ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Опыт 8. Меднение стеклаВ чисто вымытую пробирку наливают 3-4 мл 3% раствора сульфата меди и по каплям добавляют 10% аммиака до полного растворения появляющегося осадка (избегать избытка аммиака). В пробирку добавляют 1-2 мл 10% раствора глюкозы и нагревают на пламени горелки. Наблюдайте происходящие явления. Сделайте выводы. Классификация стеклянных изделий. Стеклянные бытовые изделия относятся к товарам сложного ассортимента, их классифицируют по химическому составу, цвету, способу формования, форме, размеру, виду и сложности декорирования, назначению и комплектности. По химическому составу изделия бывают натриево-известковые, калиево-известковые (силикатные), боросиликатные, калиево-свинцовые, боратные, алюмоборосиликатные и др. Природа изделий зависит прежде всего от условий их эксплуатации и свойств, которыми они должны обладать, а также от возможностей и особенностей формования и украшения. По цвету различают стеклоизделия бесцветные, цветные сплошные, цветные с нацветом, полутоновые и др. Изделия цветные сплошные и с нацветом могут быть различного цвета в зависимости от вида красителя. По способу формования стеклоизделия подразделяют на прессованные, выдувные, прессовыдувные, тянутые, а также полученные методом литья и сочленения, прокатки, центрифугирования и вытягивания. Наиболее сложную форму имеют выдувные изделия, особенно изделия, полученные методом свободного формования. Более простыми являются изделия, получаемые в формах. По форме их делят на полые и плоские. По размеру стеклянные бытовые изделия делят на мелкие, средние и крупные. Размер плоских изделий определяют по наибольшему диаметру в мм, полых – по объему в см3, высоких изделий (ваз для цветов) – по высоте в мм. По виду и сложности декорирования бытовые стеклоизделия, особенно выдувные, весьма разнообразны. Все рисунки, наносимые на стеклоизделия, объединены в соответствующие группы, за каждой из которых закреплен определенный номер. Например, рисунки, наносимые на изделия из обычного стекла, делят на 7 групп – с 1-й по 7-ю. Рисунки, наносимые на хрустальные изделия, включены в группы с 4-й по 10-ю. По назначению бытовые стеклянные изделия делят на следующие группы: бытовая посуда, художественно-декоративные изделия и ламповые изделия (ламповые резервуары, ламповое стекло и столовые лампы). Бытовая посуда может быть подразделена на столовую, чайную, закусочную, для вина, пива и воды, кухонную и хозяйственную. По комплектности стеклянную бытовую посуду делят на штучную и комплектную. Функциональные свойства стеклоизделий предусматривают возможность выполнения ими двух основных функций: принимать и сохранять пищу и напитки в неизменном количестве и качестве и отдавать их полностью или частично по мере необходимости. Эргономические свойства предопределяют прежде всего удобство (комфортность) пользования и гигиеничность стеклоизделии. Комфортность бытовой посуды определяется удобством ее держания, переноса, выполнения функций хранения, мойки и т. п. Гигиенические свойства обусловлены прежде всего природой и свойствами стекла. Эти изделия имеют высокую химическую стойкость и безвредны для организма человека. При оценке гигиеничности учитывают также загрязняемость изделий, простоту и легкость очистки и поддержания чистоты. Из гигиенических свойств особое значение имеет соответствие размеров, формы и цвета изделий зрительным и психофизиологическим возможностям человеческого организма. Эстетические свойства стеклянных бытовых изделий характеризуются целостностью композиции, рациональностью формы и информативностью. Целостность композиции характеризует расположение, сложение и соединение частей в единое целое в определенном порядке. Она обусловлена пространственно-декоративным строением, тектоникой и пропорциями формы стеклоизделий. Рациональность формы характеризует соответствие формы изделия функциональному назначению и условиям окружающей среды, соответствие тонального и цветового решения отдельных элементов требованиям эргономики, стилевого решения – интерьеру, технологии изготовления – свойствам материала. Рациональна форма, которая максимально выявляет назначение сосуда. Информативность стеклоизделий определяется знаковостью, оригинальностью и соответствием их стилю и моде, господствующим в данное время. Свойство надежности стеклянных изделий определяется их долговечностью и сохраняемостью. Наибольшее значение имеет долговечность, которая характеризуется физическим и моральным износом. Менее надежны изделия с приставными деталями, изделия на высокой ножке, сложной конфигурации. Физический износ стеклоизделий зависит от их механических, термических, химических и других свойств, а также от износостойкости защитно-декоративного покрытия. Поэтому изделия, подвергающиеся в процессе эксплуатации резкому нагреванию и охлаждению, механическим воздействиям, должны иметь необходимые термическую стойкость и механическую прочность, особенно к удару. Моральный износ проявляется в отсутствии покупательского спроса на изделия устаревших фасонов, форм, размеров и украшений. При характеристике надежности стеклоизделий большое значение имеет их сохраняемость при транспортировании и хранении, зависящая от особенностей упаковки, тары, расположения при перевозках и на складе и обращения с ними. При рассмотрении надежности стеклоизделий следует иметь в виду долговечность и сохраняемость заданных функциональных эргономических и эстетических свойств изделий при упаковке, транспортировании, хранении и эксплуатации при условии соблюдения соответствующих требований. Рассмотренные выше потребительские свойства и требования могут быть дифференцированы в зависимости от назначения изделий и условий эксплуатации. При оценке уровня качества стеклоизделий помимо этих свойств учитывают показатели технологические, стандартизации и унификации, патентно-правовые и| экономические. Для этого показатели анализируемого изделия сопоставляют с эталоном. Соответственно этим показателям устанавливают категорию качества изделия – высшая и первая. Качество стеклянной бытовой посуды зависит от наличия дефектов, отрицательно влияющих на механические, термические, оптические, эстетические и санитарно-гигиенические свойства. Влияние того или иного дефекта на качество изделия зависит от его вида, расположения, размера, а также размера изделия и т. д. По этим признакам некоторые дефекты допускаются с ограничениями по количеству, размерам и месту нахождения, другие вообще не допускаются (свиль, шамотный камень, продавливающиеся пузыри). На мелких изделиях допускается не более двух дефектов, на средних – трех, на крупных – четырех. Изделия из хрусталя крупные 1-го сорта могут иметь не более четырех дефектов, 2-го сорта и прессованные – пяти, для мелких изделий допускается соответственно не более двух и трех дефектов. Дефекты стеклоизделий подразделяют на три группы: дефекты стекломассы, выработки и обработки. Дефекты стекломассы – недостаточная обесцвеченность, включения газообразные и воздушные (пузыри и мошки), стекловидные (свиль, шлир) и кристаллические (шамотный камень, рух и др.). Недостаточная обесцвеченность возникает при избытке или недостатке обесцвечивателей в шихте или вследствие нарушения режимов процесса варки стекломассы. Проявляется она в виде зеленоватого или голубовато-зеленоватого оттенка стекла, при этом снижается светопропускание, ухудшается внешний вид изделий. Основные воздушные и газовые включения – пузыри и мошки, снижающие эстетическую ценность изделия, а также прочность и термическую стойкость, образуются в результате плохого осветления стекломассы. Отрицательно влияют на механические, термические, оптические и эстетические свойства стеклоизделий стекловидные и кристаллические включения – свиль, шлир, камни и др. Для предотвращения их образования нужно следить за составом шихты, температурой варки стекломассы, подбором и состоянием огнеупорных материалов для футеровки стекловаренных печей, а также обеспечивать равномерный провар и тщательное перемешивание стекломассы. В изделиях не допускаются такие дефекты стекломассы, как шамотный камень, замутненные и продавливающиеся пузыри и др. К дефектам выработки относят различные отклонения от нормативов, возникающие при формовании изделий. Основными из них являются неравномерное распределение стекломассы, кривизна изделий, несимметричность носиков и ручек, различного рода сколы, посечки, зазоры между корпусом изделия и крышкой. Образуются они вследствие нарушения режимов формования и отсутствия должного контроля за состоянием пресс-форм, несоблюдения режимов обработки и т. д. Специфические дефекты прессованных изделий – кованость (следы от изношенной пресс-формы), заусенцы и лишки (следы от раскрывающихся форм). Кованость не допускается; лишки высотой не более 3 мм и без режущих кромок могут быть допущены. К недопустимым дефектам этой группы относят просвет между корпусом изделия и крышкой, посечки, искривление кнопки, осыпь края, заделку сколов на мелких изделиях и др. Дефекты обработки могут возникнуть на изделиях на завершающих этапах изготовления. Это перетоп края, несимметричность деталей, посечки, осыпь края, прилип стекла, сколы и щербины незаправленные, искажение рисунка, косина края, качание пробок, заоваленность граней рисунка и др. Большинство этих дефектов являются недопустимыми. Стеклоизделия из обычной стекломассы на сорта не подразделяют. Хрустальные изделия в зависимости от наличия дефектов делят на 1-й и 2-й сорта. Прессованные изделия без доработки выпускают одним сортом – годные. Хрустальные изделия выпускают и с государственным Знаком качества. В зависимости от сорта изменяется цена изделия, что отражено в прейскуранте. Сорт изделий бытового назначения устанавливают по ограничительной системе. Тема 6. Керамические изделия. Фарфор. Состав, свойства, основы производства. Глазури. Дефекты фарфоровых изделий В отличие от стекла керамические изделия не обладают прозрачностью и имеют пористую гетерогенную структуру из-за наличия муллита – соединения оксидов алюминия и кремния (3Al2O3·2SiO2), имеющего высокую температуру плавления и высокую химическую стойкость. К керамическим относят изделия, получаемые из глинистых зеществ с минеральными добавками или без них путем формования и последующего обжига. Керамические изделия различают по характеру строения и плотности черепка, наличию глазури и назначению. По характеру строения черепка различают изделия тонкой керамики и грубой керамики. К тонкой керамике относят изделия со спекшимся черепком однородного и мелкозернистого строения, не пропускающим воду и газы. Основными представителями тонкой керамики являются фарфоровые, фаянсовые и майоликовые изделия. Изделия грубой керамики – кирпич, черепица – характеризуются неоднородным, грубозернистым, непросвечивающимся черепком с землистым изломом. По плотности черепка керамические изделия делят на плотные и пористые. Пористость черепка определяют по водопоглощению в процентах. К плотным относятся изделия с водопоглощением менее 5 %, к пористым – более 5 %. Плотными являются фарфоровые изделия, пористыми – фаянсовые и майоликовые. По наличию глазури различают изделия глазурованные и неглазурованные. Изделия тонкой керамики чаще всего изготовляют глазурованными, а грубокерамические – неглазурованными. Глазурованные изделия имеют гладкую, ровную и глянцевую поверхность, не пропускают воду и газы. Поверхность не-глазурованных изделий шероховатая, матовая; они, как правило, пропускают воду. По назначению керамические изделия делят на бытовые, архитектурно-строительные и технические. К бытовым относят посуду и художественно-декоративные изделия (фарфоровые, фаянсовые, майоликовые и др.). Изделия архитектурно-строительные – преимущественно изделия грубой керамики, применяемые для кладки стен, кровли зданий и сооружений (кирпич, черепица), отделки и облицовки наружных и внутренних стен. Изделия технические применяют в радиотехнической, авиационной, автомобильной и других отраслях народного хозяйства, а также для оборудования лабораторий (посуда, ступки, пестики и др.). В данном разделе особое внимание уделяется характеристике фарфоровых изделий, весьма разнообразных по химическому составу, структуре, свойствам и назначению. Состав, строение и свойства фарфора. По характеру строения черепка фарфор, как уже было отмечено выше, относится к тонкой керамике. Характерные признаки фарфора – белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочность, термическая и химическая стойкость и декоративные достоинства. Состав фарфора. Различают два вида фарфора – твердый и мягкий. Твердый фарфор получают из массы, содержащей 50 % глины и каолина, 25 % кварца и 25 % полевого шпата. Это классический состав, который может быть изменен в зависимости от вида исходных материалов. Наиболее рациональный состав твердого фарфора – 55 % глинистых веществ и по 22,5 % квар
ца и полевого шпата. Химический состав твердого фарфора, исходя из соотношения различных оксидов, содержащихся в нем, может быть представлен в следующем виде: SiO2 – 68 %, Al2O3 – 26 % и К2О – около 6 %. Как видно, особенностью твердого фарфора является малое содержание оснований и повышенное количество глинозема. Для получения плотного спекшегося черепка твердый фарфор обжигают при повышенной температуре – 1350-1400 °С. Одним из показателей, характеризующих поведение фарфора при обжиге и эксплуатации, является величина отношения эквивалентов кислот к эквивалентам оснований, которая называется коэффициентом кислотности и определяется по формуле:
Для твердого фарфора этот коэффициент равен 1,1-1,3, по мере перехода к мягкому фарфору он возрастает до 1,68-1,75. С повышением коэффициента кислотности увеличивается хрупкость черепка и способность к деформации. Твердый фарфор характеризуется повышенным содержанием в массе каолина и глины, что придает ему высокую белизну, обусловливает образование кристаллической фазы и повышение термической стойкости. Каолин способствует диффузии ионов алюминия и растворимого дегидратированного остатка каолинита в расплав полевого шпата, что ведет к увеличению их концентрации и образованию муллита. Муллит и отвердевший при охлаждении расплав обусловливают механические, термические и химические свойства изделий. Твердый фарфор глазуруют тугоплавкими глазурями. В массе для получения мягкого фарфора содержится больше плавней и меньше глины и каолина. При увеличении в массе плавней количество стекловидной фазы в черепке возрастает, при этом повышается и просвечиваемость. Масса для получения мягкого фарфора содержит 25-30 % каолина и глины, 20-45 % кварца и 30-36 % полевого шпата. Иногда добавляют 1,5-2,5 % мела и 1,2-4,0 % оксида цинка. Молекулярная формула мягкого фарфора характеризуется повышенным содержанием оснований. В мягком фарфоре кристаллическая фаза, которая обусловливает высокую прочность, незначительна. По прочности и термической стойкости мягкий фарфор уступает твердому. Обжиг его ведут при более низкой температуре – 1250-1300 °С. Разновидностями мягкого фарфора являются фриттовый, костяной, бисквитный и др. Фриттовый фарфор получают из массы, не содержали кварц, полевой шпат и пластичные материалы. Состав его: 5-80 % фритты, 17 % мела и около 8 % отмученного мергеля, эритта – это тонкоизмельченный сплав песка, гипса, соды, поваренной соли, калийной селитры и аммиачных квасцов. Этот фарфор занимает промежуточное положение между твердым фарфором и стеклом. Для придания большей пластичности при формовании в смесь добавляют специальные клеящие вещества. Для глазурования применяют легкоплавкую глазурь. Краски, наносимые на такие изделия, сплавляются с глазурью и имеют высокий блеск и красивые тона. В состав костяного фарфора наряду с другими веществами входит от 20 до 60 % костяной муки, содержащей фосфат кальция. Каолина в нем содержится от 20 до 45 %, иногда его частично заменяют пластичной беложгущеися глиной. Формуют изделия литьем в гипсовые формы и пластическим способом. Для глазурования используют боросвинцовую фриттованную глазурь. Для украшения применяют фаянсовые краски, как подглазурные, так и надглазурные, которые хорошо согласуются с глазурью. По свойствам этот фарфор занимает промежуточное место между твердым и фриттовым фарфором. Обжиг проводят до полного спекания черепка. Особенностью костяного фарфора является высокая просвечиваемость и декоративность. Бисквитный фарфор не покрывают глазурью, он имеет мягкий матовый блеск. Благодаря пористому строению черепка и отсутствию глазурного слоя падающие лучи света как бы проникают в толщу фарфора и придают ему сходство с белым мрамором. Массы для его получения составляют из глинистых материалов (33-36 %), кварца (45 %) и фритты (24 %) или без нее. Из мягкого фарфора вырабатывают посуду, а также художественно-декоративные изделия. Разновидностью мягкого фарфора является низкотемпературный фарфор. Особенностью его является спекшийся черепок с водопоглощением до 0,5 % и теплостойкостью не менее 10 теплосмен; предел прочности его при изгибе около 60 МПа. Обжигается он однократно при температуре 1160-1180°С. Для получения фарфоровых изделий с высокой прочностью, малым термическим расширением и хорошей термостойкостью в состав массы вводят корунд, тальк, циркон, оксид бериллия и др. Строение фарфора. Фарфоровый черепок представляет собой гетерогенную систему. Его строение зависит от состава и вида исходных материалов, их соотношения, условий и режимов технологической обработки. Изменяя состав и технологические параметры, можно управлять процессами структурообразования фарфора и получать изделия с заданными свойствами. Основными элементами структуры фарфорового черепка являются стекловидная фаза, кристаллическая фаза и поры. От соотношения структурных элементов зависят свойства готовых изделий. Свойства изделий взаимосвязаны: повышение одного из показателей свойств часто приводит к снижению или повышению других, например повышение просвечиваемости черепка сопровождается понижением механической прочности. Стекловидная фаза представляет собой расплав полевого шпата с частично растворившимися в нем зернами кварца и глинозема. Иногда встречается полевошпатовое стекло с кристаллами муллита. Стекловидная фаза способствует повышению просвечиваемости черепка. Чем больше в массе полевого шпата и кварца при соответствующем уменьшении глинистых материалов, тем выше просвечиваемость черепка. С повышением стекловидной фазы уменьшаются прочность и термическая стойкость. На долю стекловидной фазы в твердом фарфоре приходится от 40 до 60 %, в мягком – до 85 %. Количество стекловидной фазы в фарфоре зависит как от состава исходных материалов, так и от степени помола их и режима обжига. Влияние стекловидной фазы на свойства фарфора зависит от степени насыщения ее кремнеземом, глиноземом и кристаллами муллита. Прочность, химическая и термическая стойкость фарфора с увеличением насыщения полевошпатового стекла глиноземом и муллитом повышаются, а при насыщении кремнеземом снижаются. Кристаллическая фаза представлена прежде всего кристаллами муллита, а также частицами кварца и каолинитного остатка, не растворившимися в стекловидной массе. На долю кристаллической фазы в фарфоре приходится около 30 %. Муллит, имеющий игольчатое волокнистое строение, обладает высокими механической прочностью и химической стойкостью (не растворяется в 20 %-ном растворе плавиковой кислоты), малым термическим расширением и в связи с этим высокой термической стойкостью. С увеличением кристаллов муллита в черепке улучшаются механические и термические свойства фарфоровых изделий. Процесс муллитизации фарфорового черепка зависит от температуры обжига и времени выдержки изделий при максимальной температуре. Наиболее активное образование муллита наблюдается в интервале температур 1350-1480°С, причем чем продолжительнее выдержка изделий в этих условиях, тем больше образуется муллита. Муллит образуется в результате превращения глинистых материалов под влиянием температуры по следующей схеме: Образовавшийся муллит пронизывает полевошпатовое стекло, сообщая черепку положительные свойства. Процесс муллитизации в области высоких температур протекает при наличии жидкой фазы. Зерна кварца, не растворившиеся в полевошпатовом стекле, вместе с кристаллами муллита образуют как бы каркас, обусловливающий свойства готовых изделий. Этот каркас прочно цементируется аморфным стеклом. Поры в фарфоровом черепке занимают объем до 5 %; водопоглощение черепка составляет примерно 0,1–0,2 %. Они частично снижают просвечиваемость и механическую прочность. На свойства фарфорового черепка влияет и строение контактного слоя, который по составу и структуре аналогичен стеклообразному веществу. Контактный слой образуется вследствие различия химического состава глазури и черепка, проникновения расплава глазури в поры черепка и растворения кристаллических фаз черепка в расплаве глазури. Все это обусловливает образование новых кристаллических веществ и газовых пузырьков. На интенсивность этих процессов, от которых зависит величина контактного слоя, влияют продолжительность и температура обжига. Контактный слой заполняет поверхностные трещины черепка, снижает напряжение между глазурью и черепком, что способствует повышению прочности. Глазурь в состоянии сжатия больше влияет на повышение термической стойкости, чем глазурь, находящаяся в состоянии растяжения. Это объясняется тем, что из-за плохой теплопроводности фарфора его глазурный слой, быстро охлаждаясь, подвергается напряжениям, которым он лучше противостоит в состоянии сжатия. Глазурь, находящаяся в состоянии сжатия, способствует повышению механической прочности черепка. Основными свойствами фарфора являются физические и химические. Физические свойства. К ним относятся плотность, белизна, просвечиваемость, механическая прочность черепка и глазури, блеск и твердость глазури, термическая стойкость, электрическая прочность и др. Они зависят от структурных элементов черепка, и прежде всего от соотношения стекловидной и кристаллической фаз, а также от количества и характера пор и наличия дефектов в виде трещин. На некоторые свойства фарфора влияет также толщина черепка и глазури. Плотность фарфора 2,4-2,5 г/см3. Фарфор имеет плотный спекшийся черепок с пористостью по водопоглощению не более 0,2 %. Белизна является важным показателем качества фарфора. Она зависит от наличия в сырьевых материалах примесей железа, титана, хрома и других окрашивающих соединений, а также от режима и среды в печи при обжиге. Исходные материалы очищают от окрашивающих примесей. Если оксид железа находится в массе в виде мельчайших частиц, то на изделиях могут появиться темные рассредоточенные точки – мушки, которые снижают белизну и ухудшают внешний вид изделий. Крупные включения оксида железа при обжиге выплавляются, оставляя темное пятно или сквозное отверстие. Снижение белизны фарфора может произойти и за счет неполного выгорания углерода при обжиге в окислительной среде и неполного восстановления оксида трехвалентного железа в двухвалентное. Оксиды трехвалентного железа придают черепку желтоватый оттенок, а двухвалентного – синеватый. Белизна фарфора повышается с увеличением в массе каолина. Существенно влияет на белизну фарфора наличие глазурного слоя и его толщина: с увеличением толщины глазурного слоя она снижается. Определяют ее путем сравнения с эталоном, белизна которого принята за 100 %. В качестве эталона используют баритовую пластинку. Белизну фарфора учитывают при установлении сорта готовых изделий. Для обычного фарфора она должна быть от 55 до 63 %, для изделий со Знаком качества – не менее 65 %; белизна глазурованных изделий несколько ниже белизны неглазурованных. Просвечиваемость фарфора зависит от содержания стекловидной фазы, на что влияет количество в массе плавней, степень их дисперсности, а также температура обжига. С увеличением в черепке полевошпатового стекла при одновременном снижении содержания глинистых материалов просвечиваемость возрастает. Она улучшается и при повышении температуры обжига. Кристаллы муллита, остаточного кварца и особенно пузырьки газа и поры снижают просвечиваемость. Это объясняется тем, что путь светового луча удлиняется из-за многократного преломления, обусловленного гетерогенной структурой черепка. При этом лишь незначительная часть светового потока проходит через стенки изделия, а остальная отражается, поглощается и рассеивается. Поэтому для характеристики масс иногда определяют коэффициент прохождения света при определенной толщине, принятой за единицу. Просвечиваемость фарфорового черепка толщиной 2 мм находится в пределах от 0,09 до 0,15 %. Просвечиваемость некоторых масс при увеличении толщины черепка с 1 до 2 мм снижается в несколько раз. Она может быть повышена путем выравнивания показателей преломления его структурных элементов (муллита, кварца и стекла). Мягкий фарфор имеет более высокую просвечиваемость, чем твердый, так как у него показатель преломления стекловидной фазы близок к показателю преломления кристаллической фазы (1,56). Механическая прочность имеет большое практическое значение. Для фарфора различают прочность черепка и прочность глазури. Прочность черепка зависит от соотношения кристаллической и стекловидной фаз, его толщины и пористости. С увеличением содержания кристаллической фазы прочность черепка повышается: Таблица 3. Зависимость прочности черепка от вида фазы
При увеличении толщины изделия на 0,5 мм механическая прочность возрастает на 12–17 %. Изделия из массы с повышенным содержанием глинистых материалов (50–54 %) имеют более высокую механическую прочность. На механическую прочность черепка влияет степень дисперсности зерен кварца: чем тоньше помол, тем выше прочность за счет уменьшения пористости. Фарфор, как и стекло, в 12–13 раз лучше сопротивляется сжатию, чем растяжению. На прочность фарфоровых изделий заметное влияние оказывает и толщина глазурного слоя. Чем тоньше слой глазури, тем выше прочность изделий, особенно если глазурь находится в состоянии сжатия. Если глазурь находится в состоянии растяжения, то прочность изделий резко снижается. Так, если прочность на изгиб неглазурованного фарфора составляет примерно 70 МПа, то при наличии глазурного слоя, находящегося в состоянии сжатия, она в два раза выше, а в случае наличия в глазури растягивающих напряжений – в два раза меньше. Для того чтобы глазурный слой находился в состоянии сжатия, коэффициент термического расширения глазури должен быть меньше коэффициента термического расширения черепка. Механическую прочность фарфоровых изделий, исходя из условий эксплуатации их, иногда оценивают по удельной механической прочности. Ее определяют по методу свободного падения стального шарика, при этом определяется работа, затраченная на разрушение изделия, которую относят к толщине изделия. Блеск и твердость глазури являются важными показателями фарфоровых изделий, характеризующими их внешний вид и пригодность для использования по назначению. Блеск глазури придает изделиям красивый внешний вид и повышает их санитарно-гигиенические свойства, так как гладкие изделия меньше загрязняются и легче очищаются. Он зависит от количества зеркально и диффузно отраженного от поверхности света и от коэффициента преломления, с повышением которого блеск увеличивается. Чем ровнее поверхность глазурного слоя и меньше шероховатость, тем выше блеск. По изменению блеска глазури можно судить о появлении микротрещин, которые со временем увеличиваются. При определении блеска глазурного слоя за эталон принимают темное увиолевое стекло, блеск которого равен 65 %. Блеск глазури зависит от ее состава, температуры обжига и среды, а также от наличия в ней различных газовых включений и коэффициента преломления. Повышенным блеском характеризуются свинцовые, стронциевые и титановые глазури, а также глазури, содержащие редкоземельные элементы. Воздушные и газовые включения, присутствующие в стекловидной фазе глазури, сильно снижают ее блеск. При соответствии температуры политого обжига температуре плавления глазури достигается хороший блеск. Если температура обжига ниже, то глазурь имеет матовость в результате неполного расплавления. Твердость глазури – важный эксплуатационный показатель, характеризующий поведение глазурного слоя при пользовании режущими и другими столовыми приборами. Глазурь не должна разрушаться столовыми приборами, на ней не должны оставаться штрихи от ножа, вилки. Твердость глазури зависит от ее химического состава. Большей твердостью характеризуются полевошпатовые глазури, более мягкие – свинцовые и баритовые. Твердость глазурного слоя по минералогической шкале между 5-м и 6-м минералами; по склероскопу – 100-115. Мягкие глазури разрушаются столовым ножом, при этом образуются трещины, нарушающие целостность защитного слоя, в результате чего загрязняется черепок, ухудшается внешний вид изделия. Такое изделие непригодно для эксплуатации вследствие несоответствия санитарно-гигиеническим требованиям. Фарфоровые глазури являются твердыми, майоликовые – мягкими, а фаянсовые глазури относятся к средним. Термическая стойкость обусловливает надежность фарфоровых изделий и возможность использования их по назначению. Эти изделия в процессе эксплуатации часто подвергаются воздействию разных температур. Низкая термическая стойкость приводит к преждевременному износу и выходу из строя фарфоровых изделий. Термическая стойкость фарфора так же, как и стеклоизделий, зависит от химического состава черепка и глазури, соответствия их коэффициентов термического расширения, формы изделия, толщины черепка и глазури, прочности и модуля упругости черепка, а также от теплопроводности и плотности. Она может быть ориентировочно определена расчетным путем по формуле коэффициента термостойкости. Термическая стойкость изделий сложной конфигурации снижается с увеличением толщины глазурного слоя. Она уменьшается по мере повышения в черепке стекловидной фазы и возрастает с увеличением муллита. Однако при насыщении полевошпатового стекла глиноземом и кварцем термостойкость повышается, так как их коэффициенты термического расширения в стекловидной фазе уменьшаются. Заметно влияют на снижение термической стойкости инородные включения, микротрещины и другие дефекты черепка и глазурного слоя. Трещины глазури чаще всего образуются, когда у глазури коэффициент термического расширения выше, чем у черепка. Если термическое расширение черепка выше, чем глазури, то происходит отскок глазури, что ухудшает внешний вид изделий. С появлением трещин сильно снижается блеск глазури. Химическая устойчивость – важный показатель качества фарфоровых изделий, так как в процессе эксплуатации они часто подвергаются воздействию различных химических сред. При этом следует различать химическую устойчивость глазури к воздействию влаги, соды, уксусной и лимонной кислот. Устойчивость глазури к различным средам зависит от ее химического состава: чем меньше в ней щелочей, тем выше ее химическая устойчивость. При определении химической устойчивости фарфоровых изделий необходимо также учитывать устойчивость к различным средам надглазурных украшений. При малой химической стойкости глазури и украшений ухудшаются внешний вид изделий и их санитарно-гигиенические свойства. При разрушении поверхность глазури становится шероховатой и снижается блеск. Основы производства фарфоровых изделий. Производство керамических изделий, несмотря на их разнообразие, состоит из следующих основных этапов: получения массы, формования изделий, декорирования (украшения). Рассмотрим эти процессы на примере производства фарфоровых изделий. Сырьевые материалы, применяемые в керамической промышленности, делят на основные и вспомогательные. Основные материалы идут на образование черепка, глазури и получение керамических красок. Вспомогательные используют для изготовления форм (для формования изделий) и капселей, применяемых при обжиге изделий. Основные сырьевые материалы. К ним относятся материалы пластичные и непластичные – отощающие, плавни, глазуреобразующие и керамические краски. Пластичные материалы при смешивании с водой способны принимать под действием внешних сил ту или иную форму и сохранять ее после сушки и обжига. Они представляют собой тонкодисперсные горные породы осадочного происхождения. Основные пластичные материалы – глина, каолин и бентонит. Они являются продуктами разрушения горных пород, содержащих полевые шпаты (гранитов, гнейсов и др.), под влиянием воды и углекислого газа: К2О ∙ А12О3 ∙ 6SiO2 + 2Н2О + СО2 = А12О3 ∙ 2SiO2 ∙ 2Н2О + K2CO3 + 4SiO2 ортоклаз каолинит Продукты, оставшиеся на месте разрушения, называются первичными. Они более качественные, так как меньше загрязнены посторонними примесями. Продукты разрушения горных пород, которые переносятся водой и отлагаются на новом месте, называются вторичными. При переносе с одного места на другое изменяются их химический и минералогический составы. Основными минералами, содержащимися в продуктах разрушения, являются каолинит – Al2O3∙2SiO2∙2H2O, монотермит – А12О3∙3SiO2∙2Н2О, монтмориллонит – А12О3∙4SiO2∙2Н2О, гидрослюды и др. Каолинит повышает огнеупорность глины, гидрослюды снижают пластичность и обусловливают усадку при сушке. При наличии в глинах (бентонитовых) монтмориллонита повышается их набухаемость, пластичность и адсорбционная способность. Глины весьма разнообразны по химическому и минералогическому составу и свойствам. Пригодность глин для изготовления керамических изделий, помимо состава, определяется их пластичностью (связующей способностью), усадкой (воздушной и огневой), огнеупорностью, интервалом спекания, белизной и др. Химический состав глин колеблется в широких пределах. Основными соединениями, содержащимися в них, являются кремнезем (до 80 %), оксид алюминия и вода. С повышением содержания в глинах свободного кремнезема снижаются их пластичность, прочность при сжатии и изгибе и резко повышается пористость. Из глин, содержащих более 80 % SiO2, практически невозможно получить изделие. Примеси соединений железа в глинах снижают их огнеупорность, обусловливают деформацию изделий и образование таких дефектов, как выплавки и мушки, которые ухудшают внешний вид и снижают сорт изделий. Изделия, изготовленные из глин с повышенным содержанием оксидов железа, имеют темную окраску (от светло-желтой до коричневой), так как при обжиге их в восстановительной среде оксид железа (III) переходит в оксид железа (II), а иногда в металлическое железо. В окислительной среде оксид железа (II) переходит в оксид железа (III) и вызывает появление красной или бурой окраски изделий. Карбонаты и сульфаты способствуют появлению на изделиях белых выцветов. Вредной примесью является известняк, снижающий огнеупорность и интервал спекания глин и повышающий их усадку. При обжиге он разлагается с образованием оксида кальция и углекислого газа. Свободный оксид кальция, взаимодействуя с влагой, образует Са(ОН)2, увеличивающийся в объеме в 1,5-2,5 раза, что приводит к разрушению изделий. На свойства глин большое влияние оказывает и размер глинистых частиц. С повышением содержания частиц менее 0,001 мм (от 60 до 90 %) увеличиваются пластичность и усадка глин и понижается температура спекания. В легкоплавких глинах частиц менее 0,001 мм содержится от 46 до 60 %, поэтому они имеют меньшую пластичность. Пластичность глин зависит от минералогического состава, степени дисперсности и формы глинистых частиц, а также химического состава жидкой фазы. Пластичность глины проявляется при смешивании ее с полярными жидкостями (водой и электролитами). Определяется пластичность числом пластичности, которое представляет собой разность водосодержания между границами текучести и раскатывания. Число пластичности по видам глин (высокой, средней, умеренной и малой пластичности) соответственно более 25, 25–15, 15–7, менее 7, а также непластичные. Под усадкой глины понимают изменение линейных размеров образца из нее под влиянием процессов сушки и обжига. Усадка происходит в результате того, что при испарении влаги в капиллярах частично появляются напряжения сжатия. Воздушная усадка глин колеблется в пределах от 6 до 10 %. Большая воздушная и огневая усадка приводит к деформации изделий и появлению трещин. Усадка зависит от пластичности глины, с повышением которой она увеличивается. Для уменьшения усадки в глину добавляют отощающие материалы. При обжиге глины спекаются, уплотняются и уменьшаются в объеме в пределах от 5 до 20%.Огнеупорность характеризуется способностью глин сопротивляться действию высоких температур без расплавления. Она влияет на температуру обжига изделий. Огнеупорность зависит от примесей щелочных и железистых оксидов: чем их больше, тем она ниже. Содержание в глине оксида алюминия повышает ее огнеупорность. По степени огнеупорности глины делят на огнеупорные (с температурой плавления выше 1580 °С), тугоплавкие (от 1350 до 1580 °С) и легкоплавкие (ниже 1350 °С). Оксида алюминия в огнеупорных глинах содержится от 30 до 35 %, в легкоплавких от 11 до 17 %. Для изготовления фарфоровых, полуфарфоровых и фаянсовых изделий применяют огнеупорные глины, состоящие в основном из каолинита. От каолина огнеупорные глины отличаются большей дисперсностью, пластичностью, менее выраженным кристаллическим строением и большим содержанием окрашивающих примесей, дают более темный черепок. Они имеют больший интервал спекания. Тугоплавкие и легкоплавкие глины, содержащие больше плавней (от 10 до 30 %) и других примесей, применяют для изготовления майоликовых изделий. Они малопластичны, чувствительны к сушке и имеют малый интервал спекания. Температура спекания глины понижается при повышенном содержании оксидов калия или натрия, входящих в состав глино-образующего минерала глины. Увеличение количества кремнезема в огнеупорных глинах вызывает повышение температуры спекания. С повышением содержания в глине плавней увеличивается интервал спекания и понижается температура спекания. Интервал спекания резко уменьшается при добавлении талька. Каолин относится к мономинеральным породам и состоит в основном из минерала каолинита. В отличие от глины он имеет ярко выраженное кристаллическое строение, меньшую пластичность и большие огнеупорность и температуру спекания, что затрудняет формование из него изделий. Для повышения пластичности и улучшения формующих свойств, кроме глины, в массу добавляют бентонит. Каолин содержит меньше примесей, в том числе и окрашивающих. При обжиге дает черепок белого цвета, что очень ценится в производстве фарфоровых и фаянсовых изделий. Так же, как глины, каолины делят на первичные и вторичные. Для удаления примесей их обогащают отмучиванием. Отмученный каолин имеет большую огнеупорность (1730-1770 °С). Для изготовления фарфоровых изделий бытового назначения применяют преимущественно отмученные каолины, фаянсовых – вторичные. Бентонитовые глины представляют собой продукт гидратации и гидролиза стекловидной фазы пеплов, туфов и лав. Основной составной частью их является монтмориллонит. В щелочной среде образуются щелочные бентониты, обладающие высокой пластифицирующей способностью. При смешивании с водой они сильно набухают, увеличиваются в объеме до 10 раз и образуют гелевидную массу. В керамической промышленности их используют в качестве добавок (от 3 до 5 %) взамен огнеупорной глины (8-15 %). Это позволяет сохранить хорошую формующую способность массы и за счет увеличения содержания в ней каолина повысить белизну изделий. Бентониты имеют огнеупорность 1300-1400 °С и играют роль пластификатора и минерализатора, способствуя ускорению процессов фарфорообразования. В качестве сырья для получения фарфоровых изделий применяют также каолинизированный кварц («гусевский камень»), содержащий кварц (56 %), каолинит (40 %) и другие компоненты. Отощающие материалы применяют для регулирования технологических свойств и получения изделий с заданными свойствами (уменьшения усадки, деформации и растрескивания изделий). Их делят на искусственные и естественные. К искусственным отощителям относится шамот, представляющий собой обожженную при температуре 700-900 °С глину. При обжиге из глины удаляется химически связанная вода,и она теряет пластические свойства. В качестве отощающего материала используют также отходы производства (бой). Естественные отощители – кварц, кварцевый песок, кремень и другие, которые не обладают пластическими свойствами. При температуре ниже 1000 °С эти материалы повышают капиллярность массы, что способствует ускорению процессов сушки изделий. Отощающие материалы образуют как бы каркас, который цементируется при сушке и обжиге пластичными материалами. Природные отощающие материалы способствуют спеканию черепка при обжиге, взаимодействуя при температуре выше 1000 °С с легкоплавкими примесями пластичных материалов. За счет растворения кварца в расплавах повышается вязкость жидкой фазы, что предотвращает деформацию черепка. Содержание, отощающих материалов в керамических массах колеблется в пределах от 30 до 80 %. Влияние отощающих материалов на свойства массы и готовых изделий зависит от их природы и количества, гранулометрического состава и температуры обжига. При увеличении размера зерен шамота уменьшаются усадка и прочность на сжатие и повышаются пористость и термическая стойкость готовых изделий. Если частицы менее 0,1 мм, то повышаются плотность, прочность и снижаются пористость и термическая стойкость. При введении кварца учитывают его полиморфные превращения в пределах 100 и 200 °С (тридимита), 200 и 300 °С (кристобалита) и 500 и 600 °С (кварца), которые могут привести к образованию трещин на изделиях. К плавням относятся вещества, которые при взаимодействии с компонентами керамических масс образуют легкоплавкие соединения. Их вводят в состав масс для снижения температуры обжига. При этом повышаются плотность и механическая прочность изделий и уменьшаются их прочность и термическая стойкость. При увеличении плавней в массе возрастает содержание стекловидной фазы, в результате чего улучшается просвечиваемость изделий, но уменьшается механическая прочность, особенно на удар, и термическая прочность. В качестве плавней используют полевые шпаты, пегматиты, мел, нефелиновые сиениты, сподумены и другие вещества, способные образовывать легкоплавкие эвтектики. Чаще всего применяют полевые шпаты, калиевый ортоклаз – К2О∙Аl2О3∙6SiO2 или натриевый альбит – Na2О∙Аl2О3∙6SiO2. Полевые шпаты, введенные в керамическую массу, вначале действуют как отощающие материалы, а при достижении температуры размягчения (1150–1350 °С) – как плавни, способствуя образованию стекловидной фазы. Она как бы соединяет (склеивает) отдельные частицы массы и заполняет промежутки между ними, в результате чего повышается просвечиваемость черепка в тонких слоях. Полевошпатовое стекло способствует и растворению в нем более тугоплавких глинистых частиц с последующим образованием кристаллов муллита и других кристаллических фаз. В массу вводят от 5 до 30 % плавней. Примерный состав массы следующий (в %): каолин – 35, глина веселовская – 4, глина трошковская – 9, кварцевый песок – 25, пегматит – 20, черепок политой – 5 и утельный – 2. Глазурь представляет собой тонкий стекловидный слой на поверхности керамических изделий. Ее наносят для защиты поверхности от загрязнений, придания декоративности, а также для повышения газо- и водонепроницаемости черепка. Глазурь от черепка отличается большим содержанием плавней и меньшим количеством глинистых веществ. Закрепляют глазурь на поверхности черепка обжигом. Глазури различают по химическому составу, температуре плавления и прозрачности. По составу они бывают полевошпатовыми, баритовыми, титановыми, стронциевыми, циркониевыми и др.; по температуре плавления – легкоплавкими и тугоплавкими. Глазури с повышенным содержанием кремнезема и пониженным щелочных и щелочноземельных элементов являются тугоплавкими, а с повышенным содержанием щелочных и щелочноземельных элементов и меньшим количеством кремнезема – легкоплавкими. Температура плавления тугоплавких глазурей 1400-1370 °С, легкоплавких – 1250-1080 °С и ниже. Тугоплавкие глазури получают из кварца, полевого шпата, пегматита, мела, каолина, глины и тонкоизмельченного боя соответствующих керамических изделий; легкоплавкие – из кварца, полевого шпата, углекислого бария, буры, соды, поташа. Глазури для предотвращения растворения в воде их исходных компонентов перед нанесением подвергают предварительному спеканию – фриттованию и последующему помолу. При этом образуются не растворимые в воде силикаты. Состав глазури подбирают в зависимости от назначения изделий, их природы, характера украшения и температуры обжига. По прозрачности и цветности различают глазури прозрачные и глухие, бесцветные и цветные. Глухие глазури содержат нерастворимые или плохо растворимые соединения в виде диоксидов олова или циркония, титана, церия и др. Заглушающее действие циркония обусловлено тем, что при плавлении он растворяется а при охлаждении кристаллизуется с образованием оксида циркония, коэффициент преломления которой равен 2,4. Цирконий оказывает большее влияние, чем диоксид олова, коэффициент преломления которого 2,04. В состав цветных глазурей входят красители, применяемые в стеклоизделии. Глухими и цветными глазурями скрывают дефекты черепка, а также естественную окраску, чтобы придать ему большую декоративность. Прозрачные и бесцветные глазури применяют при нанесении подглазурных украшений на черепок белого цвета. Глазури должны соответствовать основному черепку по коэффициенту термического расширения, иначе может произойти разрушение глазурного слоя (цек или отскок). Они также должны обладать высокими химической и термической стойкостью, механической прочностью, хорошо сплавляться с черепком, равномерно разливаться по поверхности изделий и придавать ей блеск. Глазури не должны содержать вредных для организма человека веществ. Для фарфоровых изделий применяют тугоплавкие прозрачные и бесцветные глазури. Примерный состав глазури для указанной ранее массы следующий (в % ): кварц – 30, полевой шпат – 36, политой черепок – 17, доломит – 12 и каолин – 5. Керамические краски применяют для украшения фарфоровых, а также фаянсовых, майоликовых и других изделий. К ним относятся оксиды различных металлов, в том числе и редкоземельных, которые при нагревании образуют с силикатами, алюминатами, боратами и другими веществами окрашенные соединения на черепке. Кроме красящих веществ, они содержат легкоплавкое стекло или флюсы, которые способствуют равномерному распределению пигмента и сцеплению с черепком. Основной пигмент должен сочетаться по природе с основным флюсом, кислый – с кислым. Керамические краски делят на подглазурные, которыми покрывают неглазурованный черепок, и надглазурные, которые наносят на предварительно заглазурованный черепок. Подглазурные краски после нанесения на черепок покрывают глазурью и закрепляют одновременно с закреплением глазури при политом обжиге. Они должны выдерживать газовую среду и температуру политого обжига, а также воздействие глазури. Эти краски более тугоплавкие благодаря тому, что находятся под слоем глазури, более стойкие к химическим и механическим воздействиям при эксплуатации изделий и, кроме того, обладают повышенным блеском. Ассортимент подглазурных красок ограничен, потому что не всякое красящее вещество способно выдержать высокую температуру политого обжига (особенно фарфора – 1350-1400 °С) без разрушения и изменения цвета. Для упрочнения подглазурных красок при обжиге красящие оксиды переводят в соединения с другими оксидами, и прежде всего со шпинелями – СоОАl2О3, CoOCr2O3, FeOCr2O3, FeOAl2O3, NiOAl2O3, NiOCr2O3, MgOAl2O3 и др., которые дают различные цвета. Для получения подглазурных красок используют в основном оксиды кобальта (синие и голубые тона), хрома (зеленые и красные), урана и титана (желтые), железа (коричневые и красные), марганца (розовые, фиолетовые и коричневые). Оксиды железа, хрома, марганца и цинка в смеси дают гамму цветов от темно-коричневого до черного; оксид хрома в сочетании с оксидом олова – гамму красных цветов. Подглазурные краски применяют для украшения фаянсовых Надглазурные краски более легкоплавкие, скорее разрушаются от химических и механических воздействий. Закрепляют их муфельным обжигом при температуре 600-840 °С. Ассортимент надглазурных красок более разнообразен. Они представляют собой легкоплавкое стекло, в котором во взвешенном состоянии находится красящее вещество. В качестве красящих веществ используют оксиды хрома, железа, марганца, сурьмы, кобальта, меди, олова, а также их соединения с алюминием и кремнеземом. Обжиг надглазурных красок во избежание изменения цвета проводят в окислительной среде. Надглазурные краски чаще используют для украшения фарфоровых изделий. Наряду с красками применяют люстры, представляющие собой особый вид глазурей с металлическим блеском. Они являются сплавами тяжелых металлов с канифолью и бывают бесцветными или цветными. Бесцветные люстры получают на основе висмута, свинца, цинка и алюминия. К цветным относятся железные, кобальтовые, урановые, хромовые и др. Закрепляют люстры на поверхности черепка при температуре около 800 °С, при этом происходит диффузия металла в слой глазури, что и обусловливает характерный радужный блеск, возникающий вследствие интерференции падающих и отраженных световых лучей. Помимо красок и люстров, для украшения керамических изделий широко применяют препараты жидкого и порошкообразного золота и серебра. Жидкое золото – раствор органического соединения золота в смеси скипидара и хлороформа. Металлического золота в препарате содержится от 10 до 15 %. Препарат порошкообразного золота представляет собой смесь тонкодисперсных частиц металла нитратом висмута. Вспомогательные материалы. Из этих материалов изготовляют формы для получения изделий, огнеупорного припаса и капселей для обжига. Для формования применяют гипсовые формы, с помощью которых получают изделия с гладкой, ровной поверхностью. Капсели используют для обжига тонкокерамических изделий. Они предохраняют изделия от загрязнения продуктами сгорания топлива и засорки. Изготовляют их из огнеупорного шамота, карборунда и других высокоогнеупорных материалов, а для повышения термической стойкости и оборачиваемости добавляют тальк. Так, при введении в состав массы до 13 % талька коэффициент термического расширения снижается до 2,14∙10-6 за счет образования минерала кордиерита:
3MgO∙4SiO2∙H2O+2(Al2O3∙2SiO2∙2H2O) = 2MgO∙2Al2O3∙5H2O+MgOSiO2+2SiO2 каолинит кордиерит Подготовка сырьевых материалов. Состав керамической массы и метод ее подготовки определяют исходя из назначения изделия, его формы и вида исходного сырья. Цель подготовки сырья – разрушение природной структуры материалов до мельчайших частиц для получения однородной массы и ускорения взаимодействия частиц между собой в процессе фарфорообразования. Ее проводят в основном пластическим способом, который обеспечивает получение равномерной по составу массы. Пластичные материалы (глину, каолин, бентонит) распускают в лопастных мешалках. Полученную массу в виде суспензии пропускают через сито для удаления крупных включений и железистых примесей. Отощающие материалы и плавни сортируют, освобождают от посторонних и вредных примесей. Кварц, полевой шпат, пегматит и другие компоненты подвергают обжигу при температуре 900-1000 °С. При этом кварц претерпевает полиморфные превращения, в результате чего растрескивается. Это, во-первых, облегчает помол, а во-вторых, дает возможность удалить куски, загрязненные железистыми примесями, так как при обжиге кварц с примесями железистых соединений приобретает желто-коричневый цвет. Каменистые материалы, в том числе и фарфоровый бой, промывают подвергают дроблению и грубому помолу на бегунах, после чего просеивают. Пластичные и отощающие материалы, плавни и фарфоровый бой тщательно смешивают в мешалке пропеллерного типа. Однородную массу пропускают через сито и электромагнит и подвергают обезвоживанию в специальных фильтр-прессах или вакуум-фильтрах. В результате получают пластичную массу влажностью 23-25 %, которую направляют на вылеживание во влажном помещении в течение двух недель. При вылеживании происходят окислительные и микробиологические процессы, гидролиз полевого шпата и образование кремниевой кислоты, что способствует разрыхлению массы, дальнейшему разрушению природной структуры материалов и повышению пластических свойств. Формуют керамические изделия в основном пластическим методом и методом литья, а также полусухим прессованием. Для формования применяют гипсовые формы пористостью не менее 25 %. Для изготовления форм в последнее время начали применять массы на основе поливинилхлорида. При пластическом формовании используют массу влажностью 22-24 %, из которой в зависимости от формы изделия получают заготовки в виде пластов. Для формования применяют полуавтоматы или автоматы. Методом литья в гипсовые формы изготовляют изделия сложной формы и емкостные, например чайники, художественно-декоративные предметы. В зависимости от конфигурации изделия гипсовые формы могут быть разъемными. Для формования методом литья готовят сметанообразную массу – шликер влажностью 34-36 %. В него добавляют для повышения текучести при минимальной влажности 0,1-0,2 % электролита (соды, жидкого стекла), что обеспечивает лучшее заполнение формы. Изделия изготовляют двумя способами – сливным и наливным. Сушка. После формования изделия для подготовки к обжигу – заключительному и наиболее ответственному этапу производства – подвергают сушке до остаточной влажности 2-4 %. При этом изделие приобретает достаточную для обжига прочность и исключается образование внутренних напряжений, приводящих к появлению трещин, деформации и т. п. Сушка проводится в две стадии: предварительная (подвяливание) – в гипсовых формах и окончательная – без форм. Плоские изделия сушат только на гипсовых формах. Полые изделия после предварительной сушки до влажности 14-16 % вынимают из форм, прикрепляют к корпусу приставные детали (ручки, носики и др.) смесью шликера с декстрином, после чего изделия окончательно высушивают. Обжиг. Керамические изделия подвергают, как правило, двукратному обжигу – утельному (до глазурования) и политому (после глазурования). Утельный обжиг в зависимости от состава черепка и назначения фарфоровых изделий проводят при температуре 900-1000 °С, а политой – 1350-1400 °С. Политой обжиг является важным процессом производства фарфоровых изделий, обусловливающим формирование черепка с необходимыми физическими и химическими свойствами. При политом обжиге происходят расплавление глазури, равномерное распределение ее по всей поверхности изделия и сплавление с черепком. При обжиге должны строго соблюдаться определенные режим температуры, скорость ее подъема, время выдержки и газовая среда. Нарушение этих требований приводит к образованию дефектов, ухудшающих внешний вид и свойства готовых изделий. Политой обжиг делят на ряд периодов, каждый из которых протекает при определенном температурном режиме и газовой среде, что обеспечивает постепенное формирование черепка с необходимыми свойствами. Первый период протекает при температуре до 900-940 °С. Из массы удаляется остаток гигроскопической влаги, происходит разложение глинистых веществ, карбонатов, выгорание органических примесей. В этот период поддерживается окислительная газовая среда. Реакция протекает в твердой фазе и начинается спекание черепка, которое сопровождается усадкой. При температуре 500-550 °С происходит обезвоживание каолинита с образованием метакаолинита – Al2O3∙2SiO2. При повышении температуры до 800-900 °С метакаолинит разлагается на оксид алюминия и кремнезем. Второй период обжига протекает в сильно окислительной среде при температуре 940-1040 °С. В этот период выравнивается температура, завершается выделение остатков гидратной воды и полностью выгорает сажистый углерод. Если углерод не выгорит до расплавления глазури в третьем периоде, то изделие приобретет серую или буроватую окраску либо покрывается мельчайшими кратероподобными точками – наколами. Третий период ведется в интервале температур 1040-1250 °С в восстановительной среде, которая необходима для перевода железа (III) в железо (II). Оксид железа (II) образует силикаты, которые придают черепку голубоватый оттенок. На этом этапе вначале образуется силиманитоподобный ангидрид, а затем муллит и кремнезем в виде кристобалита. Продолжается спекание черепка, сопровождающееся интенсивной усадкой, так как кристаллические частицы соединяются вязким расплавом. При температуре выше 1200 °С вязкость расплава снижается и на границе твердой и жидкой фаз под влиянием поверхностных сил сближаются частицы кварца, продукты разложения каолинита и кристаллы муллита. Четвертый период, завершающий формирование черепка, начинается при температуре 1250°С и заканчивается при 1380-1410 °С; протекает он в нейтральной среде. Происходят окончательное спекание черепка, разлив глазури и сплавление ее с черепком. Игольчатые кристаллы муллита, переплетаясь между собой, способствуют повышению механической прочности и термической стойкости. Процесс муллитизации при этом ускоряется за счет растворения кварца в стекле и насыщения его кремнеземом. Образующиеся кристаллы муллита как бы врастают в стекло и нерастворившиеся зерна кварца. Пятый, диффузионный, период обжига соответствует выдержке изделий при максимальной температуре обжига. После обжига начинается процесс охлаждения. До температуры 600-530 °С. Затем процесс резко замедляется, так как при этом происходят модификационные переходы (α-кварц – в β -кварц и α - кристобалит – в β -кристобалит), сопровождающиеся большими изменениями объемов, что приводит к возникновению внутренних напряжений. Помимо этих напряжений, возникают напряжения за счет перехода стекловидной фазы из пластического состояния в упругое. Декорирование изделий. Изделия украшают подглазурными и надглазурными красками, препаратами золота, растворами солей, красящих оксидов и декоративными глазурями с последующим обжигом. В зависимости от характера поверхности декорирование изделий может быть рельефным и гладким. Рельефное декорирование заключается в нанесении на поверхность изделий выпуклых или заглубленных украшений. К выпуклым относится рельеф, получаемый при формовании путем лепки, к заглубленным – врезывание, сверление и вдавливание на поверхности. Различают гладкое декорирование по сырому черепку, подглазурное и надглазурное. Для фарфора применяют в основном гладкое надглазурное декорирование, иногда также рельефное и подглазурное. Из подглазурных красок для украшения фарфора наиболее часто используют кобальтовые (синие) и хромовые (зеленые) краски. Разделки, наносимые на глазурованный черепок, характеризуются более разнообразной гаммой цветов, и, кроме того, любые неточности рисунка можно легко исправить до обжига. Основными видами декорирования изделий являются отводка, лента, усик, крытье, штамп, трафарет, печать, декалькомания, живопись, шелкография, разделка рельефа, фото по керамике, декоративные глазури и др. Отводка – лента шириной 1-3 мм, наносимая по верхнему краю изделия кисточкой. Лента – полоска шириной от 4 до 10 мм. На фаянсовые изделия наносят буфетную ленту шириной 15–16 мм Усик – полоска шириной до 1 мм, наносится кисточкой, как правило, под лентой или отводкой. Крытье – покрытие поверхности изделия краской. Штамп – мелкий, несложный, однокрасочный, реже многокрасочный, повторяющийся рисунок. Трафарет – однокрасочный или многокрасочный рисунок, наносится с помощью одного или нескольких трафаретов, через вырезы которых краска попадает на поверхность изделия. Печать – контурный, однокрасочный рисунок в виде точек, черточек и мелких штрихов. Декалькомания – наиболее распространенный вид украшения. Различают декалькоманию литографскую и шелкотрафаретную (сдвижную). Живопись – самый разнообразный и трудоемкий вид украшения. Рисунок наносят на изделие вручную красками различных цветов и золотом. Шелкография – однокрасочный или многокрасочный рисунок, по способу нанесения напоминающий трафарет, но с тонкими и точными штрихами. Разделка рельефа характерна для изделий с рельефным бортом или вырезным краем. Изделия раскрашивают краской или золотом. Пестрение – частичная разрисовка, подчеркивающая отдельные элементы; промазка – сплошное покрытие рельефа. Фото по керамике – негативное изображение переносится с фотопластинки на поверхность изделия. Декоративные глазури применяют для украшения фаянсовых и майоликовых изделий. Они бывают цветные, потечные, кристаллические, матовые, кракле, кружевные, люстры и восстановительного обжига. Цветные – это обычные глазури, в состав которых вводят различные красители. Они бывают голубые, зеленые, красные и др. Потечные глазури относятся к легкоплавким, температура плавления их ниже температуры политого обжига. Кристаллические глазури содержат диоксид титана, оксиды цинка или хрома. При понижении температуры политого обжига они образуют на поверхности изделия мелкие кристаллы различной формы. Матовые глазури имеют температуру плавления выше температуры политого обжига. Кракле получают при нанесении на поверхность изделия глазурей с разным коэффициентом термического расширения, которые при нагревании и охлаждении изделий растрескиваются. Эти мельчайшие трещины заполняют красителями, погружая изделия в растворы нитрата кобальта (синий цвет), медного купороса (зеленый), серно-кислого марганца (бурый) и т. д. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|