Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Новаторский характер поэзии Джорджа Гордона Байрона




1. Дайте краткую характеристику основных этапов творчества Байрона. В чём проявилась связь поэзии Байрона с просветительскими идеалами? Какое из литературных направлений прошлого сыграло важную роль в становлении поэта?

1. В каком из произведений Байрона впервые появился новый романтический герой? Как соотносятся, развиваются, трансформируются образы автора и лирического героя в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда»? Каково соотношение лирического и эпического начал в поэме? Почему автор обращается к теме национально-освободительной борьбы и народного восстания? Каково мнение Байрона о сущности исторического развития? Как в поэме воплощается образ Времени и как он связан с идеей справедливого возмездия? Какова роль лирических отступлений в структуре поэмы?

2. Передайте содержание поэмы «Корсар». Как изменился характер романтического героя по сравнению с «Паломничеством»?

3. Выучите наизусть одно из стихотворений Байрона. Обоснуйте свой выбор.

Рекомендуемая литература:

1. Елистратова А.А. Байрон. – М.,1956.

2. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. – М.. 1979.

3. Клименко Е.И. Байрон. Язык и стиль. – М.,1960

 

Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

План

· Место романа «Портрет Дориана Грея» в творчестве Оскара Уайльда.

· История создания романа.

· «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р.Л.Стивенсона как один из возможных источников уайльдовского романа.

· Мотив двойничества в «Портрете Дориана Грея».

· Эстетические взгляды Уайльда и их воплощение в романе «Портрет Дориана Грея».

· Традиции парнасской школы в романе.

· Структура и художественная функция парадокса в романе.

· Символ в художественной системе Уайльда.

Консультации

Оскар Уайльд (1854-1900) – английский писатель, глава английского эстетизма. «Портрет Дориана Грея» (1890) – единственный в творчестве Уайльда опыт в жанре романа, одно из лучших созданий писателя, произведение, в котором талант его предстал в полном блеске, а программа литературного эстетизма обрела наиболее яркое художественное воплощение. Можно сказать, что «Портрет Дориана Грея» - вершина эстетизма в творчестве Уайльда и в английской литературе.

«Портрет Дорина Грея» был написан в несколько дней на пари с одним из знакомых Уайльда, который утверждал, что тот никогда не сумеет написать роман. Сразу по выходе в свет роман вызвал скандал: автора упрекали в безнравственности. Уайльд отбивался, аппелируя к принципу, заявленному им в предисловии к роману и гласящему: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и всё».

Мотив таинственного портрета содержался в новедде Жерара де Нерваля «Дьявольский портрет» (1839). Художник Эжен, охваченный страстью и ревностью к Лауре, рвёт картину, в которой ему удалось добиться совершенства. Затем он отправляется в Венецию, чтобы увидеть портрет невесты Сатаны, укрытый в каком-то подземелье. Эжен находит картину, на которой видит изображение своей любимой Лауры.

Мотив раздвоения героя мог быть подсказан Уайльду Странной историей доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) Стивенсона. Как писала Н.Я.Дьяконова, Уайльд «следует Стивенсону, изображая, как Дориан, содрогнувшись перед собственной низостью, ударяет ножом отражающий эту низость портрет и тем уничтожает самого себя – внешний и внутренний человек оказались одним…Однако у Уайльда в соответствии с его верой в превосходство искусства над жизнью оно, отвлечённое от нравственного начала, торжествует: со смертью Дориана портрет его обретает прежнюю красоту. У Стивенсона этого утешения нет. От Джекиля осталась только отвратительная оболочка его двойника» [1].

Для Уайльда Стивенсон «восхитительный мастер тонкой, расцвеченной фантазией прозы»[2].Однако в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсон не избежал распространённого в современной ему литературе и. С точки зрения Уайльда, губительного для искусства стремления к точности, правдивости, достоверности. «Превращения доктора Джекила, - писал Уайльд в «Искусстве лжи», - уж очень подозрительно напоминают какой-нибудь эксперимент из числа описываемых в хирургическом журнале»[3]

Разрабатывая стивенсоновский мотив двойничества, Уайльд заметно

стремился избавить его от какой-либо бытовой, психологической и прочей конкретности и убедительности. Из сферы научных опытов действие перенесено в мир искусства и сложных личностных отношений Бэзила Холлуорда, Дориана Грея и лорда Генри Уоттона. Таинственная связь портрета с его моделью, способностью портрета меняться в результате прегрешений, совершённых Дорианом. Никак не мотивирована в романе. Если Стивенсон пытается придать фантастической ситуации хоть какую-нибудь убедительность, объяснить превращения доктора Джекила в гнусного и жестокого карлика Хайда проводимыми научными опытами, то Уайльд как бы сознательно подчёркивает выдуманность, предельную условность, фантастичность ситуации. «Надо быть всегда чуть-чуть неправдоподобным», - декларировал Уайльд.

Мотив двойничества обретает в «Дориане Грее» не нравственно-психологический, как у Стивенсона, а скорее эстетико-символический характер. Если Стивенсона – неоромантика занимала проблема соотношения добра и зла в человеке, то Уайльд-эстет обращается к проблемам эстетического характера. Портрет и его модель Дориан – две важнейшие в мире Уайльда сущности: искусство и жизнь. Отношения Дориана и портрета символизируют отношения между жизнью и искусством. Вина Дориана, с точки зрения Уайльда-эстета, в том, что он отнесся к творению искусства. Которое для Уайльда – высшая ценность. Как к средству, пожелал превратить его в способ сохранения вечной молодости. Дориан восклицает: «Как печально! Я состарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечно молод. Он никогда не станет старше, чем в этот июньский день… Ах если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым!»

Известный французский критик и писатель-символист Реми де Гурмон однажды назвал Уайльда «крупным французским писателем». Действительно, пожалуй, ни один другой английский автор конца XIX в. не был таким блестящим знатоком и искренним почитателем французской культуры, не испытал столь сильного её воздействия, как Оскар Уайльд. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что самой сильной составляющей этого влияния была парнасская школа. Показательно, что Дориан читает «Эмали и камеи» Т. Готье и восхищается стихами французского поэта. Имя одного из талантливейших парнасцев неоднократно упоминается на страницах уайльдовского романа.

Близость Уайльда парнасской традиции обнаруживается в декоративности сравнений, в использовании эстетизированных деталей, насыщенных красок. Сам Уайльд называл «Портрет Дориана Грея» «чисто декоративным романом».

Роднит Уайльда с парнасцами использование многочисленных культурных реминисценций. Уайльд, как и парнасцы, видит мир сквозь призму культуры, искусства. Подобно Бодлеру, он испытывает отвращение к природности, естественности. Ещё в «Заветах молодому поколению» Уайльд провозглашал: «Поменьше естественности – в этом первый наш долг. В чём же второй – ещё никто не дознался». В романе Дориан последовательно сравнивается с Нарциссом, Адонисом, Антиноем, Аполлоном. Смелая мысль лорда Генри уподобляется вакханке, несущейся в исступлённой пляске по холмам жизни. Лорд Генри воображает себя Марсием, внимающим юному Аполлону. Уайльд писал: «Если хочешь скрасить крикливый наряд, покажи слишком большую образованность. Это единственный способ». Уайльдовское повествование в «Портрете» можно сравнить с таким крикливым нарядом: оно изобилует необычными ситуациями, яркими красками, парадоксами, экстравагантными сравнениями, описаниями сложных психологических состояний и редких чувств. Создание в романе богатого культурного фона – способ подчеркнуть и углубить философское звучание романа, серьёзность поставленных в нём проблем, облагородить его, быть может, слишком резкий, броский рисунок.

Парадокс – излюбленный приём Уайльда. «Путь парадоксов – путь истины!», провозглашал он. «Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов», - говорит один персонаж в «Портрете Дориана Грея». По пристрастию к парадоксу Уайльда можно сравнить с другим великим англичанином, Б. Шоу. Правда, структура парадокса у Уайльда отличается от той, которую разрабатывал автор «Профессии госпожи Уоррен». Шоу доводит трюизм до абсурда путём последовательных логических операций. Общепринято в викторианской Англии, что положение человека в обществе определяется размером его капитала. Следовательно, состоятельная проститутка вполне может стать одним из столпов общества, что и показано в «Профессии госпожи Уоррен». Уайльд строит парадокс иначе; он выворачивает трюизм наизнанку, неожиданно сближает удалённый понятия.

«Преступление никогда не бывает вульгарным, но вульгарность – всегда преступление», «Леность – главное условие совершенства», «Совесть и трусость, в сущности, одно и то же…»Совесть» - официальное название трусости, вот и всё». Однако функция парадокса у Уайльда и Шоу сходна. Ни тот, ни другой не рассматривают парадокс как игру словами или идеями. Интеллектуальное жонглёрство чуждо обоим. Парадокс нужен и реалисту Шоу, и эстету Уайльду, чтобы осмыслить сущность явлений, разоблачить лицемерие викторианской Англии, поэтому парадокс Шоу и Уайльда иногда называют «антивикторианским». Неслучайно лучше всех природу уайльдовского смеха понял Шоу. Который писал: «Уайльд высмеивает то, что он сам уважает». Точнее. Уайльд высмеивает фальшивое, лицемерное отношение современного ему общества к истинным ценностям, сохранявшим для писателя высокий смысл. Уайльд показал во многих своих произведениях, как добропорядочные джентльмены, произносящие красивые речи о добродетели, совершают преступления. (Роберт Чильтерн из «Идеального мужа», Артур Сэвил из «Преступления лорда Артура Сэвила» и др.) Более достойной Уайльд считает позицию лорда Генри, который, по словам его друга Бэзила, «никогда не говорит ничего нравственного и не делает ничего безнравственного» и чей цинизм – только поза.

В «Портрете Дориана Грея» символ не занимает такого места, какое принадлежит ему, например, в сказках Уайльда или в его знаменитой драме «Саломея». Символом в романе становится портрет Дориана, нарисованный талантливым художником Бэзилом Холлуордом и определивший дальнейшую судьбу и Дориана, и самого Бэзила. Приёмы символизации у Уайльда близки романтическим. Символ построен на загадочном, таинственном, фантастическом превращении портрета в двойника Дориана, принимающего на себя его грехи и преступления и отражающем процесс нравственной деградации героя.

В отличие от Б.Шоу, Г. Ибсена, других писателей-реалистов, в произведениях которых символ становится средством раскрытия социальных механизмов современного общества, его нравов, тенденций, Уайльд прибегает к символу прежде всего для выражения своих эстетических и этических позиций. Отношения Дориана и портрета выражают главные идеи романа: нельзя безнаказанно убивать совесть, нельзя безнаказанно превращать искусство в средство удовлетворения своих прихотей, желаний и практических надобностей.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое эстетизм?

2. Как Уайльд оценивал творчество Стивенсона?

3. Как эстетизм Уайльда повлиял на трактовку писателем темы двойничества?

4. Почему Реми де Гурмон назвал Уайльда крупным французским писателем?

5. Что такое реминисценция? Какую функцию выполняет она в романе «Портрет Дориана Грея»?

6. Что такое «антивикторианский парадокс»?

7. Какова художественная функция в романе «Портрет Дориана Грея»?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных