в основной капитал отрасли, воспроизводственная структура инвестиций в основной капитал отрасли, структура источников финансирования инвестиций в отрасли. Текущее состояние и проблемы в научно-технической сфере отрасли: технический уровень в отрасли; направления и темпы научно-технического прогресса в отрасли, уровень про-и шодственных технологий; характер правовой защиты ин-к'ллектуальной собственности в отрасли; профессиональные пиучпо-исследовательские институты; уровень развития ву-юнской науки по отраслевой тематике, отраслевые лабора-юрии. Финансовый анализ отрасли: анализ себестоимости, припыли и рентабельности, показателей финансового состояния. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|