ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ конкурентной структуры отраслиПривлекательность и прибыльность отрасли зависят от ее конкурентной структуры, которая, по М. Портеру [36], определяется рядом составляющих (рис. 5.4). Представленные на рисунке 5.4 пять конкурентных сил определяют прибыльность отрасли и на этой основе степень ее привлекательности, потому что они влияют на цены, которые устанавливают отраслевые фирмы, на расходы, необходимые для осуществления данной деятельности, и на размеры капиталовложений, необходимые для поддержания высокого уровня конкурентоспособности. Угроза появления новых конкурентов. Появление в отрасли новых конкурентов влечет за собой обострение конкуренции, поскольку происходит перераспределение рыночных долей фирм-участников отраслевого рынка, что приводит к уменьшению отраслевых цен и снижению рентабельности. Острота проявления данной конкурентной силы зависит от наличия в отрасли реальных источников возникновения новых фирм, уровня отраслевых барьеров «входа-выхода» и реакции предприятий на появление новых конкурентов. В связи с этим анализ угрозы появления новых конкурентов целесообразно производить, в первую очередь, посредством исследования источников возникновения в отрасли новых фирм, представленных на рисунке 5.5. При выделении направлений анализа барьеров «входа-выхода» опирались на классификацию входных барьеров, предложенную Д. Бэйном [2]. Согласно данной классификации, существует два типа входных барьеров: ■ стратегические, зависящие от поведения фирм отрасли; нестратегические, связанные с фундаментальными условиями функционирования отрасли. Нестратегические барьеры, в свою очередь, имеют три основные разновидности: ■ административные («правительственные»); ■ гражданские — альтернативная форма административным барьерам, связанная, главным образом, с деятельностью профессиональных объединений фирм; ■ социально-экономические. Барьеры выхода также можно классифицировать по обозначенным направлениям. Примеры барьеров «входа-выхода» показаны в таблице 5.3.
Способность поставщиков торговаться. Мощные поставщики, торгуясь, повышают цены на,поставляемые ресурсы. При этом уменьшается потенциал отраслевой прибыли, которая плавно перетекает в отрасль поставщиков. Условия, при которых действие этой конкурентной силы ощутимо: ■ небольшое количество поставщиков; ■ отрасль потребляет незначительную часть продукции, производимой поставщиками; ■ поставляемая продукция играет важную роль в конечном изделии, выпускаемом отраслевым предприятием; ■ отсутствие эффективных заменителей поставляемой продукции; ■ высокая степень дифференцированности поставляемой продукции; ■ низкий уровень вертикальной интеграции производства у потребителя (т.е. в анализируемой отрасли) [3]. Способность покупателей торговаться. Мощные потребители, торгуясь, сбивают цены на отраслевые товары, что снижает степень привлекательности отрасли и способствует переливу позиционной отраслевой прибыли к покупателям. При этом к покупателям М. Портер относит и торговых посредников, с которыми контактируют отраслевые предприятия. Сила воздействия покупателей весьма ощутима при следующих условиях: ■ потребители приобретают большую часть продукции, производимой предприятием отрасли. В связи с этим возникает давление на предприятие, обусловленное угрозой уменьшения объема закупок; ■ приобретаемая продукция составляет значительную часть бюджета потребителя. При этом он становится чувствительным к изменению цен; ■ высокая степень стандартизации продукции, облегчающая переключение потребителя с одного производителя на другого; ■ потребители представляют собой низкорентабельные производства или состоят из физических лиц, имеющих небольшие доходы. Повышается эластичность спроса по цене; ■ высокая степень вертикальной интеграции производства у потребителя; ■ приобретаемая продукция не оказывает существенного влияния на качество конечной продукции, производимой потребителем. Потребителя не очень интересует качество продукции, поэтому он становится более чувствителен к ее цене; ■ потребитель имеет обширную информацию о продукции, производимой в отрасли. При этом увеличивается возможный выбор и за счет этого обостряется конкуренция в отрасли; ■ высокая степень организации потребителей: наличие союзов потребителей, специальной прессы, законов о правах потребителей и т.д. [3]. Угроза появления товаров и услуг-заменителей. Товары-субституты ограничивают цену отраслевых фирм, поскольку более высокие цены будут способствовать переключению покупателя на товары-заменители, что приведет к снижению объемов производства в отрасли. Эта конкурентная сила увеличивается при следующих условиях: на товарном рынке присутствует большое количество эффективных заменителей производимого товара; ■ объем производства товаров-заменителей достаточновысок; ■ разница в ценах между изделием-оригиналом и товара
Соперничество между имеющимися конкурентами снижает прибыльность отрасли, поскольку для сохранения конкурентоспособности приходится увеличивать расходы на рекламу, организацию сбыта, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), или же снижать цену, при том отраслевая позиционная прибыль перетекает к покупателю. Соотношение каждой из пяти конкурентных сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, привлекательность и прибыльность отраслей. В отраслях, в которых действие конкурентных сил проявляется благоприятно (например, в производстве безалкогольных напитков, промышленных компьютеров, в торговле программным обеспечением, в производстве лекарственных препаратов или косметики), многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли от вложенного капитала. В тех же отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно (например, в производстве резины, алюминия, многих металлоизделий, полупроводниковых приборов и персональных компьютеров), очень немногим фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли [36]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|