ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСОБЕННОСТИ ХОДА ВЕКЛИК.КРЕСТЬЯН.ВОЙНЫ В РАЗЛИЧНЫХ РАЙ-Х ГЕРМАНИИ.ПОСЛЕДСТВИЯ ПОРАЖ.КРЕСТЬЯН.крестьянское движение, охватившее в XVI в. значительную часть Германии и слагавшееся из нескольких местных движений, возникших почти одновременно, хотя отдельные банды восставших К., не имевшие общего начальства, и действовали почти независимо друг от друга. Усиление поборов с крестьян, расширение "господских" прав над сель населением, неблагоприятные изменения в общих соц условиях крестьянского быта, совершившиеся в конце XV и начале XVI вв., брожение умов, вызванное, реформацией, — таковы были главные причины К. войны. Требования крестьян ярко выступают в разных программах — особенно в так называемых "двенадцати статьях" и в гейльброннском проекте. "Двенадцать статей" 1524 г. Под заглавием: "Основательные и истинные главные статьи, в которых считают себя обиженными все поселяне и сельские работники духовных и мирских начальств", были крестьянским манифестом, объединявшим требования большинства. Требования эти были умеренны и справедливы и основывались единственно на св. Писании. Совсем не касаясь вопросов общественного устройства, "статьи" домогались только свободы евангелической проповеди, отмены крепостничества, устранения наиболее обременительных феодал повинностей и уничтожения привилегий, угнетающих массу народа. Гейльброннский проект составлен был комиссией из депутатов от инсургентов, под сильным влиянием Венделя Гиплера и Фридриха Вейнганда. Главная мысль — освобождение крестьян из-под власти дворян, с вознаграждением последних из церковных имуществ, и реформа судов, на основании выборного и общесословного начала. Сообразно с этими основными требованиями и все крестьянское движение разбивается на три главных местных движения: на ЮЗ Германии, откуда вышла программа "двенадцати статей", вождем восстания был Ганс Мюллер из Бульгенбаха; второй район, где наиболее распространенной являлась гейльброннская программа, охватывал Франконию от Ротенбурга и Бенсгейма до Вюрцбурга и Таубера: здесь восстанием руководили Метцлер и рыцарь Гец фон-Берлихинген; наконец, далее к северу, до Тюрингии и Саксонии, в К. восстании важнейшую роль играли анабаптистские стремления, а главным деятелем являлся Фома Мюнцер. Летом 1524 г. восстания начались на верхнем Рейне; затем, мало-помалу распространяясь, они в 1525 г. охватили собою всю Германию, за исключением северной ее части, причем образ действий крестьян делался все более и более решительным, вследствие встреченного ими сопротивления и усиления анабаптистской проповеди. Наконец, начался настоящий террор, имевший целью заставить дворян — исполнить требования восставших, а остававшиеся пока в покое деревни — примкнуть к общему движению. Грабежи и насилия оттолкнули от крестьян многих из числа сочувствовавших движению. Полная разрозненность восставших крестьян, крайне плохое вооружение, непривычка к дисциплине и организации, а также и недостаток в опытных и искусных вождях — все это препятствовало успеху инсургентов, в особенности после того как евангелические и католические государи соединились для подавления мятежа. Курфюрст саксонский Иоанн-Твердый, в союзе с Филиппом Гессенским, саксонскими герцогами Георгом и Генрихом, графом Альбрехтом Мансфельдским и др. князьями, нанес при Франкенгаузене решительное поражение крестьянам. Мюнцер был взят в плен и казнен. Та же участь постигла и предводителей других крестьянских банд в центр. Германии, разбитых и рассеянных союзными князьями. Истреблением поселян при Цаберне и Шейвейлере закончилось К. движение в Эльзасе. В Вюртемберге и Франконии главнокомандующий армии швабского союза, Трухзес фон Вальдбург, вместе с курфюрстом пфальцским, после нескольких сражений (при Бедлингене, Неккаргартахе, Кенигсгофене и Ингольштадте), совершенно подавил восстание. Усмирение крестьян везде было проведено с величайшей жестокостью. Несколько долее держались крестьяне в южн. Швабии, архиепископстве Зальцбургском и Тироле: в последних двух областях правители должны были даже пойти на некоторые уступки. Вообще К. война ухудшила положение крестьян; так как озлобленное дворянство с особым усердием стало налагать на крестьян поборы и повинности. Опустошение целых областей, увеличившееся распадение частей нации, ослабление реформационных стремлений, подавление политической жизни, взаимное недоверие народа и правительства — таковы были печальные результаты неудавшегося движения 13.«АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ».ШМАЛЬКАЛЬДЕНСКАЯ ВОЙНА.АГСБУРСКИЙ МИР.ГЕРМАНИЯ-2/216-НАЧ.17. Аугсбургское исповедание — самый ранний из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для лютеран. Был выработан Меланхтоном и одобрен Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. Документ был представлен Карлу V на рейхстаге в Аугсбурге 25 июня 1530 года, вошедшем в историю как Аугсбургский сейм. Католики в ответ написали папское опровержение, а от лица православных ответил Константинопольский патриарх Иеремия II. Аугсбургское исповедание состоит из 28 вероучительных положений (артикулов). Разногласия с католическим учением выражены весьма осторожно, поскольку Лютерещё лелеет надежду, что император созовёт Вселенский собор. Впоследствии, в латинском издании 1540 года, Меланхтон изменил учение о причащении в интересах сближения с кальвинистами, отчего получилось две редакции Аугсбургского исповедания: invariata и variata. Последняя принималась в основание при заключении всех религиозно-политических договоров. Аугсбургское исповедание во второй редакции было подписано Кальвином и прочими немецкими реформатами, а потому из лютеранского исповедания веры оно превратилось в общепротестантское. Шмалька́льденская война́ (1546—1547) — война между императором Карлом V ипротестантами Шмалькальденского союза. Первый крупный вооружённый конфликт между католиками ипротестантами. Войска союза потерпели сокрушительное поражение при Мюльберге, что привело к подписаниюВиттенбергской капитуляции. По ней курфюршество перешло от эрнестинской к альбертинской линии Веттинов. Большая часть земель побежденных досталась союзнику Карла протестантскому герцогу Морицу Саксонскому. Однако успех Карла был кратковременным, вскоре борьба возобновилась и неудачный для императора её исход привел к Аугсбургскому религиозному миру. Несмотря на временный успех в борьбе северогерманских протестантских городов, вскоре и они должны были покориться императору. То же решился сделать и ландграф Филипп, не надеявшийся уже на военный успех после Мюльбергской катастрофы. Посредниками при переговорах о сдаче Филиппа были Мориц и Иоахим Бранденбургский, но и они не могли добиться от Карла сносных условий для ландграфа. Условия договора капитуляции Карл истолковал в невыгодную для Филиппа сторону. Император лишил Филиппа свободы и долго держал в заключении в тяжёлых условиях под охраной грубых испанских солдат. В сентябре 1547 года открылся рейхстаг в Аугсбурге. Карл провел здесь свой знаменитый интерим, но, несмотря на победу над протестантами, императору не удалось провести интерим на практике: протестанты оказывали ему упорное сопротивление. Планы императора передать империю сыну своему Филиппу, грубое обращение с немцами, присутствие в Германии испанских солдат — всё это вызвало в последней сильное раздражение, которое и закончилось вскоре возобновлением борьбы, причём теперь и Мориц изменил императору. Неудачный для императора её исход привел к Пассаускому договору и, наконец, к Аугсбургскому религиозному миру(признана свобода аугсбургского исповедания, отменен аугсбургский интерим, освобождены Иоганн-Фридрих Саксонский и Филипп Гессенский и обещана амнистия всем изгнанным во время Шмалькальденской войны. 15 августа договор был подписан императором Карлом V.) (Германия в 2.пXVI-XVII) Во второй половине XVI в. начали сказываться последствия великих географических открытий, прежде всего новое направление торговли. Торговые пути через североитальянские города — и Германию, не играли уже прежней роли, первостепенное значение в международной торговле получали пути, связывавшие заморские страны с побережьем Атлантического океана. Одновременно ясно определился упадок Ганзейского союза северогерманских городов, вытесняемого из балтийского торгового района буржуазной Голландией, которая, освободившись от испанского владычества в результате Нидерландской революции, вышла на первое место в мире по внешней торговле и мореплаванию. Зародившееся в XV —начале XVI в. капиталистическое производство Германии в форме мануфактуры не получило дальнейшего развития. В тяжелое состояние стала приходить и бурно процветавшая раньше горная промышленность Саксонии, Гарца, Тюрингии и австрийских земель. В общем хаосе непрерывной грызни и постоянных войн между многочисленными немецкими властителями особенно выделялась борьба двух основных группировок князей — протестантов и католиков — главным образом из-за церковных земель и богатств. Протестантские князья, обогатившиеся в результате секуляризации церковных имуществ, стремились к закреплению своих приобретений. В католическом лагере было много духовных князей, ярых противников секуляризации. Светские князья католического лагеря, хотя и заинтересованные в сохранении церковных имуществ, смотрели на католическую церковь как на политическую опору своей власти и не желали дальнейшего подрыва ее могущества. В этих условиях протестанты организовали В 1608 г. Евангелическую унию, главой которой был избран Фридрих V Пфальцский. В следующем, 1609 году в противовес унии образовался союз католиков. Католическая лига под главенством Максимилиана Баварского. Если Католическая лига опиралась на испанскую монархию и папство, то Протестантская уния видела свою опору во французском короле Генрихе IV и поддерживала тесные связи с Англией и Нидерландами. Таким образом, борьба между двумя лагерями в Германии затрагивала интересы крупных иностранных государств, соперничество между которыми становилось в то время главным моментом в системе международных отношений в Европе. Создавалась угроза переплетения внутригерманской борьбы и назревавших острейших международных конфликтов в один общий узел. Крупная европейская война чуть было не разразилась уже в 1610 г. из-за нижнерейнских княжеств Юлих, Клеве и Берг. Только гибель от руки убийцы французского короля Генриха IV, уже выступившего с войском в поход, привела к постепенному затуханию не успевшего всерьез разгореться конфликта. В надвигавшейся первой общеевропейской (Тридцатилетней) войне раздробленной и раздираемой внутренней борьбой Германии суждено было стать основным полем битвы столкнувшихся между собой иноземных и внутренних сил. 14. ШВЕЙЦАРИЯ В 16-17 В. В НАЧАЛЕ XVI В. в состав Швейцарской конфедерации входило 13 кантонов и несколько союзных земель с населением около 850 тыс. человек. Каждый кантон обладал полной автономией. Общие дела конфедерации решались на союзных собраниях. Военные силы составлялись из ополчений отдельных кантонов. По уровню соц-эконом развития и характеру полит устройства отдельные группы кантонов весьма различались. Лесные кантоны — Швиц, Ури, Унтервальден, Цуг и Люцерн — были сравнительно отсталыми, со значительными пережитками патриархальных отношений. Городские кантоны — Цюрих, Берн, Базель, здесь были распространены хлебопашество, виноградарство, скотоводство, ремесло и торговля. В городских кантонах власть находилась в руках.патрицианских фамилий. Богатые и городские кантоны стремились подчинить своему господству отсталые лесные кантоны, зависевшие от них экономически. Это вызывало столкновения и ослабляло внутреннее единство конфедерации. Только необходимость обороны от соседних государств(Габсбургов) заставляла отдельные кантоны сохранять свой военно-полит союз. Бедствием для Швейцарии стало широко распространившееся наемничество. Правящая аристократия использовала вербовку наемников как источник наживы. Требование покончить с торговлей кровью стало одним из основных требований цвинглианской Реформации в Швейцарии. Ульрих Цвингли и его Реформация. Реформация в Швейцарии проходила в условиях полит.раздробленности и охватила отдельные кантоны. Центр Реформации-Цюрих. Основоположником был Ульрих Цвингли (1484—1531),родился в зажиточной крестьянской семье. После окончания университета в Вене занимался препод. деятельностью в Базеле. Принял духовный сан. В 1515 г. Цвингли в чине полкового священника участвовал в битве при Мариньяно, вкот швейцарские наемники миланского герцога потерпели жестокое поражение от французских войск. Это сделало его противником наемничества. Цвингли начал борьбу против индульгенций и обосновал тезис об оправдании верой. Стал приверженцем Лютера,но разошлись в трактовке догмата о пресуществлении, Цвингли придавал этому символическое значение. Цвинглианская церковь была намного демократичнее лютеранской. Имела республиканское устройство. Проповедники и пастыри избирались общиной. Каждая община ведала своими церковными делами, подчиняясь городскому магистрату. В начале 1523 г. городской совет Цюриха поручил Цвингли провести в городе и кантоне церковную реформу. Из церквей была убрана пышность Церковь стала молитвенным домом, где слушались проповеди пастыря. Отменялись многочисленные праздники, закрывались монастыри. Соц-эконом и полит взгляды Цвингли характеризовались радикализмом. Порицал крепостничество, защищал мелкую собственность крестьян и ремесленников, был сторонником республиканского строя и противником монархии. Цвинглианская Реформация распространилась на ряд других городских кантонов. Протестантские кантоны создали союз и стремились распространить Реформацию по всей Швейцарии. Однако между Цюрихом и Берном происходила острая борьба за лидерство в союзе. В начавшейся войне с католическими лесными кантонами Цюрих оказался одинок и потерпел поражение. Цвингли погиб в битве при Каппеле в 1531 г. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился из Цюриха в Женеву. Кальвинистская Реформация. Жан Кальвин (1509—1564), родился в Нуайоне в семье епископского секретаря. До 1534 г. примыкал к гуманистам,переход на сторону Реформации-внезапно. В 1534 г. гонение на протестантов,он покдает Францию,поселился в Базеле (опубликовал в 1536 г. свое основное богословское сочинение «Наставление в христианской вере»- катехиз кальвинистского вероучения.)Основным положением кальвинизма яв. догмат об абсолютном предопределении, согласно которому участь человека в земной жизни и в «жизни вечной» раз и навсегда предопределена со времени «творения». Он учил, что каждый верующий должен считать, что именно он является божьим избранником, и стремиться всей своей деятельностью оправдать это избрание. В отличие от Лютера, Кальвин считал бога неумолимым и карающим. +Основанная на принципах республиканизма кальвинистская церковно-политическая организация. Община верующих избирала пастыря, пресвитеров ведавших админ.делами, и дьяконов, занимавшихся сбором и распределением милостыни. Высшим органом кальвинистской церкви была консистория в составе 12 старейшин и 5 пасторов, которая ведала церковными делами и подчиняла всю светскую власть. В Женеве, куда Кальвин прибыл в 1536 г., практически была установлена теократия-вызвало недовольство буржуазных кругов, заставивших его покинуть город. В 1541 г. Кальвин с триумфом возвратился в Женеву, и кальвинистская Реформация победила окончательно. Высшей добродетелью объявлялись строгость нравов, бережливость и накопление. Католическая реакция (контрреформация). В н.XVI в. Реформация распространилась в Англии, Шотландии. Это заставило католическую церковь и поддерживавшие ее реакционные феодальные силы перестроиться и перейти в наступление против Реформации и еретического движения. С этой целью был созван Тридентский собор. Под влиянием иезуитов собор подтвердил все догматы католицизма,но попытки вернуть курии прежнее закончились провалом.Используя решение собора и опираясь на иезуитов, папство смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить позиции католицизма даже в тех странах, где ранее имела успех Реформация. Значительно усилились репрессивные средства католической церкви. В Риме был создан центральный инквизиционный трибунал, возглавлявший борьбу с ересями во всем католическом мире. Орден иезуитов. -Боевой орган католической реакции, основанный Игнатием Лойолой. Швейцария в первой половине XVII в. Со смертью в 1594 г. Людвига Пфиффера поборники католицизма в Швейцарии лишились своего вождя. Возобновлен в 1602 г. союза с Францией,договор подписали все кантоны. С этого времени, хотя в Швейцарии и происходили отдельные конфликты между католиками и протестантами, в целом линия на их взаимную терпимость укрепилась. Наличие совместно управляемых земель также сближало кантоны с разными исповеданиями. Для большинства населения страны — швейцарского крестьянства — с началом Тридцатилетней войны сложилась благоприятная экономическая конъюнктура. Вследствие революции цен аграрная продукция подорожала, и крестьяне поспешили воспользоваться к своей выгоде всеми этими возможностями. В свою очередь горожане, имевшие свободный капитал, устремились вкладывать деньги в покупку земли. Вскоре, однако, ситуация резко изменилась.Из соседних странв Швейцарию хлынули потоки монет низкой пробы или попросту обрезанных. Рост дороговизны до предела обострил бедствия городских низов, и местные власти ужесточили регулирование продажи зерна и соли. Крестьяне, напротив, были заинтересованы в свободной торговле ими. В Женеве, Берне, Цюрихе развернулось широкое строительство военных укреплений, в случае распространения войны на Швейцарию.Это стоило дорого, и магистраты значительно повысили налоги, взимая их не только с горожан, но и с деревенского населения, что вызвало волну недовольства. В последние годы Тридцатилетней войны началось падение цен на сельские товары.Это привело в 1653 г, к крупнейшей в швейцарской истории крестьянской войне.Она вспыхнула в землях Люцерна и стала распростронятся, сопровождаясь требованиями сократить налоги, уменьшить чинш и залоговые платежи за землю, разрешить свободную продажу зерна и соли. Во главе крестьянских отрядов стояли, как правило, богатые и влиятельные крестьяне. Поражение повстанцев привело к повсеместному наступлению городов на автономные права деревенских общин, стало началом фактически полного исключения крестьянства из политической жизни конфедерации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|