Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Теория жизненных сил
То, из чего исходит тибетская медицина в определении здоровья—это понимание его как равновесия. Равновесия внутри тела, а также между телом и проявлениями внешнего мира. По отношению к телу это равновесие прежде всего выражается как гармония трех жизненных сил - ветра, желчи и слизи.
Три жизненные силы (тибет. - нье-па\ санскр. -доша, буквально: «вина») берут начало на духовном плане, порождаясь неведением, нашим основным заблуждением, которое порождает субъект-объектную двойственность и таким образом кармическую силу проявления жизни и вселенной. Неведение, желание и отвращение преобразуются в жизненные силы слизи, ветра и желчи соответственно. Уравновешенная циркуляция этих жизненных сил поддерживает здоровье организма. Три жизненные силы - исходная триада тибетской соматической медицины.
Теория жизненных сил заимствована непосредственно из индийской Аюрведы, и индийской же буддийской философии. «Жизненная сила» - перевод неудовлетворительный, но общепринятый. Это устаревший термин для «гумора» - влаги, который
применялся в греко-римской гуморальной медицине. Здесь жизненная сила означает «тонкое начало» жизненных энергий, а также реальных телесных составляющих или жидкостей.
Также довольно трудно перевести слова, определяющие каждую из трех жизненных сил. Ветер, желчь и слизь - общепринятые переводы, но вряд ли это исчерпывающие термины. Они также не имеют точных аналогов в современном представлении о теле с его биохимическими процессами. Например, термин лунг, переводимый как «ветер», или «воздух» - обозначает не только газы в желудке и кишечнике или функцию дыхания, хотя включает и их. Лунг можно понимать также как силу, или давление; важно также, что лунг имеет непосредственное отношение к уму и психологическим состояниям. Стрессовые растройства, такие как, например, повышенное кровяное давление, считаются заболеванием лунг.
Жизненная сила лунг контролирует такие телесные функции, как дыхание, отхаркивание, мышечную деятельность, речь, менструацию, мочеиспускание и восприятие смены времени суток. Эта жизненная сила непосредственно связана с умом и всегда причастна к душевным, или эмоциональным болезням. Поскольку считается, что лунг (воздух, ветер, давление, энергия, сила) - управляет двумя другими жизненными силами, а также может с ними смешиваться (поскольку ветер нейтрален, а желчь и слизь - нет) это указывает на то, что в тибетской медицине всегда присутствует психосоматический аспект.
|
| ВЕТЕР (тибет. лунг, санскр. - вайю)
|
|
| ТОНКОЕ НАЧАЛО:
| Ум
|
|
| КАЧЕСТВО:
| Сухость, свет, холод, тонкость, летучесть, жесткость.
|
|
| ПРОИЗВОДСТВО
| Желанием привязанностью и похотью; духовным
|
|
| ПРОИЗВОДСТВО
ПОБУЖДАЕМО:
| развитием, как в положительном, так и в отрицательном смысле, аскетизмом, подавлением сексуального желания, недосыпанием и недоеданием, намеренным удержанием естественных экскреторных процессов.
|
|
| ПЯТЬ ТИПОВ:
|
1. Сог-дзин(Срог-дзин) - «ветер, сопровождающийжизнь» -способствует дыханию - расположен в сердечном центре5
2. Гьен-джу (Гьен-ргью) - «ветер, движущийся вверх»- способствует речи - располагается в грудной клетке, но при циркуляции достигает носоглотки.
3. Чаб-джед (Кхьяб-бьед) - «ветер проникающий» -способствует мускульному движению - расположенв голове, но перемещается во все части тела.
4. Ме-ньям(Ме-мяьям) - «ветер, сопровождающийогонь» - способствует пищеварению и усвоению - расположен в животе, но перемещаетсяпо всем частям кишечника и желудка.
5. Тур-сэл(Дхур-сел) — «ветер, очищающий вниз» -способствует выделению — расположен в «тайном»генитальном центре, но перемещается в кишечник,мочевой пузырь, половые органы и бедра.
|
|
| ТЕЛО
|
Сгорбленное тело, худое и синюшное по цвету
|
|
| И ТИП ХАРАКТЕРА:
| лицо. Суставы производят хрустящие звуки.
Подвержены холодным ветрам, любят петь, смеяться,
разговаривать, спорить, драться. Обожают горькую,
кислую и горячую пищу. Самая короткая продолжи-
тельность жизни из всех трех типов.
|
|
| ОСНОВНОЕ
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ:
|
Нижняя часть тела, живот.
|
|
| ВРЕМЯ ГОДА:
|
Болезни ветра накапливаются весной,
проявляются летом, стихают осенью.
|
|
| ДЕЙСТВИЕ ОПЬЯНЯЮЩИХ
ВЕЩЕСТВ:Сумасшествие.
|
|
|
ГЕОГРАФИЯ:
|
Холодные ветреные места, такие как Россия и Тибет, способствуют увеличению ветра и вызывают его беспокойство
|
|
|
|
и вызывают его беспокойство.
|
|
| ВРЕМЯ:
| Периоды усиления ветра - вечер и канун рассвета.
|
|
| СИМВОЛИЗИРУЕТСЯ:
| Стервятником.
|
|
| | ЖЕЛЧЬ (тибет. - три-па, санскр. - пита)
|
|
| ТОНКОЕ НАЧАЛО:
| Энергия.
|
|
| КАЧЕСТВО:
| Жар, маслянистость, свет, зловоние, жидкость, текучесть.
|
|
| ПРОИЗВОДСТВО
ПОБУЖДАЕМО:
|
Гневом, ненавистью и отвращением; изменениями климата и избыточным жаром
|
|
| |
|
|
| ПЯТЬ ТИПОВ:
|
1. Джу-джед (Джу-бьед) - «пищеварительная» — расположена ниже желудка и выше кишечника.
2.Данг-джур (Мдангс-сгьюр) - «преобразующая цвет» - расположена в печени.
3. Друб-джед (сГруб-бьед) - «исполняющая» -расположена в сердце.
4. Тон-джед(.мТхонг-бьед) - «дающая зрение» -расположена в глазах.
5.Дог-сал (мДог-гсал) — «проясняющий цвет лица» -располагается в коже.
|
|
|
|
|
|
ТЕЛО И
ТИП ХАРАКТЕРА:
| Ест мало, но чувствует сытость, после чего голод и жажду через короткие промежутки времени. Желтый оттенок кожи. Среднего размера и роста. Горд и умен. Ясно мыслит. Любит сладкую и горькую пищу.
| основное местоположения:
| Область между сердцем и животом, центр тела. Будучи потревожена и разбалансирована, перемещается вверх и вызывает жар. Ветер усугубляет болезни желчи, которые от этого разносятся по всему телу.
| ВРЕМЯ ГОДА
| Болезни желчи накапливаются летом, проявляются осенью, стихают зимой.
| ДЕЙСТВИЕ ОПЬЯНЯЮЩИХ
ВЕЩЕСТВ:
| Крайне грубое поведение.
| ГЕОГРАФИЯ:
| Горячие сухие страны (такие как Аравия и равнины Индии) способствуют производству желчи.
| ВРЕМЯ:
| Периоды усиления желчи - полдень и полночь.
| СИМВОЛИЗИРУЕТСЯ:
| Лошадью и мулом.
| |
СЛИЗЬ (Тибет. - бекан, санскр. - капха)
| ТОНКОЕ НАЧАЛО:
| Материя.
| КАЧЕСТВО:
| Холод, тяжесть, липкость, медлительность, мягкость, вязкость и тупость.
| ПРОИЗВОДСТВО ПОБУЖДАЕМО:
| Духовным невежеством и физической леностью; чрезмерным потаканием сну и удобствам, влажным климатом.
| ПЯТЬ ТИПОВ:
| /. Тен-джед(рТен-бьед) - «поддерживающая» -расположена в грудной клетке.
2. Ньяг-джед(Мьяг-бьед) - «смешивающая» -расположена в верхней части пищеварительного тракта.
X Ньонг-джед(Мьонг-бьед) - «испытующая» -расположена в языке.
4. Цхим-джед(Цхим-бьед) - «удовлетворяющая» - расположена в голове.
5. Джор-джед (Бьор-бьед) - «соединяющая» - расположена во всех суставах тела.
| ТЕЛО
И ТИП ХАРАКТЕРА:
| Толстый и бледный. Телу не хватает необходимого тепла. Живет долго, становится богатым. Веселый, любит помогать и обожает кислую пищу. Ест много, но никогда не бывает голодным. Не отвечает даже при угрозе увечья; хотя в дальнейшем сквитается.
| ОСНОВНОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ:
| Верхняя часть тела.
| ВРЕМЯ ГОДА:
| Болезни слизи накапливаются зимой, проявляются весной и стихают летом.
| ДЕЙСТВИЕ ОТРАВЛЯЮЩИХ
ПРЕПАРАТОВ:
| Облегчает,
поэтому имеет хорошее действие.
| ГЕОГРАФИЯ:
| Влажные страны, такие как Европа и Америка, способствуют увеличению слизи.
| ВРЕМЯ:
| Периоды возникновения слизи - сумерки и угро.
| СИМВОЛИЗИРУЕТСЯ:
| Слоном и львом.
|
|
|
Три-па (мКхрис-па), который переводят как «желчь», не просто означает секрет печени, хотя включает и его, и расстройства печени (такие как желтуха - она относится к болезням желчи). «Желчь» означает метаболизм пищеварения в целом, жизненную энергию и наконец, бад-кан, переводимый как «слизь», включает в себя регуляцию жидкости во всем теле, включая мокроты и прочие истые субстанциии (астма, например, является болезнью слизи), однако означает не только это. Она также имеет отношение к лимфатической системе и многим заразным болезням. Туберкулез, например, это заболевание слизи. Западным врачам, изучающим тибетскую медицину, предстоит решать, как именно жизненные силы соотносятся с теорией современной медицины.
Современный тибетский врач объяснил три жизненные силы с научной точки зрения следующим образом:51 «Ветер - это жизненная сила. Он находится в ядре (клетки) и управляет обменом веществ.
Желчь - жизненная энергия. Это энергия, освобождающаяся в ходе реакций расщепления ферментов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|