Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Естественно-исторический подход.




«Особая экспедиция» В.В.Докучаев, основатель отечественной науки о почвах и экологического подхода к земледелию, в конце 19 века после кризиса, вызванного отменой крепостного права и последовавшей деградации сельскохозяйственных угодий, начал искать причины деградации чернозёмов и пути выхода их сложившейся ситуации.

Из «Записки Воронежского уездного комитета по выяснению нужд сельскохозяйственной промышленности». «В короткий пореформенный период (после реформы 1861 г.) местность уезда изменилась до неузнаваемости. Леса поредели, и сократились их площади, реки обмелели или местами совершенно исчезли, летучие пески надвинулись на поля, сенокосы и другие угодья, поля поползли в овраги, и на месте когда-то удобных земель появились рытвины, водоемы, рвы, обвалы и даже зияющие пропасти. Земля обессилила, производительность ее понизилась; короче количество неудобий увеличилось, природа померкла, естественные богатства истощены, а естественные условия обезображены. Вместе с тем в жизни населения появились скудность, обеднение, вопиющая нужда».

В 1888 году В.В.Докучаев знакомится с А. А. Измаильским, специалистом по водному режиму почв и степному земледелию. Через год после масштабной засухи 1891 Докучаев издаёт книгу «Наши степи прежде и теперь», где предлагает план сохранения чернозёмов, включающий в себя регулирование оврагов и балок, меры по защите почв от смыва, создание лесополос, искусственное орошение, поддержание определённого соотношения между пашней, лугом и лесом. То есть научно обосновывает план по сохранению местообитаний как части степного биоценоза.

В 1892-96 Докучаев добился организации «особой экспедиции» по испытанию и учёту различных способов и приёмов лесного и водного хозяйства в степях России» (организатор - Лесной департамент) для экспериментальной проверки эффективности его программы. Вместе с ним в работах участвовали ученые - Н. М. Сибирцев, П. А. Земятченский, Г. Н. Высоцкий, Г. И. Танфильев, К. Д. Глинка, П. В. Отоцкий, Г. Н. Адамов. Отработка методов защиты почв проводилась на трёх участках. Был достигнут значительный эффект, однако вложения год от года сокращались и в 1897 работы вовсе прекратились. Докучаев впервые использовал заповедные степные участки для изучения и мониторинга естественных экосистем. В 1930-40-е годы прошлого столетия ученые – последователи Докучаева, довели до такого совершенства агролесомелиоративный комплекс в Каменной степи, что принципы его обустройства легли в основу известного государственного Плана преобразования природы, который активно начал претворяться в жизнь в 1948 г.

О представлении исключительной научной значимости заповедных участков впервые заявил доклад проф. Г.А.Кожевникова Юбилейному Акклиматизационному съезду 1908 г. в Москве «О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы» (Кожевников,1909). Представления о задачах и принципах создания таких участков, изложенные в докладе, резко отличались от эстетических и прагматических, принятых в международной природоохранной практике.

Доклад проф. Г.А.Кожевникова можно видимо считать одним из первых научных изложений концепции заповедного дела, возникшего в России.

«Чтобы иметь возможность изучать природу, мы должны стараться сохранить ее в ея первобытной неприкосновенности в виде ея наиболее типичных формаций. Конечно, надо стремиться более всего сохранить целинную степь и первобытный лес таежного типа. Какая цель сохранения таких нетронутых участков? Прежде всего чисто научная, а затем, конечно, и практическая, т.к. только научное изучение природы дает нам прочные основы для практической деятельности... Имея перед собой сперва опустошенную, а затем рекультивированную природу и не имея для сравнения ни уголка природы

более или менее первобытной, мы не сможем разгадать целого ряда

интересных загадок, которые ставит нам животная и растительная

жизнь...»

Это изложение предопределило понятия заповедников как «ЭТАЛОННЫХ НЕПРИКОСНОВЕННЫХ» участков («контроль» по сравнению с «опытом» - преобразованными территориями).

Свое официальное признание концепция охраны природы в общем виде получила на первой Конференции по международной охране природы в ноябре 1913 года в Берне, созванной по инициативе швейцарского зоолога Поля Саразена (см выше). В Конференции участвовали представители 18 европейских государств - биологи и правительственные чиновники, на ней впервые была поставлена задача объединить усилия европейских стран ради охраны “представителей животного и растительного царства, особенно тех, которым грозит уничтожение ”. С этого момента охрана природы получила международное признание и стала фактором международной политики.

Кожевников (1909) о критериях заповедных участков:

Участки, предназначенные для того, чтобы сохранить образцы

первобытной природы, должны быть довольно большого размера, чтобы

влияние культурности соседних местностей не отражалось на них, по

крайней мере, на отдаленных от края частях их. Участки эти должны быть

заповедными в самом строгом смысле слова... Все меры, нарушающие

естественные условия борьбы за существование, здесь недопустимы...

По отношению к флоре необходимо запретить прорубание просек, подчистку леса, даже сенокос, и уж конечно, всякие посевы и посадки.

Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать. Надо

предоставить природу самой себе и наблюдать результаты... Лес можно

превратить в рассадник зайцев, тетеревов и т.п. Это будет примером

охотничьего хозяйства, но не будет примером заповедного леса в том

смысле, который нас интересует... Собирание грибов и ягод тоже не

должно быть разрешаемо в заповедных участках... По возможности надо

запретить проезд и проход по этим участкам, что не будет особенно

затруднительно делать при условии их расположения в глухих,

необитаемых местностях» (Кожевников, 1909). Соблюдение этих

требований, вкупе со строжайшим запретом охоты и серьезными

ограничениями для коллектирования, позволит нам иметь заповедные участки в строгом смысле этого слова, где бы отсутствовало всякое вмешательство человеческой деятельности, и где бы можно было изучать естественные условия жизни».

Эти тезисы вполне отражают особенности российской модели заповедного дела:

 

Григорий Александрович Кожевников: специалист в области полиморфизма насекомых (в частности – медоносных пчел);

Директор Зоомузея МГУ;

Основатель Косинской лимнологической станции;

Основатель в 1912 г. при Русском Географическом Обществе постоянной природоохранной комиссии;

Основатель в 1917 г. Московского общества охраны природы;

Автор нового Закона (Положения?) об охоте с минимумом «вредных» видов и новыми сроками

Делегат международной природоохранной конференции в Берне в 1913 г. (избран в комиссию международной ОП).

Первый председатель ВООП с его основания в 1924 г.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных