ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Естественно–правовая доктрина А.Н. Радищева.Александр Николаевич Радищев (1749—1802) противник крепостничества и самодержавия и одновременно сторонник народного правления. А. Н. Радищев родился в 1749 г. 1790 г. "Путешествие из Петербурга в Москву" сод.картины беспросвет.произвола и беззакония помещиков над беззащитными крестьянами. Впервые креп.право осуждается как зверский обычай порабощения себе подобного человека. Как система, при к-й от доброго помещика даже больше вреда, чем от злого, т.к. просв.кр-н ещё болезненнее чув-л своё бесправие. Зак-во самодерж. России: кр-н в з-не мёртв.. ода "Вольность"; "Опыт о законодавстве"; записка "О законоположении"; "Проект для разделения уложения Российского"; "Проект гражданского уложения". Наделяя людей свободой и равенством, природа одновременно придала им склонность к общежитию. Если один порабощает другого, то речь идёт не о законе, а о бесправии. Креп.право противоречит общ.договору. Эконом.несостоят-ть креп-ва – противоречит интересам развития с/х, низк.производ-ть подневольного труда. Возникновение государства и права связывал с переходом человеческого общества к возделыванию земли. Предпосылкой установления в обществе государственной власти - собственности. С появлением же собственности чел. общество раскололось на сильных и слабых, господ и угнетенных. Государственная власть учреждается безмолвным договором людей с обществом на пользу всех и каждого. Лицо, осуществляющее народную власть, правомочно издавать законы, однако эти законы не могут назначить "ни пути, ни предела" "соборному деянию народа". Идея народного суверенитета или народного правления в представлении Радищева не была для России абстрактной идеей (вече в Великом Новгороде). Возникновение в обществе государственной власти и законодательства не отменяет действия естественных законов. Люди должны оставаться при этом свободные и равные. В "Проекте для разделения уложения российского" Радищев указал по пунктам, в чем конкретно должна воплощаться свобода: в свободе: 1) мысли, 2) слова, 3) деяния, 4) в защите самого себя, когда закон того сделать не в силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимым себе равными". Идея права гражданина на защиту "самого себя, когда закон того сделать не в силах", была более подробно изложена в книге "Путешествие из Петербурга в Москву". "Если закон или не в силах его заступить, или того не хочет, тогда пользуется гражданин природным правом защищения, сохранности, благосостояния. Ибо гражданин, становяся гражданином, не перестает быть человеком». Если договор нарушается, то люди освобождаются от обязанности. Право народа на восстание против монарха, не выполняющего своих обязанностей и творящего произвол по отношению к своим подданным. Он первым выдвинул концеп.нар.революции. В качестве главных причин народного возмущения - установление в обществе деспотической власти и рабства или крепостничества, противных человеческому естеству. Революция, в его представлении, есть вполне естественная реакция на эти вреднейшие явления общественной жизни. При этом не считал революцию эффективным и достаточным средством излечения общества от пороков самовластья и рабства, т.к. восстания, обычно выливались в простое и грубое мщение тем людям, которые имели в глазах народа репутацию злых тиранов или господ-злодеев. Радищев понимал, что даже если революция победит, новая власть опять станет тиранической и уничтожит свободу, по закону природы. При этом положительно отмечал английскую революцию, показавшая свой размах. Необходимым условием такого преобразования общества после революции просвещение людей, открывающее им глаза на подлинное состояние общества, которое необходимо прежде всего внушать помещикам. Выступал против самодержавия. Перевёл термин «деспот» как самодержавие и пояснил, что оно наипротивнейшее чел.естеству состояние. В оде «Вольность» осуждал монархию и концепцию нар.революции. Особое место – пробл.просв.абс-ма. Полож-е монарха таково, что он не доступен просвещению, т.к. 1)мон-х не м.стать просв.2)мон-ху нет выгоды огран.свой собств.произвол. В «Путешествии..» привёл проект освоб.кр-н, о возм-ти к-го одн-но он относился скептически. Свободы следует ожидать не от изволения помещика, но от самой тяжести порабощения. В буд.России д.устан.респ.строй. Выдвинул принцип – земля должна приндл.тем, кто её обраб. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|