ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФРАНЦУЗСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ. МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ И ОСОБЕННОСТИ ГАЛЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ.Французский абсолютизм. Во время малолетства Людовика XIII, в 1614 году, созваны были, для прекращения беспорядков в управлении, генеральные штаты. Третье сословие выступило с целой программой преобразований: оно хотело, чтобы государственные чины созывались в определённые сроки, чтобы привилегии духовенства и дворянства были отменены и налоги падали на всех более равномерно, чтобы правительство перестало покупать покорность вельмож денежными раздачами, чтобы были прекращены произвольные аресты и т. п. Высшее духовенство и дворянство были крайне недовольны такими заявлениями и протестовали против слов оратора третьего сословия, сравнившего три сословия с тремя сыновьями одного отца. Привилегированные же говорили, что не хотят признавать своими братьями людей, которые могут быть названы скорее их слугами. Не сделав ничего, штаты были распущены и после этого не созывались в течение 175 лет. На этом же собрании выдвинулся, в качестве депутата от духовного сословия, епископ люсонский (впоследствии кардинал) Ришельё. Через несколько лет он стал главным советником и всесильным министром Людовика XIII, и в течение почти двадцати лет управлял Францией, с неограниченной властью.Ришельё окончательно утвердил систему абсолютизма во французской монархии. Целью всех его помышлений и стремлений были сила и могущество государства; этой цели он готов был приносить в жертву все остальное. Он не допускал вмешательства Римской курии во внутренние дела Франции и ради интересов французской монархии принял участие в тридцатилетней войне (максимально долго оттягивая вступление Франции в неё, до тех пор, пока не были преодолены внутренние проблемы государства), в которой стоял на стороне протестантов. Внутренняя политика Ришельё также не имела вероисповедного характера. Его борьба с протестантами окончилась «Миром милости», сохранившим свободу вероисповедания для гугенотов, но лишившим их всех крепостей и гарнизонов, и фактически уничтожив гугенотское «государство в государстве». По происхождению Ришельё был дворянином, но его заветной мечтой было заставить дворян служить государству за те привилегии и земли, которыми они владели. Дворянство Ришельё считал основной опорой государства, что указано в его «Политическом завещании», но требовал от него обязательной военной службы государству, иначе же предлагал лишать их дворянских привилегий.Чтобы следить за действиями вельмож-губернаторов, привыкших смотреть на себя, как на своего рода наследников феодальных герцогов и графов, Ришельё посылал в провинции особых королевских комиссаров.На эти должности Ришельё выбирал людей из мелкого дворянства или горожан А из должности комиссара медленно, но верно возникла постоянная должность интендантов.Укреплённые замки дворянства в провинциях были срыты, а дуэли, сильно распространившиеся среди дворян, запрещены под страхом смертной казни. Такие меры располагали народ в пользу кардинала Ришельё, но дворяне его ненавидели, вели против него придворные интриги, составляли заговоры, даже оказывали сопротивление с оружием в руках. Несколько герцогов и графов сложили голову на плахе. Ришельё, однако, не отнимал у дворянства той власти, которую оно имело над народом: привилегии дворянства по отношению к третьему сословию и его права над крестьянами остались неприкосновенными. Ришельё в самом начале своего правления решился отменить протестантизм во Франции.Последовала война с гугенотами, в которой они получили помощь со стороны английского короля Карла I.После неимоверных усилий Ришельё взял их главную крепость,Ла-Рошель,а затем победил их и на других пунктах. Он оставил за ними все их религиозные права, отняв только крепости и право политических собраний (1629 год). Миланский эдикт 313 год в соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений. Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам. Галликанизм. Дух французской церкви католическим является в нежелании нового, стремлении сохранить за собою лишь свое историческое право.Его приверженцы доказывают существование уже в конце III века.В то время самостоятельность была общим достоянием всех национальных церквей,но только в одной Франции обычаи, принципы и вольности национальной церкви сохранились вполне неприкосновенными.Папа в светских делах не имеет никакой власти в пределах королевства,в духовных делах его распоряжения не могут противоречить постановлениям соборов, признанных во Франции-ответ на Тредентский собор.
РЕФОРМАЦИЯ ЦВИНГЛИ УЛЬРИХ Цвингли (род.1484 г., обучения в Вене и Базеле получил степень магистра в 1506 г., затем был пастором в Гларусе, а позднее в церкви Св. Марии;каноник в монастыре Гроссмюнстер в Цюрихе) в молодости знакомится со схоластическим томистским богословием, но вскоре становится приверженцем иного богословского направления.В 1516 году он познакомился с Эразмом Роттердамским,произведения которого оказали на него глубокое влияние. Он стал подлинным учеником Эразма и вначале точка зрения Цвингли совпадает с гуманистическим реформированным христианством Эразма: народ должен быть «просвещен» проповедью чистого Христова Евангелия, прежде всего этических положений Нагорной Проповеди, что постепенно само собой приведет к улучшению культа и обычаев.Но в течение 1519-1520 годов точка зрения Цвингли претерпевает изменения. Он порвал с Эразмом после того, как осознал, что гуманистическая программа реформ не приводит к ожидаемому результату. Он отказался от пелагианского понимания, свойственного Эразму, и пришел к выводу о полной испорченности человеческой природы. Человек может быть оправдан лишь воссоздающей силой Христа.Исследователи Цвингли уделяют большое внимание причинам этого поворота к взглядам Реформации. Иногда они напрямую выводят его из произведений Лютера, с которыми Цвингли знакомится начиная с 1518 года. Но такому пониманию противоречат свидетельства самого Цвингли о том, что он самостоятельно и прежде этого времени начал проповедовать Евангелие, а также его стремление отдалиться от Лютера. Высказывания, в которых Цвингли подчеркивает свою независимость от Лютера, однако, обусловлены его желанием избавить швейцарскую реформацию от последствий действия Вормсского эдикта, объявлявшего Лютера и его приверженцев вне закона. Неоспоримо, что произведения Лютера имели для Цвингли большое значение как импульс, побудивший его начать реформаторскую деятельность.Тем не менее, в настоящее время, в большей степени, чем ранее, исследователи склонны подчеркивать самостоятельность Цвингли. Расшифрованные и изданные в последние годы заметки на полях книг из библиотеки Цвингли также указывают на другой источник, оказавший на него большое влияние, а именно на труды Августина. Именно от него Цвингли в значительной степени заимствовал учение о первородном грехе и благодати, благодаря которому он порывает со своей прежней гуманистической точкой зрения. Другим фактором, на который также указывают исследователи, стало заболевание Цвингли чумой осенью 1519 года, повлекшее за собой его глубокий религиозный кризис.Реформация в Цюрихе шаг за шагом развивается под руководством Цвингли в период после 1519 года. Она влечет за собой не только религиозное, но и широкое социальное изменение. Для реформаторской программы Цвингли характеры особенно строгая этика и теократический идеал государства.Несмотря на свое понимание Реформации, Цвингли никогда полностью не отказывался от гуманистической точки зрения. Его взгляды представляют собой смешение элементов античности, теологии эпохи Возрождения и Реформации. Как упоминалось, он принимает учение Августина о первородном грехе. Однако он отвергает представление об унаследованной вине. Вина появляется лишь при действительном нарушении Закона, но она не присуща унаследованному состоянию испорченности. Другая характерная для него идея состоит в том, что некоторые просвещенные язычники посредством своего разума достигли спасительного знания и так же, как христиане, могут обрести блаженство.Основополагающим для богословия Цвингли является метафизическое противопоставление духа и материи. Дух отделен от материального и внешнего, и не может быть сопричастен им. Поэтому Цвингли проводит строгое различие между божественным и человеческим во Христе и считает, что вера обращается лишь к Его божественной природе. Слово также не имеет большого значения. Пытаясь распространить движение Реформации на прочие регионы Швейцарии, Цвингли все больше стал заниматься политической деятельностью. Он принимал активное участие в планировании так никогда и не созданной европейской коалиции против Габсбургов. Кроме того, он упорно стремился к созданию в Швейцарии единого евангельского государства во главе с Цюрихом и Берном. Католические кантоны должны были покориться силе оружия. Но в этом вопросе Цвингли столкнулся с сопротивлением даже в рядах своих сторонников, и когда в итоге разразилась настоящая гражданская война, силы евангельских христиан были разобщены и численно значительно уступали противнику. Они потерпели поражение в битве при Каппеле (1531 г.) и Цвингли, который сражался в битве при полном вооружении, пал на поле боя. Гибель Цвингли на поле брани явно раскрывает национальную и политическую окраску его дела жизни. В этом также проявилось его отношение к Реформации, которое отличается от лютеранского.
27. НАНТСКИЙ ЭДИКТ. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГЕНРИХА IV. 1 августа 1589 г. Генрих III был убит. Королем стал Генрих Наваррский - Генрих IV, основатель династии Бурбонов. Но католическая Северная Франция его не признала. Католическая Лига выдвинула одного из Гизов -герцога Майенского. Филипп II, король Испании, воспользоваться этими событиями, в 1591 г. ввел в Париж испанский гарнизон. К бедствиям гражданских войн + еще иностранная интервенция. В начале 90-х г. вспыхнули крестьянские и городские восстания. В 1592 г. -крестьянское восстание кроканов. К 1594 г. охватило обширную тер.на ю-з страны. В Париже в такой же ситуации оказалась зажиточная буржуазия, устрашенная требованиями народа. Париж готов был признать Генриха IV.Он принял в 1593 г. католичество(отрекся от кальвинизма), и в 1594 г. вступил в Париж. На престоле утвердилась династия Бурбонов.В 1598 г. был заключен мир с Испанией. Нантский эдикт -цель примирить католиков с гугенотами. Не жалея денег, король сумел приобрести расположение католических вельмож, и семьи Гизов также +стремился удовлетворить своих бывших союзников - гугенотов. В Нанте 13 апреля 1598 г. был издан Нантский эдикт (состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений) который регулировал религиозный вопрос и политические права гугенотов. Католическая религия была Признана господствующей во Франции, а католическое богослужение восстановлено повсюду. Католическому духовенству возвращались его прежние права и имущество. Наряду с католицизмом эдикт допускал исповедание в замках вельмож и рядовых дворян <реформированной религии>. Протестантское богослужение запреалось в Париже и некоторых других городах. Протестантам разрешалось пользоваться правами и занимать государственные должности наравне с католиками.+Гугеноты, кот.были полит. партией, получили вольности: право созывать политические собрания, организованные по образцу Генеральных штатов, содержать при королевском дворе своих представителей для сношений с королем, крепостив качестве гарантии исполнения эдикта, из которых главными являлись Ларошель, Сомюр и Монтобан. Эти права были формлены в особых, дополнительных к эдикту статьях и предоставлены на определенный срок. Они представляли собой -королевскую милость. Внутренняя и внешняя политика Генриха IV Царствование Генриха IV было периодом укрепления абсолютизма. Абсолютизм был нужен дворянству, т.к защищал его права на эксплуатацию крестьянства. + он был нужен и буржуазии, т.к она была слишком слабой для того, чтобы претендовать на захват власти. Абсолютизм содержал армию и аппарат гос. власти поддерживал дворянство, давал субсидии крупным мануфактуристам за счет налогов и займов, а крестьянство - главный налогоплательщик - было разорено. Генрих IV понимал, что крестьянство должно оправиться, чтобы стать снова платежеспособным. Для этого он сократил гос. расходы. Это позволило понизить прямой налог с крестьян освободить их от уплаты недоимок. Однако одновременно с этим значительно увел.косвенные налоги (на соль и вино), кот. ложились на сельские и городские трудящиеся массы. Экономическая политика Генриха IV. В соответствии с пожеланиями буржуазии правительство Генриха IV проводило протекционистскую политику и покровительствовало развитию промышленности. Были ^отданы ^крупные казенные мануфактуры и поощрялось основание частных (шелковые и бархатные ткани, гобелены и т. д.). Правительство пропагандировало и поощряло шелководство, давало мануфактуристам привилегии на основание предприятий и помогало им субсидиями. При Генрихе IV впервые появилось значительное количество при-вилегированных мануфактур, получивших ссуды, из которых многие были по тому времени очень крупными. Правительство организовывало дорожные и мостовые работы и строительство каналов; учреждая заморские компании, поощряло торговлю и"колониальную деятельность французских предпринимателей в Америке, заключало торговые договоры с другими державами, повышало тарифы на ввозные изделия, боролось за лучшие условия вывоза французских изделий. Протекционистская политика правительства способствовали восстановлению" внутренних экономических связей в стране: процесс постепенного складывания общефранцузского внутреннего рынка протекал теперь в благоприятных условиях. Во внутренней политике правительство привлекало вельмож на свою сторону пенсиями и подарками, но не отказывалось и от «крутых мер». В течение 16 лет своего царствования Генрих ни разу не созвал Генеральных штатов, предпочитая им более узкие и созываемые по спец.вопросам совещания нотаблей. Таким образом, во внутренней политике вновь возобладало стремление к окончательному утверждению абсолютной монархии. В политической жизни Франции усилились две черты- бюрократизм и централизация. В 1604 г. чиновники добились официального закрепления за ними права наследовать и продавать должности государственного аппарата при условии уплаты взноса <полетта>. Почти все члены королевского совета были из числа <людей мантии>. Генрих IV стал систематически посылать на места специальных чиновников (интендантов) для контроля над управлением провинциями. Во внешней политике король руководствовался принципом государственного интереса и не считался с религией. Он стремился к ослаблению врагов - Испанских и австрийских Габсбургов- и поддерживал немецких протестантских князей. Во время приготовления к войне с Габсбургами Генрих IV был убит 14 мая 1610 г. фанатиком-католиком Равальяком. 28. УКРЕПЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА ПРИ РИШЕЛЬЕ. «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ» Арман Жан дю Плесси, кардинал, герцог де Ришелье, прозванный "Красным кардиналом", свою политическую карьеру начал в 29 лет, при династии Бурбонов. В 1614 году Ришелье участвовал в работе Генеральных Штатов как депутат от духовенства; через год был назначен духовником Анны, супруги Людовика XIII, а вскоре занял и пост государственного секретаря по иностранным и военным делам. В течение семи лет, часть которых пришлось провести в изгнании, Ришелье вел активную переписку с Марией Медичи и Людовиком.в августе 1624, действующее правительство рухнуло, и по настоянию королевы-матери Ришелье стал "первым министром" короля - пост, на котором ему было суждено пробыть 18 лет. королевское семейство оставалось враждебным к Ришелье. В 1626 центральной фигурой в интриге против кардинала стал молодой маркиз де Шале, который поплатился за это жизнью. Возглавляемое кардиналом правительство уничтожило политическую независимость- гугенотов, выступление вельмож, создало крепкую систему местного управления. Абсолютизма Ришелье сопоставлвял с <общественным благом>. Правительство начало наступление на политические права гугенотов, не отменяя, однако, основных статей Нантского эдикта. К концу 1620-х годов французское правительство имело возможность принимать более активное участие в международных делах, что побудило Ришелье к действиям. Проводились многочисленные военные экспедиции на юг в 1621-1626 гг. В 1627 г. войска осадили центр гугенотов - морской порт Ларошель. В городе начался голод, умерло свыше 22 тыс. чел. 28 октября 1628 г. город сдался. У города отняли привилегии, но право исповедовать кальвинизма сохранилось. Одновременно с этим большая армия была направлена в Лангедок. Юг капитулировал. По мирному договору в Але (<Эдикт милости> 1629 г.) - подтвержден Нантский икт, но отменили 2 статьи. Гугенотское государство перестало существовать. 23 января 1631 после длительных переговоров посланник Ришелье подписал с Густавом Адольфом договор в Бервальде. У Ришелье на первых порах теплилась надежда, что денежных субсидий союзникам будет достаточно для того, чтобы уберечь собственную страну от риска открытого столкновения. Но к концу 1634 оставшиеся в Германии шведские силы и их протестантские союзники были разгромлены испанскими войсками. Весной 1635 Франция формально вступила в войну - сначала против Испании, а затем, год спустя, против Священной Римской империи. Сначала французы потерпели ряд досадных поражений, однако к 1640, когда стало проявляться превосходство Франции, она начала одолевать своего главного врага - Испанию. Более того, французская дипломатия достигла успеха, вызвав антииспанское восстание в Каталонии и ее отпадение и полномасштабную революцию в Португалии, которая покончила с правлением Габсбургов в 1640. Наконец, 19 мая 1643 при Рокруа в Арденнах армия принца де Конде добилась такой сокрушительной победы над знаменитой испанской пехотой, что это сражение принято считать концом испанского доминирования в Европе. Ришелье умер в Париже 5 декабря 1642, не дожив до триумфа в Рокруа и сломленный многочисленными болезнями. Правительство приказывало разрушать замки мятежников. Послушными исполнителями воли короля и его первого министра были члены королевского совета, представители <дворянства мантии>. Все дела вели канцлер и государственные секретари из числа высшего чиновничества. После смерти Ришелье они постепенно превратились в министров. Укрепление абсолютизма повлияло на судебно-административных учреждения Франции – парламенты. Чтобы заставить парламенты повиноваться, их членам предлагалось продавать свои должности, они подвергались изгнанию и даже тюремному заключению. <Политическое завещание>, он является трудом и учебником по управлению государством., пишет о положении Франции в то время: <в нем говорилось о том, что предоставил доступ Ришелье в управлении делами страны, говорил о том, что гугеноты делили государство с королем, что губернаторы провинций вели государями. Его целью было величие короля, второй было могущество королевства>. Ришелье оказал сильнейшее влияние на ход европейской истории. Во внутренней политике он устранил всякую возможность полномасштабной гражданской войны между католиками и протестантами. Ему удалось устранить неповиновение короне и считать это преступлением против страны. Ришелье значительно укрепил позиции королевского совета во всех сферах управления. Организованные торговые компании, защита стратегических интересов в колониях Вест-Индии и Канады открыла новую эру в создании Французской империи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|