Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Опыт 5. Окрашивание силикатов в расплаве




К готовой шихте (Опыт 3) добавляют 1-2% сухих солей FeCl3, CrCl3, NiCl2, CuCl2, CoCl2. Проводят плавку стекломассы (Опыт 3). После охлаждения определите цвета полученных стекол, заполните таблицу. Сделайте выводы.

Соль металла Цвет осадка Цвет расплава
     
     

 

Тема 5. Декорирование, классификация, показатели качества стеклянных изделий.

Для повышения художественно-декоративной ценности стек­лянных изделий применяют различные методы украшения. Различают разделки, наносимые на изделия в горячем состоянии (в процессе выработки), и разделки, наносимые на изделия в хо­лодном состоянии (на готовые изделия). Вид украшения зависит от назначения изделия, его химического состава, формы и других особенностей. Иногда комбинируют разные виды украшений. Наи­более сложные разделки наносят на изделия художественно-деко­ративные и из хрустального стекла.

Разделки, наносимые на изделия в горячем состоянии. Основ­ными из них являются: получение изделий цветных, с нацветом и из цинкосульфидного стекла, украшение филигранью, кракле, на­сыпью, под мрамор, под малахит, ирризацией, а также раздел­ки валиком и оптическим рисунком (предвыдувной формы), стек­лотканью и др.

Получение цветных стеклоизделий основано на введении в со­став шихты различных красителей (Тема 4). Для этой цели широко приме­няют оксиды редкоземельных элементов. Цвет изделия должен быть сочным и равномерным. Ножку изделия, как правило, изго­товляют из бесцветной стекломассы. Интенсивность окраски за­висит от концентрации красителя, термической обработки и, кроме того, от среды.

Изделия с нацветом – двух-, реже трехслойные, причем на­ружный слой изготовляют из цветной стекломассы, а внутрен­ний – из бесцветной. Коэффициенты термического расширения этих стекломасс должны быть одинаковыми.

Изделия из цинкосульфидного стекла по внешнему виду похо­жи на глушеные изделия из дымчатого стекла, но отличаются бе­лыми и желтыми полосами, которые чередуются. Белые полосы получаются вследствие образования ZnS, желтые – FeS.

Разделка кракле имеет вид тонких беспорядочно расположен­ных волосяных трещин, оплавленных с внешней поверхности изде­лия. Наносят этот рисунок путем погружения нагретого до темпе­ратуры формования стекла в виде наборки или готового изделия в холодную воду и последующего нагревания. Вследствие низкой термической стойкости изделие покрывается сеткой трещин. Во избежание разрушения изделия трещины оплавляют с поверхно­сти, и они оказываются в толще стекла. Изделия с этим рисун­ком имеют невысокую прочность и термическую стойкость. Иногда это украшение может быть получено гравировкой, нанесенной на внутреннюю поверхность пресс-формы.

Украшение филигранью, или витьем, придает изделию ажур­ность, имеет вид двух- или трехцветных спиралевидных нитей или палочек. Чтобы изделие че разрушилось, коэффициенты терми­ческого расширения стекломасс должны быть одинаковыми.

Для украшения изделий под мрамор в основную стекломассу молочного стекла добавляют стекломассу другого цвета и нерав­номерно размешивают. Получают рисунок в виде цветных линий, вкрапленных в основное стекло. Аналогичным способом украшают стеклянные изделия под малахит.

Для разделки насыпью измельченное (размер частиц около 0,5 мм) цветное стекло насыпают на металлическую плиту беспо­рядочно или по определенному рисунку. Затем стекломассу в виде «баночки» раскатывают по измельченному стеклу, частицы кото­рого прилипают к ее поверхности. После этого изделие формуют обычным способом.

Оптический рисунок получают при формовании полых и толстостенных изделий. Вначале изделие выдувают в форме мень­шего размера, чем готовое изделие, имеющей рисунок в виде гра­ней, волн и др. Затем изделие помещают в форму несколько боль­шего размера, с гладкой внутренней поверхностью. Изделие окон­чательно выдувают, вращая в форме, при этом грани и волны на его поверхности сглаживаются и остаются только в толще стенок. Оптический рисунок в основном применяют для украшения гра­финов, кувшинов.

Поверхность изделий с разделкой ирризациеи имеет радужные переливы. Для получения этого украшения изделия нагревают в муфельной печи в атмосфере паров смеси солей хлористого оло­ва, азотнокислого стронция и хлористого бария, которые, оседая на поверхности изделия, прочно соединяются с ней и придают раз­личные оттенки с переливами (напоминает перламутр). Если смесь состоит из 80 % SnCl2, 5 % SrNO3 и 15 % ВаС12, то получа­ется синеватый оттенок, а из 88 % SnCl2, 7 % SrNO3 и 5 % ВаС12 – красноватый.

Рисунок валиком наносят при отливке изделий в форме с вол­нообразной поверхностью. Процесс получения его напоминает получение оптического рисунка.

Изделия с украшением стеклотканями отличаются разнооб­разными по цвету и структуре переплетения рисунками. Стекло­ткань является армирующим материалом, повышает механиче­скую прочность изделия. Для получения украшения почти пол­ностью готовое изделие покрывают стеклотканью определенного цвета и рисунка и окончательно выдувают. Стеклоткань прочно соединяется со стекломассой, придавая красивый внешний вид готовым изделиям.

Стеклоизделия украшают также люстрами, различными узор­чатыми покрытиями в виде пленок, придающих изделиям вид узор­чатого цветного стекла.

Люстры получают путем нанесения на поверхность изделия растворов органических соединений металлов в органических ра­створителях и последующего обжига. При обжиге растворители выгорают, а пленка металлов или их окислов закрепляется на по­верхности.

Украшение пленками заключается в нанесении тонкодисперс­ных растворов пленкообразующих веществ на горячую поверх­ность стеклоизделия аэрозольным наплавлением. При взаимо­действии поверхности стекла с растворами образуется прочная пленка, отличающаяся химическим составом и свойствами от стек­ла. Этим способом изделию придают не только красивый внешний вид, но и химическую стойкость, электропроводность и другие свойства, а также увеличивают его прочность в 1,5-2 раза. При использовании раствора хлористого железа в воде получают изде­лия от светло-желтого до оранжевого цвета; хлористого олова и треххлористой сурьмы – узорчатое стекло от темно-фиолетового до голубого цвета в зависимости от концентрации раствора.

В горячем состоянии стеклоизделия могут быть украшены так­же прилепами, крошкой, пузырьками, стекловолокном и други­ми вкраплениями из стекломассы других цветов и оттенков.

Разделки, наносимые на стеклянные изделия в горячем состоя­нии, кроме кракле, не оказывают отрицательного влияния на ме­ханическую прочность и термическую стойкость, как это происходит при нанесении разделок в холодном состоянии механиче­ским путем.

Разделки, наносимые на изделия в холодном состоянии. Укра­шения, наносимые на изделия в холодном состоянии, разнообраз­нее украшений, наносимых на изделия в горячем состоянии. Ас­сортимент изделий с такими разделками гораздо шире и занимает больший удельный вес, чем с разделками, наносимыми в горячем состоянии. На готовые изделия разделки наносят механическим и химическим способами, а также живописью.

К разделкам, наносимым механическим способом, относят ма­товую ленту, номерную шлифовку, алмазную грань, литерную (широкую) грань и гравировку. С такими украшениями выраба­тывают изделия разнообразной формы, из стекломассы различно­го состава.

Сущность нанесения рисунка механическим способом заклю­чается в разрушении зеркально-гладкой поверхности изделия с помощью специальных абразивных материалов. Под действием этих материалов поверхность изделия покрывается мелкими ско­лами, царапинами, приобретает рельефность и матовость. Мато­вость обусловлена неровностью поверхности и характером отра­жения от нее падающего света. После обработки смесью плави­ковой и серной кислот рисунок становится прозрачным, а смесью плавиковой, серной и соляной кислот – остается матовым. Бле­стящий рисунок может быть получен и полировкой – обработ­кой поверхности мягкими материалами и тонкодисперсным по­рошком.

Матовая лента – полоса шириной до 2 мм по верхнему краю изделия; этим способом чаще всего украшают гладкие чай­ные стаканы.

Номерной шлифовкой называется более глубокий рисунок со сложной композицией.

Алмазная грань – наиболее сложный рисунок, состоит из более глубоких и сложных бороздок и линий, образующих гео­метрические фигуры, кусты и звезды. Алмазную грань наносят, как правило, с помощью абразивных кругов различного диаметра и толщины. Изделия с такой разделкой ценятся выше. По слож­ности рисунка алмазную грань делят на номера и группы. Наи­более сложные рисунки наносят на хрустальные изделия. Для ускорения нанесения украшения, снижения трудоемкости и повы­шения производительности труда на стеклоизделия в момент их формования наносят контуры будущего рисунка, которые затем дошлифовывают с помощью специальных кругов.

Литерную (широкую) грань наносят на тол­стостенные изделия. После нанесения разделки поверхность по­лируют до зеркального блеска.

Гравировку наносят на готовые изделия с помощью мед­ных дисков диаметром от 10 до 100 мм. Этот рисунок поверхност­ный и всегда матовый, в виде цветов, веток и т. д.

Разделки, наносимые на готовые изделия механическим спо­собом, отрицательно влияют на прочность и термическую стой­кость, но повышают эстетические достоинства. Благодаря нали­чию граней падающий на поверхность свет преломляется и отра­жается, что обусловливает своеобразную игру света.

Разделки, наносимые химическим способом, или травлением, могут быть прозрачными или матовыми. Сущность этого метода украшения стеклянных изделий заключается в разрушении по­верхности стекла плавиковой кислотой или солями фтора. Изде­лие предварительно покрывают защитным слоем из черного вос­ка и парафина. Затем на этот слой на специальных машинах с по­мощью тонких игл наносят рисунок. После чего изделие на 15-30 мин помещают при температуре 40-60 °С в травильную ван­ну, состоящую из смеси плавиковой, соляной и серной кислот. Кислота разрушает поверхность стекла в тех местах, где снят за­щитный слой, при этом образуется матовый рисунок. Если ванна состоит из смеси плавиковой и серной кислот, то рисунок полу­чается прозрачным.

По сложности и глубине рисунка различают травление про­стое, сложное и глубокое художественное.

Простое травление – несложный повторяющийся рисунок в виде ломаных, спирале- и зигзагообразных линий. Ри­сунок наносят на гильоширных машинах. Этим способом часто украшают край выдувных чайных стаканов.

Сложное травление наносят на пантографических машинах. Для него характерна более сложная композиция.

Глубоким художественным травлением укра­шают двух- и многослойные изделия. Наружный слой должен быть цветным, а внутренний – бесцветным. На те участки изделия, где цветной слой не должен быть разрушен, наносят защитный слой кисточкой или переводным способом. Остальную поверхность по­степенно обрабатывают плавиковой кислотой при помощи кисточ­ки. При глубоком травлении изделия, как правило, обрабаты­вают только плавиковой кислотой или в смеси с серной до пол­ного растворения всех веществ, образующихся при этом на по­верхности стеклоизделия. Наибольший эффект достигается при разной глубине травления: получаются различные цвета и оттен­ки. Рисунок имеет сложную композицию, наносят его чаще всего на вазы для цветов и другие крупные изделия.

Для украшения стеклоизделий живописными рисунками и шелкографией используют термопластические краски, которые после нанесения на изделие закрепляют обжигом при температуре 550-580 °С. Живописные рисунки наносят кистью от руки, трафарет­ной печатью, пульверизатором или с помощью переводных карти­нок (декалькомания). Они могут быть в виде лент, отводок, цве­тов и других сложных композиций. Помимо обычных муфельных красок, применяют 12 %-ный раствор золота.

Кроме окрашивающих оксидов, краски содержат легкоплавкие окислы свинца и бора. При обжиге легкоплавкие окислы раз­мягчаются и реагируют с поверхностными слоями стекла, взаим­но проникая друг в друга. При этом краски прочно закрепляются на поверхности и сохраняют блеск.

Разделки, наносимые на стеклянные изделия, разнообразны по природе, методу нанесения, сложности, цвету и другим при­знакам. Выбор их зависит от природы стекла, назначения и худо­жественной ценности изделий. На хрустальные, художественно-декоративные изделия наносят наиболее ценные и сложные ри­сунки. Вид и сложность рисунка существенно влияют на эстети­ческие свойства и цену стеклоизделий.

Демонстрационные опыты:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных