Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Умирание, смерть и перерождение




Смерть, конечно же, является центральным вопросом и в рели­гии, и в медицине. «Чжуд-ши» посвящает целую главу призна­кам приближающейся смерти, включая знаки, сны и медицин­ские симптомы.

С точки зрения тибетского буддизма владение умом и пони­мание действительности, достигнутое в течение жизни, опреде­ляет способность понять опыт смерти и управлять ходом осознавания в процессе умирания. Традиция считает, что одна из це­лей практики Дхармы - это возможность использовать ее в мо­мент смерти.

Признаки и стадии умирания зафиксированы как в медицин­ских трактатах, таких как «Чжуд-ши», так и в религиозных текстах, в частности в терма гуру Падмасамбхавы, называемом «Тибетская книга мертвых» («Бардо Тедол»). И медицинскаяи религиозная тео­рия разделяют одну точку зрения на то, что происходит во время смерти. Во-первых, пять элементов, образующих физическое тело, рассеиваются, и сознание освобождается в пространство. Во-вто­рых, человек, либо узнает светоносную природу ума и действитель­ности, либо, если этого не произошло, испытывает различные гал­люцинации и направляется силой кармы в приятные и неприят­ные переживания (воспринимаемые как реальные - подобно тому, как ум переживает сон), пока в конечном итоге не принимает новое рождение. Находясь в чреве, он проходит через различные созна­тельные переживания, предшествующие рождению.

Нижеследующее описание того, что происходит на стадиях смерти, основано на материале главы 7 второй тантры «Чжуд-Ши", на «Тибетской книге мертвых» и наставлениях Его Святейшества Дуджома Ринпоче и Дхинлей Норбу Ринпоче.

Физическое тело образуется из пяти внутренних элементов, соответствующих пяти внешним элементам. Как внешние, так и внутренние элементы в конечном итоге зависят и порождают­ся от абсолютных или тайных элементов, неотъемлемых от сущ­ности мудрости ума, или пустоты. В момент смерти пять внут­ренних элементов, поддерживающих жизнь, рассеиваются, а с ними распадаются пять органов чувств и центры тонкой энер­гии, или чакры. К тому же «кармические ветра» овладевают в теле всеми пятью подвидами ветра на их местах.

Для того, чтобы не бояться в момент смерти, когда происхо­дит распад элементов, следует уметь распознавать стадии их рас­сеивания.

Первым элемент земли растворяется в элементе воды. Земля располагается в пупковой чакре, которая распадается на части. В этот момент умирающий человек теряет силу и не может боль­ше держать голову и т.п. Цвет лица начинает блекнуть. Формы уже невозможно видеть ясно. Внешние признаки этой стадии человек чувствует погружение в туман и может просить, чтоб его подняли. Кармические ветры завладевают «ветром, сопровожда­ющем огонь», и поэтому тело не может больше переваривать пищу; телесная теплота оттягивается из конечностей к центру тела. Тело кажется тяжелым, и движения затруднены.

Вторым элемент воды растворяется в элементе огня. Вода рас­полагается в чакре сердца, которая распадается. В этот период девять отверстий тела иссушаются и появляется ощущение су­хости и жажды. Ум начинает волноваться и сердиться. Карми­ческий ветер завладевает «ветром, поддерживающим жизнь» и от этого ум встревожен.

Третьим элемент огня растворяется в ветре. Огонь располо­жен в горловой чакре, которая распадается. Человек чувствует, что выдыхает прохладный ветер и становится трудно дышать. Внутреннее тепло иссякает и ему становится очень холодно. Ум рассредоточивается, впадает в прострацию. Сознание то появля­ется, то исчезает. «Вниз очищающий ветер» выходит из равнове­сия и человек теряет контроль над такими телесными функци­ями, как мочеиспускание и испражнение.

Четвертым элемент ветер рассеивается в элементе простран­ства. Ветер располагается в нижнем «тайном» генитальном цент­ре, который распадается на части. Вдохов больше не будет, только последний выдох. Теперь ум совсем уж растревожен и различ­ные переживания и галлюцинации возникают в соответствии с прошлыми действиями или кармой умирающего человека. Враждебно настроенные люди могут чувствовать, что на них нападают враждебные силы, и несмотря на свое бессилие, такой человек

будет пытаться противостоять атакующим. У людей миролюбивых будут более мирные видения. У тех, кто следовал религиоз­ен практике, будут видения различных божеств, которые придут, чтобы взять их. «Проникающий ветер», который циркулирует по всему телу, замещается кармическими ветрами, и тело коченеет и цепенеет. Когда все элементы растворились, превра­тившись таким образом в сознание, человеку кажется, что на него давит огромный вес.

Наконец, сознание рассеивается в пространстве. Сознание рас­положено в лобной чакре, которая распадается. Дыхание полнос­тью прекращается. «Белая отцовская капля эссенции» из верхней части головы, и «красная материнская капля эссенция» из нижней части тела двигаются в сторону сердечного центра. Поначалу возни­кает переживание белого света, подобного «восходящей луне», затем вспышка красного света, затем сознание и «проникающий ветер» оказываются стиснутыми между красной и белой эссенциями и переживается полная темнота. В этот момент все психические ка­налы рца, силы (лунг), эссенции (тигле) и сознание растворяются в сердечном центре. И из сердечного центра сознание покидает тело и растворяется в пространстве.

В этот момент, момент собственно смерти, испытывается что-то вроде провала или обморока. После того, как смерть действи­тельно произошла, красная и белая жидкости исторгаются из тела через ноздри трупа.*(В случае, когда тело сильно повреждено болезнью, жидкости могут не выходить из носа и/или гениталий.)

До того как это произойдет, человек может казаться мертвым, но сознание и жизненная сила еще не покинули тело, и поэтому его не следует тревожить. Это может занимать от нескольких дней для обычного человека, и до не­скольких недель для сильных практикующих, которые извлека­ют огромное количество полезного, из необычного и мощного состояния расширенного сознания во время умирания.

Момент, когда сознание рассеивается в пространстве, является решающим для буддийской тантрической практики, ибо простран­ство представляется в тот момент сияющей светимостью, чистым светом (Дхармакайя). Очень важно в этот момент помнить настав­ления. Практиковавшие созерцание и осознающие светимость ума могут слиться с этой светимостью. Это называется «светимость мать-дитя». В этот момент можно достичь просветления.

Уровень дхармической практики, достигнутьй в течении жизни, обуславливает способ умирания, которых много. Лучшие из прак­тикующих растворяют свое сознание в пространстве, как это было описано, или же сливаются с радугой57. Практикующие среднего уровня могут быть только как «дети», или «нищие», не имея воз­можности удержаться ни за что конкретное.

Обыкновенные практикующие могут практиковать «пхову», перенос сознания из макушки головы в поле Будды по своему выбору, где они будут ожидать перерождения в присутствии Будд и получат наставления.

Говорится, что крайне важно, чтобы сознание покинуло тело, выйдя вверх через центральный канал из макушки головы, через мягкое место на черепе, называемое «Вратами Брамы». Говорит­ся, что выход через нижние центры приводит к движению в сто­рону низших перерождений.

Согласно тибетской медицине важно, чтобы умирающий не находился под влиянием сильных лекарств и болеутоляющих, которые нарушают его способность распознавать стадии умира­ния, и особенно его способность распознать чистый свет. Более того, существуют лекарства, которые воздействуют на сознание в мирах между смертью и перерождением, если просветление не достигается в момент смерти.

Стадии между смертью и новым перерождением живо описа­ны в «Тибетской книге мертвых». Книга рассчитана на то, чтобы ее читали вслух умирающему или умершему. В основном она обо­значает последовательные состояния видений между смертью и перерождением (промежуточное состояние называется бардо) и побуждает умершего признать, что все им испытываемое явля­ется проекцией его собственного ума. В случае узнавания этого, в тот же момент сознание становится просветленным. Однако, по мере прохождения стадий бардо, становится все труднее осоз­нать это. И легче всего такое распознавание дается при первой вспышке чистого света. Но даже частичное узнавание и память о том, что все переживаемое является проекцией ума, поможет умерить ужас и взбудораженные чувства. Потому что, хотя мате­риального тела уже не существует, сознание проходит целый ряд ощущений и эмоций и видит целый мир форм и видений точно так же, как это бывает во сне с телом сновидения. Содержание переживаний на стадиях бардо обусловлено кармой, интеллекту­альными привычками, развитыми в течении жизни и послед­ними предсмертными мыслями.

« Тибетская Книга Мертвых» - одно из самых необыкновенных Произведений. Как написал доктор Карл Юнг в своем «Психологическом комментарии» на нее, «годами, с тех пор как она вышла в свет, «Бардо Тедол» была моим постоянным спутником, и я обязан ей не только большим количеством будоражащих идей и откры­тий, но также многими глубокими прозрениями. «Бардо Тедол» предлагает понятную философию, обращенную к человеческим существам, а не к богам или простодушным дикарям. Ее филосо­фия содержит в себе квинтэссенцию буддийской психологичес­кой критики; и можно с уверенностью сказать, что она обладает ни с чем не сравнимым превосходством»58.

По окончании путешествия через промежуточные области бардо, сознание принимает перерождение. Тибетская медицина говорит, что рождение бывает четырех типов: из влаги, из яйца, из утробы, и через одномоментное проявление. Последнее мо­жет быть двух типов: высшего и низшего. При высшем типе просветленные существа принимают рождение из таких объек­тов, как лотос, или вселяясь в различные неодушевленные фор­мы предметов (мост и т.п.) для того, чтобы оказывать помощь живущим. При низшем типе существо может внезапно переро­диться в аду.

Просветленные существа и бодхисаттвы могут направлять силу своего сознания в бардо и сознательно перерождаться, что­бы помогать другим. Так, тибетские ламы иногда предсказывают, где переродятся; еще детьми они признаются тулку, или телом проявления предыдущего воплощения. Они сохраняют память о своей предыдущей жизни. Например, линия Далай Лам призна­ется таким образом. Это способ, которым великие ламы просле­живают свои воплощения назад, вглубь столетий и продолжают различные линии передачи учения.

Обыкновенным существам, для того чтобы родиться челове­ком, необходимо, чтобы умственный поток кармического созна­ния из бардо был притянут обратно в мир видением акта совокуп­ления двух человеческих существ. Найти чрево для вхождения можно только таким образом, либо с особой кармой, предполагаю­щей конкретных родителей. Считается, что остальные продолжа­ют блуждать, пока не обнаружат подходящее чрево.

Когда сознание видит двух родителей, занимающихся любо­вью, оно чувствует влечение к одному из них и отвращение к другому. Это основное чувство, которое должно возникнуть. Оно описывается в «Чжуд-ши».

«Три вещи необходимы для образования тела: нормальное семя без изъяна, вызванного какой-либо болезнью, менструальная кровь [под которой тибетцы подразумевают яйцеклетку], и созна­ние в промежуточном состоянии (бардо)., движимое правильной кармой. Все пять элементов необходимы для его последующего существования: в этом причина зачатия. От связей сознания зави­сит, будет ли тело мужским или женским. Если оно отождествляет себя с семенем и влечется к матери, отвращаясь от отца, оно ро­дится мальчиком. Если отождествляется с менструальной кровью матери, которая должна появиться в должное время и не содер­жать изъянов, и если по отношению к матери испытывается гнев, то родится девочка»59.

В сознании, влекомом к половому органу одного из родите­лей, возникает гнев к другому родителю, и это возникновение гнева прекращает пребывание в бардо. Короткий опыт смерти пройден, видение чистого света и т.д., и здесь в момент зачатия воплощающееся сознание соединяется со смесью спермы и яй­цеклетки и становиться бессознательным. При поддержке пяти элементов частицы полностью перемешиваются и зародыш при­ходит к бытию. Психические каналы и чакры образуются к кон­цу второго месяца, из них в первую очередь жизненный сосуд и пупочная чакра, а уже из них развивается тело. Понедельные ста­дии развития зародыша подробно описаны во второй главе вто­рой тантры «Чжуд-ши».

Гампопа 1079-1153

Постепенно сознание возвращается к зародышу, и на шес­том месяце он уже испытывает чувства, такие как радость или печаль. Говорится, что на двадцать шестой неделе он способен вспомнить свои предыдущие жизни.

например: «Когда мать не соблюдает равновесия в питании, отдавая предпочтение холодной пище, зародыш стра­дает как раздетый, брошеный на лед. Также он страдает, когда еда слишком острая или слишком кислая. Если съедается слишком много, то ощущение такое, как будто ты зажат между двух скал; если слишком мало, то как будто висишь и качаешься в возду­хе... Если мать слишком часто предается соитию во время бере­менности, зародыш чувствует, как если 6 его кололи шипами». Он говорит, что на двадцать седьмой неделе «сознание плода пребыва­ет в горе от грязи, вони, темноты и заключения и приходит к мысли о побеге»60.

В труде тибетского философа-врача-святого XI века Гампопы «Драгоценный орнамент освобождения», бедственное положение существа в утробе описывается еще подробнее, чем в «Чжуд-ши». Гампопа говорит,

Также описывается страдание от боли, испытываемой ребен­ком во время рождения: «При рождении чувствуешь себя как корова, с которой заживо содрали кожу, или как ужаленный осой. И когда тебя купают, прикосновение теплой воды дает ощуще­ние, как будто тебя лупят»61.

Быть может необязательно все рождения столь удручающи - Гампопа лишь рисует здесь неизбежность страдания в жизни, смерти, бардо и рождении. Что касается беременности и родов, тибетская медицина располагает собственной подробной систе­мой и даже лекарствами, управляющими родами. Существуют средства, даваемые при родах, расслабляющие мускулы и облег­чающие родовую деятельность - лекарственное масло, принима­емое внутрь и втираемое во влагалище, также лекарства, давае­мые во время беременности и после родов.

Во время беременности подчеркивается психологическая зна­чимость любви в отношениях между матерью и плодом; с пло­дом обращаются как с сознательной личностью. А после рожде­ния, в детстве и отрочестве, новое существо демонстрирует ха­рактерные привычки и предпочтения вследствие собственной кармы, унаследованной из прошлых жизней.

 


 

ГЛАВА 7.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных