Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мистическая психология: психические каналы, ветры и субстанции




Говорится, что в тонком теле существуют многочисленные пси­хические каналы ца (рцаХ ветры, или силы, - лунг (рлунг), прана; и субстанции, тигле. Это основные составляющие тонкого тела, которые образуют важное звено между Алмазным телом ваджры и плотным физическим телом.

Их взаимоотношения определяются следующим образом: тело зависит от пагхических каналов, каналы зависят от ветров, а ветры зависятотума. И наоборот: эмоции (ум) поддерживают лунг (психическую силу), лунг поддерживает каналы, а каналы поддержива­ют тело. Психическая сила - ветры, управляет всем. Они как строп­тивая дикая лошадь, ум оседлывает их и разъезжает на них без всякого контроля.

Тонкие каналы поддерживают жизненные ветры, которые в свою очередь поддерживают ум, однако тонкая субстанция ума распространяется по всему телу в виде субстанций тигле. Конт­роль за каналами, ветрами и субстанциями с помощью дыхания и визуализации, мантр и йогических упражнений, позволяет уп­равлять силами ума и тела и очищает «прямой путь» к постиже­нию буддовости. Поскольку источником негативных эмоций, бо­лезней и «демонов» является ум, то успокаивая и укрощая его, можно умиротворить и свести на нет любые внешние негатив­ные силы и болезни.

Энергетические каналы имеют отношение к физическим не­рвам и кровеносным сосудам, но не являются тем же самым. Очищенные и управляемые посредством йоги, они соотносят­ся с Нирманакайей. Тонкие ветры соотносятся с телесными вет­рами, которые по определению тибетской медицины бывают пяти типов. В очищенном состоянии они соотносятся с Самбхогокайей. Тонкие субстанции тигле соотносятся с физическим семенем, менструальной кровью и жизненными секретами; их очи­щенная форма соответствует Дхармакайе.

Энергетических каналов очень много, их количество иногда определяют в 72 000, хотя говорится также, что они неисчисли­мы. Существуют, однако, три главных канала: центральный, бу-ма(дбу-ма), правый, ро-ма, и левый, кьянг-ма (ркьянг-ма).

Поскольку энергетическое, тонкое тело не обладает плотно­стью, оно не всегда описывается одним и тем же образом. Опи­сание тонких каналов и связанных с ними чакр разнится в за­висимости от вида медицинской системы, или системы каждой конкретной тантры. Они не являются твердыми объектами, на которые можно указать как в физическом теле, хотя часто пы­таются установить полное тождество с определенными частя­ми тела. Такие отождествления не удаются. Существуют, прав­да более общие соответствия, имеющие смысл и значимость. В любом случае расхождения в их описании указывают на то, что практикующий должен обнаружить их самостоятельно и ус­тановить их местонахождение согласно своим собственным йо-гическим и созерцательным способностям в соответствии с конкретной духовной практикой и садханой, которой он следует. Мною здесь они будут описаны согласно наиболее широко ис­пользуемой системе.

Центральный канал проходит от макушки, начинаясь сразу под родничком черепа (так называемые Врата Брамы) до места, находя-

щегося на расстоянии толщины четырех пальцев ниже пупка. Ка­нал представляет собой абсолют, сознание недвойственной мудрос­ти. Этот канал - прямой, полый, светящийся и голубой. Говорится, что толщиною он с древко стрелы. Он не то же самое, что спинной мозг, но соотносится с ним. Он является вертикальной осью тонкого тела, так же как позвоночник - плотного.

Правый канал ответвляется от центрального сразу же над бро­вями и проходит параллельно центральному в дюйме, или около того от него, соединяясь с ним в нижней его части под пупком. Левый канал проходит точно так же по левой стороне тела. Имен­но так все это представляется в созерцании, хотя на самом деле два боковых канала переплетаются с центральным в различных важных точках по всей его длине. (Следует заметить, что в некото­рых тантрических системах, так же как и в медицине, считается, что центральный канал доходит до полового органа). Оба боковых канала тоньше центрального, но также полые и светятся.

Правый - красного цвета и представляет собой женское, кровь и, что самое главное, коренную омраченность - привязанность к желанию.

Левая сторона - белая. Представляет собою мужское, элемент воды и коренную омраченность ненавистью-неприязнью. Когда ветры и субстанции в трех сосудах удерживаются в месте их соединения ниже пупка, возникает мистический огонь.

Тонкие ветры содержат жизненную силу, или лунг. Установ­лен взаимозависимый характер отношений между умом и жиз­ненным ветром: управление и уравновешивание ветров уравно­вешивает также и ум. Это основополагающее положение всей моги. Можно понять эти взаимоотношения, если подумать о том, как изменяется наше дыхание в зависимости от душевного и эмоционального состояния. Стоит только вспомнить разницу в Дыхании, когда мы сердиты и когда сосредоточены. Настроение и чувства отражаются в ритме дыхания, следовательно, мы мо­жем повлиять на ум и сознание, управляя дыханием.

Два боковых канала наполняются внешними ветрами, кото­рые входят через ноздри. Обычно эти ветры рассеиваются по всему телу многочисленными путями и, находясь внутри, называются уже «кармическими ветрами», потому что переносят силу умственныx омрачений. Йогин, однако, управляет этими кармическими ветрами и заставляет их соединяться в центральном канале, т.е. он управляет силой кармических загрязнений и преобразует их, направляя их на Срединный путь.

Таким образом, считается что тот, кто управляет своим дыха­нием, управляет путями ветра и может таким образом преобразо­вать три яда ума в три мудрости. Ветер втягивается и обращается по кругу вниз по двум боковым каналам. Он входит в централь­ный канал в нижней части. При удержании дыхания, когда все три соединены в основании центрального канала, субстанция «ветра мудрости» находится в центральном канале, тогда как ом­рачения и отрицательные кармы изгоняются с выдохом.

Жизненные субстанции, или тигле, бывают двух типов: абсо­лютные и относительные. Относительные типы бывают разных видов и наполняют тело, как капли жизненной субстанции.

Все тигле в теле рождаются из главного тигле в центральном канале в сердечном центре. Этот центральный тигле состоит из чистого экстракта пяти элементов (представляемого кругами све­та пяти цветов); он также содержит в себе субстанцию жизнен­ной силы. Из него рождаются красная капля материнской суб­станции и белая капля отцовской, они двигаются вниз и вверх соответственно по центральному каналу.

Все тигле находятся в полостях тонких каналов и поддер­живают жизнь и осознавание. Когда каналы испытывают на себе влияние негативных эмоций, это приводит к блокиров­ке энергии или ветров, в результате чего тигле уплотняются. Когда они обращаются в теле в виде плотной субстанции, вме­сто субстанции мудрости, мир снаружи воспринимается нега­тивно. С преобразованием тигле их очищенную природу муд­рости мир начинает восприниматься позитивно, а сознание расцветает от блаженства и мира. Таким образом, целью тант­рической йоги является распутывание узлов каналов, очище­ние кармических «ветров-энергий» и открытие в титле при­роды мудрости.

При йогической практике тигле входят в центральный канал вместе с ветрами. Управляя ветрами и субстанциями и направ­ляя их в центральный канал, а в дальнейшем задействуя эти суб­станции внутри центрального канала силой «мистического жара», практикующий открывает мандалы чакр - внутренние психичес­кие центры вдоль центрального канала, и устанавливает прямой путь к полному просветлению.

Абсолютный тигле - всепроникающий. Он представляет со­бой природу Будды и существует во всех тонких путях, ветрах и субстанциях. «Великий тигле» — это то же самое, что абсолютыый бодхи-ум. Как сказал лама Мипхам: «В энергетических каналах, в ветрах и [тигле], являющихся субстанцией Тела Ваджры, присут­ствует с ними с самого начала (как камфара и запах камфары) Великий Тигле. Он наделен собственным сиянием, неизменный, незапятнанный, Просветленный Ум, незагрязненное Великое Благо и самовозникающая Изначальная Мудрость»44.

Осознавание Великого Тигле равносильно просветлению. Это то преображение, которое возникает, когда тонкие ветры и суб­станции находятся в центральном канале и становятся соответ­ственно неотъемлемым ветром-мудростью и бодхи-умом.

Поэтому центральный канал - самое важное пространство в тонком теле; будучи задействован, он называется «каналом муд­рости». Очищенный и контролируемый, он полностью преобра­зует то основополагающее неведение (им представляемое), кото­рое есть причина любого заблуждения. «Срединный сосуд» подо­бен Срединному пути и в этом смысле указывает, что его природа есть шуньята, и избегание двух крайностей все-отрицания и все-приятия (полярности энергий, представляемых другими двумя сосудами). Этот сосуд не создают визуализацией. Визуализацией и созерцанием его обнаруживают. Он существует всегда. Он - глав­ное связующее звено между духовным и физическим миром. Осознавание кармических ветров как ветра мудрости, а тигле -, как бодхи-ума в центральном канале в сердечном центре-равноцен­но осознанию Дхармакайи.

Тантрическая мистическая психология тонкого тела прямо соотносится с соматической физиологией обычной медицины, а тантрические практики управления тонким телом направлены непосредственно на тантрическое исцеление. Например, система тонких сосудов и протоков - это каналы, регулируемые тибет­ским иглоукалыванием и прижиганием.

Три жизненные силы - ветер, желчь и слизь, соответствуют тон­ким эссенциям, энергиям и каналам. Блокировки на тонком плане приводят к болезням на физическом, или на уровне трех сил; тогда как очищение тонкого плана приводит к постижению духовных тел (кайя). Дхармакайя есть очищенный ветер; Самбхогакайя - очищенное начало желчи; а Нирманакайя очищенная слизь.

Три центральных канала тантрической йоги прямо связаны с физическими сосудами медицинских систем. Говорится, что все рца медицинской системы происходят от главных психических каналов.

Согласно тибетской медицине эти три канала являются пер­выми каналами, появляющимися в зародыше, и далее, в тече­ние восьми недель формируются все основные чакры и тонкие психические каналы.

Пять других важных сосудов одинаковых как для системы медицины, так и для тантры - те, что отходят от сердечного цен­тра, или чакры сердца. Это каналы различных сознаний.

Первый из них - сосуд, соединяющийся с сознанием органов чувств: вкус, прикосновение, слышание, обоняние и зрение; их называют «пятью дверями», и они ответвляются как пять от­дельных сосудов-чувств. Второй - соединен с сознанием чувства себя; третий - с умственным сознанием, отмечающим поступаю­щие впечатления; четвертый — с накапливающим сознанием; а пятый с сознанием запредельного.

Последний сосуд самый важный - сосуд постижения. Он про­ходит через сердце и соотносится с тонким центральным кана­лом. В тибетской психиатрии говорится, что если иные созна­ния, или жизненные силы, пошедшие не своим путем, входят в сосуд сознания запредельного, это приводит к безумию. Подроб­нее это будет изложено в разделе по психиатрии.

В системе тонкой физиологии тантрическая и соматическая медицинские системы сходятся в теории и практике лечения. На­пример, очищение каналов и психических ветров различными ды­хательными упражнениями воздействует и на тонкое тело, и на физическое, на уровень кислорода в крови. Когда тонкое тело заряже­но энергией и силой, оно передает силу и сияние физическому телу. Дыхательные упражнения воздействуют на жизненные ветры в физическом теле. Каналы очищаются для того, чтобы различные ветры могли беспрепятственно и слаженно циркулировать. К тому же такие упражнения дают практикующему тантру возможность управления обычно неконтролируемыми функциями тела - таки­ми как регулирование сердечного ритма и внутреннего тепла.

Если каналы поддерживаются прямыми, психическая сила, пли ветры, текут естественно, как положено. Когда такое проис­ходит, ум естественным образом расслабляясь, приходит в состояние спокойствия и комфорта. Таким образом, положение тела может влиять на ум, вот почему никогда не увидишь сгорбленно­го йога. При выполнении йогических дыхательных упражнений особенно важно держать прямо позвоночник.

Через йогическое управление дыханием внешние праны внешнего мира и внутренние праны тонкого мира согласуются в теле. Так происходит лечение, и так же происходит развитие психических сил.

Тонкое и физическое тела являются копиями и отражения-мл друг друга. Тонкое тело, не имея твердой материальной фор­мы, обладает лучезарной формой энергии. Его яркость и плот­ность изменяется с нашими мыслями и чувствами. Тому, кто чувствителен к его свету и цвету, болезнь может быть видна как темные места и серые дымчатые цвета, затмевающие естествен­ное сияние здоровья.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных