ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Опыт 5. Окрашивание силикатов в расплавеК готовой шихте (Опыт 3) добавляют 1-2% сухих солей FeCl3, CrCl3, NiCl2, CuCl2, CoCl2. Проводят плавку стекломассы (Опыт 3). После охлаждения определите цвета полученных стекол, заполните таблицу. Сделайте выводы.
Тема 5. Декорирование, классификация, показатели качества стеклянных изделий. Для повышения художественно-декоративной ценности стеклянных изделий применяют различные методы украшения. Различают разделки, наносимые на изделия в горячем состоянии (в процессе выработки), и разделки, наносимые на изделия в холодном состоянии (на готовые изделия). Вид украшения зависит от назначения изделия, его химического состава, формы и других особенностей. Иногда комбинируют разные виды украшений. Наиболее сложные разделки наносят на изделия художественно-декоративные и из хрустального стекла. Разделки, наносимые на изделия в горячем состоянии. Основными из них являются: получение изделий цветных, с нацветом и из цинкосульфидного стекла, украшение филигранью, кракле, насыпью, под мрамор, под малахит, ирризацией, а также разделки валиком и оптическим рисунком (предвыдувной формы), стеклотканью и др. Получение цветных стеклоизделий основано на введении в состав шихты различных красителей (Тема 4). Для этой цели широко применяют оксиды редкоземельных элементов. Цвет изделия должен быть сочным и равномерным. Ножку изделия, как правило, изготовляют из бесцветной стекломассы. Интенсивность окраски зависит от концентрации красителя, термической обработки и, кроме того, от среды. Изделия с нацветом – двух-, реже трехслойные, причем наружный слой изготовляют из цветной стекломассы, а внутренний – из бесцветной. Коэффициенты термического расширения этих стекломасс должны быть одинаковыми. Изделия из цинкосульфидного стекла по внешнему виду похожи на глушеные изделия из дымчатого стекла, но отличаются белыми и желтыми полосами, которые чередуются. Белые полосы получаются вследствие образования ZnS, желтые – FeS. Разделка кракле имеет вид тонких беспорядочно расположенных волосяных трещин, оплавленных с внешней поверхности изделия. Наносят этот рисунок путем погружения нагретого до температуры формования стекла в виде наборки или готового изделия в холодную воду и последующего нагревания. Вследствие низкой термической стойкости изделие покрывается сеткой трещин. Во избежание разрушения изделия трещины оплавляют с поверхности, и они оказываются в толще стекла. Изделия с этим рисунком имеют невысокую прочность и термическую стойкость. Иногда это украшение может быть получено гравировкой, нанесенной на внутреннюю поверхность пресс-формы. Украшение филигранью, или витьем, придает изделию ажурность, имеет вид двух- или трехцветных спиралевидных нитей или палочек. Чтобы изделие че разрушилось, коэффициенты термического расширения стекломасс должны быть одинаковыми. Для украшения изделий под мрамор в основную стекломассу молочного стекла добавляют стекломассу другого цвета и неравномерно размешивают. Получают рисунок в виде цветных линий, вкрапленных в основное стекло. Аналогичным способом украшают стеклянные изделия под малахит. Для разделки насыпью измельченное (размер частиц около 0,5 мм) цветное стекло насыпают на металлическую плиту беспорядочно или по определенному рисунку. Затем стекломассу в виде «баночки» раскатывают по измельченному стеклу, частицы которого прилипают к ее поверхности. После этого изделие формуют обычным способом. Оптический рисунок получают при формовании полых и толстостенных изделий. Вначале изделие выдувают в форме меньшего размера, чем готовое изделие, имеющей рисунок в виде граней, волн и др. Затем изделие помещают в форму несколько большего размера, с гладкой внутренней поверхностью. Изделие окончательно выдувают, вращая в форме, при этом грани и волны на его поверхности сглаживаются и остаются только в толще стенок. Оптический рисунок в основном применяют для украшения графинов, кувшинов. Поверхность изделий с разделкой ирризациеи имеет радужные переливы. Для получения этого украшения изделия нагревают в муфельной печи в атмосфере паров смеси солей хлористого олова, азотнокислого стронция и хлористого бария, которые, оседая на поверхности изделия, прочно соединяются с ней и придают различные оттенки с переливами (напоминает перламутр). Если смесь состоит из 80 % SnCl2, 5 % SrNO3 и 15 % ВаС12, то получается синеватый оттенок, а из 88 % SnCl2, 7 % SrNO3 и 5 % ВаС12 – красноватый. Рисунок валиком наносят при отливке изделий в форме с волнообразной поверхностью. Процесс получения его напоминает получение оптического рисунка. Изделия с украшением стеклотканями отличаются разнообразными по цвету и структуре переплетения рисунками. Стеклоткань является армирующим материалом, повышает механическую прочность изделия. Для получения украшения почти полностью готовое изделие покрывают стеклотканью определенного цвета и рисунка и окончательно выдувают. Стеклоткань прочно соединяется со стекломассой, придавая красивый внешний вид готовым изделиям. Стеклоизделия украшают также люстрами, различными узорчатыми покрытиями в виде пленок, придающих изделиям вид узорчатого цветного стекла. Люстры получают путем нанесения на поверхность изделия растворов органических соединений металлов в органических растворителях и последующего обжига. При обжиге растворители выгорают, а пленка металлов или их окислов закрепляется на поверхности. Украшение пленками заключается в нанесении тонкодисперсных растворов пленкообразующих веществ на горячую поверхность стеклоизделия аэрозольным наплавлением. При взаимодействии поверхности стекла с растворами образуется прочная пленка, отличающаяся химическим составом и свойствами от стекла. Этим способом изделию придают не только красивый внешний вид, но и химическую стойкость, электропроводность и другие свойства, а также увеличивают его прочность в 1,5-2 раза. При использовании раствора хлористого железа в воде получают изделия от светло-желтого до оранжевого цвета; хлористого олова и треххлористой сурьмы – узорчатое стекло от темно-фиолетового до голубого цвета в зависимости от концентрации раствора. В горячем состоянии стеклоизделия могут быть украшены также прилепами, крошкой, пузырьками, стекловолокном и другими вкраплениями из стекломассы других цветов и оттенков. Разделки, наносимые на стеклянные изделия в горячем состоянии, кроме кракле, не оказывают отрицательного влияния на механическую прочность и термическую стойкость, как это происходит при нанесении разделок в холодном состоянии механическим путем. Разделки, наносимые на изделия в холодном состоянии. Украшения, наносимые на изделия в холодном состоянии, разнообразнее украшений, наносимых на изделия в горячем состоянии. Ассортимент изделий с такими разделками гораздо шире и занимает больший удельный вес, чем с разделками, наносимыми в горячем состоянии. На готовые изделия разделки наносят механическим и химическим способами, а также живописью. К разделкам, наносимым механическим способом, относят матовую ленту, номерную шлифовку, алмазную грань, литерную (широкую) грань и гравировку. С такими украшениями вырабатывают изделия разнообразной формы, из стекломассы различного состава. Сущность нанесения рисунка механическим способом заключается в разрушении зеркально-гладкой поверхности изделия с помощью специальных абразивных материалов. Под действием этих материалов поверхность изделия покрывается мелкими сколами, царапинами, приобретает рельефность и матовость. Матовость обусловлена неровностью поверхности и характером отражения от нее падающего света. После обработки смесью плавиковой и серной кислот рисунок становится прозрачным, а смесью плавиковой, серной и соляной кислот – остается матовым. Блестящий рисунок может быть получен и полировкой – обработкой поверхности мягкими материалами и тонкодисперсным порошком. Матовая лента – полоса шириной до 2 мм по верхнему краю изделия; этим способом чаще всего украшают гладкие чайные стаканы. Номерной шлифовкой называется более глубокий рисунок со сложной композицией. Алмазная грань – наиболее сложный рисунок, состоит из более глубоких и сложных бороздок и линий, образующих геометрические фигуры, кусты и звезды. Алмазную грань наносят, как правило, с помощью абразивных кругов различного диаметра и толщины. Изделия с такой разделкой ценятся выше. По сложности рисунка алмазную грань делят на номера и группы. Наиболее сложные рисунки наносят на хрустальные изделия. Для ускорения нанесения украшения, снижения трудоемкости и повышения производительности труда на стеклоизделия в момент их формования наносят контуры будущего рисунка, которые затем дошлифовывают с помощью специальных кругов. Литерную (широкую) грань наносят на толстостенные изделия. После нанесения разделки поверхность полируют до зеркального блеска. Гравировку наносят на готовые изделия с помощью медных дисков диаметром от 10 до 100 мм. Этот рисунок поверхностный и всегда матовый, в виде цветов, веток и т. д. Разделки, наносимые на готовые изделия механическим способом, отрицательно влияют на прочность и термическую стойкость, но повышают эстетические достоинства. Благодаря наличию граней падающий на поверхность свет преломляется и отражается, что обусловливает своеобразную игру света. Разделки, наносимые химическим способом, или травлением, могут быть прозрачными или матовыми. Сущность этого метода украшения стеклянных изделий заключается в разрушении поверхности стекла плавиковой кислотой или солями фтора. Изделие предварительно покрывают защитным слоем из черного воска и парафина. Затем на этот слой на специальных машинах с помощью тонких игл наносят рисунок. После чего изделие на 15-30 мин помещают при температуре 40-60 °С в травильную ванну, состоящую из смеси плавиковой, соляной и серной кислот. Кислота разрушает поверхность стекла в тех местах, где снят защитный слой, при этом образуется матовый рисунок. Если ванна состоит из смеси плавиковой и серной кислот, то рисунок получается прозрачным. По сложности и глубине рисунка различают травление простое, сложное и глубокое художественное. Простое травление – несложный повторяющийся рисунок в виде ломаных, спирале- и зигзагообразных линий. Рисунок наносят на гильоширных машинах. Этим способом часто украшают край выдувных чайных стаканов. Сложное травление наносят на пантографических машинах. Для него характерна более сложная композиция. Глубоким художественным травлением украшают двух- и многослойные изделия. Наружный слой должен быть цветным, а внутренний – бесцветным. На те участки изделия, где цветной слой не должен быть разрушен, наносят защитный слой кисточкой или переводным способом. Остальную поверхность постепенно обрабатывают плавиковой кислотой при помощи кисточки. При глубоком травлении изделия, как правило, обрабатывают только плавиковой кислотой или в смеси с серной до полного растворения всех веществ, образующихся при этом на поверхности стеклоизделия. Наибольший эффект достигается при разной глубине травления: получаются различные цвета и оттенки. Рисунок имеет сложную композицию, наносят его чаще всего на вазы для цветов и другие крупные изделия. Для украшения стеклоизделий живописными рисунками и шелкографией используют термопластические краски, которые после нанесения на изделие закрепляют обжигом при температуре 550-580 °С. Живописные рисунки наносят кистью от руки, трафаретной печатью, пульверизатором или с помощью переводных картинок (декалькомания). Они могут быть в виде лент, отводок, цветов и других сложных композиций. Помимо обычных муфельных красок, применяют 12 %-ный раствор золота. Кроме окрашивающих оксидов, краски содержат легкоплавкие окислы свинца и бора. При обжиге легкоплавкие окислы размягчаются и реагируют с поверхностными слоями стекла, взаимно проникая друг в друга. При этом краски прочно закрепляются на поверхности и сохраняют блеск. Разделки, наносимые на стеклянные изделия, разнообразны по природе, методу нанесения, сложности, цвету и другим признакам. Выбор их зависит от природы стекла, назначения и художественной ценности изделий. На хрустальные, художественно-декоративные изделия наносят наиболее ценные и сложные рисунки. Вид и сложность рисунка существенно влияют на эстетические свойства и цену стеклоизделий. Демонстрационные опыты: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|