Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ




 

 

Исследование пищеварительной системы у детей следует начинать с анамнеза.

 

АНАМНЕЗ

Тщательно собранный анамнез занимает ведущее место в диагностике заболеваний желудочно-кишечного тракта. Расспрос родителей позволяет уточнить время начала заболевания, связь его с особенностями питания и режима, перенесенными заболеваниями, семейно-наследственный характер. Особенное значение имеет детальное выяснение вопросов вскармливания.

 

ЖАЛОБЫ

Наиболее частыми жалобами детей является боли в животе, диспептические расстройства, нарушение аппетита. При предъявлении жалоб на боли в животе необходимо уточнить:

1) локализацию (подложечная область, правое подреберье, по всему животу и так далее);

2) характер (приступообразные, периодические, постоянные, сезонные; осенью, зимой);

3) время возникновения (ранние – появляются во время еды или в течение ближайших 30 минут; поздние – через 1-2 часа после еды или ночью);

4) интенсивность (коликообразная, режущая, тупая);

5) связь с приемом пищи, физическим напряжением (бег, занятие физкультурой);

6) иррадиация (спина, лопатка, за грудину, левое подреберье);

Боли в животе чаще всего вызываются воспалительным поражением желудочно-кишечного тракта (гастроэнтерит, энтероколит, аппендицит и др). причиной болевых ощущений в животе могут быть кишечные паразиты, дискинезии желчевыводящих путей, хронический гастрит, язвенная болезнь, ущемление грыжи, пиелонефрит и другие заболевания.

У детей первых месяцев жизни боли в животе могут возникать в результате скопления газов в кишечнике и сопровождаться общим беспокойством ребенка.

Диспептические расстройства могут быть желудочными и кишечными.

Наиболее часто при желудочной диспепсии наблюдается отрыжка, тошнота, реже изжога и рвота. Как правило, они отражают нарушение моторики желудочно-кишечного тракта, и поэтому их появление не является строго специфическим симптомом какого-либо заболевания.

 

ОТРЫЖКА

Внезапное выхождение через рот воздуха, скопившегося в желудке или пищи. Она наблюдается при эозафагите, грыже пищеводного отверстия, язвенной болезни. У детей первого года жизни вследствие недостаточного развития кардиального сфинктера часто наблюдается отрыжка воздухом, что обусловлено нарушением техники кормления.

Поскольку у детей истинной ахилии практически не наблюдается, то отрыжки с запахом тухлого яйца практически нет

 

ТОШНОТА

Возникает при повышении интрадуоденального давления. Она свойственна заболеваниям двенадцатиперстной кишки.

 

ИЗЖОГА

Обусловлена забросом в пищевод кислого содержимого желудка. Наблюдается при гастро-эзофагальном рефлюксе, эзофагите.

 

РВОТА

У детей старше 3-х лет наблюдается реже, чем другие симптомы желудочной диспепсии. В то же время дети раннего возраста склонны к рвоте. Утренняя рвота у новорожденных почти всегда свидетельствует о врожденных дефектах пищевода, желудка или кишечника. Рвота у грудных детей может быть проявлением спазма и стеноза привратника, непроходимости кишечника, гастроэнтерита инфекционного происхождения и других заболеваний. Следует помнить, что рвота может быть связана с заболеваниями центральной нервной системы (менингит, энцефалит, опухоль), а также при раздражении рвотного центра при коклюше, скарлатине, интоксикации, травматическом повреждении черепа.

 

СРЫГИВАНИЯ

Разновидность рвоты, возникают без усилия, то есть без напряжения брюшного пресса. Срыгивания могут быть признаком начала кишечной инфекции. Однако часто срыгивания наблюдаются у практически здоровых детей при нарушении техники вскармливания.

Кишечная диспепсия проявляется поносами, и наооборот, запорами, метеоризмом, урчанием.

Разжиженный стул может быть при инфекционном энтерите, колите, а также в связи с качественными или количественными погрешностями вскармливания, нарушениями режима, перегреванием (простая диспепсия) или сопутствуют острому лихорадочному заболеванию.

Запор (задержка кала более 48 часов) может быть органического и функционального происхождения. У детей первого года жизни склонность к запорам обусловлена относительно большой длиной кишечника. Хронические запоры в раннем детском возрасте являются основными симптомами врожденной аномалии развития. Определенное значение имеют алиментарный (употребление пищи, бедной клетчаткой) и инфекционный факторы. Иногда запоры связаны с привычкой задерживать акт дефекации и нарушением вследствие этого тонуса нижнего отрезка толстой кишки, а у грудных детей с хроническим недоеданием

(пилоростеноз). У детей с достаточной прибавкой массы, вскармливающихся грудным молоком, стул иногда бывает редким вследствие хорошего пищеварения и малого количества шлаков в кишечнике.

 

МЕТЕОРИЗМ

Как и урчание, возникает вследствие нарушения всасывания газов и жидкого содержимого в толстом отделе кишечника. Поэтому они наблюдаются при энтероколитах, кишечном дисбактериозе.

 

ОСМОТР

При осмотре полости рта важным условием является правильное положение ребенка и достаточное освещение. При дневном освещении ребенка помещают лицом против окна. Мать ребенка берет его на колени, сажает спиной к себе, ноги зажимает между своими ногами, руки ребенка фиксирует рукой.

Осматривают вначале слизистую оболочку рта, язык, затем зев, миндалины, заднюю стенку глотки. У здорового ребенка слизистая оболочка полости рта яркая, блестящая. При стоматитах появляется гиперемия и исчезает ее блеск, можно обнаружить дефект слизистой, необходимо обратить внимание на наличие на слизистой пленок

(дифтерия), кровоизлияний (геморрагический диатез), налетов

(молочница).

Обложенный язык серовато-белого цвета наблюдается при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и острых лихорадочных заболеваниях, сухой язык с бурым налетом – при брюшном тифе.

Следует обратить внимание на запах изо рта. Гнилостный запах типичен для язвенного стоматита, ангины; запах ацетона – для диабетической комы, приторный запах – для дифтерии, неприятный запах особенно по утрам – для заболеваний желудочно-кишечного тракта.

При осмотре живота обращают внимание на его размеры, форму, участие в акте дыхания. У здоровых детей раннего возраста он слегка выступает над уровнем грудной клетки. Увеличение размеров живота может быть при рахите, кишечных инфекциях, заболеваниях крови, опухоли. Западение живота может наблюдаться при менингите, пилоростенозе, дифтерии. Осмотр живота проводят в горизонтальном и вертикальном положениях. При осмотре живота в вертикальном положении можно выявить грыжи по средней линии живота и в паховой области.

Осмотр ануса у маленьких детей проводят обязательно. Для этого необходимо слегка раздвинуть ягодицы и обратить внимание на кожу вокруг ануса и его податливость. При осмотре можно выявить трещины заднего прохода, снижение тонуса сфинктера и его зияние при дизентерии, выпадение слизистой прямой кишки при упорных запорах и хронической дизентерии, раздражение слизистой оболочки при инвазии остриц.

Большое значение в оценке состояния органов пищеварения имеет визуальный осмотр испражнений. У грудных детей при ферментной дисфункции кишечника (простая диспепсия) нередко наблюдается диспептический стул, имеющий вид рубленных яиц (жидкий, зеленоватый, с примесью белых комочков и слизи, кислой реакции). Очень характерен стул при колитах, дизентерии. Обесцвеченный стул свидетельствует о задержке поступления желчи в кишечник и наблюдается у детей с гепатитом, с закупоркой и атрезией желчных ходов.

Наряду с определением количества, консистенции, цвета, запаха и патологических примесей, видимых на глаз, характеристика стула дополняется данными микроскопии (копрограммы) о наличии лейкоцитов, эритроцитов, слизи в кале, а также яиц гельминтов, цист лямблий. Кроме того, проводят бактериологические и биохимические исследования фекалий.

 

ПАЛЬПАЦИЮ

Живота и органов брюшной полости следует проводить теплыми руками, в положении ребенка на спине со слегка согнутыми ногами. Проводя пальпацию, необходимо наблюдать за выражением лица ребенка, стараясь в момент проведения манипуляции отвлечь его внимание. Поверхностная пальпация проводится легкими касательными движениями. Она дает возможность определить степень напряжения брюшной стенки, боли в различных отделах брюшной полости. Начинают поверхностную пальпацию с левой подвздошной области, затем левое подреберье, эпигастральная область, правое подреберье, правая подвздошная область, пупочная и надлобковая области.

При глубокой пальпации выявляется наличие болезненных точек, инфильтратов, определяют размеры, консистенцию, характер поверхности печени и селезенки. Глубокую пальпацию проводят одной рукой, которую нужно ладонью положить на брюшную стенку и как бы делать три движения:

1) в глубь живота и задней брюшной стенке;

2) затем вверх, как бы поддевая орган;

3) затем вниз как бы соскальзывая с органа

Пальпацию печени и селезенки необходимо начинать с подвздошной области, применять глубокую пальпацию

 

ПЕРКУССИЯ

Используя перкуссию, можно определить величину печени и селезенки, наличие жидкости в брюшной полости. Для определения размеров печени и селезенки необходимо поместить палец параллельно предполагаемой границы и перкутировать от более ясного звука – тимпанического к тупому над органом.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных