ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Оценка интенсивности конкуренции и степени монополизации отраслевого рынкаВажным этапом диагностики конкурентной среды отраслевого рынка выступает оценка уровня интенсивности конкуренции на отраслевом рынке и степени монополизации рынка. При изложении сущности и последовательности расчета данных показателей опирались на материалы [2]. Оценка степени монополизации рынка (подробнее проходили на парах) Для оценки степени монополизации рынка, которая обратно пропорциональна интенсивности конкуренции, наиболее широко используются следующие показатели: 1) коэффициент рыночной концентрации CR; 2) индекс Херфиндаля—Хиршмана (НЕТ); 3) коэффициент относительной концентрации; 4) коэффициент энтропии; 5) коэффициент Розенблюта (Холла—Тайдмана). Коэффициент концентрации представляет собой отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) за соответствующий период. Анализ стратегических групп конкурентов Сложность определения конкурентных позиций фирм-учг стников отраслевого рынка состоит в том, что достаточно ело» но выявить всех конкурентов конкретного предприятия, не просто также наблюдать за всеми конкурентами, поскольку и может быть очень много. Сделать процесс анализа конкурен ции на отраслевом рынке позволяет предложенный М. Пор тером подход выделения стратегических групп конкурентов Данный подход, по сути, представляет собой сегментации конкурентов. Анализ стратегических групп конкурентов исходит из того что понятие конкуренции предприятий целой отрасли несколь ко абстрактно, так как трудно определить границы нахождения возможных конкурентов. В пределах отрасли может бьт множество фирм, имеющих различные интересы и стратегические установки. М. Портером предложен промежуточный уровень между предприятием и отраслью — стратегические группы конкурентов. Данный уровень позволяет провести анализ конкуренции с позиции понимания содержания конкуренции и структуры конкурентов. Стратегическая группа представляет собой объединение фирм с похожими стратегическими характеристиками и конкурирующих на одних и тех же ресурсной и товарной базах. Стратегические группы определяются на основе установления барьеров, отделяющих одну группу фирм от другой. Такими барьерами могут быть размер предприятий, дифференциация товаров, специализированная рабочая сила, уникальные технологии, география сбыта товаров, число целевых рыночных сегментов, используемые каналы сбыта, уровень вертикальной интеграции, качество товаров, уровень используемых цен, возможности в области НИОКР, позиции в области издержек, характер сервисного обслуживания и т.д. Считается, что для выделения стратегических групп нужно использовать две или три характеристики в качестве барьеров [6]. В зависимости от специфики отрасли эти характеристики могут существенно отличаться. Кроме того, для одной и той же отрасли в динамике барьеры могут изменяться. Для определения конкурентных позиций и возможных действий соперничающих фирм применяют процедуры графической стратегической группировки. Карты стратегической группировки конкурентов представляют собой двухмерную матрицу различных пар характеристик (барьеров), например, «цена-качество». Построение карты стратегической группировки включает следующие этапы: 1. Выявляются конкурентные характеристики, которые выступают в качестве барьеров, отделяющих одну стратегическую группу от другой. 2. Классифицируются предприятия в соответствии с выделенными конкурентными характеристиками. 3. Предприятия с похожими значениями конкурентных характеристик объединяются в стратегические группы. 4. На карте стратегической группировки каждая группа изображается геометрической фигурой, размер которой прямо пропорционален объему продаж данной стратегической группы. Построение карт стратегической группировки производится с учетом следующих требований: ■ переменные, используемые для построения карты должны отражать существенные отличия конкурентов; ■ переменные карты стратегической группировки должны носить дискретный характер; ■ выделенные для построения карты переменные, характеризующие барьеры отделения одной стратегической группы от другой, не должны коррелировать между собой; ■ при выделении более двух барьеров, отделяющих стратегические группы, строится несколько карт стратегической группировки [33].. Пример карты стратегической группировки конкурентов показан на рисунке 5.8. Здесь приведены фирмы-конкуренты А, Б, В, Г, а площадь кружка отражает объем реализации товара. В отрасли может быть одна или целое множество стратегических групп. Предприятия одной стратегической группы являются очевидными соперниками, в то время как предприятия из расположенных далеко друг от друга групп вряд ли вообще могут конкурировать. Чем ближе расположены различные стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество. Различные стратегические группы конкурентов опираются на разные конкурентные преимущества, имеют различную потенциальную прибыльность, испытывают различную степень угрозы со стороны товаров-заменителей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|