Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Темы рефератов и докладов. 1. Эстетические взгляды Уайльда.




1. Эстетические взгляды Уайльда.

2. Русские писатели начала XX в. об Уайльде.

3. Традиции французского эстетизма в творчестве Уайльда.

4. Прерафаэлиты и Уайльд.

 

Творчество Бернарда Шоу как новый этап в

Развитии английской драмы

План

· «Неприятные пьесы», «Приятные пьесы», «Пьесы для пуритан» в контексте творчества Бернарда Шоу.

· Отношение Шоу к художественным открытиям Ибсена.

· «Дом, где разбиваются сердца» как драма дискуссия.

· Смысл подзаголовка пьесы «Дом, где разбиваются сердца».

· Тема английской интеллигенции в пьесе.

· Особенности поэтики пьесы.

 

Консультации

Джордж Бернард Шоу (1856-1950) – английский драматург, критик и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии (1925). Шоу наряду с Ибсеном, Метерлинком, Стриндбергом, Золя, Гауптманом, - крупнейший представитель европейской «новой драмы».

Наиболее значительные драматические произведения Шоу, написанные на рубеже XIX-XX вв., составили три цикла пьес: «Неприятные пьесы» (1898), «Приятные пьесы» (1898) и «Три пьесы для пуритан» (1901). В них Шоу преодолевает внешний драматизм «старой» драмы. Его пьесы построены на драматизме простых, бытовых ситуаций и на столкновении не характеров, но различных взглядов, жизненных позиций, идеалов. Так, в «Профессии миссис Уоррен» (1894) «правда» главной героини пьесы, представительницы самой древней профессии миссис Уоррен сталкивается с «правдой» её дочери Виви. В «Пигмалионе»(1913) бездушному интеллектуализму профессора Хиггинса противопоставлена убеждённость Элизы Дулиттл в том, что достоинство человека не определяется лишь его интеллектуальными возможностями.

Шоу разрабатывает новую жанровую разновидность драмы – «пьесу-дискуссию», интеллектуальную драму. Одним из наиболее ярких образцов этого жанра стала пьесы «Дом, где разбиваются сердца» (1913-1919). Пьеса была любимым произведением Шоу. Он долго не давал её читать никому из друзей. Между тем премьера драмы, состоявшаяся осенью 1921 г. в Придворном театре провалилась. Присутствовавший на премьере английский писатель Арнольд Беннетт записывал: «Вчера вечером меня потащили на «Дом, где разбиваются сердца» Шоу. 3 часа 50 минут зелёной скуки. К счастью, мне дважды удавалось заснуть».[4] Впоследствии Т.Манн писал, что «Дом, где разбиваются сердца» - «поэтический итог первой мировой войны, пьеса, за которую не пришлось бы краснеть ни Аристофану, ни Мольеру, ни Ибсену, превосходнейшая комедия с искристым диалогом и курьёзнейшими действующими лицами, очень смешная и вместе с тем сурово осуждающая, проникнутая предчувствием социальной катастрофы во всемирном масштабе».[5]

Считая Ибсена своим предшественником, Шоу даёт оригинальную трактовку творчества крупнейшего норвежского драматурга в книге «Квинтэссенция ибсенизма» (1891), ставшей своеобразным манифестом художественных устремлений автора. Одна из центральных проблем книги – вопрос о соотношении идеала и действительности. Шоу рассматривает идеал как способ бегства от неприглядной действительности, её острых противоречий, трусливый отказ от её осмысления. По мнению автора, заслуга Ибсена в том, что он обличил ложные общественные идеалы, попытался разрушить устоявшиеся формулы отношений между людьми. «Квинтэссенция ибсенизма как раз и состоит в отрицании всяких формул», - писал Шоу. Пафос книги Шоу – в призыве к интеллектуальной честности, к реализму видения действительности.

Идеализму как мировоззренческой позиции Шоу противопоставил реализм – ясный, трезвый, аналитичный взгляд на действительность. По Шоу, Ибсен обладал этим редким даром, потому смог изображать в своих драмах жизнь непредубеждённо, не навязывая читателям и зрителям условных формул, но создавая многогранные, сложные характеры.

Полемический элемент содержался уже в драмах Г. Ибсена (см., например, спор Пер Гюнта с Пуговичником о том, что значит быть самим собой, или разговор Норы с Хельмером в финале «Кукольного дома»), но там он не приобретал характера развёрнутой дискуссии, которая становилась бы структурообразующей. Новый конфликт потребовал и новых приёмов его художественного воплощения. Важнейшим структурным компонентом пьес Шоу стала «дискуссия», т.е. обстоятельное и разностороннее обсуждение какой-нибудь проблемы, в ходе которого каждый из участников дискуссии имеет возможность обосновать свою позицию, изложить аргументы, объяснить логику своего поведения.

Подзаголовок драмы «Английские фантазии в русском стиле» отсылает к традиции русской реалистической драмы, прежде всего в лице двух её виднейших в конце XIX в. представителей – Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Шоу был близок обличительный пафос Л.Н. Толстого, его искусство «срывания всех и всяческих масок». С Чеховым Шоу роднит интерес к изображению культурного слоя общества, к проблеме одиночества, разобщённости людей в семье и обществе, тонкое чувство драматизма обыденности.

Как и Чехов, Шоу видел в представителях современной ему интеллигенции культурных бездельников, образованных, милых, но совершенно пустых людей, тяготящихся сознанием собственной пустоты и никчемности. В значительной степени именно на них Шоу возлагает ответственность за трагические события первой мировой войны. Пожалуй, главный порок интеллигенции Шоу усматривает в отсутствии у этих людей, по своему положению в обществе призванных быть мозгом нации, её чувствительным барометром, интеллектуальной честности. Все обитатели Дома живут ложными, иллюзорными представлениями о жизни, что в конечном счете и приводит к тому, у всех них «разбиваются сердца» и Дом-корабль, Англия превращается, по словам одного из персонажей, в «целую серию идиотов с разбитыми сердцами».

Анализируя поэтику драмы, следует обратить внимание на то, как в ней соединяется трагическое и комическое, на «сконструированность» символа (А. Образцова) у Шоу, на парадоксальность характеров и ситуаций. Важно увидеть, как эти и многие другие художественные приёмы служат созданию напряжённой интеллектуальной атмосферы в пьесе Шоу.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие циклы пьес Шоу Вы знаете?

2. Какую жанровую разновидность драмы создаёт Шоу?

3. В чём, по мнению Шоу, состоит квинтэссенция ибсенизма?

4. Как в «Доме, где разбиваются сердца» была продолжена ибсеновская традиция?

5. Что сближало Шоу-художника с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым?

6. Как в пьесе «Дом, где разбиваются сердца» решается вопрос о роли интеллигенции в судьбах Англии и Европы и её ответственности?

7. Что такое «трагическое», «комическое» и в чём их особенность в пьесе «Дом, где разбиваются сердца»?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных