ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Объективное исследование больного (status praesens)С подробным изучением отдельных органов и систем – система органов дыхания, сердечно – сосудистая система, органы пищеварения, органы мочевыделения, эндокринная система, нервная система. 1. Общий осмотр (inspectio). 2. Пальпация (palpatio). 3. Перкуссия (percussio). 4. Аускультация (auscultatio). Расспрос (субъективное исследование) и объективное исследование больного являются основными (клиническими) методами исследования больного. Параклинические методы исследования больного – дополнительные методы, к ним относятся: 1. Лабораторные: 1.1. Обязательные: общий анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца глистов, кровь на RW. 1.2. Специальные (по показаниям): биохимия крови, иммунограмма и др. 2. Инструментальные: ЭКГ, спирография, ультразвуковое исследование, рентгенография органов грудной клетки, компьютерная томография, ЯМР-томография и т. д. В результате проведенного субъективного и объективного обследования больного врач выявляет признаки заболевания – симптомы. Учение о признаках заболеваний носит название семиотика (от греч. semeion-признак). Семиотика – учение о признаках заболевания – может рассматриваться как самостоятельная дисциплина, задача которой объяснять факты, полученные с помощью различных методов исследования больного. Семиотика составляет важнейшую часть диагностики и делится на общую и частную. Общая семиотика – охватывает те признаки и свойства, которые должны быть отмечены и оценены у каждого больного независимо от конкретного заболевания. Возраст, пол и конституция больного – три основные признака, необходимые для общей характеристики больного. К обшей семиотике также относят: оценку общего состояния больного, включая его сознание, положение тела, осанку, походку, выражение лица и состояние общего питания; ряд симптомов, главным образом функционального порядка: лихорадка, боли, отеки, одышка и др.; ряд местных симптомов, имеющих общее значение. Например, возраст больного можно определить по морщинам на лице, которые появляются в определенной последовательности: лобные и носогубные – в возрасте около 20 лет, у наружного угла век – около 25лет, подглазничные – около 30 лет, шейные – около 35 лет, на ушах, щеках, подбородке, губах – около 55 лет. Выявив признаки заболевания – симптомы, врач делает умозаключение, которое называется методикой диагноза. Диагноз (греч. diagnosis – распознавание) – краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состоянии больного, выраженное в терминах современной медицинской науки. Виды диагноза I. По характеру и содержанию: – этиологический, патогенетический, нозологический, патологоанатомический, анатомический, патофизиологический. II. По способу построения и обоснования: – прямой диагноз – распознавание идет от симптома к болезни; – дифференциальный диагноз – когда приходится сопоставлять, взвешивать и выбирать между несколькими более или менее вероятными заболеваниями – это диагноз «путем исключения»; – диагноз «путем наблюдения» – когда постановка диагноза удается только после более или менее длительного наблюдения за больным в случае появления в ходе болезни новых решающих симптомов или получения важных результатов дополнительного исследования; – диагноз по лечебному эффекту – когда диагноз заболевания устанавливается на основании, безусловно, благоприятного результата специфического лечения. III. По времени выявления заболевания: – ранний диагноз – заболевание распознается в начале своего развития; – поздний диагноз – заболевание распознается поздно; – секционный диагноз ставится на секционном столе (крайний вариант). IV. По степени достоверности: – ориентировочный диагноз – выдвигается в ходе обследования больного как рабочая гипотеза; – предварительный диагноз – ставится после первоначального исследования больного, ограничивающегося обычно расспросом и применением общеклинических методов исследования отдельных органов и систем; этот диагноз служит исходным для построения плана дальнейшего подробного обследования больного; – окончательный, клинический диагноз – устанавливается после всестороннего обследования больного; – диагноз под вопросом – ставится в трудных случаях. Диагностические ошибки: – исходящие от болезни – неизвестность или большая редкость заболевания, исключительная его сложность, отсутствие или бедность симптомов, большое сходство данного заболевания с другим; – исходящие от больного – невозможность собрать анамнез (бессознательное состояние больного, забывчивость, незнание), неправильный или искаженный анамнез в целях симуляции заболевания, невозможность провести объективное исследование (ожирение), наличие другого заболевания и т. д.; – исходящие от врача – недостаточные знания пропедевтики внутренних болезней, невнимание (спешка, бессистемность обследования), большая внушаемость или излишняя самоуверенность (самовнушение) врача, переоценка данных исследования, неправильное суждение и т. п.; – исходящие от внешней обстановки и условий исследования: теснота помещения, шум, недостаточное освещение и т. п. Диагностика (греч. diagnostikos – способный распознавать) – раздел медицинской науки, излагающий методы и ход процесса исследования больного, наблюдения и рассуждения врача для распознавания болезни и оценки состояния больного с целью назначения адекватного лечения. Формальная логика имеет чрезвычайно большое значение для медицинской диагностики. Правильное мышление врача обладает следующими основными характеристиками: оно должно быть определенным, однозначным и ясным, последовательным, т. е. лишенным логической противоречивости, правильное врачебное мышление должно быть доказательным, достаточно обоснованным. Основные правила логически стройного врачебного мышления раскрываются в четырех законах логики: – закон тождества – характеризует определенность мышления; – закон непротиворечия; – закон исключенного третьего – характеризует последовательность мышления; – закон достаточного обоснования – доказательность мышления. Таким образом, качество диагноза определяется не только субъективным и объективным исследованием больного, но и умением практических врачей логически мыслить. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|